По всему периметру квадрата выстроены рядами СТРАЖИ ХРИСТИАНСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, В РЫЦАРСКОМ ОРДЕНСКОМ ПОНИМАНИИ, в римском воинском обмундировании…
Арсенал — не складское помещение военных орудий и амуниции. По всеобщему признанию, этот Арсенал — сокровищница, состоящая из 22 масок, Шлютером исполненных, что сосредоточены во внутреннем дворе.
Какие свет и тепло могут быть подобном складе?! Уберите пушки — и почувствуете непременно, что вы в каком-то особом мире. Тогда холод и ветер пронизывали Берлин, а здесь царило преддверие лета, вещающее о мире без войн.
Некоторые считают, что я все время фантазирую.
Только не в этом случае, уверяю вас…
Здание проектирует архитектор, не задумывающийся о своей принадлежности к определенному стилю . Барокко или Классицизму. Он — повелитель осей, свободный от любого диктата, в том числе и ордерного.
Продольная ось проходит через двор, пересекается с поперечной осью, образуя прямоугольный крест. На оси расположены центральные порталы, ведущие во двор. Порталы выделены креповками стены, балконом, колоннами, большим лучковым фронтоном — не ошибешься. До, еще в портале — по особому прорисован замковый камень — потом рассмотрим.
Четыре угла планировочного квадрата закруглены. Благодаря этому, возникают еще две оси, что образуют второй крест — диагональный. Двор — восьмигранный. Восемь — число, исчерпывающее планиметрию Пространства. При нем ничего нельзя ни прибавить, на убавить. Можно лишь дорабатывать до деталей форму, обязанную быть совершенной.
Архитектор дорабатывает форму до Совершенства, пользуясь метром-ритмами, масштабом и пропорциями… Тосканские полуколонны с достоинством держат на своих плечах антаблемент, выстраиваются по второму этажу, опираясь на крепованный и рустованный подиум первого этажа. Масштаб двора таков, чтобы у человека, оказавшегося в нем, не возникло ощущения, что он пойман. Нет, вера в доброту архитектурного замысла неукоснительна.
Округлое сопряжение стен, на которых весит-парит картуш с маской, — чисто экспрессивный барочный прием. Здесь экспрессия не снимает общей гармонии. Почему? Неужели выражение лика маски с закрытыми глазами позволяет продолжить разговор с Вечностью, присущий архитектурной планиметрии и форме?..
Более экспрессивного ракурса наш фотограф — Марина Бреслав — не нашла. Все остальное выдержано в границах некой сдержанности эмоций. Почему? Потому что главное — порталы здания — имеют право на исключительность.
Тот же портал не в ракурсе, а во фронтальной проекции. Мне очень хотелось понять смысл, заключенный в переплетении двух ветвей в главных по геометрии своей точках ограждающих двор фасадов. Что-то заставляло вспоминать «цветок Ринальди». Расхождение во времени между двумя архитекторами значительное, прием очень близок.
Две ветви тесно сплетены. Та, что наверху, — дубовая. Это несомненно. Та ветвь, что под ней — стебли лилии, так трактуются удлиненные листья в «автографе Ринальди»…
В Древней Греции дуб был посвящён Зевсу и Гераклу. Он является символом душевной и физической силы, а также долголетия. Дубовая ветвь символизировала силу, мощь и знатность рода, дубовыми венками награждали самых храбрых воинов. В Древнем Риме дуб был посвящён Юпитеру. Человека, спасшего жизнь римскому гражданину, принято было награждать дубовым венком, называвшимся corona civica.
В христианстве лилия стала символом чистой, девической любви. В древнем Риме, на Крите изображения лилии использовали представители благородных сословий, во Франции лилия стала эмблемой королевской власти. В народной символике лилия является не только символом чистоты, но и «бледной смерти». В народных сказаниях таинственное появление лилии предвещает смерть…
Значит, здесь воедино сплетены жизненная сила, преодолевающая смерть…
Орел – король птиц, самый распространенный символ из всей фауны, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью. Подобно льву среди зверей, орел воспринимается как царственная птица.
Данте не случайно назвал орла птицей Бога: орел в античности олицетворялся с греческим Зевсом и римским Юпитером. Обряд апофеоза (от греч. «обожествление») римских императоров, начиная с Юлия Цезаря, включал процедуру отпускания на волю орла, который, как считалось, уносит на небо душу умершего.
Орел широко используется в системе символов в связи с Солнцем и Небом. Благодаря быстроте и стремительности полета орел ассоциируется с молнией и громом и относится к стихиям воздуха и огня.
В древности орел был символом силы и победы и как следствие часто изображался на штандартах римских легионов. То же значение он имел на оружии многих армий. На римских монетах орел символизировал императорскую власть, а в римском искусстве он изображался возносящим душу императора на небо.
В Библии орел означает величие и всемогущество Бога. Орел, несущий жертву, рассматривался как знак победы высокого над низким. Аристотель утверждал, что орел может прямо смотреть на восходящее солнце, поэтому он стал символом Вознесения. Со змеей в клюве орел обозначает триумф Христа над Сатаной.
Здесь «Юпитеров орел» — тоже «знак победы
высокого над низким»?
Так чьи же лики изображены на месте замковых камней? Воинов? В каком звании? Солдат? Офицеров?
Я задала эти вопросы специально, чтобы показать
абсурдность подобной конкретизации, а возможно,
и любой. Хотя…
Очень уважаемые источники утверждают… «Талант этого художника гораздо ярче, чем в архитектуре, выказался в его скульптурных работах, из которых наиболее замечательны пластические украшения берлинского арсенала, в особенности маски умирающих воинов, красующиеся над окнами — произведения, поразительные по естественности, силе и разнообразию приданного им выражения», Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Чтобы вы убедились в разнообразии изображенного страдания, я покажу маскароны поочередно. Не все 20 ликов, только 7, ибо этого достаточно, для того, чтобы доказать главное: «мрачного трагизма замысла» мы не увидели. Напротив, маски молча кричат, но общей гармоничности двора не сбивают, каким-то образом ее поддерживая и окрашивая…
Говорят… «В 1698 году Шлютеру поручили завершить начатую Нэрингом постройку и произвести отделку здания берлинского арсенала. Главный фасад арсенала оформлен пышной лепной орнаментикой, в которой основным декоративным мотивом являются военные трофеи, свидетельствующие о воинской славе победителя. Фасад, выходящий во двор, своим убранством – масками умирающих воинов – резко контрастирует мрачным трагизмом замысла с триумфальной торжественностью главного фасада. На лицах раненых воинов написано выражение отчаяния, ненависти, страдания; полные патетики и напряженности, они напоминают об ужасах войны».
Говорят… «Фасад, выходящий во двор, своим убранством — масками умирающих воинов — резко контрастирует мрачным трагизмом замысла с триумфальной торжественностью главного фасада. Скульптура барокко охотно обращалась к передаче всевозможных аффектов, и Шлютер вносит большое разнообразие в изображение страдания. Среди воинов есть молодые и старые, кричащие от боли и сдерживающие стон, упорно борющиеся со смертью и покорно испускающие последний вздох. Однако при этом скульптор проявляет сдержанность: суровые, энергично вылепленные головы героев заставляют зрителя думать не только об их страданиях и смерти, но и о силе и мужественности».
Есть еще одно мнение — самое новое, приведенное в последнем роскошном буклете по Берлинскому арсеналу (Цойгхаузу по-немецки)… То — не умирающие или раненые воины, то — титаны: олицетворения Хаоса, проигрывающие в битве с Олимпийскими богами, старающимися установить Порядок. Аналог тоже приведен — Пергамский алтарь, до открытия которого со времени Шлютера должно пройти еще 100 лет.
Все, больше не буду приводить ничьих суждений,
потому что мы уже сделали свое открытие, что требует развивать сюжет в русле ПРАВИЛ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО. Судя по восьмиконечному белому кресту каждый член Мальтийского Ордена должен быть носителем восьми добродетелей: Веры, Милосердия, Правды, Справедливости, Безгрешности,Смирения, Искренности, Терпения.
Эти добродетели имеют вневременное существование:
ибо в них сосредоточено то, что характеризует
СИЛУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА — ЕГО ВЫСОКУЮ,
НАСТОЯЩИМ РЫЦАРЯМ СВОЙСТВЕННУЮ,
МУЖЕСТВЕННОСТЬ…
В Шлютеровых масках изображено страдание человеческого духа, пытающегося преодолеть в себе все низкие побуждения, стремления, страсти.
Попытка «достичь Небесного совершенства в терзаниях камня сердца своего» необычайно трудна. Дух мало подвластен человеческой Воле. Он может превращаться в свою противоположность — Стихию зла, что повяжет Добродетель путами.
Планиметрия двора, подчиненная пространственной гармонии (2 — 4 — 8), позволяет верить, что титанические усилия приведут к Победе Должного. Лики титанов преобразятся. Они перестанут стенать. Они откроют глаза. И наступит Мир Всеобщей Добродетели.
Вас напугало подобное Пророчество?
Вы боитесь Должного, установленного свыше?
Если так, вы не верите в собственные силы…
Историки масонства пишут… «В настоящее время Орден представляет собой международный союз, наследующий священные традиции Суверенного Ордена Иоанна Иерусалимского. Этот союз и в наше время способствует развитию медицины, наук и искусств. Он содействует развитию экономики, государственному менеджменту. В наши дни рыцари не сражаются мечами, не носят железных доспехов. Но, как и прежде, стараются жить по законам христианской любви, добра и помощи ближним, всем нуждающимся, неся братство и мир всем людям».
«Рыцари верят, что христианство – это не прошлое, с его ошибками, а что оно необходимо сегодня и позволит реализовать самые светлые надежды на будущее. Орден и сегодня верен своим духовно-нравственным истокам и решает на новом уровне и в новой обстановке те же задачи, для решения которых он и был создан.
Возможно, именно бережному сохранению своих традиций, основанных на высокой христианской морали, Орден и его дочерние организации обязаны тому, что их история продолжается. Как знать, возможно благородные традиции и богатый исторический опыт Ордена еще ни раз окажутся востребованными человеческой цивилизацией».
Повторяю достаточно известные факты… Счастливыми обладателями Рыцарского креста в современной России являтся: С.К. Шойгу, Б.А.Березовский, П.П.Бородин, Г.Э.Бурбулис, М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин, В.В.Илюшин, В.В.Костиков, М.Ю.Лесин, С.Ф.Лисовский, Е.М.Примаков, А.В.Руцкой, С.А.Филатов, М.Ш.Шаймиев, С.М.Шахрай, В.Б.Юмашев, С.В.Ястржембский…
Император Павел I, Empereur Paul I-er de Russie (1798—1801), был Великим магистром Мальтийского ордена
(de facto).
Император Александр I, Empereur Alexandre I-er de Russie (1801—1803), был протектором Ордена.
Николай Иванович Салтыков, Nicolas Saltikoff (1801—1803), был поручиком Великого магистра.
О чем это говорит?
Применительно к Шлютерову пророчеству
это не говорит ни о чем…