«Вдоль по Питерской» к королевскому дворцу — призраку

Унтер-ден-Линден (бульвар "Под Липами") у Арсенала Шлютера.
Унтер-ден-Линден (бульвар «Под Липами») у Арсенала Шлютера.

Следуя «Вдоль по Питерской» (так я называю бульвар Унтер-ден-Линден), неожиданно упираешься в стройку. Очередную — одну из множества. Липки исчезают — начинается совсем другой — индустриальный — пейзаж. И что они все время строят?!

Строительная «городская скульптура» беспокоит и главное — буквально раздражает чисто геометрический объем, что старинный бульвар запирает, затыкает.

Унтер-ден-Линден (бульвар "Под Липами") при подходе к Арсеналу.
Унтер-ден-Линден (бульвар «Под Липами») при подходе к Арсеналу.

Немецкая пресса пишет разное. Например… «Летом 2011 года рядом с Музейным островом на Дворцовой площади открылся информационный центр «Гумбольдт-бокс» (нем. Humboldt Box). Вызвавший бурную волну негодования со стороны политиков и журналистов «архитектурный монстр галактических масштабов», служит информационной площадкой для одного из значимых культурно-политических проектов под названием «Форум Гумбольдта».

Вид на "Гумбольдт-бокс" со стороны моста. Высота объекта - 30 метров, полезная площадь - 3000 кв. метров, 5 этажей. С верхней видовой площадки можно наблюдать за происходящим в историческом центре города....
Вид на «Гумбольдт-бокс» со стороны моста. Высота объекта —
30 метров, полезная площадь — 3000 кв. метров, 5 этажей.
С верхней видовой площадки можно наблюдать за происходящим
в историческом центре города….

«В рамках этого амбициозного проекта планируется создание в историческом центре Берлина международной культурной зоны, а также реконструкция взорванного в середине прошлого века Берлинского дворца».

«ГУМБОЛЬДТ-БОКС» — МЕТЕОРИТ,
ВОРВАВШИЙСЯ В ЦЕНТР БЕРЛИНА,
ЧТОБЫ ВОЗРОДИТЬ ЕГО, А НЕ ПОГУБИТЬ.
Верите?

Вид на Унтер-ден-Линден с видовой площадки "Гумбольдт-бокса".
Вид на Унтер-ден-Линден с видовой площадки «Гумбольдт-бокса».

Задача информационного центра «Humboldt-Box» — самая благородная: сбор средств и добровольных пожертвований для проведения работ в рамках проекта «Гумбольдт-форум», стоимость которого превышает шестьсот миллионов евро (при этом, ни цента не будет потрачено из казны).

В 2013 году будет заложен первый камень в основании нового дворца. «Humboldt-Box» просуществует ещё пять лет, после чего его снесут, а жители и гости Берлина станут свидетелями возрождения города. Точнее…

«ГУМБОЛЬДТ-БОКС» ЯВИЛСЯ В МИР
С МИССИОНЕРСКОЙ ЦЕЛЬЮ:
ОТДАТЬ ЖИЗНЬ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА БЕРЛИНА.
Куда бы спрятать опыт, что вопит…

Вид на Унтер-ден-Линден с видовой площадки "Гумбольдт-бокса".
Вид на Унтер-ден-Линден с видовой площадки «Гумбольдт-бокса».

Господи, боже мой, как я обманулась!!! Гребла, как могла, против течения времени, чтобы, двигаясь из Настоящего в Прошлое — к туманной поре первых прусских королей — тайны Города постичь. Приплыла, но там ничего нет, кроме руин, которые обещают возродить после того, как не станет Архитектурного монстра. Что это?!

Они разрушают, чтобы строить.
Они строят, чтобы разрушать.
Для них Будущее — возрождение Прошлого.
Они попали в замкнутый круг, петлю….

Вид на Унтер-ден-Линден с видовой площадки "Гумбольдт-бокса". За Шпреей - Арсенал Андреаса Шлютера из времени 1-го прусского короля Фридриха I во всей его барочной красоте.
Вид на Унтер-ден-Линден с видовой площадки «Гумбольдт-бокса».
За Шпреей — Арсенал Андреаса Шлютера из времени
1-го прусского короля Фридриха I во всей его барочной красоте.

Арсенал пострадал при Наполеоне — был восстановлен Шинкелем. Немало потрепала его Вторая Мировая война — современная реконструкция-реставрация все раны залечила, так как было что лечить.

Огромный Королевский дворец того же Шлютера стоял перед Шпреей на противоположной стороне Унтер-ден-Линдена — его нет совсем. Каким образом все это произошло, как случилось?

Берлинский Городской дворец (Berliner Stadtschloß) — главная (зимняя) резиденция бранденбургских маркграфов и курфюрстов, а позднее прусских королей и германских императоров. ДВОРЦА СЕГОДНЯ НЕТ: НИ ОДНОГО КОРПУСА, НИ ФАСАДА...
Берлинский Городской дворец (Berliner Stadtschloß) — главная (зимняя) резиденция бранденбургских маркграфов и курфюрстов, а позднее прусских королей и германских императоров.
ДВОРЦА СЕГОДНЯ НЕТ: НИ ОДНОГО КОРПУСА, НИ ФАСАДА…

Позвольте начать рассказ с Х века – времени образования городов под защитой замков-крепостей владетельных феодалов. Именно тогда две рыбацкие деревушки на реке Шпрее переросли в города. Один из них назывался Берлином (Berlin), другой — Кёльном (Cölln — Colonia), так как там на самом деле был лагерь Римского легиона.

В 1134 году немецкий граф Альбрехт Медведь из дома Асканиев получил эти территории во владение. Так образовалось маркграфство Бранденбург.

В 1413 году после некоторой смуты территория была передана маркграфу из дома  Гогенцоллернов. Династия эта правила в Берлине до 1918 года, то есть 500 лет. За 5 столетий Гогенцоллерны прошли через четыре ступени : маркграфы, курфюрсты, короли, кайзеры (императоры).

Берлинский Городской дворец (Berliner Stadtschloß) — главная (зимняя) резиденция бранденбургских маркграфов и курфюрстов, а позднее прусских королей и германских императоров. ДВОРЦА СЕГОДНЯ НЕТ: НИ ОДНОГО КОРПУСА, НИ ФАСАДА...
Берлинский Городской дворец (Berliner Stadtschloß) — главная (зимняя) резиденция бранденбургских маркграфов и курфюрстов, а позднее прусских королей и германских императоров.
ДВОРЦА СЕГОДНЯ НЕТ: НИ ОДНОГО КОРПУСА, НИ ФАСАДА…

В раннее средневековье на территории Германии было более тысячи государств(!).В 1443 году курфюрст Фридрих II по прозвищу «Железный зуб» начал строительство дворца. На месте, где позднее возникнет шлютеровский шедевр, находилась крепость, контролировавшая торговые пути через Шпрее.

Берлинский Городской дворец — главная (зимняя) резиденция бранденбургских маркграфов и курфюрстов, а позднее прусских королей и германских императоров. ДВОРЦА СЕЙЧАС НЕТ. ПАМЯТНИК "ВЕЛИКОМУ КУРФЮРСТУ" СТОИТ В ШАРЛОТТЕНБУРГЕ.
Берлинский Городской дворец — главная (зимняя) резиденция бранденбургских маркграфов и курфюрстов, а позднее прусских королей и германских императоров. ДВОРЦА СЕЙЧАС НЕТ. ПАМЯТНИК «ВЕЛИКОМУ КУРФЮРСТУ» СТОИТ В ШАРЛОТТЕНБУРГЕ.

После Тридцатилетней войны (1618 — 1648) благоустройством обветшавшего дворца занялся «Великий курфюрст» Фридрих Вильгельм I Бранденбургский (1640 — 1688).

В западной истории Тридцатилетняя война осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов в ряду предшественников Мировых войн XX века. Наибольший урон был нанесён Германии. Многие регионы страны были опустошены и долгое время оставались безлюдными. Шведы сожгли и разрушили практически все металлургические и литейные заводы, рудные копи, а также треть немецких городов. Особенно легкой добычей для мародёров являлись деревни. Демографические потери войны были восполнены в Германии лишь спустя 100 лет.

Берлинский Городской дворец. Внешний облик Шлютерова дворца сохранялся практически без изменений за исключением купола над зданием, возведённым Штюлером и Шадовым в 1845—1853 годы по проекту Карла Фридриха Шинкеля.
Берлинский Городской дворец. Внешний облик Шлютерова дворца сохранялся практически без изменений за исключением купола над зданием, возведённым Штюлером и Шадовым в 1845—1853 годы по проекту Карла Фридриха Шинкеля.

В великолепную королевскую резиденцию
дворец превратил курфюрст Фридрих III,
ставший в 1701 году королём Пруссии Фридрихом I.

Под руководством архитектора Андреаса Шлютера начиная с 1699 года в течение семи лет велось масштабное превращение дворца в грандиозный образец архитектуры протестантского барокко. Но, вдруг все изменилось…

Монетную башню, что замыкала перспективу бульвара Унтер-ден-Линден, пришлось снести из-за допущенных инженерных ошибок. За это в 1706 году в результате дворцовых интриг Шлютер поплатился должностью придворного архитектора, оставшись лишь придворным скульптором. На место Шлютера был назначен его конкурент Иоганн Эозандер фон Гёте, выступивший с новыми архитектурными идеями, по своему стилистическому решению (как было признано позднее) значительно уступавшими Шлютеровым.

Берлинский Городской дворец — главная (зимняя) резиденция бранденбургских маркграфов и курфюрстов, а позднее прусских королей и германских императоров. Фонтан "Нептун", некогда стоявший перед дворцом, СТАВШИМ ПОЗДНЕЕ ПРИЗРАКОМ...
Берлинский Городской дворец — главная (зимняя) резиденция бранденбургских маркграфов и курфюрстов, а позднее прусских королей и германских императоров. Фонтан «Нептун», некогда стоявший перед дворцом, СТАВШИМ ПОЗДНЕЕ ПРИЗРАКОМ…

По легенде, в Берлинском городском дворце обитало известное привидение династии Гогенцоллернов — «Белая женщина», которая своим появлением за три дня до смерти члена монаршей семьи извещала об этом трагическом событии. Впервые привидение появилось в 1628 году, позднее в 1840 и 1850 годах. Смотритель дворца, а позднее его директор Маргарете Кюн заявляла, что последний раз видела привидение 31 января 1945 года — за три дня до бомбардировки дворца.

По другой легенде, взгляд Нептуна в Дворцовом фонтане (ныне известный берлинский фонтан «Нептун»), подаренном кайзеру Вильгельму II городом, был направлен на окна королевской спальни, что чрезвычайно нервировало императрицу Августу Викторию, которая приказала даже развернуть фонтан на 180 градусов.

Берлинский Городской дворец. Архитектор Андреас Шлютер. Парадный двор зимней резиденции прусских королей и кайзеров. Акварель конца XIX века. СЕЙЧАС ДВОРЦА НЕТ - ОН ПРИЗРАК.
Берлинский Городской дворец. Архитектор Андреас Шлютер.
Парадный двор зимней резиденции прусских королей и кайзеров.
Акварель конца XIX века. СЕЙЧАС ДВОРЦА НЕТ — ОН ПРИЗРАК.

После смерти Фридриха I его преемник, Фридрих Вильгельм I — «король-солдат» — уволил большинство работавших при дворе художников из соображений экономии и при опустевшей государственной казне поручил завершить строительство дворца неизвестному ученику Шлютера Мартину Генриху Бёме.

Несмотря на сложности в историю возведения,
Берлинский Городской дворец был признан
шедевром в ряду королевских резиденций Европы.

Берлинский Городской дворец. Парадная лестница. Архитектор Андреас Шлютер. Проект 1706 года.
Берлинский Городской дворец. Парадная лестница.
Архитектор Андреас Шлютер. Проект 1706 года.

Помните Шлютерову спираль в Арсенале? Там — «черная лестница», ставшая «золотой». Здесь Парадная лестница — трехмаршевая, с площадками, превращенными в антресоли, светильниками, нишами, арками, рельефами, горельефами… Все это сочетание разнообразия становится столь экспрессивным, что слышно, как звучит пространство.

Как можно было погубить такую Красоту?!
Никакие идеологические обоснования
в таком случае не должны иметь силы.

Берлинский Городской дворец. Парадная лестница. Архитектор Андреас Шлютер. Проект 1706 года.
Берлинский Городской дворец. Парадная лестница.
Архитектор Андреас Шлютер. Проект 1706 года.

Смотрите… Тот, кто способен в Архитектуре слышать Музыку, увидит это и услышит. Мощный аккорд уходит ввысь и не застывает, потому что там царит Беспредельная вышина… В ней что-то витает и… тает под напором Архитектурной формы, которая Небесную суету прорывает…

И я возношусь. И я улетаю. Нет, я застываю в изумлении. Зачем Шлютер рисует две ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ с КРЕСТАМИ? Он в чем-то сомневается? В том, что деяния человека соотносимы с Божественным актом творения? Ах, Андреас Шлютер! В нем всегда так много печали…

Берлинский Городской дворец. Интерьеры в стиле рококо. Декоратор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф. 1750-е годы. Согласитесь, перед нами - ИЗЫСКАННЫЙ ОБРАЗ ЗЕМНОЙ СУЕТЫ.
Берлинский Городской дворец. Интерьеры в стиле рококо.
Декоратор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф. 1750-е годы.
Согласитесь, перед нами — ИЗЫСКАННЫЙ ОБРАЗ ЗЕМНОЙ СУЕТЫ.

После Шлютера во внутреннем убранстве дворца
принимали участие самые значительные архитекторы
эпохи прусских королей — «фридрицианской»…

Кнобельсдорф Георг Венцеслаус фон (1699-1753), в творчестве которого строгое убранство фасадов в духе палладианства сочетались с изящным декором, выдержанным в формах рококо.

Карл Готтгард Лангганс — автор знаменитых Бранденбургских ворот. Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф — учитель учителя Шинкеля, ну и сам Карл Фридрих Шинкель.

При всем при том никому из них не удалось
превзойти экспрессии интерьеров Шлютера.

Берлинский Городской дворец. Интерьеры в стиле рококо. Декоратор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф. 1750-е годы. Согласитесь, перед нами - ИЗЫСКАННЫЙ ОБРАЗ ЗЕМНОЙ СУЕТЫ.
Берлинский Городской дворец. Интерьеры в стиле рококо.
Декоратор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф. 1750-е годы.
Согласитесь, перед нами — ИЗЫСКАННЫЙ ОБРАЗ ЗЕМНОЙ СУЕТЫ.

Подобные интерьеры создавались в пору Фридриха Вильгельма II — любителя изысканной жизни и всех ее радостных утех. Соответственно, декор превращался в воспоминание о временах Фридриха I — пышных париков и бесконечных празднеств..

Довоенный Берлин...
Довоенный Берлин…
Дворец был свидетелем многих исторических событий Первой мировой войны. С балкона Городского дворца 31 июля и 1 августа 1914 года кайзер Вильгельм II обратился с речами к жителям Берлина, призывая к национальному единству в преддверии начинавшейся войны. С того же балкона 9 ноября 1918 года — после поражения кайзеровской империи и бегства монарха — лидер социалистов Карл Либкнехт провозгласил в Германии социалистическую республику.
Берлин во Вторую Мировую войну, ждущий своего страшного часа.
Берлин во Вторую Мировую войну, ждущий своего страшного часа.

В результате масштабных бомбардировок Берлина 3 и 24 февраля 1945 года здание Городского дворца пострадало от разрушений и пожара. Дворец, у которого сохранились лишь внешние и несущие стены, лестничные марши и отдельные помещения крыла с Белым залом, представлял собой живописную и драматическую картину грандиозных руин.

С 1945 по 1950 годы некоторые помещения дворца, в том числе Белый зал, были кое-как восстановлены для проведения выставок. Для новых властей дворец был символом прусского абсолютизма, и руководство ГДР отказалось от идей дорогостоящего восстановления разрушенного здания и приняло решение о его сносе. По приказу Вальтера Ульбрихта Городской дворец был взорван в конце 1950 года.

После сноса дворца площадь Маркса и Энгельса с 1 мая 1951 года стала местом проведения демонстраций и парадов с трибуной для руководства страны.

Дворец Республики — здание, находившееся на Дворцовой площади на месте снесённого в 1950 году Берлинского Городского Дворца. Торжественное открытие состоялось 23 апреля 1976 года. Строительство продолжалось 2 года 8 месяцев.
Дворец Республики — здание, находившееся на Дворцовой площади на месте снесённого в 1950 году Берлинского Городского Дворца. Торжественное открытие состоялось 23 апреля 1976 года. Строительство продолжалось 2 года 8 месяцев.

Во Дворце Республики проводились заседания Народной палаты ГДР, кроме этого дворец выполнял функции открытого для общественности дворца культуры. После объединения Германии дальнейшая судьба Дворца Республики стала предметом жарких дискуссий. 6 февраля 2006 г. начался постепенный снос здания Дворца Республики, который завершился к концу 2008 г. Официальной причиной сноса объявлено наличие вредного для здоровья асбеста в строительной смеси, из которой построен дворец. Однако в этом решении имеется и политическая подоплёка…

Правительство ГДР приняло решение о сносе
«символа прусского милитаризма и дворянства».
Объединенная Германия боролась со всем,
напоминавшим о «Республике рабочих и крестьян».

В настоящее время на месте Королевского дворца и Дворца Республики открытое пространство под приглядом "Гумбольд-бокса" - "архитектурного монстра галактических масштабов".
В настоящее время на месте Королевского дворца и Дворца Республики открытое пространство под приглядом «Гумбольд-бокса» — «архитектурного монстра галактических масштабов».

Очевидец событий рассказывает… «В момент объединения страны в 1989 году, ранее существовавшее государство ГДР исчезло в один миг. С того момента больше ни одного гвоздя или чего-то другого, что ранее делалось в ГДР, нигде не использовалось. Всё население страны в один момент потеряло работу. Нет-нет, всем выдали пособие по безработице (довольно приличное). Но, оно, конечно, не компенсировало психологические потери. Западные власти и бизнес приняли позицию, что всё, что было при ГДР, никуда не годится. Бывшие ГДР-овцы защищались, как могли и…оставались в проигрыше. Борьба вокруг судьбы Дворца Республики отражала разнополярные взгляды «западников» и «восточников»…

Дворец Республики надо снести и восстановить Королевский дворец – мнение первых. Дворец Республики надо оставить. Он замечателен архитектурно и всегда был настоящим домом для народа — мнение вторых. И все же…

Дворец Республики снесли по причине, что в нем
много вредного для здоровья… асбеста.

Подробнейший макет исторической части Берлина. За Шпреей - так называемый "Остров музеев" с Кафедральным собором и Городским дворцом. МАКЕТ - ВООБРАЖАЕМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ЧТО КОГДА-ТО БЫЛА.
Подробнейший макет исторической части Берлина.
За Шпреей — так называемый «Остров музеев» с Кафедральным собором и Городским дворцом.
МАКЕТ — ВООБРАЖАЕМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ЧТО КОГДА-ТО БЫЛА.

Цитирую статью одного из самых влиятельных российских архитектурных критиков Григория Ревзина — «ДВОРЕЦ ШЛЮТЕРА В БЕРЛИНЕ»…

«После демонтаже Дворца республики встал вопрос о том, не выстроить ли заново дворец Шлютера. В 1993 году правительства Германии и Берлина приняли решение о проведении международного архитектурного конкурса. В 2001 году экспертная комиссия выработала условия конкурса на реконструкцию дворца. Конкурс объявили в 2007 году, сначала – конкурс портфолио от 300 архитекторов, потом конкурс реальных проектов

Подробнейший макет исторической части Берлина. На переднем плане - Городской дворец, за ним Кафедральный собор, Люстгартен ("Сад Утех") и знаменитые музеи Берлина. МАКЕТ - ВООБРАЖАЕМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ЧТО КОГДА-ТО БЫЛА.
Подробнейший макет исторической части Берлина.
На переднем плане — Городской дворец, за ним Кафедральный собор, Люстгартен («Сад Утех») и знаменитые музеи Берлина.
МАКЕТ — ВООБРАЖАЕМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ЧТО КОГДА-ТО БЫЛА.

По условиям конкурса требовалось воссоздать три фасада Андреаса Шлютера, а четвертый (выходящий на Шпрее в виде свалки пристроенных корпусов) сделать современным, выражающим способность сегодняшнего Берлина создать себе символ, не менее сильный, чем архитектура XVIII века. Это был «последний рубеж архитектурной обороны», хотя зачем его было держать – не совсем понятно.

Подробнейший макет исторической части Берлина. На переднем плане - Городской дворец с купольным пространством, выполненным Шинкелем. Фасад Шлютера. МАКЕТ - ВООБРАЖАЕМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ЧТО КОГДА-ТО БЫЛА.
Подробнейший макет исторической части Берлина.
На переднем плане — Городской дворец с купольным пространством, выполненным Шинкелем. Фасад Шлютера.
МАКЕТ — ВООБРАЖАЕМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ЧТО КОГДА-ТО БЫЛА.

Согласно конкурсу во Дворце решено разместить музейный центр Гумбольдт-форум. Нельзя, однако, сказать, что в Берлине не хватает музейных и выставочных пространств. Напротив, это очень музейнообеспеченный город: к огромному Музейному острову XIX века добавился комплекс музеев Западного Берлина, и сегодня здесь музеев в два раза больше, чем можно было бы ожидать в городе с пятимиллионным населением. Что интересно – туристической меккой Берлин это совсем не делает. Но, так или иначе, найти для дворца иную функцию не получилось – причем, по замыслу, в нем должна располагаться коллекция первобытных культур, самая безнадежная с точки зрения культурной привлекательности.

Подготовка к реконструкции-реставрации Шлютерова дворца по сохранившимся архитектурным обломам, очень редким, довоенным фотографиям и современным логическим выводам.
Подготовка к реконструкции-реставрации Шлютерова дворца
по сохранившимся архитектурным обломам, очень редким,
довоенным фотографиям и современным логическим выводам.
Здесь стоит заметить, что дворцы абсолютных монархов, вообще говоря, весьма мало подходят под музеи. Исторически они превратились в музеи во всей Европе, но, по сути, предметом музеефикации является их собственный интерьер. Если же пытаться насыщать эти пространства принципиально иным материалом, то возникает масса проблем. Расположение в чреде кавалерских комнат витрин с наконечниками для стрел и кремниевыми ножами, а во фрейлинских – височных колец, бусин и иголок из рыбьей кости – это какой-то абсурд.
Графическая подготовка к реконструкции-реставрации Шлютерова дворца по сохранившимся архитектурным обломам, очень редким, довоенным фотографиям и современным логическим выводам.
Графическая подготовка к реконструкции-реставрации Шлютерова дворца по сохранившимся архитектурным обломам, очень редким, довоенным фотографиям и современным логическим выводам.

Первая премия присуждена Франческо Стелле, архитектору из Вероны, автору новой ярмарки в Падуе и нескольких вилл в окрестностях Виченцы. Понять, что могло привлечь жюри в этом проекте, с ходу достаточно трудно. Невыразительный нейтральный фасад, выходящий на Шпрее, в жанре мраморной решетки никак не выглядит I премией за главную реконструкцию Европы следующих пяти лет.

Архитектурный модуль для проверки убедительности реконструкции-реставрации Шлютерова дворца по сохранившимся архитектурным обломам, очень редким, довоенным фотографиям и современным логическим выводам.
Архитектурный модуль для проверки убедительности реконструкции-реставрации Шлютерова дворца по сохранившимся архитектурным обломам, очень редким,
довоенным фотографиям и современным логическим выводам.

Фасад, выходящий на Шпрее, – дважды поражение. Во-первых, и фасад Стеллы, и все остальные «посохинские» фасады при примыкании к историческим фасадам Шлютера производят впечатление какой-то растерянной бездарности. Они словно специально нарисованы для того, чтобы показать ошибочность модернистских теорий о том, что главное в классике – система пропорций, членений, может быть – материал, но никак не система декоративных форм. Фасады конкурсантов все как один производят впечатление временного бетонного забора, которым по каким-то причинам пришлось закрыть каре.

Конкурсные предложения по использованию внутреннего пространства Шлютерова дворца в его исторических габаритах. Проект Сергея Чобана - выпускника Петербургской Академии художеств, много строящего и в Германии, и в России...
Конкурсные предложения по использованию внутреннего пространства Шлютерова дворца в его исторических габаритах.
Проект Сергея Чобана — выпускника Петербургской Академии художеств, много строящего и в Германии, и в России…

Вообще говоря, единственным проектом, который выглядит понятно и разумно и с эстетической, и с функциональной точки зрения, является проект Сергея Чобана. Но этот проект содержит в себе слишком критический заряд к затее в целом, чтобы жюри могло его премировать. Чобан прямо говорит: ничего, сопоставимого с фасадом Шлютера, современная архитектура произвести не в состоянии. Она вообще не в состоянии бороться с историей на поле фасада, ее сила в другом, в создании иллюзорных пространств из стекла, в остром контрасте, в техническом исполнении. И он, надо сказать, весьма убедительно это доказывает. Каре с четырьмя барочными фасадами производит впечатление возвращения на поле здравого художественного смысла после каких-то болезненных беспомощных фантазий. Но, естественно, жюри никак не могло согласиться с этим решением. Это означало признать ошибочность собственной логики.

Каков итог? Если бы конкурс происходил в России, я бы рискнул сказать, что идея его никогда не будет воплощена. Но Германия – страна дисциплины. Глядишь, и выстроят. И опять будут удивляться, отчего же это никого не привлекает и совсем не работает?»

Размышления о Будущем... Возникнет Дворец из небытия или не возникнет - останется лишь "Гумбольдт-бокс", чтобы рассказывать Пустоте об идеологической чехарде и, как положено, несбывшихся прекрасных упованиях?
Размышления о Будущем… Возникнет Дворец из небытия
или не возникнет — останется лишь «Гумбольдт-бокс»,
чтобы рассказывать Пустоте об идеологической чехарде
и, как положено, несбывшихся прекрасных упованиях?
Унтер-ден-Линден (бульвар Под Липами) за Арсеналом при переходе через Шпрею по Дворцовому мосту с воинственной скульптурой - новоделом (всего 6 скульптур). В перспективе - башня Ратуши, где все дела города решают.
Унтер-ден-Линден (бульвар Под Липами) за Арсеналом
при переходе через Шпрею по Дворцовому мосту
с воинственной скульптурой — новоделом (всего 6 скульптур).
В перспективе — башня Ратуши, где все дела города решают.

30

31

32

33

 

<—Берлинский собор о протестантизме и прусском духе…

Едут всадники на конях через два тысячелетия…—>

Leave a Reply