Следуя «Вдоль по Питерской» (так я называю бульвар Унтер-ден-Линден), неожиданно упираешься в стройку. Очередную — одну из множества. Липки исчезают — начинается совсем другой — индустриальный — пейзаж. И что они все время строят?!
Строительная «городская скульптура» беспокоит и главное — буквально раздражает чисто геометрический объем, что старинный бульвар запирает, затыкает.
Немецкая пресса пишет разное. Например… «Летом 2011 года рядом с Музейным островом на Дворцовой площади открылся информационный центр «Гумбольдт-бокс» (нем. Humboldt Box). Вызвавший бурную волну негодования со стороны политиков и журналистов «архитектурный монстр галактических масштабов», служит информационной площадкой для одного из значимых культурно-политических проектов под названием «Форум Гумбольдта».
«В рамках этого амбициозного проекта планируется создание в историческом центре Берлина международной культурной зоны, а также реконструкция взорванного в середине прошлого века Берлинского дворца».
«ГУМБОЛЬДТ-БОКС» — МЕТЕОРИТ,
ВОРВАВШИЙСЯ В ЦЕНТР БЕРЛИНА,
ЧТОБЫ ВОЗРОДИТЬ ЕГО, А НЕ ПОГУБИТЬ.
Верите?
Задача информационного центра «Humboldt-Box» — самая благородная: сбор средств и добровольных пожертвований для проведения работ в рамках проекта «Гумбольдт-форум», стоимость которого превышает шестьсот миллионов евро (при этом, ни цента не будет потрачено из казны).
В 2013 году будет заложен первый камень в основании нового дворца. «Humboldt-Box» просуществует ещё пять лет, после чего его снесут, а жители и гости Берлина станут свидетелями возрождения города. Точнее…
«ГУМБОЛЬДТ-БОКС» ЯВИЛСЯ В МИР
С МИССИОНЕРСКОЙ ЦЕЛЬЮ:
ОТДАТЬ ЖИЗНЬ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА БЕРЛИНА.
Куда бы спрятать опыт, что вопит…
Господи, боже мой, как я обманулась!!! Гребла, как могла, против течения времени, чтобы, двигаясь из Настоящего в Прошлое — к туманной поре первых прусских королей — тайны Города постичь. Приплыла, но там ничего нет, кроме руин, которые обещают возродить после того, как не станет Архитектурного монстра. Что это?!
Они разрушают, чтобы строить.
Они строят, чтобы разрушать.
Для них Будущее — возрождение Прошлого.
Они попали в замкнутый круг, петлю….
Арсенал пострадал при Наполеоне — был восстановлен Шинкелем. Немало потрепала его Вторая Мировая война — современная реконструкция-реставрация все раны залечила, так как было что лечить.
Огромный Королевский дворец того же Шлютера стоял перед Шпреей на противоположной стороне Унтер-ден-Линдена — его нет совсем. Каким образом все это произошло, как случилось?
Позвольте начать рассказ с Х века – времени образования городов под защитой замков-крепостей владетельных феодалов. Именно тогда две рыбацкие деревушки на реке Шпрее переросли в города. Один из них назывался Берлином (Berlin), другой — Кёльном (Cölln — Colonia), так как там на самом деле был лагерь Римского легиона.
В 1134 году немецкий граф Альбрехт Медведь из дома Асканиев получил эти территории во владение. Так образовалось маркграфство Бранденбург.
В 1413 году после некоторой смуты территория была передана маркграфу из дома Гогенцоллернов. Династия эта правила в Берлине до 1918 года, то есть 500 лет. За 5 столетий Гогенцоллерны прошли через четыре ступени : маркграфы, курфюрсты, короли, кайзеры (императоры).
В раннее средневековье на территории Германии было более тысячи государств(!).В 1443 году курфюрст Фридрих II по прозвищу «Железный зуб» начал строительство дворца. На месте, где позднее возникнет шлютеровский шедевр, находилась крепость, контролировавшая торговые пути через Шпрее.
После Тридцатилетней войны (1618 — 1648) благоустройством обветшавшего дворца занялся «Великий курфюрст» Фридрих Вильгельм I Бранденбургский (1640 — 1688).
В западной истории Тридцатилетняя война осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов в ряду предшественников Мировых войн XX века. Наибольший урон был нанесён Германии. Многие регионы страны были опустошены и долгое время оставались безлюдными. Шведы сожгли и разрушили практически все металлургические и литейные заводы, рудные копи, а также треть немецких городов. Особенно легкой добычей для мародёров являлись деревни. Демографические потери войны были восполнены в Германии лишь спустя 100 лет.
В великолепную королевскую резиденцию
дворец превратил курфюрст Фридрих III,
ставший в 1701 году королём Пруссии Фридрихом I.
Под руководством архитектора Андреаса Шлютера начиная с 1699 года в течение семи лет велось масштабное превращение дворца в грандиозный образец архитектуры протестантского барокко. Но, вдруг все изменилось…
Монетную башню, что замыкала перспективу бульвара Унтер-ден-Линден, пришлось снести из-за допущенных инженерных ошибок. За это в 1706 году в результате дворцовых интриг Шлютер поплатился должностью придворного архитектора, оставшись лишь придворным скульптором. На место Шлютера был назначен его конкурент Иоганн Эозандер фон Гёте, выступивший с новыми архитектурными идеями, по своему стилистическому решению (как было признано позднее) значительно уступавшими Шлютеровым.
По легенде, в Берлинском городском дворце обитало известное привидение династии Гогенцоллернов — «Белая женщина», которая своим появлением за три дня до смерти члена монаршей семьи извещала об этом трагическом событии. Впервые привидение появилось в 1628 году, позднее в 1840 и 1850 годах. Смотритель дворца, а позднее его директор Маргарете Кюн заявляла, что последний раз видела привидение 31 января 1945 года — за три дня до бомбардировки дворца.
По другой легенде, взгляд Нептуна в Дворцовом фонтане (ныне известный берлинский фонтан «Нептун»), подаренном кайзеру Вильгельму II городом, был направлен на окна королевской спальни, что чрезвычайно нервировало императрицу Августу Викторию, которая приказала даже развернуть фонтан на 180 градусов.
После смерти Фридриха I его преемник, Фридрих Вильгельм I — «король-солдат» — уволил большинство работавших при дворе художников из соображений экономии и при опустевшей государственной казне поручил завершить строительство дворца неизвестному ученику Шлютера Мартину Генриху Бёме.
Несмотря на сложности в историю возведения,
Берлинский Городской дворец был признан
шедевром в ряду королевских резиденций Европы.
Помните Шлютерову спираль в Арсенале? Там — «черная лестница», ставшая «золотой». Здесь Парадная лестница — трехмаршевая, с площадками, превращенными в антресоли, светильниками, нишами, арками, рельефами, горельефами… Все это сочетание разнообразия становится столь экспрессивным, что слышно, как звучит пространство.
Как можно было погубить такую Красоту?!
Никакие идеологические обоснования
в таком случае не должны иметь силы.
Смотрите… Тот, кто способен в Архитектуре слышать Музыку, увидит это и услышит. Мощный аккорд уходит ввысь и не застывает, потому что там царит Беспредельная вышина… В ней что-то витает и… тает под напором Архитектурной формы, которая Небесную суету прорывает…
И я возношусь. И я улетаю. Нет, я застываю в изумлении. Зачем Шлютер рисует две ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ с КРЕСТАМИ? Он в чем-то сомневается? В том, что деяния человека соотносимы с Божественным актом творения? Ах, Андреас Шлютер! В нем всегда так много печали…
После Шлютера во внутреннем убранстве дворца
принимали участие самые значительные архитекторы
эпохи прусских королей — «фридрицианской»…
Кнобельсдорф Георг Венцеслаус фон (1699-1753), в творчестве которого строгое убранство фасадов в духе палладианства сочетались с изящным декором, выдержанным в формах рококо.
Карл Готтгард Лангганс — автор знаменитых Бранденбургских ворот. Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф — учитель учителя Шинкеля, ну и сам Карл Фридрих Шинкель.
При всем при том никому из них не удалось
превзойти экспрессии интерьеров Шлютера.
Подобные интерьеры создавались в пору Фридриха Вильгельма II — любителя изысканной жизни и всех ее радостных утех. Соответственно, декор превращался в воспоминание о временах Фридриха I — пышных париков и бесконечных празднеств..
В результате масштабных бомбардировок Берлина 3 и 24 февраля 1945 года здание Городского дворца пострадало от разрушений и пожара. Дворец, у которого сохранились лишь внешние и несущие стены, лестничные марши и отдельные помещения крыла с Белым залом, представлял собой живописную и драматическую картину грандиозных руин.
С 1945 по 1950 годы некоторые помещения дворца, в том числе Белый зал, были кое-как восстановлены для проведения выставок. Для новых властей дворец был символом прусского абсолютизма, и руководство ГДР отказалось от идей дорогостоящего восстановления разрушенного здания и приняло решение о его сносе. По приказу Вальтера Ульбрихта Городской дворец был взорван в конце 1950 года.
После сноса дворца площадь Маркса и Энгельса с 1 мая 1951 года стала местом проведения демонстраций и парадов с трибуной для руководства страны.
Во Дворце Республики проводились заседания Народной палаты ГДР, кроме этого дворец выполнял функции открытого для общественности дворца культуры. После объединения Германии дальнейшая судьба Дворца Республики стала предметом жарких дискуссий. 6 февраля 2006 г. начался постепенный снос здания Дворца Республики, который завершился к концу 2008 г. Официальной причиной сноса объявлено наличие вредного для здоровья асбеста в строительной смеси, из которой построен дворец. Однако в этом решении имеется и политическая подоплёка…
Правительство ГДР приняло решение о сносе
«символа прусского милитаризма и дворянства».
Объединенная Германия боролась со всем,
напоминавшим о «Республике рабочих и крестьян».
Очевидец событий рассказывает… «В момент объединения страны в 1989 году, ранее существовавшее государство ГДР исчезло в один миг. С того момента больше ни одного гвоздя или чего-то другого, что ранее делалось в ГДР, нигде не использовалось. Всё население страны в один момент потеряло работу. Нет-нет, всем выдали пособие по безработице (довольно приличное). Но, оно, конечно, не компенсировало психологические потери. Западные власти и бизнес приняли позицию, что всё, что было при ГДР, никуда не годится. Бывшие ГДР-овцы защищались, как могли и…оставались в проигрыше. Борьба вокруг судьбы Дворца Республики отражала разнополярные взгляды «западников» и «восточников»…
Дворец Республики надо снести и восстановить Королевский дворец – мнение первых. Дворец Республики надо оставить. Он замечателен архитектурно и всегда был настоящим домом для народа — мнение вторых. И все же…
Дворец Республики снесли по причине, что в нем
много вредного для здоровья… асбеста.
Цитирую статью одного из самых влиятельных российских архитектурных критиков Григория Ревзина — «ДВОРЕЦ ШЛЮТЕРА В БЕРЛИНЕ»…
«После демонтаже Дворца республики встал вопрос о том, не выстроить ли заново дворец Шлютера. В 1993 году правительства Германии и Берлина приняли решение о проведении международного архитектурного конкурса. В 2001 году экспертная комиссия выработала условия конкурса на реконструкцию дворца. Конкурс объявили в 2007 году, сначала – конкурс портфолио от 300 архитекторов, потом конкурс реальных проектов
По условиям конкурса требовалось воссоздать три фасада Андреаса Шлютера, а четвертый (выходящий на Шпрее в виде свалки пристроенных корпусов) сделать современным, выражающим способность сегодняшнего Берлина создать себе символ, не менее сильный, чем архитектура XVIII века. Это был «последний рубеж архитектурной обороны», хотя зачем его было держать – не совсем понятно.
Согласно конкурсу во Дворце решено разместить музейный центр Гумбольдт-форум. Нельзя, однако, сказать, что в Берлине не хватает музейных и выставочных пространств. Напротив, это очень музейнообеспеченный город: к огромному Музейному острову XIX века добавился комплекс музеев Западного Берлина, и сегодня здесь музеев в два раза больше, чем можно было бы ожидать в городе с пятимиллионным населением. Что интересно – туристической меккой Берлин это совсем не делает. Но, так или иначе, найти для дворца иную функцию не получилось – причем, по замыслу, в нем должна располагаться коллекция первобытных культур, самая безнадежная с точки зрения культурной привлекательности.
Первая премия присуждена Франческо Стелле, архитектору из Вероны, автору новой ярмарки в Падуе и нескольких вилл в окрестностях Виченцы. Понять, что могло привлечь жюри в этом проекте, с ходу достаточно трудно. Невыразительный нейтральный фасад, выходящий на Шпрее, в жанре мраморной решетки никак не выглядит I премией за главную реконструкцию Европы следующих пяти лет.
Фасад, выходящий на Шпрее, – дважды поражение. Во-первых, и фасад Стеллы, и все остальные «посохинские» фасады при примыкании к историческим фасадам Шлютера производят впечатление какой-то растерянной бездарности. Они словно специально нарисованы для того, чтобы показать ошибочность модернистских теорий о том, что главное в классике – система пропорций, членений, может быть – материал, но никак не система декоративных форм. Фасады конкурсантов все как один производят впечатление временного бетонного забора, которым по каким-то причинам пришлось закрыть каре.
Вообще говоря, единственным проектом, который выглядит понятно и разумно и с эстетической, и с функциональной точки зрения, является проект Сергея Чобана. Но этот проект содержит в себе слишком критический заряд к затее в целом, чтобы жюри могло его премировать. Чобан прямо говорит: ничего, сопоставимого с фасадом Шлютера, современная архитектура произвести не в состоянии. Она вообще не в состоянии бороться с историей на поле фасада, ее сила в другом, в создании иллюзорных пространств из стекла, в остром контрасте, в техническом исполнении. И он, надо сказать, весьма убедительно это доказывает. Каре с четырьмя барочными фасадами производит впечатление возвращения на поле здравого художественного смысла после каких-то болезненных беспомощных фантазий. Но, естественно, жюри никак не могло согласиться с этим решением. Это означало признать ошибочность собственной логики.
Каков итог? Если бы конкурс происходил в России, я бы рискнул сказать, что идея его никогда не будет воплощена. Но Германия – страна дисциплины. Глядишь, и выстроят. И опять будут удивляться, отчего же это никого не привлекает и совсем не работает?»