Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830-х годов, тем не менее только ходатайство вице-адмирала Н. И. Казнаковa получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма.
Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря. Ссвободное пространство площади позволяло устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.
Окончил Институт гражданских инженеров (ИГИ) в 1885 году по классу Н. В. Султанова, c 1888 года преподаватель ИГИ, с 1905 года и до конца жизни — первый избранный директор ИГИ.
Так же, как и Султанов, проектировал в византийском и псевдорусском стиле. Развил и сделал чрезвычайно востребованной в храмостроении конструкцию свода на перекрещивающихся арках. Он же ввёл её в типологию соборного храма, освободив внутреннее пространство от столпов, став, таким образом, новатором в решении этой задачи. Использование бетона как материала для этих арок так же было в то время новом словом в строительстве. Работы В. А. Косякова — это творческая попытка соединить новую конструкцию с узнаваемым силуэтом и прочими внешними атрибутами «древнерусского» храма.
1 (14) сентября 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова.
8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.
После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой».
В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой.
В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.
История запустения по воспоминаниям очевидцев… «Тогда входящий в храм не увидел бы прежней роскоши и величия. Центральный зал после реконструкции 1954 года был разделён подвесным потолком. Использовалась только одна треть объёма. О былом великолепии напоминали аркады галерей второго этажа — тогда здесь был балкон концертного зала…
Сохранялся византийский орнамент на сводах, колоннада искусственного мрамора, ажурные капители. На месте иконостаса — театральная была устроена сцена. Узкая лестница вела в подкупольное пространство — по ней никто не ходил, наверху царило запустение.
Сквозь выбитые окна веял ветер и лились дожди, а виднеющиеся на куполе звёзды можно было спутать с настоящими. На многие десятилетия здесь обосновались голуби.
Лишь на потрескавшейся стене был виден
побледневший от непогоды лик херувима…
Реставрация Никольского Морского Собора в Кронштадте — грандиозная работа. Достаточно сказать, что только художников-реставраторов работало более 200 человек. В основном, то — молодые люди, фотографии которых вмонтированы в ограждение сквера, возведенного вокруг Собора.
Были расчищены , укреплены и восстановлены, а также, заново воссозданы орнаменты, композиции, мозаики, лепной декор, искусственный мрамор, золочение.
В декоре Собора ощутимо время Модерна. Его изысканный рисунок был и сохранился при реконструкции, весьма достоверной для такого рода работ.
Сопоставляем размеры двух Соборов…
Айя София — четырёхугольник в плане:
75,6 м длины и 68,4 м ширины,
Никольский — внешняя длина с крыльцами
83 метра, ширина — 64 метра.
Высота Софийского собора — 55,6 метров,
диаметр купола — 31, 9 метров.
Высота Никольского собора — 70,5 метров,
диаметр купола — 27 метров.
Размеры Соборов сопоставимы. Существенные различия в диаметре куполов (Софийский на 5 метров шире) и в высотах (Никольский на 15 метров выше). Там и там объемы массивны, с мягким понижением уступов к краям. Там и там — много глухих стен. Но…
Различия между объектами устанавливаются, в первую очередь, по их объемно-пространственным решениям. Значит, впереди ответ на вопрос, насколько священная реликвия христиан определила Собор, возникший после нее через 1, 5 тысячелетия…
Первоначально центральный купол собора имел именно такой блестящий серебристый цвет, поскольку медь была покрыта алюминием, а впоследствии, когда слой алюминия был содран, медь начала окисляться и приобретать характерный зеленовато-бирюзовый оттенок, знакомый всем, кто бывал в Кронштадте до реставрации храма. Теперь, видимо, придется привыкать к обновленному облику собора.
То же касается и поверхности фасадов, которые сейчас кажутся излишне выбеленными и плоскими, тогда как мы привыкли их видеть более темными и осязаемо рельефными. Но, наверное, по этому поводу не стоит сокрушаться: есть надежда на то, что петербургская погода сделает свое дело.
За годы реставрации здесь проделан огромный объем работ, и странная карикатура советских времен — концертный зал в храме и музее павших моряков — стирается, уступая блеску и гордому величию русской истории, что дышит в каждой линии собора.
Замена кровли, восстановление центрального барабана и купола, комплексное восстановление инженерных коммуникаций, внутренние и внешние реставрационные работы, восстановление иконостаса — вот далеко не полный список работ по возвращению подлинного Морского собора Кронштадту.
Восстановление Морского собора началось в 2002 году. Изувеченный эпохой просвещенного атеизма, и обновленный собор предстал взглядам в 2013 году — в год векового юбилея его освящения.
В помощи делу возрождения своего Храма большую роль играли военные моряки всех четырех флотов и Каспийской флотилии, ветераны ВМФ, семьи моряков.
По данным Счетной палаты РФ на реставрацию храма — исторического символа Военно-морского флота РФ — потрачено более 6 млрд рублей.
За счет федеральных средств по линии Минкультуры и Минобороны на реставрацию направлено 4,8 млрд руб.; за счет благотворительных пожертвований (включая взносы военнослужащих ВМФ и членов их семей) из средств Международного благотворительного фонда на воссоздание колоколов, иконостаса и алтаря, памятных досок потрачено 1,3 млрд рублей.
Фасады собора облицованы кирпичом с орнаментами из терракоты, а также декоративными деталями из майолики и мозаики.
Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца — удивительное по красоте и мощи грандиозное сооружение, историческая и культурная доминанта Кронштадта, памятник всем погибшим за Родину морякам, чей крест век назад был виден в море на расстоянии более чем тридцати миль.
По функциональному назначению это, действительно, — служебный вход. По прорисовке, как все элементы Собора, служебный вход выполнен на самом высоком эстетическом уровне.
Эта дверь открыта для всех желающих войти в Храм.. Мы остановились перед ней, замерев от восторга. Такой многозначной красоты мне еще не приходилось видеть…