Альтикье́ро да Дзе́вио (ок. 1330, Верона — ок. 1390, Верона) — итальянский художник, крупнейший представитель падуанской художественной культуры второй половины треченто. По стилю последователь школы, основанной Джотто.
Посмотрите на дату написания этой картины (иконы?). В ней по сути означена особенность представлений о Св. Георгии, характерная для XV и XVI веков в истории европейской культуры.
Св. Георгий рыцарь, точнее — крестоносец, попирающий зло. В данном случае, он защищает прекрасную принцессу, совершенную в чистоте своей (видите овечку), от злых помыслов чудовищного дракона. Господня десница, показавшаяся в разрыве Неба, благословляет рыцаря-крестоносца на подвиг…
Св. Георгий выступает одновременно как богатырь, как проповедник истинной веры и как рыцарственный заступник обреченной невинности. Особой популярностью эпизод драконоборчества пользовался со времен крестовых походов в Западной Европе, где он воспринимался как освящение и оправдание всего комплекса рыцарской культуры.
Крестоносцы, побывавшие в местах легендарной родины Георгия, разносили его славу на Западе, рассказывая о том, что во время штурма Иерусалима в 1099 он участвовал в сражении, явившись как рыцарь с красным крестом на белом плаще. «Приключение» битвы со змеем, бесстрашно принятое на себя ради защиты дамы, вносило в религиозную назидательность дух рыцарского романа.
Эта специфическая окраска легенды о Св. Георгии приобрела
особое значение на исходе западного средневековья,
когда рыцарство приходило в упадок.
Наиболее известные сцены мученичества принадлежат Каталонской школе — прогрессивной ветви испанской художественной культуры XIV — XV веков. Почвой для расцвета школы послужили особенности исторического развития Каталонии и её местные художественные традиции, тесные торговые и культурные контакты с Францией, Италией и Нидерландами. Истоки формирования Каталонской школы восходят к грубоватым, но полным жизненной выразительности романским церковным росписям XI — XIII в.
Восхититесь, как показана толпа местной знати и воинства.
Перспективное сокращение превращает толпу во Вселенское противостояние подвигу одного — стоящего за поруганную Веру…
Что это? Вызов испанской инквизиции, процветавшей в ту пору?
Или, напротив, поддержание её чести и достоинств?
Толпы противников христианской веры продолжают уходить за горизонт. Их не победить одному такому слабому, такому юному…
На правом полотне толпа объята ужасом.
Мучители стараются не слышать Гласа, нисходящего с Неба.
Небо разверзлось. В открывшемся проеме кто-то стоит…
Господь Бог? Он себя являет лишь десницей.
Это Георгий, став за муки Святым,
принял свое духовное воплощение?
А что будет с телом? Оно должно исчезнуть…
Судя по текстам, Георгий встанет и уйдет
вместе со своей «усекновенной» головою…
Вот он — Св. Георгий в своем бытийном воплощении.
Он же — рыцарь в белом одеянии с красным крестом.
Он — спаситель прекрасной девы, чистоту которой подтверждает
белая овечка за ее спиной, щиплющая травку.
Обратите внимание: в картине есть перспектива, только особая — еще не «итальянская». Она строится из совмещения плоскостных планов изображения. Я насчитала пять планов, вместе создающих ощущение реальности изображаемого. Радостного, хотя бой лишь начат.
Нет-нет, такой бой может закончиться лишь победой…
Уге Хайме (умер в 1492, Барселона), испанский живописец. Представитель той же — каталонской школы — Раннего Возрождения. Работал с 1448 — в Барселоне. Писал живописные композиции для заалтарных пространств, обращая особое внимание на выразительность индивидуальных характеристик святых.
Роль Уге в развитии испанской живописи XV века очень велика; можно говорить и о европейской значимости его творчества. Его пышный и декоративный стиль и повествовательная грация принадлежат каталонской традиции; используя некоторые архаичные формулы (например, золотой фон), еще связанные со средневековым лиризмом, Уге, тем не менее, был современным художником, чутким к проблемам пространственного и светового единства и монументальности.
Вам кажется странным выражение лица Св. Георгия?
Думаю, оно просто очень точно прописано.
Святому не нужны земные блага: его удел —
борьба со всем, что попирает Истину и Добро.
Рогир ван дер Вейден (1400 — 1464) — нидерландский живописец. Один из крупнейших мастеров раннего североевропейского Возрождения. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил большой мастерской. В 1450 совершил паломничество в Италию. Ранние произведения ван дер Вейдена не сохранились. Оставшиеся превосходны во всех отношениях…
Они необычайно насыщенны эмоционально.
При этом строги по композиции и филигранно четки по рисунку.
В них плоскостные планы объединяются в целое
великолепно прочувствованной воздушной перспективой.
В цвете преобладают ясные, холодные тона.
А дали…
Исследователи творчества Ван дер Вейдена говорят, что он «вводит условные фоны, сосредотачивая все внимание на переднем плане». Не согласна, я вижу другое…
Он рисует вдали находящийся средневековый город,
несомненно идеализированный, но при этом обладающий
такой реальной достоверностью, что хочется войти в него
и бродить меж домами, замками, монастырями,
встречаясь с местными жителями, святыми и ангелами…
Па́оло Учче́лло (1397, Флоренция — 10 декабря 1475, там же) — итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы.
Для многих работ Уччелло характерна сказочность, изысканная декоративность, красочность и фантастичность; ряд работ овеяны духом куртуазности (например, картина «Св. Георгий»).
В последние годы художник работал мало. Умер в бедности.
В музеях России произведения Уччелло отсутствуют.
Раз так, продемонстрировав фрагмент этой картины,
покажу вам самую знаменитую работу художника…
Фрагмент показан для тех, кто любит «ужастики», как, например, мой родственник — отрок Даниил, одобряющий мои альбомы за обилие всяких жуткостей. Я ему не говорю о том, что дело не во мне, а в художниках, очень точно и очень остро реагирующих на то, что представляла собой и представляет по сю пору история человеческого рода…
Интересна судьба этого художника… Андреас Мантенья родился около 1431 года в итальянском местечке Изола-ди-Картура близ Венеции, в семье дровосека. В 1441 году был усыновлен художником Франческо Скварчоне. Учился у него изобразительному искусству, а также латыни. В 1445 году был записан в цех живописцев Падуи.
В возрасте 17 лет Мантенья в суде добился независимости от Скварчоне и с тех пор работал как самостоятельный художник. В 1460 году он становится придворным художником у герцогов Гонзага.
Мантенья скончался 13 сентября 1506 года в Мантуе.
шапку-невидимку и крылатые сандалии. Но, что есть, то есть…
с просьбой прекратить невыносимые пытки. Не то — Святой Георгий:
ему и в Испании принадлежит первенство среди великомученников.
Обратите внимание, Св. Георгий уже совершил свой подвиг — поверг дракона оземь. Однако этого можно и не заметить, потому что в образе героя нет никакой эмоциональной напряженности: он — идеал гармоничного мироощущения, пребывающий вне событийных невзгод.
Это — приближение Высокого Ренессанса…
Этот Святой Георгий — рыцарь с нимбом святости, который он обрел,
выдержав все мучения. Это — идеальное воплощение силы духа…
Мы — во Флоренции в ту пору, когда Раннее Возрождение собирается перейти к Высокому. Нас ждет встреча с Пьеро ди Козимо (1462-1521) — флорентийским живописцем. Будучи учеником Росселли, ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы.
В живописи Ренессанса сюжеты из классической мифологии были достаточно широко распространены. Знакомство владельцев картин с античными текстами считалось великосветским тоном. Нельзя отставать от моды! Картина Пьеро ди Козимо украшала стены палаццо Строцци во Флоренции.
Есть в картине что-то детское, а может быть — только сказочное. Все очень подвижно… И утесы на дальнем плане с такими чудесными домиками, из которых бегут люди, не то чтобы защищать Андромеду, не что чтобы не упустить чего-то интересного. И стенающая Андромеда, стыдливо укутанная в белоснежные покровы. И облаченные в траурные — синие — цвета, горестно рыдающие родители принцессы, отданной на смерть из-за бахвальства матери…
Примерно с 1500, когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после семнадцатилетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и сфумато (туманные, расплывчатые контуры). Он перешел от смешанной техники — темперой и маслом — к работе одним только маслом. Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать.
“Персей и Андромеда» — одна из его поздних картин. В ней есть множество интересных трактовок сюжета. Например, здесь Кето — мать Медузы горгоны — стара, как мир. Она устала от вечной битвы с юнцом — лежит на боку, устало гребет левой лапой. Хвост свернут в активно движущуюся спираль? Это — по привычке. Господи, как утомительна Вечность…
Здесь все чудесным образом совмещено во времени. В облаках Персей еще летит на подвиг. На берегу он уже стоит победителем, принимающим благодарности от родителей принцессы. Ему славу поет толпа, машущая пальмовыми ветвями, В его честь звучит музыка, исполняемая придворными музыкантами…
Согласитесь, есть в картине наивная чистота. Именно ее через несколько веков попытаются возродить прерафаэлиты.
Мне так нравится картина: не могу не показать еще один — более укрупненный — фрагмент. Здесь изображены домики: узкие, в два или три этажа, то есть еще не порвавшие связи с Средневековьем. В центре — Синьория с часозвонницей и шпилем. За нею — царский дворец, превращенный в крепость. На площади на постаментах стоят статуи богов. По-моему, в этот момент на ней происходит жертвоприношение: горожане хотят закласть быка, посвятив его богу Посейдону.
На дальнем плане — гора. Так как время в картине совмещается, может быть это — превращенный в гору Атлант. Помните, Персей отомстил титану за негостеприимство, вынув из сумки голову Медузы, что после смерти обрела свой ужасный дар.
Легенда об убийстве Георгием змия восходит к дохристианским культам. Античная мифология знает ряд сходных сюжетов: Зевс побеждает Тифона, имевшего на затылке сто драконовых голов, Аполлон одержал победу над драконом Пифоном, а Геракл- над Лернейской гидрой. Наиболее близким по сюжету к чуду Георгия о змие является миф о Персее и Андромеде: Персей побеждает морское чудовище и спасает царевну Андромеду, отданную этому змею на съедение.
Чудо Георгия о змие имеет иносказательное толкование: царевна — церковь, змей — язычество, то есть Георгий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников. Также это чудо рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».
Святой Георгий изрек… «Не бойтесь! если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье своё». Царь же, выйдя навстречу ему, сказал ему: «Как зовут тебя, мой господин?» Он же ответил: «Георгием зовут».
Тогда воскликнули люди все как один, говоря: «Тобою веруем в единого Бога Вседержителя и в единого Сына его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в Святой животворный Дух».
Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство, крещение по преданию приняло множество народа (в разных списках от 25 000 до 240 000), а в городе построили церковь в честь Богородицы.