Сказ о превращении Персея в Святого Георгия. Часть 1

Альтикье́ро да Дзе́вио (ок. 1330, Верона — ок. 1390, Верона) — итальянский художник, крупнейший представитель падуанской художественной культуры второй половины треченто. По стилю последователь школы, основанной Джотто.

Капелла Сан Джордже
XIV ВЕК. Падуя. Капелла Сан Джордже. Фрески Альтикьеро да Дзевио и Джакопо д’Аванцо. Около 1377—1379. Внизу по центру — «Распятие Христа» Альтикьеро да Дзевио. Около 1379 года. Готика, Предвозрождение
Капелла Сан Джордже
XIV ВЕК. Падуя. Капелла Сан Джордже. Внизу — «Усекновение главы святого Георгия» Альтикьеро да Дзевио. Около 1379 года. Готика, Предвозрождение.
Капелла Сан Джордже
XIV ВЕК. Падуя. Капелла Сан Джордже. Внизу — «Усекновение главы святого Георгия» Альтикьеро да Дзевио. Около 1379 года. Готика, Предвозрождение.
Св. Георгий
XV ВЕК. Франция. Андрес Марсаль де Саксе. «Св. Георгий, убивающий дракона», центральная часть альтаря св. Георгия. Около 1400 года

Посмотрите на дату написания этой картины (иконы?). В ней по сути означена особенность представлений о Св. Георгии, характерная для XV и XVI веков в истории европейской культуры.

Св. Георгий рыцарь, точнее — крестоносец, попирающий зло. В данном случае, он защищает прекрасную принцессу, совершенную в чистоте своей (видите овечку), от злых помыслов чудовищного дракона. Господня десница, показавшаяся в разрыве Неба, благословляет рыцаря-крестоносца на подвиг…

Св. Георгий
XV век. Иллюстрация из Бревиария Мартина Арагонского.
Св. Георгий изображен в плаще крестоносца

Св. Георгий выступает одновременно как богатырь, как проповедник истинной веры и как рыцарственный заступник обреченной невинности. Особой популярностью эпизод драконоборчества пользовался со времен крестовых походов в Западной Европе, где он воспринимался как освящение и оправдание всего комплекса рыцарской культуры.

Крестоносцы, побывавшие в местах легендарной родины Георгия, разносили его славу на Западе, рассказывая о том, что во время штурма Иерусалима в 1099 он участвовал в сражении, явившись как рыцарь с красным крестом на белом плаще. «Приключение» битвы со змеем, бесстрашно принятое на себя ради защиты дамы, вносило в религиозную назидательность дух рыцарского романа.

Эта специфическая окраска легенды о Св. Георгии приобрела
особое значение на исходе западного средневековья,
когда рыцарство приходило в упадок.

Санта Анастасия
XV ВЕК. Верона. Часовня Пеллегрини, церковь Санта Анастасия.
«Святой Георгий и принцесса» (правая сторона). Фреска Антонио Пизанелло. 1436-38 годы.
Санта Анастасия
XV ВЕК. Верона. Часовня Пеллегрини, церковь Санта Анастасия.
«Святой Георгий и принцесса» (фрагмент). Фреска Антонио Пизанелло. 1436-38 годы.
мученичество св. Георгия
XV ВЕК. Марторелл Бернардо. Сцены мученичества св. Георгия: «Бичевание». Каталония, художник известен с 1427-1452

Наиболее известные сцены мученичества принадлежат Каталонской школе — прогрессивной ветви испанской художественной культуры XIV — XV веков. Почвой для расцвета школы послужили особенности исторического развития Каталонии и её местные художественные традиции, тесные торговые и культурные контакты с Францией, Италией и Нидерландами. Истоки формирования Каталонской школы восходят к грубоватым, но полным жизненной выразительности романским церковным росписям XI — XIII в.

Восхититесь, как показана толпа местной знати и воинства.
Перспективное сокращение превращает толпу во Вселенское противостояние подвигу одного — стоящего за поруганную Веру…
Что это? Вызов испанской инквизиции, процветавшей в ту пору?
Или, напротив, поддержание её чести и достоинств?

св. Георгий
XV ВЕК. МАРТОРЕЛЛ БЕРНАРДО Сцены мученичества св. Георгия:
«Св. Георгия волокут привязанным к коню», «Св. Георгий обезглавленный».
Каталония, художник известен с 1427-1452

Толпы противников христианской веры продолжают уходить за горизонт. Их не победить одному такому слабому, такому юному…

На правом полотне толпа объята ужасом.
Мучители стараются не слышать Гласа, нисходящего с Неба.
Небо разверзлось. В открывшемся проеме кто-то стоит…
Господь Бог? Он себя являет лишь десницей.
Это Георгий, став за муки Святым,
принял свое духовное воплощение?

А что будет с телом? Оно должно исчезнуть…
Судя по текстам, Георгий встанет и уйдет
вместе со своей «усекновенной» головою…

Св. Георгий
XV ВЕК. Марторелл Бернардо. «Св. Георгий — победитель».
Каталония. 1430 — 1435.

Вот он — Св. Георгий в своем бытийном воплощении.
Он же — рыцарь в белом одеянии с красным крестом.
Он — спаситель прекрасной девы, чистоту которой подтверждает
белая овечка за ее спиной, щиплющая травку.

Обратите внимание: в картине есть перспектива, только особая — еще не «итальянская». Она строится из совмещения плоскостных планов изображения. Я насчитала пять планов, вместе создающих ощущение реальности изображаемого. Радостного, хотя бой лишь начат.

Нет-нет, такой бой может закончиться лишь победой…

Триптих Св. Георгия
XV ВЕК. Уге Хайме. «Триптих Св. Георгия». 1459 — 1460

Уге Хайме (умер в 1492, Барселона), испанский живописец. Представитель той же — каталонской школы — Раннего Возрождения. Работал с 1448 — в Барселоне. Писал живописные композиции для заалтарных пространств, обращая особое внимание на выразительность индивидуальных характеристик святых.

Роль Уге в развитии испанской живописи XV века очень велика; можно говорить и о европейской значимости его творчества. Его пышный и декоративный стиль и повествовательная грация принадлежат каталонской традиции; используя некоторые архаичные формулы (например, золотой фон), еще связанные со средневековым лиризмом, Уге, тем не менее, был современным художником, чутким к проблемам пространственного и светового единства и монументальности.

Вам кажется странным выражение лица Св. Георгия?
Думаю, оно просто очень точно прописано.
Святому не нужны земные блага: его удел —
борьба со всем, что попирает Истину и Добро.

Италия
XV ВЕК. Италия. Флорентийская школа. Паоло Уччелло.
«Святой Георгий и дракон». 1456. Лондон. Национальная галерея
Поединок Св. Георгия с драконом
XV ВЕК. Нидерланды. Рогир Ван дер Вейден.
«Поединок Св. Георгия с драконом». После 1450 года

Рогир ван дер Вейден (1400 — 1464) — нидерландский живописец. Один из крупнейших мастеров раннего североевропейского Возрождения. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил большой мастерской. В 1450 совершил паломничество в Италию. Ранние произведения ван дер Вейдена не сохранились. Оставшиеся превосходны во всех отношениях…

Они необычайно насыщенны эмоционально.
При этом строги по композиции и филигранно четки по рисунку.
В них плоскостные планы объединяются в целое
великолепно прочувствованной воздушной перспективой.
В цвете преобладают ясные, холодные тона.
А дали…

Рогир Ван дер Вейден
XV ВЕК. Нидерланды. Рогир Ван дер Вейден. «Средневековый пейзаж».
После 1450 года

Исследователи творчества Ван дер Вейдена говорят, что он «вводит условные фоны, сосредотачивая все внимание на переднем плане». Не согласна, я вижу другое…

Он рисует вдали находящийся средневековый город,
несомненно идеализированный, но при этом обладающий
такой реальной достоверностью, что хочется войти в него
и бродить меж домами, замками, монастырями,
встречаясь с местными жителями, святыми и ангелами…

Битва святого Георгия с драконом
XV ВЕК. Италия. Флорентийская школа. Паоло Уччелло.
«Битва святого Георгия с драконом». 1458-1460. Париж

Па́оло Учче́лло (1397, Флоренция — 10 декабря 1475, там же) — итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы.

Для многих работ Уччелло характерна сказочность, изысканная декоративность, красочность и фантастичность; ряд работ овеяны духом куртуазности (например, картина «Св. Георгий»).

Святой Георгий и дракон
XV ВЕК. Италия. Флорентийская школа. Паоло Уччелло.
«Святой Георгий и дракон». 1456. Лондон. Национальная галерея

В последние годы художник работал мало. Умер в бедности.
В музеях России произведения Уччелло отсутствуют.
Раз так, продемонстрировав фрагмент этой картины,
покажу вам самую знаменитую работу художника…

Святой Георгий и дракон
XV ВЕК. Италия. Флорентийская школа. Паоло Уччелло.
«Святой Георгий и дракон» (фрагмент). 1456. Лондон. Национальная галерея

Фрагмент показан для тех, кто любит «ужастики», как, например, мой родственник — отрок Даниил, одобряющий мои альбомы за обилие всяких жуткостей. Я ему не говорю о том, что дело не во мне, а в художниках, очень точно и очень остро реагирующих на то, что представляла собой и представляет по сю пору история человеческого рода…

Бог Гермес с Пегасом
XV ВЕК. Падуанская школа. Андреа Мантенья. «Бог Гермес с Пегасом». 1463.

Интересна судьба этого художника… Андреас Мантенья родился около 1431 года в итальянском местечке Изола-ди-Картура близ Венеции, в семье дровосека. В 1441 году был усыновлен художником Франческо Скварчоне. Учился у него изобразительному искусству, а также латыни. В 1445 году был записан в цех живописцев Падуи.

В возрасте 17 лет Мантенья в суде добился независимости от Скварчоне и с тех пор работал как самостоятельный художник. В 1460 году он становится придворным художником у герцогов Гонзага.

Мантенья скончался 13 сентября 1506 года в Мантуе.

Неожиданно вторжение в историю Св. Георгия античного мифа, рассказывающего, как нимфы добыли для него крылатого коня,
шапку-невидимку и крылатые сандалии. Но, что есть, то есть…
Мученичество Св. Себастьяна
XV ВЕК. Италия. Падуанская школа. Андреас Мантенья.
«Мученичество Св. Себастьяна».
На лике Святого запечатлено страдание и обращение к Богу
с просьбой прекратить невыносимые пытки. Не то — Святой Георгий:
ему и в Испании принадлежит первенство среди великомученников.
Св.Георгий
XV ВЕК. Италия. Падуанская школа. Андреа Мантенья. «Св.Георгий». 1446.

Обратите внимание, Св. Георгий уже совершил свой подвиг — поверг дракона оземь. Однако этого можно и не заметить, потому что в образе героя нет никакой эмоциональной напряженности: он — идеал гармоничного мироощущения, пребывающий вне событийных невзгод.

Это — приближение Высокого Ренессанса…

Этот Святой Георгий — рыцарь с нимбом святости, который он обрел,
выдержав все мучения. Это — идеальное воплощение силы духа…

Поединок Св. Георгия с драконом
XV ВЕК. Италия. Венецианская школа. Джованни Беллини.
«Поединок Св. Георгия с драконом». Алтарь Песаро (предел?), 1471-1474
Святой Георгий
XV ВЕК. Италия. Венецианская школа. Джованни Беллини.
«Поединок Св. Георгия с драконом». Алтарь Песаро (предел?), 1471-1474
Мадонна
XV ВЕК. Мадонна делла Канделетта. Кривелли Карло. 1490-1492.
Пинакотека Брера. Милан. Справа от Мадонны — Св. Георгий.
В уровне малых икон изображено два сюжета из его жития:
«Мученичество Св. Георгия», «Св. Георгий и дракон»
Св. Георгий и дракон
Мадонна делла Канделетта (нижняя икона — «Св. Георгий и дракон».
Кривелли Карло. 1490-1492.
Битва Св. Георгия с драконом
Карло Кривелли. «Битва Св. Георгия с драконом» (вариант). 1490-е
фрагмент
Карло Кривелли. «Битва Св. Георгия с драконом» (фрагмент). 1490-е
Персей, спасающий Андромеду
XVI ВЕК. Пьеро ди Козимо. «Персей, спасающий Андромеду». 1515 — 1520.
Персей изображен дважды — сначала он виден в момент полета
с правой стороны композиции, а затем — на спине чудовища,
старающимся нанести смертельный удар зверю.

Мы — во Флоренции в ту пору, когда Раннее Возрождение собирается перейти к Высокому. Нас ждет встреча с Пьеро ди Козимо (1462-1521) — флорентийским живописцем. Будучи учеником Росселли, ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы.

В живописи Ренессанса сюжеты из классической мифологии были достаточно широко распространены. Знакомство владельцев картин с античными текстами считалось великосветским тоном. Нельзя отставать от моды! Картина Пьеро ди Козимо украшала стены палаццо Строцци во Флоренции.

Персей, спасающий Андромеду
XVI ВЕК. Пьеро ди Козимо. «Персей, спасающий Андромеду» (фрагмент).
1515 — 1520

Есть в картине что-то детское, а может быть — только сказочное. Все очень подвижно… И утесы на дальнем плане с такими чудесными домиками, из которых бегут люди, не то чтобы защищать Андромеду, не что чтобы не упустить чего-то интересного. И стенающая Андромеда, стыдливо укутанная в белоснежные покровы. И облаченные в траурные — синие — цвета, горестно рыдающие родители принцессы, отданной на смерть из-за бахвальства матери…

Персей
XVI ВЕК. Пьеро ди Козимо. «Персей, спасающий Андромеду» (фрагмент).
1515 — 1520

Примерно с 1500, когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после семнадцатилетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и сфумато (туманные, расплывчатые контуры). Он перешел от смешанной техники — темперой и маслом — к работе одним только маслом. Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать.

“Персей и Андромеда» — одна из его поздних картин. В ней есть множество интересных трактовок сюжета. Например, здесь Кето — мать Медузы горгоны — стара, как мир. Она устала от вечной битвы с юнцом — лежит на боку, устало гребет левой лапой. Хвост свернут в активно движущуюся спираль? Это — по привычке. Господи, как утомительна Вечность…

Персей, спасающий Андромеду
XVI ВЕК. Пьеро ди Козимо. «Персей, спасающий Андромеду» (фрагмент).
1515 — 1520

Здесь все чудесным образом совмещено во времени. В облаках Персей еще летит на подвиг. На берегу он уже стоит победителем, принимающим благодарности от родителей принцессы. Ему славу поет толпа, машущая пальмовыми ветвями, В его честь звучит музыка, исполняемая придворными музыкантами…

Согласитесь, есть в картине наивная чистота. Именно ее через несколько веков попытаются возродить прерафаэлиты.

Персей
XVI ВЕК. Пьеро ди Козимо. «Персей, спасающий Андромеду» (фрагмент).
1515 — 1520

Мне так нравится картина: не могу не показать еще один — более укрупненный — фрагмент. Здесь изображены домики: узкие, в два или три этажа, то есть еще не порвавшие связи с Средневековьем. В центре — Синьория с часозвонницей и шпилем. За нею — царский дворец, превращенный в крепость. На площади на постаментах стоят статуи богов. По-моему, в этот момент на ней происходит жертвоприношение: горожане хотят закласть быка, посвятив его богу Посейдону.

На дальнем плане — гора. Так как время в картине совмещается, может быть это — превращенный в гору Атлант. Помните, Персей отомстил титану за негостеприимство, вынув из сумки голову Медузы, что после смерти обрела свой ужасный дар.

Поединок Св. Георгия с драконом
XVI ВЕК. Бек Леонхард. «Поединок Св. Георгия с драконом».
Поединок святого Георгия и дракона
XVI ВЕК. Италия. Венецианская школа. Витторе Карпаччо.
«Поединок святого Георгия и дракона». 1502-1508. Венеция.
Scuola di San Giorgio degli Schiavoni

Легенда об убийстве Георгием змия восходит к дохристианским культам. Античная мифология знает ряд сходных сюжетов: Зевс побеждает Тифона, имевшего на затылке сто драконовых голов, Аполлон одержал победу над драконом Пифоном, а Геракл- над Лернейской гидрой. Наиболее близким по сюжету к чуду Георгия о змие является миф о Персее и Андромеде: Персей побеждает морское чудовище и спасает царевну Андромеду, отданную этому змею на съедение.

Чудо Георгия о змие имеет иносказательное толкование: царевна — церковь, змей — язычество, то есть Георгий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников. Также это чудо рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».

Витторе Карпаччо
XVI ВЕК. Италия. Венецианская школа. Витторе Карпаччо.
«Поединок святого Георгия и дракона». 1502-1508. Венеция.
Scuola di San Giorgio degli Schiavoni
Витторе Карпаччо
XVI ВЕК. Италия. Венецианская школа. Витторе Карпаччо.
«Поединок святого Георгия и дракона». 1502-1508. Венеция.
Scuola di San Giorgio degli Schiavoni
Витторе Карпаччо
XVI ВЕК. Италия. Венецианская школа. Витторе Карпаччо.
«Триумф святого Георгия». 1502-1507. Венеция.
Scuola di San Giorgio degli Schiavoni

Святой Георгий изрек… «Не бойтесь! если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье своё». Царь же, выйдя навстречу ему, сказал ему: «Как зовут тебя, мой господин?» Он же ответил: «Георгием зовут».

Тогда воскликнули люди все как один, говоря: «Тобою веруем в единого Бога Вседержителя и в единого Сына его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в Святой животворный Дух».

Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство, крещение по преданию приняло множество народа (в разных списках от 25 000 до 240 000), а в городе построили церковь в честь Богородицы.

Триумф святого Георгия
XVI ВЕК. Италия. Венецианская школа. Витторе Карпаччо.
«Триумф святого Георгия» (фрагмент). 1502-1507. Венеция.
Scuola di San Giorgio degli Schiavoni
Триумф святого Георгия
XVI ВЕК. Италия. Венецианская школа. Витторе Карпаччо.
«Триумф святого Георгия» (фрагмент). 1502-1507. Венеция.
Scuola di San Giorgio degli Schiavoni
Витторе Карпаччо
XVI ВЕК. Италия. Венецианская школа. Витторе Карпаччо.
«Триумф святого Георгия» (фрагмент). 1502-1507. Венеция.
Scuola di San Giorgio degli Schiavoni
Витторе Карпаччо
XVI ВЕК. Италия. Венецианская школа. Витторе Карпаччо.
«Триумф святого Георгия» (фрагмент). 1502-1507. Венеция.
Scuola di San Giorgio degli Schiavoni
Мучение Св. Себастьяна
XVI ВЕК. Италия. Умбрийская школа. Пьетро Перуджино.
«Мучение Св. Себастьяна». 1494
Пьетро Перуджино
XVI ВЕК. Италия. Умбрийская школа. Пьетро Перуджино.
Фрески из залы приемов Правления биржи в Перудже.
«Доблесть и Умеренность с античными героями».
Фрагмент «Архангел Михаил»
Архангел Михаил, побеждающий дракона
Рафаэль Санти. «Архангел Михаил, побеждающий дракона». 1505
Св. Георгий и дракон
Рафаэль Санти, «Св. Георгий и дракон», 1505-1506
Святой Георгий
Рафаэль Санти. «Святой Георгий, борющийся с драконом». 1520

Мадонна

 

<- Истоки превращения Персея в Святого Георгия

Сказ о превращении Персея в Святого Георгия. Часть 2 ->

Leave a Reply