![Ника Самофракийская (190 год до н. э.) — древнегреческая мраморная скульптура богини Ники. В настоящее время Ника находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/01-144-768x1024.jpg)
Правильно установлена Ника — по оси, на верхней площадке лестницы, что позволяет посетителям идти на поклонение Великой богине, неся ей свое признание за Победу.
Здесь движение организовано так, что при смешении со встречным потоком восходящие превращаются в толпу, образующую буруны — столпотворения.
Так Лувр отнимает свое у себя.
По непониманию? По расхождению Идеи и реалий?
Сожалею, что такая драгоценность пропала,
как ВЕЛИЧИЮ ПОКЛОНЕНИЕ.
![Ника Самофракийская. Самофракия. Ок. 190 г. до н.э. Найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году была отправлена во Францию.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/02-144-768x1024.jpg)
Найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году была отправлена во Францию.
Мы — на верхней площадке. Можно не падать на колени, можно не простираться ниц, Ника поднята на пьедестал и при любых условиях возвышается над толпой.
Ника, Виктория, Победа — она:
в женском образе воплощенные СИЛА и ВЕЛИЧИЕ.
Мужской образ все переведет в сражение,
кровопролитное, многожертвенное…
Здесь нет страданий,
здесь есть чистая, ликующая ПОБЕДА.
![Ника Самофракийская. Самофракия. Ок. 190 г. до н.э. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/03-144-768x1024.jpg)
Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля.
Ветер раздувает складки хитона Великой богини,
превращает их в спирали, что позволяют ей взмыть…
И она взмывает? Нет, она замирает
в столь же великом внутреннем напряжении.
Нет рук, нет головы и глаз. Состояние передает
чистое движение — порыв, к Славе устремление.
![Ника Самофракийская. Самофракия. Ок. 190 г. до н.э. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого лартийского мрамора (Родос). Кто автор Ники, убравший все лишнее из глыбы камня, неизвестно.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/04-144-768x1024.jpg)
Статуя сделана из парийского мрамора, корабль —
из серого лартийского мрамора (Родос).
Кто автор Ники, убравший все лишнее из глыбы камня, неизвестно.
Ника Самофракийская — победа ВЕЛИЧИЯ и КРАСОТЫ,
что не знает равных себе во всем Мире.
![ФРА БЕАТО АНЖЕЛИКО. Алтарь Сан Доменико. «Коронация Богоматери». 1430 - 32. Лувр, Париж. Это одна из наиболее знаменитых работ Фра Анжелико - блестящий пример искусства художника в технике темперы, ее свежие цвета не изменились с течением времени.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/05-144.jpg)
Главное в сюжете — восхождение Богоматери по ступеням ввысь, туда, где Христос «восседает во славе» — ее Сын. Ступени из многоцветных драгоценных камней подтверждают, что женщина, преисполненная нежности и сострадания, перенесла все тяготы жизни земной, теперь здесь — на Небесах — она может обрести покой.
Судя по композиции, по ликованию красок,
победила тяготы не сила, а НЕЖНОСТЬ,
что оказалась Необоримой и самой Необходимой
там, где греховность меры не знает.
Не знает меры в Мире людей…
![ФРА БЕАТО АНЖЕЛИКО. Алтарь Сан Доменико. «Коронация Богоматери». 1430 - 32. Фрагмент со свидетелями коронации. Святая Екатерина Александрийская деожит колесо (орудие ее мученичества), святая Агнесса держит свой символ – ягненка.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/06-144-1008x1024.jpg)
Святая Екатерина Александрийская держит колесо (орудие ее мученичества), святая Агнесса держит свой символ – ягненка.
![ФРА БЕАТО АНЖЕЛИКО. Алтарь Сан Доменико. «Коронация Богоматери». 1430 - 1432. Фрагмент с музицирующими Ангелами.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/07-143-853x1024.jpg)
Духовная музыка эпохи Возрождения звучит?
Или вы ее и так слышите
в игре узоров и свечении красок?
![АЛЕССАНДРО ФИЛИПЕПИ ДИ БОТИЧЕЛЛИ (1445-1510). "Семь свободных искусств приветствуют юношу". Фреска из виллы Лемми, которая могла принадлежать семье Торнабуони. Приобретена Лувром в 1882 году.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/08-143.jpg)
«Семь свободных искусств приветствуют юношу».
Фреска из виллы Лемми, которая могла принадлежать семье Торнабуони. Приобретена Лувром в 1882 году.
![АЛЕССАНДРО ФИЛИПЕПИ ДИ БОТИЧЕЛЛИ (1445-1510). "Молодая женщина получает дары от Венеры и трех Граций". Фреска из виллы Лемми, которая могла принадлежать семье Торнабуони. Приобретена Лувром в 1882 году.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/09-143-1024x768.jpg)
«Молодая женщина получает дары от Венеры и трех Граций». Фреска из виллы Лемми, которая могла принадлежать семье Торнабуони. Приобретена Лувром в 1882 году.
Эта фреска еще ближе к грядущим шедеврам. Она обещает роскошь того, что будет, в сопоставлении левой группы с фигурой справа. Грации буквально исходят красотой в линеарном волнении. Фигура женщины молодой в своей неловкости статуарна. Ей еще предстоит быть грациозной, ибо ей принесли этот Дар сами Грации и Богиня Венера.
![АЛЕССАНДРО ФИЛИПЕПИ ДИ БОТИЧЕЛЛИ (1445-1510). . "Молодая женщина получает дары от Венеры и трех Граций". Фрагмент - две из трех Граций в ряду дарительниц самых грациозных....](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/10-143-768x1024.jpg)
«Молодая женщина получает дары от Венеры и трех Граций». Фрагмент — две из трех Граций в ряду дарительниц самых грациозных….
Вот оно — явление высшей женственности
в НЕЖНОСТИ НЕЗЕМНОЙ И БОЖЕСТВЕННОЙ ГРАЦИИ.
И Мир поверил в этот Дар,
и восславил подобную Женщину.
Где ВЕЛИЧИЕ? Оно ценилось в Древней Элладе.
Здесь — в Италии, сейчас — в эпоху Возрождения,
все изменилось, чтобы уступить место
другому понятию Красоты — нежнейшей…
![САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. "Молодая женщина получает дары от Венеры и трех Граций". Флоренция, ок. 1445-1510 годов. Фрагмент - молодая женщина... За что получает дар от Граций? По-видимому, за грациозность...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/11-142-1024x768.jpg)
от Венеры и трех Граций». Флоренция, ок. 1445-1510 годов.
Фрагмент — молодая женщина… За что получает дар от Граций?
По-видимому, за грациозность…
молодой женщине не избежать
своей участи: и ей предстоит стать
столь же грациозной. А вдруг?
Подобные «вдруг» не прощаются…
![САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. "Мадонна с младенцем и со св. Иоанном Крестителем". Флоренция, 1445-1510. Поступила в Лувр в 1824 г.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/12-140-768x1024.jpg)
Волшебная грация, красота, богатство воображения
и блестящее исполнение — все это заставляет
согласиться со св. Иоанном: Ботичелли достиг
высот совершенства в своем искусстве.
![САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. "Мадонна с младенцем и со св. Иоанном Крестителем". Флоренция, 1445-1510. Поступила в Лувр в 1824 г. Фрагмент - "Мадонна с младенцем".](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/13-135-768x1024.jpg)
Фрагмент — «Мадонна с младенцем».
Я не из тех, кто описывает внешне видимое.
Но, не могу сдержать восторга и не возопить:
посмотрите, Мадонна — еще девочка,
ей не выдержать Ужаса Предстоящего.
Выдержит: в ней столько нежной любви
к своему многострадальному дитяте…
![САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. "Мадонна с младенцем и со св. Иоанном Крестителем". Флоренция, 1445-1510. Поступила в Лувр в 1824 г. Фрагмент - "Иоанн Креститель".](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/14-134-768x1024.jpg)
Фрагмент — «Иоанн Креститель».
Св. Иоанн Креститель, на долю которого
выпадут свои ужасы, согласен с тем,
что НЕЖНОСТЬ НЕОБОРИМА…
![ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. "Анна, Мария и младенец Иисус". Около 1510 года. Лувр. Не упустите легкую улыбку св. Анны, которая едва сдерживает ликование при виде своего земного потомства, которому предстоит стать небесным...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/15-131-695x1024.jpg)
Около 1510 года. Лувр. Не упустите легкую улыбку св. Анны, которая едва сдерживает ликование при виде своего земного потомства, которому предстоит стать небесным…
Леонардо да Винчи использовал мало распространённый в Италии сюжет, известный как «Анна-втроём», когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.
Если Иисус поднимет и ягненка, сюжет несколько расширится: все тяготы того, что предстоит пережить человеку, передаются по кровной линии — материнской.
В МАТЕРИ СОСРЕДОТОЧЕНА СИЛА СВЯТОСТИ.
![ЛЕНАРДО ДА ВИНЧИ. "Мадонна с веретеном". Копия (оригинал утрачен). Хранится в частной коллекции в США.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/16-130-750x1024.jpg)
(оригинал утрачен). Хранится в частной коллекции в США.
Вне зависимости от того, что это копия, а не оригинал, и вообще он находится не в Лувре, не могу не показать очень любимую мною картину…
Веретено, с которым играет дитятя, напоминает Мадонне Крест распятия, и выражение ее лица меняется: на умиление наплывает воспоминание о Будущем, от которого не уйти, не спрятаться…
О, МАТЕРИ В ВАС ВОПЛОЩЕН СИМВОЛ СВЯТОСТИ…
![ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. "Мадонна в скалах (в гроте)". 1490 - 1494. Лувр. Париж. Рядом с Мадонной - два младенца: Иисус и Иоанн. Возле младенца справа - один из 4 архангелов, охраняющий Божий трон, по имени Уриэль.. Содержание сцены напряженное.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/17-108-646x1024.jpg)
Лувр. Париж. Рядом с Мадонной — два младенца: Иисус и Иоанн.
Возле младенца справа — один из 4 архангелов, охраняющий Божий трон, по имени Уриэль.. Содержание сцены напряженное.
Смотрите: представлено пять жестов: Благословения, Благодарения, Указующий, Защиты и Нападения.
Кто из детей есть кто, в полутьме грота непонятно…
![ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. "Мадонна в скалах (в гроте)". . 1490 - 1494 Фрагмент, сводящий сюжет к пяти жестам...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/18-107-1024x902.jpg)
Фрагмент, сводящий сюжет к пяти жестам…
Мадонна опустила глаза — будто погрузилась в глубины
своего внутреннего мира, что ей самой непонятен.
Улыбки на лице, по-моему, нет.
Есть напряженная гримаса.
Жесты рук кружат вокруг невидимого центра
в механическом — заведенном кем-то — порядке.
Кружение длится веками, смысла не раскрывая.
Явно лишь, что нарушены какие-то каноны,
обязательные при изображении подобной сцены.
![ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. "Мадонна в скалах (в гроте)". Лувр. Фрагмент, выделяющий три самых главных жеста...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/19-104-680x1024.jpg)
Фрагмент, выделяющий три самых главных жеста…
Господи, как мне страшно!
Пальцы — «когти» грозят упасть на голову младенца и его обезглавить. Не волнуйтесь, критики уговаривают: это пророческий жест, предрекающий, что Иоанн Креститель будет обезглавлен.
Вертикальную линию падения перерезает горизонтальный Указующий жест Ариэля — «Стража Божьего трона и Света». Жест обозначает, что Иоанн — там, здесь — собственный Сын Мадонны Христос, что будет распят, а не обезглавлен. Если бы Ариэль не стоял на страже, происходящее на Небесах изменилось бы. И на Земле тоже: все погрязли бы в грехе без надежды на искупление.
Господи, как мне страшно,
Леонардо знает больше того,
что положено людям.
![ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Карандашный портрет девушки, в котором воплощена необоримая НЕЖНОСТЬ. Привела специально, не заканчивать же рассказ какими-то непостижимыми, но явно зловещими, ТАЙНАМИ ...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/20-104-1024x979.jpg)
в котором воплощена необоримая НЕЖНОСТЬ.
Привела специально, не заканчивать же рассказ
какими-то непостижимыми, но явно зловещими, ТАЙНАМИ …