Правильно установлена Ника — по оси, на верхней площадке лестницы, что позволяет посетителям идти на поклонение Великой богине, неся ей свое признание за Победу.
Здесь движение организовано так, что при смешении со встречным потоком восходящие превращаются в толпу, образующую буруны — столпотворения.
Так Лувр отнимает свое у себя.
По непониманию? По расхождению Идеи и реалий?
Сожалею, что такая драгоценность пропала,
как ВЕЛИЧИЮ ПОКЛОНЕНИЕ.
Мы — на верхней площадке. Можно не падать на колени, можно не простираться ниц, Ника поднята на пьедестал и при любых условиях возвышается над толпой.
Ника, Виктория, Победа — она:
в женском образе воплощенные СИЛА и ВЕЛИЧИЕ.
Мужской образ все переведет в сражение,
кровопролитное, многожертвенное…
Здесь нет страданий,
здесь есть чистая, ликующая ПОБЕДА.
Ветер раздувает складки хитона Великой богини,
превращает их в спирали, что позволяют ей взмыть…
И она взмывает? Нет, она замирает
в столь же великом внутреннем напряжении.
Нет рук, нет головы и глаз. Состояние передает
чистое движение — порыв, к Славе устремление.
Ника Самофракийская — победа ВЕЛИЧИЯ и КРАСОТЫ,
что не знает равных себе во всем Мире.
Главное в сюжете — восхождение Богоматери по ступеням ввысь, туда, где Христос «восседает во славе» — ее Сын. Ступени из многоцветных драгоценных камней подтверждают, что женщина, преисполненная нежности и сострадания, перенесла все тяготы жизни земной, теперь здесь — на Небесах — она может обрести покой.
Судя по композиции, по ликованию красок,
победила тяготы не сила, а НЕЖНОСТЬ,
что оказалась Необоримой и самой Необходимой
там, где греховность меры не знает.
Не знает меры в Мире людей…
Духовная музыка эпохи Возрождения звучит?
Или вы ее и так слышите
в игре узоров и свечении красок?
Эта фреска еще ближе к грядущим шедеврам. Она обещает роскошь того, что будет, в сопоставлении левой группы с фигурой справа. Грации буквально исходят красотой в линеарном волнении. Фигура женщины молодой в своей неловкости статуарна. Ей еще предстоит быть грациозной, ибо ей принесли этот Дар сами Грации и Богиня Венера.
Вот оно — явление высшей женственности
в НЕЖНОСТИ НЕЗЕМНОЙ И БОЖЕСТВЕННОЙ ГРАЦИИ.
И Мир поверил в этот Дар,
и восславил подобную Женщину.
Где ВЕЛИЧИЕ? Оно ценилось в Древней Элладе.
Здесь — в Италии, сейчас — в эпоху Возрождения,
все изменилось, чтобы уступить место
другому понятию Красоты — нежнейшей…
молодой женщине не избежать
своей участи: и ей предстоит стать
столь же грациозной. А вдруг?
Подобные «вдруг» не прощаются…
Волшебная грация, красота, богатство воображения
и блестящее исполнение — все это заставляет
согласиться со св. Иоанном: Ботичелли достиг
высот совершенства в своем искусстве.
Я не из тех, кто описывает внешне видимое.
Но, не могу сдержать восторга и не возопить:
посмотрите, Мадонна — еще девочка,
ей не выдержать Ужаса Предстоящего.
Выдержит: в ней столько нежной любви
к своему многострадальному дитяте…
Св. Иоанн Креститель, на долю которого
выпадут свои ужасы, согласен с тем,
что НЕЖНОСТЬ НЕОБОРИМА…
Леонардо да Винчи использовал мало распространённый в Италии сюжет, известный как «Анна-втроём», когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.
Если Иисус поднимет и ягненка, сюжет несколько расширится: все тяготы того, что предстоит пережить человеку, передаются по кровной линии — материнской.
В МАТЕРИ СОСРЕДОТОЧЕНА СИЛА СВЯТОСТИ.
Вне зависимости от того, что это копия, а не оригинал, и вообще он находится не в Лувре, не могу не показать очень любимую мною картину…
Веретено, с которым играет дитятя, напоминает Мадонне Крест распятия, и выражение ее лица меняется: на умиление наплывает воспоминание о Будущем, от которого не уйти, не спрятаться…
О, МАТЕРИ В ВАС ВОПЛОЩЕН СИМВОЛ СВЯТОСТИ…
Смотрите: представлено пять жестов: Благословения, Благодарения, Указующий, Защиты и Нападения.
Кто из детей есть кто, в полутьме грота непонятно…
Мадонна опустила глаза — будто погрузилась в глубины
своего внутреннего мира, что ей самой непонятен.
Улыбки на лице, по-моему, нет.
Есть напряженная гримаса.
Жесты рук кружат вокруг невидимого центра
в механическом — заведенном кем-то — порядке.
Кружение длится веками, смысла не раскрывая.
Явно лишь, что нарушены какие-то каноны,
обязательные при изображении подобной сцены.
Господи, как мне страшно!
Пальцы — «когти» грозят упасть на голову младенца и его обезглавить. Не волнуйтесь, критики уговаривают: это пророческий жест, предрекающий, что Иоанн Креститель будет обезглавлен.
Вертикальную линию падения перерезает горизонтальный Указующий жест Ариэля — «Стража Божьего трона и Света». Жест обозначает, что Иоанн — там, здесь — собственный Сын Мадонны Христос, что будет распят, а не обезглавлен. Если бы Ариэль не стоял на страже, происходящее на Небесах изменилось бы. И на Земле тоже: все погрязли бы в грехе без надежды на искупление.
Господи, как мне страшно,
Леонардо знает больше того,
что положено людям.