Тайны «Дома Медузы» в Дидиме

Миф о Медузе горгоне неисчерпаем по содержанию.Он летит над Землей
и в некоторых точках останавливается. Например, в так называемых, поминальных храмах — тех объектах цивилизации, что ведут БОРЬБУ С ЗАБВЕНИЕМ или служат ПАМЯТИ. Представляю вам то, что дошло до нас от храма Артемиды в Эфесе и святилища Аполлона в Дидиме…

РАБОТА НАД ШЕСТЫМ АЛЬБОМОМ ЗАВЕРШЕНА 10.12.2010

Квадры с головой Медузы горгоны
Малоазиатское побережье Эгейского моря. Город Дидим близ Милета.
Оракул Аполлона. Квадры с головой Медузы горгоны. II век н. э.

В пору Великой греческой колонизации, что началась с середины VIII века до н.э. и длилась до VI века до н. э., греки основали за морем несколько сот городов-колоний, что напоминали «лягушек, рассевшихся вокруг пруда», по выражению философа Платона.

Основание новых городов вызывали различные причины. Например, в одном государстве условия жизни были очень хорошими и поэтому через некоторое время население настолько увеличивалось, что прокормиться на имеющейся земле уже не могло. В другом полисе начиналась ожесточенная борьба между гражданами. Тогда народное собрание принимало решение выселить часть населения, чтобы другие жили спокойно. Или побежденные в борьбе сами покидали родной полис. Были и другие причины для колонизации.

Греческие колонии основывались в местах, удобных для жизни, с плодородными землями. Как правило, они находились на морском берегу, где были хорошие гавани. Города строили там, где греки уже бывали раньше по торговым делам. Прибыв на место, переселенцы делили на равные участки землю и внутри города, и вокруг него — на полях и лугах. Они окружали город стенами, возводили храмы своим богам, строили жилища. Новые города были совершенно независимы от того города, из которого приплыли колонисты (этот город назывался метрополией — городом-матерью). Дидим на малоазийском побережье Эгейского моря был именно такой колонией.

Город Дидим
Малоазиатское побережье Эгейского моря. Город Дидим близ Милета.
Справа — вид на главный портик храма в нынешнем состоянии.
Слева — вид сверху на руины Дидимского храма,
лев со «Священной дороги», соединявшей храм с морским портом

Главная достопримечательность поселения Дидим — колонны святилища Аполлона, сохранившиеся до наших дней в той или иной степени целостности. Стилобат Дидимского храма почти равен Эфесскому. Расстановка колонн в сторонах — исключение, в сравнении с другими храмами-колоссами античности. По торцу в нем — 10 колонн, по продольному фасаду — 21 колонна.

Перед храмом расположены несколько ступеней стадиона, датируемого II веком до н.э., где проходили спортивные игры в честь Аполлона.

Дидимейон, или, иначе — оракул Аполлона близ Милета — был знаменит не меньше, чем Дельфы и Делос. Древний храм, сооруженный около 550 года до н. э., был соединен шестикилометровой Священной дорогой с портом Панормос, куда прибывали морем паломники. Вдоль этой дороги — в полном соответствии с «египетской» традицией Ионии, — были расставлены сфинксы, уже знакомые нам львы рычащие и статуи жрецов.

Кем были те архитекторы, что создавали храмы в Эфесе и Дидиме? Путешественник Павсаний утверждал, что знаменитое Дельфийское святилище Аполлона было основано и построено гиперборейскими жрецами (архитекторами), среди которых был и певец Олень, научивший эллинов складывать гимны. Очень похоже, Дидимейон представляет собой развитие традиции…

«Так многославное тут основали святилище Богу
Дети гипербореев <…>
Также Олен[ь]: он первым пророком был вещего Феба,
Первый, песни который составил из древних напевов».

Павсаний. Описание Эллады.

Оракул Аполлона в Дидиме
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Существовал с VII века до н. э. по I век н. э. Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э.  Фрагмент фриза — лики Медузы горгоны и дополнительный блок с малосохранившимся рельефом

История Дидимейона такова…

В VII веке до н. э. место было освящено греческими поселенцами в честь бога Аполлона. В 494 году до н. э. захватчики-персы дотла сожгли древний храм и похитили священную статую бога Аполлона. Через 200 лет её вернул Селевк I (305–281 годы до н. э.), пришедший на смену Александру Великому. Селевк I попытался возродить былую славу разрушенного Дидимейона, придав ему гигантские размеры.

Появилось целое созвездие блистательных имен: новый храм был спроектирован Пайониосом из Эфеса и Дафнисом из Милета, при опоре на мощный замысел Питея — известного вистории архитектуры Древней Греции строителя мавзолея в Галикарнасе и храма Афины в Приене.

Однако храм так и не был завершен, хотя многие римские императоры оказывали поддержку замыслу Селевка I. Древнегреческий географ Страбон писал о задержке строительства и объяснил ее тем, что не хватало материала для крыши, да и тогдашние инженеры не знали, как перекрыть столь огромный храм.

Строительство окончательно прекратилось в I веке н. э., когда христианство изгнало с этих земель олимпийских богов. Спустя еще два века полчища готов вторглись в Малую Азию.
Мрамор храма использовало местное население для возведения оборонительных сооружений.

Другим и последним разрушителем стройки в Дидиме стало землетрясение 1446 года.

Дидимейон
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Существовал с VII века до н. э. по I век н. э.
Квадры с ликами Медузы горгоны.   Средний блок — с малосохранившимся рельефом

В храме существовало «тайное общество» оракулов, куда приходили люди, чтобы за некоторую материальную плату получить божественное предсказание Аполлона. Обычно жрицы говорили несколько двусмысленных слов, большая часть которых интерпретировалась по-разному.

Начиная с VI века до н.э. сильные мира сего и властелины жертвовали храму дары, сравнимые разве что с теми, которые приносили знаменитому Дельфийскому оракулу.

Дидим привлекает внимание нынешних искателей древностей еще одной легендой. Так, согласно древнегреческим сказаниям, Дидимейон был «ДОМОМ МЕДУЗЫ ГОРГОНЫ«.

Так это или нет, но квадры с ликами Медузы свидетельствуют: отправляясь за море, греки все свое с собой брали. Нет, не мраморные глыбы тащили, а изначальным представления о Мироустройстве оставались верны.

Все равно непонятно, скажете, зачем им понадобилась охаянная, убитая Медуза с змее-волосами. Не родственница же она Аполлону? Поживем — увидим…

Дидимейон
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон).   Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э.
Крепидом — многоступенчатое основание, несущее на себе храм: ПРОНАОС — НАОС — АДИТОН. Просто произнесите — и музыка зазвучит

Дидимский храм, также как и Эфесский, воздвигнут на КРЕПИДОМЕ — мраморной платформе со ступенями со всех четырех сторон. Здесь не три ступени поднимаются вверх, как обычно, а семь гигантских ступеней высотой по 90 см каждая. Подобный крепидом придает особую массивность и монолитность храму и открывает счет эффектных нововведений в решении пространства и формы святилища.

Основное нововведение… Пэоний и Дафнис построили храм «кораблем», нанизав на главную — глубинную — ось три его составных части: «пронаос», «наос» и «адитон». Повторяю понятия, чтобы потом их растолковать. Для меня они музыкой звучат, грядой эллинских холмов рожденной…

ПРОНАОС — НАОС — АДИТОН.
ПРОНАОС — НАОС — АДИТОН.
ПРОНАОС — ПРЕДВЕРИЕ ХРАМА…

Дидимейон
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э.
Две колонны с архитравом, устоявшие в землетрясении 1446 года.   Вид ПРОНАОСА — предверия храма…

Аполлона в Дидиме изначально мыслился как грандиозное сооружение, во много раз превосходящее величественный храм Зевса в Олимпии.

По длине святилище Аполлона достигало 108 метров, а по ширине — 50 с лишним,
в то время как главный храм Греции, храм Зевса, имел в длину лишь 64 метра.

У храма Зевса было только 34 колонны,  а у храма в Дидиме было 220 колонн
диаметром — 2,3 метра, высотой — в 20 метров.

По расчетам нынешних археологов, одну такую колонну тогдашние строители могли сделать лишь за год.

Дидимейон
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон).  Две колонны с архитравом, устоявшие в землетрясении 1446 года. Внизу — вид капители сбоку. Найдите человеческую фигуру, будто специально появившуюся, чтобы по капители можно было оценить масштаб целого.

К завершению храма прилагали усилия многие римские императоры. Например, знаменитый Калигула, жаждал, чтобы именно в Дидиме его провозгласили Богом. Немалые усилия приложил строитель Пантеона в Риме император Адриан. По сохранившимся счетам известно, что каждая из 220 колонн обходилась в целых 20 талантов, и главное, отесывание, перевозка на большое расстояние , и установка на место гигантских блоков требовала множества времени. Правления сменялись быстрее, чем могла двигаться работа.

Предлагается редкая возможность увидеть ионическую капитель так близко и сбоку. Здесь она «собрана» из скрученных валиком листьев и стянута посередине тоже растительной накладкой с жгутами. Капитель выдает свое происхождение — образное: валюта — валик, скрученный с соблюдением правила «Золотого сечения». Зачем нужно такое усложнение? Храм должен быть произведением высокого искусства. Это неоспоримо.

Дидимейон
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э.
Базы колонн, какого-то не греческого вида

Развитые — многопрофильные — базы, тщательно прорисованные, что свидетельствует о намерении превратить храм в художественное произведение и высоком мастерстве резчиков по камню, способных выполнить подобную задачу.

Валик базы, показанной наверху, имеет чешуйчатый орнамент. Если бы «чешуйки» были расположены по горизонтали, можно было бы сказать, что это — венок из лавровых листьев. Вертикальное расположение наводит на мысль, что, может быть, это — рыбья чешуя. Полигональное основание базы разделено на 8 граней. То — исчерпывающее пространственную полноту число. На одних гранях — орнамент в виде пальмет, упорядоченных относительно двух осей, на других — морские чудовища, точнее — хтонические существа с завернутыми в спирали хвостами. То — полулюди-полузмеи, связанные с двумя мирами: воздушным и подводным.

В базе, показанной внизу, валика нет. Есть декоративный пояс из пальметт, что более характерен для ионических фризов. Правда, то в греческих ордерах, а здесь все так, как здесь —
в храме на побережье Эгейского моря, находящемся под воздействием Гипербореи, Древней Эллады и Малой Азии.

Можно в этом разобраться? Глубоко и достоверно вряд ли.
Отступать тоже нельзя: даже крупинки знаний о былом —
как жемчужины в морской раковине.

Дидимейон
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э.
ПРОНАОС — двадцатиколонное предверие храма…

ПРОНАОС (греч. — предверие храма) — полуоткрытая часть между входным портиком и выгороженными помещениями. Спереди типичный пронаос ограждался двумя колоннами, с боков – выдвинутыми наружу стенами. Здесь анты сохранились, колонн — не две, а четыре, причем, поставлены они, не много — не мало, в три ряда.

Значит, пронаос представляет собой двенадцатиколонный (12) зал, ориентированный поперек главной оси. Если учесть, что переход от двойного портика диптера к пронаосу незаметен при взгляде «изнутри», тот же пронаос превращается в двадцатиколонный (20) зал. Значит…

ДИДИМСКИЙ ПРОНАОС В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ
ПРИБЛИЖАЕТСЯ ПО ПРОСТРАНСТВЕННОМУ РЕШЕНИЮ
К ДРЕВНИМ МНОГОКОЛОННЫМ ЗАЛАМ — ГИПОСТИЛЯМ
ХРАМОВ ЕГИПТА И ДВОРЦОВ ПЕРСИДСКОЙ СТОЛИЦЫ.

Можно предположить, что внешний портик и пронаос образуют главный зал для приема паломников. Так оно и есть: закрытые помещения для паломников недоступны. Они не посвящены в таинства Святилища, а потому могут лишь толпиться в предверии храма.

О, Дидимский Пронаос…

Дидимейон
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э.
ПРОНАОС — двадцатиколонное предверие храма…

Вспомните эллинские храмы в городах-метрополиях: в них нет так «густо растущих» циклопических колонн.

Это — воспоминание о высокоствольных лесах, когда-то покрывавших Элладу и уничтоженных эллинами?
Это — воспоминание о прародине Бога Аполлона — Гиперборее, где до того, как грянул природный катаклизм, огромные деревья поднимались в Небо к облакам?

Авторы Дидимейона увеличили расстояния между колоннами в осях в полтора раза, взяв не 12, как обычно, а 18 аттических футов (5,3 метра). Принцип равномерной модульной сетки в плане проведен в храме с абсолютной последовательностью: нет даже обычной раздвижки средних колонн входного портика — пронаоса.

Каковы бы ни были движущие замыслом импульсы, плотность расстановки колонн близка здесь к египетским гипостильным залам (отношение диаметра колонны к интерколумнию 1:1,66). В результате, несмотря на стройность колонн (почти 10 диаметров при высоте 20 метров), здание производит впечатление монолита, тонко рассеченного светотенью.

Циклопические развалины свидетельствуют: храм в Дидиме мог стать восьмым «чудом света», если бы его строительство завершили. Есть и практическая польза от того, что здание не завершено. На мраморных стенах, еще не получивших окончательную шлифовку, тогдашние архитекторы и механики начертили различные узлы здания. Нигде, кажется, историки не могут столь детально, как здесь, узнать о технологии строительного дела в те давние времена.

Дидимейон
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э. «Священные врата», ведущие из ПРОНАОСА — предверия храма — в НАОС — ритуальный зал, закрытый для непосвященных.

Авторы Дидимейона — Пайониос и Дафнис — возвели между пронаосом и наосом — ритуальным залом — глухую стену с огромными «Священными вратами» (ширина 5,6 метра при высоте 14 метров). Порог поднят на высоту в 1,46 метра над отметкой пола пронаоса.

Ступенька с фигурными завершиями и орнаментом вас восхищает? Здесь все так продуманно, как нигде и никогда. Будто здесь только именитых гостей встречали. Именно так оно и было…

Масса паломников не допускалась дальше пронаоса. «Священные врата» были задернуты занавесом. Когда занавес раздвигался, являя «самого» Аполлона в окружении его жрецов, глаза паломников оказывались на том же уровне, что и пятки священнодействующих «актеров». Сегодня вход в наос для непосвященных в таинства культа тоже закрыт.

Туристы могут разглядеть, что огороженное помещение наоса лишено украшений, пусто — совсем неинтересно. Раньше… Раньше его гладкий мраморный потолок поддерживался двумя коринфскими (а может быть, совсем и не коринфскими) колоннами двадцатиметровой высоты, что придавало вытянутому вверх залу особую напряженность. Фактически здесь сознательно использовался эффект создания «перспективы, направленной вверх», для обостренного ощущения присутствия Бога.

Адитон
Третья часть композиции — АДИТОН: зал под открытым небом, засаженный, когда действовал оракул, лавровой рощей. Сейчас вдоль стен зала выставлены обломы капителей. Квадрат по оси — фундамент НАИСКОСА: внутреннего храмика Аполлона со статуей Бога.

АДИТОН (др.-греч. — недоступный) — особое пространство в греческих храмах, в которое входили лишь жрецы или высокопоставленные лица, и то лишь в определенное время. Здесь адитон представляет собой гипетральный храм: не имеющий перекрытия из-за огромных размеров. Это, по сути, — внутренний двор, засаженный лавровой рощей.

Для Дидимейона такое решение естественно, ибо архаический Аполлон — Дафний, то есть лавровый, «прорицающий из лавра», «любящий лавровое дерево», которым стала отвергнувшая его нимфа Дафна.

Внутри рощи прятался НАИСКОС — внутренний, личный храм Аполлона со статуей Бога в миниатюрной целле. Пэоний и Дафнис сохранили длину древнего наискоса без изменений, но почти вдвое увеличили его ширину. Он стал занимать среднее положение между храмом Ники Аптерос и Эрехтейоном на афинском Акрополе.

ВСЕ БЫЛО СДЕЛАНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДИДИМСКИЙ АПОЛЛОН,
КАК И ЕГО ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРЕДОК,
МОГ «ПРОРИЦАТЬ ИЗ ЛАВРА». ВОТ ЭТО РЕЖИССУРА!

Обратите внимание на прямоугольные пилястры, сейчас более похожие на контрфорсы. Они стоят на гладкой цокольной стене в 5, 5 метров высотой. Еще чуть-чуть и расскажу, что это такое…

Дидимейон
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон).  Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э.
Вид на АДИТОН — зал под открытым небом, со стороны НАИСКОСА — внутреннего, личного храмика Бога Аполлона. Руины храма видны на переднем плане

АДИТОН соединен с НАОСОМ монументальной лестницей пятнадцатиметровой ширины из 24 ступеней. Кому нужна такая лестница, ведь паломники не выходили из ПРОНАОСА?
Такая лестница нужна лишь Богу Аполлону, чтобы Он мог пройти в зал, самый большой из созданных в античности.
Высокопоставленные лица, обратившиеся за советом к оракулу Аполлона, должны были пользоваться проходами, порталы которых видны справа и слева от гигантской лестницы.

Периметр Дидимского адитона равен 21,7 х 53,6 м. При чрезвычайной высоте обрамляющих его стен (свыше 25 м), это, безусловно, — зал, открытый Небу!

Еще раз посмотрите на прямоугольные пилястры, более похожие на контрфорсы, что стоят на гладкой цокольной стене в 5, 5 метров высотой. Их собственная высота равна 20 метрам. Они поднимаются над лавровой рощей и уходят в открытое небо. Контраст между массивностью архитектуры и воздушными облаками, плывущими по небу, не менее эффектен, чем свето-цветовые фантасмагории.

Что за капители увенчивали пилястры?
Это, пожалуй, самый интересный вопрос…

Дидимейон
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э.
Один из двух коридоров, по которому из пронаоса в адитон проходили именитые паломники за пророчествами

«Кораблевидная» драматургия (ПРОНАОС — НАОС — АДИТОН) не исчерпывает пространственного сценария храма в Дидиме

В углах ПРОНАОСА были устроены почти незаметные (1,2 х 2,25 м) проемы, ведущие в узкие наклонные коридоры, перекрытые цилиндрическими сводами. Туннели и сейчас выводят на уровень мощения АДИТОНА, но не сразу…

Избранные, допускавшиеся в зал под открытым небом, двигались сначала (лучше шествовали) в темных, узких пространствах с кессонированными потолками, мерцавшими при свете лампады. Когда двери раскрывались, пришедших к Аполлону ослеплял Свет. Контраст между Тьмой и Светом заставлял остро переживать момент общения с Богом.
Ночью, особенно в полнолуние, эффект был не меньшим.

Дидимейон
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон).
Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э.
«Лестница гигантов», соединяющая ПРОНАОС и АДИТОН.
По лестнице толпы не ходили, ибо предназналась она для Бога Аполлона

Архитекторы Дидимейона использовали гипертрофированный масштаб: не соразмерный человеку. Подавляющий его или возвышающий — трудно определить, точнее ощутить.
Если погрузиться во взаимоотношения эллинов с их Богами, сомнения исчезнут…

В СВЯТИЛИЩЕ АПОЛЛОНА ПОКЛОНЯЮТСЯ БОГУ,
ЧЬЯ СИЛА БЕЗМЕРНА…

Дидимейон
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон).
Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э.
Рухнувшая во время землетрясения колонна…

Если обойти храм, то с обратной от входа стороны, можно увидеть лежащую на подиуме колонну, будто нарезанную толстыми ломтями. Ее вид производит очень сильное впечатление по двум причинам. Во-первых, он позволяет, встав рядом с колонной, непосредственно ощутить, что храм Аполлона в Дидимах — циклопическое сооружение. Во-вторых, вид позволяет осознать, что храм, на строительство которого ушло 500 лет человеческого труда и бессчетное количество жизней его строителей, был разрушен в один день землетрясением.

Храм рухнул оземь и разбился!
Так Рок решил? Медуза за свой дом бороться устала?
Бог Аполлон утратил ранее безмерные силы
и перестал верить в следующее свое воплощение?
Пусть ответит тот, кто знает…

капители с грифонами
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон).
КАПИТЕЛИ С ГРИФОНАМИ, завершавшими строй пилястр в адитоне
Дидимского храма. II век н. э. (эпоха эллинизма)

Осталось попытаться найти ответы на самые интересные вопросы: что за капители, что за фризы были в Дидимском храме. Обломы выставлены рядами в Адитоне. Что и откуда упало, попробуй — разберись. Одна надежда — на выявление смыслов, поддержанное воображением.

КАПИТЕЛИ С ГРИФОНАМИ… Есть лицевая сторона и две боковых, значит, они завершали строй пилястр во втором уровне Адитона. Бусинки, тарелочки, пальметты, розетки, валюты — все это набор элементов, характерных для ионических капителей. Чешуйчатый орнамент — и листья лавра, и перья крыльев. Главное — две фигуры грифонов, расположенных симметричной относительно центральной оси.

Грифон — фантастическое, химерическое существо: полуорел-полулев, с длинным змеиным хвостом, острыми когтями и клювом, белоснежными или золотыми крыльями. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: земной (лев) и воздушной (орел). Орел — быстрота и всевидение. Лев — сила, отвага, благородство. Благодаря сочетанию главнейших свойств солнечных животных, грифон олицетворяет Солнце, силу, власть над небом и землей, бдительность, всеведение, возмездие и гордыню.

Эсхил называл грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». В мифах и легендах разных традиций грифон выступал в роли стража. Он, подобно дракону, охранял Пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни. Он же охранял Пути к бессмертию, то есть к Богам. Он стерег сокровища или сокровенное, тайное знание. Эти чудовищно быстрые существа были впряжены в колесницу Богини возмездия Немезиды, что символизировало быстроту воздаяния за грехи.

Дидимейон
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон).
КАПИТЕЛИ С ГРИФОНАМИ, завершавшими строй пилястр в адитоне
Дидимского храма. II век н. э. (эпоха эллинизма)

Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту ( V в. до н.э.)

Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых «аримаспов» (сказочных обитателей Севера) месторождения золота.

Геродот уточняет: «аримаспы» живут на границе известного мира. Грифоны живут севернее «аримаспов». Еще севернее за грифонами, на самой границе моря, живут гипербореи. Все северные народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями.

Известно, что в Гиперборее грифоны охраняли сокровища Рипейских гор. От их крика вяли цветы и жухла трава, а если был кто живой, то все мертвыми падали. Может быть, подобное воздействие на природу (ее увядание даже умирание) — общее свойство всех северных божеств? Как бы то ни было…

ГРИФОН — ТО КРЫЛАТОЕ СУЩЕСТВО, НА КОТОРОМ ЛЕТАЛ АПОЛЛОН. ВОЗМОЖНО, НА НЕМ ОН ЛЕТАЛ В ГИПЕРБОРЕЮ?

В ЭТОМ СЛУЧАЕ ПРИСУТСТВИЕ ГРИФОНОВ В ЛАВРОВОЙ РОЩЕ ОРАКУЛА АПОЛЛОНА В ДИДИМЕ ВПОЛНЕ ОБОСНОВАНО:
БОГ И БОЖЕСТВО СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ ОДНОЙ РОДИНОЙ —
НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ ПРЕБЫВАЮЩЕЙ ГИПЕРБОРЕЕЙ.

капители с грифонами и быками
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон).
КАПИТЕЛИ С ГРИФОНАМИ И БЫКАМИ, завершавшими четыре колонны
в наосе Дидимского храма. II век н. э. (эпоха эллинизма)

Приведенная капитель — четырехсторонняя и явно не ионическая. Такую капитель можно водрузить лишь на четыре колонны в наосе, придающих ритуальному пространству перспективу вверх — для слияния с Богом. Наличие четырех грифонов на углах понятно: они — «крылатые кони» Аполлона. Чем вызвано появление четырех бычьих голов? Быки — олицетворение самого Бога?

В античной мифологии Зевс, царь богов, неоднократно принимал облик быка. Например, в мифе о похищении Европы. Бога растительности и виноделия Диониса также нередко изображали в облике быка. Властелин же морей Посейдон носил бычьи рога. Одним из ритуальных испытаний для претендента на царский престол был бой с быком, а позднее – с человеком-быком, Минотавром. В греческой мифологии Минотавр – одно из самых известных чудовищ, которое было полубыком-получеловеком и жило на острове Крит во время царя Миноса, сына Зевса и похищенной Европы.

капители с грифонами и быками
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон).
КАПИТЕЛИ С ГРИФОНАМИ И БЫКАМИ, завершавшими четыре колонны
в наосе Дидимского храма. II век н. э. (эпоха эллинизма)

Архаичный Аполлон отождествлялся с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном.

В образе ворона Аполлон указал, где основать город. Став Кикном («лебедем»), он обратил в бегство Геракла. Обратившись Сминфейем («мышиным»), он спасал от мышей. Даже Карном Аполлон становился — демоном плодородия. Эпитет Ликейский («волчий») указывает на Аполлона как на хранителя от волков и самого волка.Матриархальные черты Аполлона сказывались в его имени по матери — Летоид. Отчества у него не было никогда: он постоянно носил имя родившей его Лето.

В поздней архаике Аполлон — охотник и пастух. Он — демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но… Он же — и целитель, отвратитель бед. Пеан или Пеон Аполлон — «разрешитель болезней», Эпикурий — «попечитель».

Быков в его биографии не было. Хотя… Зодиакальное значение быка — Телец — является символом солнца и созидательной силы весны. Помните гимн, с которого начался рассказ? В Греции для Аполлона устраивались гекатомбы — жертвоприношения ста быков. Аполлон, как писал Павсаний, больше всего любил быков. Почему?

Ответ… Богиня Артемида в своем архаичном варианте представлялась, повторяю, многогрудой, с целым сонмом амулетов-коров на одеянии. И все потому, что Богиня плодородия, Богиня-Мать, как правило, ассоциировалась с коровой, тесно взаимосвязанной и взаимозаменяемой с быком. Близнецы Аполлон и Артемида в своем архаичном — зооморфном — варианте должны были выступать в облике одного и того же животного, только разных полов: быка и коровы. Вот и все. Значит…

Бык в капители четырех колонн, установленных в наосе —
ритуальном зале — был олицетворением бога аполлона,
объединяющего в одно целое гиперборею и элладу.

Из них одна земля — гиперборея — была «метрополией»,
другая земля — эллада — была «колонией»,
если говорить на языке древнегреческих понятий.

богиня Ника
Внизу… Храм Артемиды в Эфесе.
Рельефное изображение богини Ники в «Пергамском стиле». II век н. э.
Наверху, говорят, изображена тоже Ника. Не верю…

И еще… В Петербурге множество подобных Ник, держащих в руках атрибуты славы — лавровую ветвь и венок лавровый. Трудно поверить, но с этой Никой их разделяет время в две тысячи лет. Вот, сколь устойчивы традиции.

Змееногая скифская богиня...
Змееногая скифская богиня…
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Фрагмент (предположительно) ЛЕНТОЧНОГО ФРИЗА, тянувшегося в антаблементе колоннады, окружавшей Дидимский храм.
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон).
Фрагмент (предположительно) ЛЕНТОЧНОГО ФРИЗА, тянувшегося
в антаблементе колоннады, окружавшей Дидимский храм.

Говорят, это — Богиня победы Ника. Потому что крылатая?
Не думаю: Ника — из другого стана богов. Она воспитывалась вместе с Афиной, стала союзницей Зевса в его борьбе с титанами и гигантами, всегда сопровождала Афину Палладу — представительницу высшей мировой всепобеждающей силы. Она быстро двигалась над землёй в стремительном порыве, полете. Как символ успешного результата, счастливого исхода, Ника участвовала во всех военных предприятиях, в гимнастических и музыкальных состязаниях, во всех религиозных торжествах. Атрибуты её — повязка и венок, позднее также пальма; далее — оружие и трофеи, иногда — посох Гермеса. Близка внешнему описанию ранее приведенная Ника из Эфеса — горельеф той же эпохи: эллинизма.

Здесь Богиня не летит над землей, а застыла или, напротив, стремительно возносится вверх. Ее одеяние невиданно: стилизованные ветви начинаются на груди, ниспадают вниз, заворачиваются мощными валютами. Я никогда ничего подобного не встречала. Что это за крылатая дева? Хтоническое существо — принадлежащее к двум мирам — человеческому и каких-то стихий природных?

Если бы получить хоть какую-нибудь подсказку. Пожалуй, подсказка есть. То — букрании: ленточный орнамент с изображением черепов быков, соединенных гирляндами, цветами, плодами в единый фриз. В нем нередко используются такие же — энергичной закрученные — завитки. Букрании начали распростраяться в греко-римском искусстве с III века до н. э. За долгое время смыслы утратились, остался один декор.

Здесь — в дидимейоне — эллинистический фриз
был похож по рисовке на древний букраний,
только вместо бычьих черепов в нем отбивали ритм
две богини — Ника и Медуза Горгона.

Разве есть в них хоть что-нибудь общее? Есть… Ника — дочь Богини Стикс (др.-греч. «чудовище»): олицетворения первобытного ужаса и мрака. Но рассказ об этой связи в свое время: есть еще один поминальный храм.

Голова Медузы
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон).
ГОЛОВА МЕДУЗЫ — фрагмент (предположительно) ленточного фриза,
тянувшегося в антаблементе колоннады, окружавшей Дидимский храм.
Выполнена в «Пергамском стиле». II век н.э.

Мне очень интересно, почему, комментируя портрет этой Медузы, продолжают приводить сведения о совсем другом существе, которого не было, потому что по природе горгон быть не могло? Вот пример…

«Поражает воображение скульптурное изображение знаменитой Медузы Горгоны, которым особенно интересно любоваться перед заходом солнца, сидя за столиком одного из многочисленных кафе. Падающие от лучей блики и тени создают иллюзию «смены настроения».

И дальше… «Горгоны (от греч. gorgo — «ужасающий») — дочери морского чудовища, внушающие безотчетный страх. Их имена: Сфено, Эвриала и Медуза. Они крылаты, змееволосы и изо рта у них торчат клыки. Но только Медуза смертна. Зато ее взгляд настолько ужасен, что каждый, кто на нее взглянет, окаменеет. Герою мифов Персею удалось отрубить Медузе голову лишь потому, что он использовал свой щит в качестве зеркала. По преданию, из обезглавленного тела Медузы произошел крылатый волшебный конь Пегас. А голова Медузы позднее стала украшать круглый щит богини Афины, символизируя предостережение».

У этой Медузы не торчат изо рта кабаньи клыки. При взгляде на ее лико от страха и ужаса нельзя окаменеть. Змеи завязаны под подбородком бантиком. Очень красивы два крылышка лебединых на голове, дающие траурную тень.

Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). ГОЛОВА МЕДУЗЫ - фрагмент (предположительно) ленточного фриза, тянувшегося в антаблементе колоннады, окружавшей Дидимский храм. Выполнена в "Пергамском стиле". II век н.э.
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон).
ГОЛОВА МЕДУЗЫ — фрагмент (предположительно) ленточного фриза,
тянувшегося в антаблементе колоннады, окружавшей Дидимский храм.
Выполнена в «Пергамском стиле». II век н.э.

Это — другая Медуза, совсем…

Подобная Медуза могла породить прекрасного белого крылатого коня Пегаса, потому что и она была чудом — Гиперборейской титанидой: воздушной стихией, мгновенно пресекающей пространства. О том, что Афина не смогла изменить ее природу, свидетельствуют два лебединых крылышка, украшающих ее голову. Она — птица… Она — птица, сказочной красоты, над которой надругались олимпийцы!

Повторяю… Вы слышали, как на Севере дальнем воет Буря?
Плачет женскими голосами столь отчаянно — душу раздирает. Это Горгоны свое будущее предвещают, что свершилось и в Вечности закрепилось рассказом…

О КРАСОТЕ, ВЛЕКУЩЕЙ ЗА СОБОЮ ВМЕСТО СЧАСТЬЯ —
СТРАДАНИЕ, НЕВЫНОСИМОЕ, НЕОБОРИМОЕ, НЕЗАСЛУЖЕННОЕ.

Вы видели, как на Севере дальнем снег метет Пурга?
Завьюживает, снежными вихрями по Небу летает.
Будто крылья птиц белых ввысь взмывают и пытаются
что-то забить или от чего-то отбиться.
То Горгоны с предстоящей им судьбой сражаются,
стараются свою суть в веках утвердить…

СТИХИИ ЗАПРЕДЕЛЬНОЙ, ОПАСНОЙ, ПРЕКРАСНОЙ,
НИЧЕМУ НЕ ПОДВЛАСТНОЙ, КРОМЕ ВЫСШИХ ЗАКОНОВ БЫТИЯ…

И только здесь — Дидимейоне — Медуза горгона отдыхает,
под защитой своего родственника — Аполлона — пребывая:
сына Лето — дочери титанов второго поколения Коя и Фебы.
Хотите уточнить генеалогические связи?
В следующем сюжете попытаюсь это сделать
Пока скажу лишь одно: у эллинов были все основания
называть Дидимейон «ДОМОМ МЕДУЗЫ ГОРГОНЫ»…

Отвернитесь, долго не смотрите на Горгону:
заворожит, а нам ее тему быстро не избыть…

26

<— О ДЕЛОСЕ И ЭФЕСЕ НЕПРЕМЕННО…

 «ЦИСТЕРНА БАЗИЛИКА», куда забросила судьба МЕДУЗУ… —>

Leave a Reply