Египетская коллекция в Лувре

Один из египетских предметов туалета... Нет, эта, уж точно, - ритуальная ложечка.
Один из египетских предметов туалета…
Нет, эта, уж точно, — ритуальная ложечка.

В свое совместное пребывание в Париже мы 6 раз ходили в Лувр. 4 раза из них — за 3 часа до закрытия музея, когда билеты были значительно дешевле.

Нашей главной целью было увидеть Эхнатона всенепременно. И каждый раз что-то мешало. Например, застряли, как школьницы, перед витриной с предметами египетского туалета, В ней была выставлена другая ложечка — без уточки, что еще изящнее в невесомости плыла. Мы замерли — времени добраться до Эхнатона не достало.

Статуя Бога Гора из бронзы. Во многих областях Египта издавна было распространено почитание богов-соколов, носивших различные имена, но, как правило, связанных с небом и солнцем.
Статуя Бога Гора из бронзы.
Во многих областях Египта издавна было распространено почитание богов-соколов, носивших различные имена,
но, как правило, связанных с небом и солнцем.
Бог Гор изображался в виде человека с головой сокола, крылатого солнца. Как и его отец - Осирис, Бог Гор покровительствовал власти фараона. Фараоны являлись "служителями Гора", преемниками его власти над Египтом.
Бог Гор изображался в виде человека с головой сокола,
крылатого солнца. Как и его отец — Осирис, Бог Гор покровительствовал власти фараона. Фараоны являлись «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом.

Вообще в Египетском отделе можно замирать у каждого произведения. Что может быть чудовищнее: тело человека — голова сокола. Здесь это выполнено так естественно, что чудовище становится чудом, и преображение это закрепляется в представлении — «Верховный бог.»

Еще постоим? Или дальше пойдем?

Семейство Семхет - Богов с львиными головами, девиз которых - Справедливость.
Семейство Семхет — Богов с львиными головами,
девиз которых — Справедливость.
Сехмет - богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами.
Сехмет — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами.

06

Египетские реликвии мы обозревали до тех самых пор, когда начиналось музейное священнодействие… Поперек оси двигался строй «фараонов» — чернокожих красавцев в ладно пригнанных по фигуре фирменных костюмах. Они «выжимали» из залов зевак, которым не приходило в голову даже пискнуть…

И мы отступали, так Эхнатона и не увидав.

Антропоморфныые деревянные саркофаги для знати ("простых богатых людей" - сообщают аннотации). Новое царство. Умершим клали статуэтки ушебти, чтобы они выполняли всю сложную работу за них, в загробном мире.
Антропоморфные деревянные саркофаги для знати
(«простых богатых людей» — сообщают аннотации). Новое царство.
Умершим клали статуэтки ушебти, чтобы они выполняли
всю сложную работу за них, в загробном мире.
Антропоморфныые деревянные саркофаги для знати ("простых богатых людей" - сообщают аннотации). Новое царство. Ушебти изображались со скрещенными на груди руками, с какими-нибудь орудиями труда. Эти - безрукие - точно для знати.
Антропоморфные деревянные саркофаги для знати
(«простых богатых людей» — сообщают аннотации). Новое царство.
Ушебти изображались со скрещенными на груди руками, с какими-нибудь орудиями труда. Эти — безрукие — точно для знати.

Зал с саркофагами на меня произвел самое сильное впечатление. Снизу саркофаги были подсвечены теплым («солнечным») светом. Сверху их заливал холодный свет голубого неба. Возникало мерцание. И казалось…

Антропоморфныые деревянные саркофаги для знати ("простых богатых людей" - сообщают аннотации). Новое царство.
Антропоморфные деревянные саркофаги для знати
(«простых богатых людей» — сообщают аннотации). Новое царство.

И казалось, что крышки поставленных вертикально саркофагов сдвигаются, из них выходят умершие за несколько тысячелетий до нас и бродят в зале, как тени…

Становилось страшно? Марина призналась, что ей в этом зале было не по себе. А мне — в самый раз. Правда, тогда, не знаю как чувствовала бы я среди теней умерших сейчас.

Антропоморфныые деревянные саркофаги для знати ("простых богатых людей" - сообщают аннотации). Новое царство.
Антропоморфные деревянные саркофаги для знати
(«простых богатых людей» — сообщают аннотации). Новое царство.
Антропоморфныые деревянные саркофаги для знати ("простых богатых людей" - сообщают аннотации). Новое царство.
Антропоморфные деревянные саркофаги для знати
(«простых богатых людей» — сообщают аннотации). Новое царство.
Антропоморфный деревянный саркофаг царя Антефа Sekhemrê Herouhermaât, полностью декорированный золотом. Этот необычный стиль появился в Фиванской области. Просуществовал от XVII семнадцатой династии до XVIII.
Антропоморфный деревянный саркофаг царя Антефа Sekhemrê Herouhermaât, полностью декорированный золотом. Этот необычный стиль появился в Фиванской области.
Просуществовал от XVII семнадцатой династии до XVIII.
Статуя царского писца Каи. Жемчужина Лувра. Раскрашенный известняк. V династия. Каи принадлежал к придворной знати и был «по совместительству» правителем одного из номов.
Статуя царского писца Каи. Жемчужина Лувра.
Раскрашенный известняк. V династия.
Каи принадлежал к придворной знати
и был «по совместительству» правителем одного из номов.
Саркофаг из гробницы Рамсеса III. XX династия. Новое царство.
Саркофаг из гробницы Рамсеса III. XX династия. Новое царство.
Рельеф на торце саркофага из гробницы Рамсеса III. XX династия. Новое царство. Розовый гранит. Богиня Исида.
Рельеф на торце саркофага из гробницы Рамсеса III.
XX династия. Новое царство. Розовый гранит.
Богиня Исида.
Богиня Исида, Рельеф на торце саркофага Рамсеса III.
Богиня Исида, Рельеф на торце саркофага Рамсеса III.

Прости, Исида, должна сказать: последний раз мы пришли в Лувр с твердым намерением тут же направиться в залы Эхнатона, но… В тот день в египетские залы вообще не пускали, потому что проходила забастовка служащих этого отдела, требующих повышения зарплаты, наверное, из-за сложности пребывания среди мумий, саркофагов и страдающих Богов.

Не судьба была увидеться с Эхнатоном в тот раз.

Эхнатон и Нефертити, по-видимому, в изображении, более близком к реальному. Раскрашенный известняк.
Эхнатон и Нефертити, по-видимому, в изображении,
более близком к реальному. Раскрашенный известняк.

Мне очень приглянулась эта «венценосная» пара прежде всего потому, что подтверждает она главное положение государственной идеологии времени их правления. В реальности эти правители были одними, в Идее — другими. И Идея эта была превыше всего, потому что память потомков сохранила другой их вид, созданный художниками по указу фараона Аменхотепа IV, ставшего Эхнатоном.

Рельеф головы фараона Эхнатона, выполненной, в так называемом, "лошадином стиле", ставшим характерным для АМАРНСКОГО ИСКУССТВА, пришедшего месте с ним и вместе с ним же ушедшего.
Рельеф головы фараона Эхнатона, выполненной,
в так называемом, «лошадином стиле»,
ставшим характерным для АМАРНСКОГО ИСКУССТВА,
пришедшего месте с ним и вместе с ним же ушедшего.

Идеализированной Нефертити в Лувре нет (хоть в чем-то ему не повезло), поэтому дальнейший рассказ-показ будет касаться лишь Эхнатона. Его идеализированное лицо египтологи назвали так обидно: «лошадиным». Знаю, среди посетителей моей группы есть те, кто предает его имя анафеме.

Я негативного отношения к Эхнатону никак не поддерживаю, потому что он — первостроитель АМАРНЫ: новой столицы Египта, что в истории Всемирной архитектуры была первым ГОРОДОМ СОЛНЦА.

Падаю ниц? Преклоняю колена?
Нет, зачем же — хочу посмотреть
Эхнатону в лицо беспристрастным взглядом.

Аменхотеп IV - Эхнатон (1375 — 1336 годы до н. э.), из XVIII династии, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор. Правил Египтом в 1353 — 1336 годы до н. э..
Аменхотеп IV — Эхнатон (1375 — 1336 годы до н. э.), из XVIII династии, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор. Правил Египтом в 1353 — 1336 годы до н. э..

Сначала арифметические расчеты. Вычтя одно из другого, получаем следующие сведения.. На престол вступил в 22 года. Правил 17 лет. Умер в 39 лет. Свое самое деятельное по человеческим мерам время отдал Преображению Мира. Лишь это одно поражает воображение и вызывает восхищение.

Египтологи описывают… Деформация лица удивительна. Черты лица — удлиненные и как бы гротескно увеличенные. Глаза — раскосые; нос — слишком длинный; подбородок — тяжелый; губы — полные. Ну, и что из того?

Аменхотеп IV - Эхнатон (1375 — 1336 годы до н. э.), Правил Египтом 17 лет в 1353 — 1336 годы до н. э..
Аменхотеп IV — Эхнатон (1375 — 1336 годы до н. э.),
Правил Египтом 17 лет в 1353 — 1336 годы до н. э..

Выражение лица необыкновенно. В нем запечатлены…

БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ И ЗНАНИЕ,
ВСЕОБЩНОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ. ОН — БОГ,
СОСРЕДОТОЧИВШИЙ В СЕБЕ
ВСЕ ЗЕМНОЕ, ВСЕ НЕБЕСНОЕ..

Нет, он не смотрит ни на кого. Он улыбается чему-то своему: для нас тайному. Есть загадка Джокондовой улыбки. Есть загадка улыбки Нефертити. Улыбка Эхнатона — загадка загадок. Пока открывается лишь то, что подлинное лицо другое. Это — Идеи художественное олицетворение.

Аменхотеп IV - Эхнатон (1375 — 1336 годы до н. э.), Правил Египтом 17 лет в 1353 — 1336 годы до н. э..
Аменхотеп IV — Эхнатон (1375 — 1336 годы до н. э.),
Правил Египтом 17 лет в 1353 — 1336 годы до н. э..

«Фараон, согласно закону Маат, должен быть одновременно ученым и мудрецом». Прекрасная фраза, согласитесь, подразумевающая, что одно неравно другому. А еще он, конечно, мистик и маг.

«Мумия Эхнатона до сих пор не найдена. А следовательно, все эти медицинские суждения базируются лишь на анализе изображений царя, созданных египетскими художниками, которые руководствовались распоряжениями самого фараона».

Даже эта — образная — ТАЙНА ЭХНАТОНА
ничем не подтверждается, то есть не раскрывается..

Рельеф, на котором представлен культ Эхнатона.- фараона Древнего Египта (1375—1336 гг. до н. э.), правившего приблизительно в 1353 — 1336 годы до н. э., из XVIII династии, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор...
Рельеф, на котором представлен культ Эхнатона.- фараона Древнего Египта (1375—1336 гг. до н. э.), правившего приблизительно в 1353 — 1336 годы до н. э., из XVIII династии, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор…

«Амарна — космический город. Это Страна Света, и все архитектурные памятники в ней спланированы так, чтобы они были максимально открытыми для солнечных лучей».

«Истинный храм Атона — это все небо. Его проекцией на земле может быть только здание, открытое навстречу огромному небу, с которого без всяких ограничений льется на землю сияющий свет».

ГОРОД СОЛНЦА (его планировочный символ — Круг) —
ГОРОД ВСЕОБЩЕЙ ВЕЧНОЙ БЛАГОДАТИ.
Это подтверждают исходящие от Круга-Солнца
лучи с ладошками и знаки Вечности среди них.

Фрагмент рельефа, на котором представлен культ Эхнатона.
Фрагмент рельефа, на котором представлен культ Эхнатона.

Путь к Эхнатону открыт, точнее —
ПУТЬ К ГОРОДУ СОЛНЦА, АМАРНЕ..

По весне поедем в Берлин: тема Эхнатона и Нефертити продолжится… Пока всем, кого зачаровывает тема, предлагаю выписать книгу… Кристиан Жак. «Нефертити и Эхнатон. Солнечная чета». М., 2006. Приведенные из книги цитаты свидетельствует, ее стоит прочесть целиком.

Аменхотеп IV - Эхнатон. Сам смотрю на себя. Говорят, фараон Эхнатон - Ирод Великий - Пётр I Великий - Великий Ленин. Город Солнца - Амарна - негатив снимает. Ждите продолжения темы. Ждите...
Аменхотеп IV — Эхнатон. Сам смотрю на себя. Говорят,
фараон Эхнатон — Ирод Великий — Пётр I Великий — Великий Ленин. Город Солнца — Амарна — негатив снимает. Ждите продолжения темы. Ждите…

 

<—Откровения фаюмских портретов в Лувре

Лувр о величии, нежности и таинственности женщины—>

Leave a Reply