Альбом собран в подтверждение мысли, что Современная архитектура последовательно и закономерно вырастает из исторической. В данном случае — Готической, вдруг так неожиданно и ярко заявившей о себе в пору Модерна — последней ступени перед кардинальными изменениями в художественной культуре и жизни общества.
Фотографии Марины Бреслав в моей композиционной обработке.
РАБОТА ЗАВЕРШЕНА 14.12.2011
Википедия сообщает…
Витебский вокзал — самый первый вокзал в России. Первое одноэтажное деревянное здание было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село. Движение на участке Санкт-Петербург — Царское Село было торжественно открыто 30 октября (11 ноября) 1837 года.
Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле «модерн» по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского. В строительстве участвовал гражданский инженер С. И. Минаш. В проекте заложена непривычная для того времени архитектура, включающая обилие металла. Это здание — одна из первых общественных построек в стиле модерн.
Ярко выражена непривычная для начала XX века планировка здания, когда крупные объёмы группируются асимметрично, с учётом их функционального назначения. В этой постройке чётко прослеживается основной принцип построения зданий модерна «изнутри → наружу».
Внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию, которая в свою очередь создана исходя из рациональных соображений.
При открытии вокзал получил восторженную оценку современников. Здание имеет оригинальное купольное завершение, часовую башню, дебаркадер вокзала имеет арочное перекрытие (автор — инженер В. С. Герсон).
На вокзале очень широко использовались различные сложные технические новинки, многие решения были новаторскими для того времени:
Лифты для багажа и пассажиров;
Транспортёры;
Рельсовое полотно, расположенное на втором этаже,
Широко использовалось электричество.
Вокзал изначально был богато художественно украшен. Практически все части вокзала (балконы, лестничные спуски и пролёты, витражи, фонари) украшены художественной ковкой. На башне с часами изображены рельефы сов.
Несмотря на то, что здание вокзала на момент принятия решения о проведении реставрационных работ не исполнилось ста лет, при обследовании здания было выявлено, что суровый климат Санкт-Петербурга и тяжёлая экологическая обстановка в центре города в конце XX века нанесли памятнику архитектуры внушительный ущерб. До этого момента комплексных реставрационных работ на вокзале не проводились.
В 2001—2003 годах, к 300-летию Санкт-Петербурга были проведены работы в рамках программы по реставрации и восстановлению вокзалов города. Работы включали в себя реконструкцию вокзала, в ходе которой были проведены следующие работы:
Восстановлен купол;
Воссоздана окраска здания (по отчётам 1904 года «желтовато-сероватый»);
Восстановлены оригинальные окна фасада, выполненные по оригинальным чертежам;
Обновлён лепной орнамент;
Заново декорирована парадная мраморная лестница;
Воссоздано «Императорское кафе»;
Обновлены отливки орнаментов;
Исправлены эксплуатационные дефекты конструкции
дебаркадера и навесов;
Были восполнены утраченные элементы первоначального проекта, отреставрирован металлодекор.
По результатам обследования состояния здания, сохранность подлежащего реставрации наружного металлодекора составляла около 2 %. По этой причине реставраторам пришлось заниматься полным воссозданием исторического памятника.
Станислав Антонович Бржозовский (1863 — дата смерти неизвестна, 1930-е гг.) — русский архитектор, автор шедевра стиля модерн — Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. Окончил Императорскую академию художеств в 1889 году, с 1895 — академик архитектуры.
В течение всей профессиональной деятельности до 1917 года Бржозовский — архитектор железных дорог (Владикавказской, Николаевской, Московско-Виндавско-Рыбинской и др.). Один из немногих архитекторов-железнодорожников, получивших академическую художественную подготовку (большинство товарищей Бржозовского — выпускники Института гражданских инженеров). Из «общегражданских» построек архитектора известно только здание Международного коммерческого банка на Невском, 58 (1896—1898, (Совместно с С. И. Кербедзом).
В 1900 году архитектор выиграл публичный конкурс проектов Витебского вокзала с решением, отдалённо напоминающим работы Отто Вагнера; построенное в 1904 году здание объединяет черты и вагнеровского стиля, и франко-бельгийского модерна — в интерьерах, где соавтором Бржозовского выступил 25-летний С. И. Минаш.
Столь привычный нашему взгляду Витебский вокзал в начале ХХ столетия поражал своей новизной. Удивление вызывала необычная архитектура, технические новшества; да и само здание подобного назначения было олицетворением прогресса и перемен. Это единственный вокзал, где поезда приходят на второй этаж, поскольку рельсовое полотно благодаря насыпи было поднято на высоту до пяти метров. Кроме того, новым было повсеместное электрическое освещение, транспортеры, лифт для пассажиров, так называемая багажная подъемная машина и, разумеется, художественное решение этого произведения архитектуры.
Выход из Светового зала к платформе должен был вызывать вздох удивления у посетителей вокзала. Широкие арочные дуги перекрытий дебаркадера (инженер В. С. Герсон) образуют три колоссальных пролета. Это сооружение стало выражением новых возможностей архитектуры, где легкие металлические конструкции могли охватить невиданное до того пространство. В этом ощущается некое предчувствие будущего конструктивизма. Особенность данных конструкций заключается в системе крепежа, где все элементы соединены при помощи заклепок. Надо отметить, что этот способ использовался и во время реставрации (с минимальным применением сварки). Опоры дебаркадера превращаются в упорядоченный лес железных стволов, уходящих вдаль.