В свое совместное пребывание в Париже мы 6 раз ходили в Лувр. 4 раза из них — за 3 часа до закрытия музея, когда билеты были значительно дешевле.
Нашей главной целью было увидеть Эхнатона всенепременно. И каждый раз что-то мешало. Например, застряли, как школьницы, перед витриной с предметами египетского туалета, В ней была выставлена другая ложечка — без уточки, что еще изящнее в невесомости плыла. Мы замерли — времени добраться до Эхнатона не достало.
Вообще в Египетском отделе можно замирать у каждого произведения. Что может быть чудовищнее: тело человека — голова сокола. Здесь это выполнено так естественно, что чудовище становится чудом, и преображение это закрепляется в представлении — «Верховный бог.»
Еще постоим? Или дальше пойдем?
Египетские реликвии мы обозревали до тех самых пор, когда начиналось музейное священнодействие… Поперек оси двигался строй «фараонов» — чернокожих красавцев в ладно пригнанных по фигуре фирменных костюмах. Они «выжимали» из залов зевак, которым не приходило в голову даже пискнуть…
И мы отступали, так Эхнатона и не увидав.
Зал с саркофагами на меня произвел самое сильное впечатление. Снизу саркофаги были подсвечены теплым («солнечным») светом. Сверху их заливал холодный свет голубого неба. Возникало мерцание. И казалось…
И казалось, что крышки поставленных вертикально саркофагов сдвигаются, из них выходят умершие за несколько тысячелетий до нас и бродят в зале, как тени…
Становилось страшно? Марина призналась, что ей в этом зале было не по себе. А мне — в самый раз. Правда, тогда, не знаю как чувствовала бы я среди теней умерших сейчас.
Прости, Исида, должна сказать: последний раз мы пришли в Лувр с твердым намерением тут же направиться в залы Эхнатона, но… В тот день в египетские залы вообще не пускали, потому что проходила забастовка служащих этого отдела, требующих повышения зарплаты, наверное, из-за сложности пребывания среди мумий, саркофагов и страдающих Богов.
Не судьба была увидеться с Эхнатоном в тот раз.
Мне очень приглянулась эта «венценосная» пара прежде всего потому, что подтверждает она главное положение государственной идеологии времени их правления. В реальности эти правители были одними, в Идее — другими. И Идея эта была превыше всего, потому что память потомков сохранила другой их вид, созданный художниками по указу фараона Аменхотепа IV, ставшего Эхнатоном.
Идеализированной Нефертити в Лувре нет (хоть в чем-то ему не повезло), поэтому дальнейший рассказ-показ будет касаться лишь Эхнатона. Его идеализированное лицо египтологи назвали так обидно: «лошадиным». Знаю, среди посетителей моей группы есть те, кто предает его имя анафеме.
Я негативного отношения к Эхнатону никак не поддерживаю, потому что он — первостроитель АМАРНЫ: новой столицы Египта, что в истории Всемирной архитектуры была первым ГОРОДОМ СОЛНЦА.
Падаю ниц? Преклоняю колена?
Нет, зачем же — хочу посмотреть
Эхнатону в лицо беспристрастным взглядом.
Сначала арифметические расчеты. Вычтя одно из другого, получаем следующие сведения.. На престол вступил в 22 года. Правил 17 лет. Умер в 39 лет. Свое самое деятельное по человеческим мерам время отдал Преображению Мира. Лишь это одно поражает воображение и вызывает восхищение.
Египтологи описывают… Деформация лица удивительна. Черты лица — удлиненные и как бы гротескно увеличенные. Глаза — раскосые; нос — слишком длинный; подбородок — тяжелый; губы — полные. Ну, и что из того?
Выражение лица необыкновенно. В нем запечатлены…
БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ И ЗНАНИЕ,
ВСЕОБЩНОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ. ОН — БОГ,
СОСРЕДОТОЧИВШИЙ В СЕБЕ
ВСЕ ЗЕМНОЕ, ВСЕ НЕБЕСНОЕ..
Нет, он не смотрит ни на кого. Он улыбается чему-то своему: для нас тайному. Есть загадка Джокондовой улыбки. Есть загадка улыбки Нефертити. Улыбка Эхнатона — загадка загадок. Пока открывается лишь то, что подлинное лицо другое. Это — Идеи художественное олицетворение.
«Фараон, согласно закону Маат, должен быть одновременно ученым и мудрецом». Прекрасная фраза, согласитесь, подразумевающая, что одно неравно другому. А еще он, конечно, мистик и маг.
«Мумия Эхнатона до сих пор не найдена. А следовательно, все эти медицинские суждения базируются лишь на анализе изображений царя, созданных египетскими художниками, которые руководствовались распоряжениями самого фараона».
Даже эта — образная — ТАЙНА ЭХНАТОНА
ничем не подтверждается, то есть не раскрывается..
«Амарна — космический город. Это Страна Света, и все архитектурные памятники в ней спланированы так, чтобы они были максимально открытыми для солнечных лучей».
«Истинный храм Атона — это все небо. Его проекцией на земле может быть только здание, открытое навстречу огромному небу, с которого без всяких ограничений льется на землю сияющий свет».
ГОРОД СОЛНЦА (его планировочный символ — Круг) —
ГОРОД ВСЕОБЩЕЙ ВЕЧНОЙ БЛАГОДАТИ.
Это подтверждают исходящие от Круга-Солнца
лучи с ладошками и знаки Вечности среди них.
Путь к Эхнатону открыт, точнее —
ПУТЬ К ГОРОДУ СОЛНЦА, АМАРНЕ..
По весне поедем в Берлин: тема Эхнатона и Нефертити продолжится… Пока всем, кого зачаровывает тема, предлагаю выписать книгу… Кристиан Жак. «Нефертити и Эхнатон. Солнечная чета». М., 2006. Приведенные из книги цитаты свидетельствует, ее стоит прочесть целиком.