Средний Египет. Ливийская пустыня — безжизненная,
ибо нельзя жить там, где ветер песок развеивает.
Следы копыт верблюдов, уходящих за горизонт.Средний Египет. Ливийская пустыня, что и сегодня предлагает лучший способ движения. Караваны верблюдов по пескам плывут — отмеривают ход отпущенного людям времени.Средний Египет, Эль-Фаюм – оазис древностей и пирамид
площадью 12 тыс. кв. км., что расположен в 60 км. к юго-западу
от Каира. Его огромные сады сравнивают с садами Семирамиды.
Здесь проживает 30 тыс. человек, в основном крестьяне и ремесленники.Средний Египет. Город Эль-Файюм, расположенный в одноимённом оазисе и окружённый со всех сторон Ливийской пустыней. Население на 2005 год составляло 306 393 жителей.В конце XIX– начале XX веков британцы обнаружили здесь,
так называемые, «фаюмские» портреты, что были написаны
в эпоху Позднего царства. Писались они при жизни людей,
а после смерти клались на мумию вместо маски.Общее количество фаюмских портретов насчитывает не менее 750, многие из них хранятся в Египетском национальном музее, другие разбросаны по музеям и коллекциям всего мира. В России небольшая коллекция хранится в музее изобразительных искусств им. Пушкина.Поражает абсолютно реалистичная манера письма, отражающая индивидуальность каждого человека. Написаны портреты были восковыми красками или темперой, тщательным образом проработаны детали лица, переданы реальный цвет кожи и глаз.Восковую живопись расплавленными красками отличает пастозность мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками.Писались подобные портреты не для египтян, а для богатой знати, что были римскими должностными лицами, или потомками Птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют имена — в основном греческие и римские, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus.Портреты, выполненные способом энкаустики («выжигаю»), отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.Портреты, которые вы видите, относятся к Фаюмской коллекции, хранящейся в Лувре. Посетителей в залах очень мало: интерес к этим произведениям, похоже, пропал, что печально.Портреты из Фаюмской коллекции, хранящейся в Лувре.
Их редко кто разглядывает, объясняя тем, что страшно
в глаза усопшим смотреть, среди их теней бродить…Портреты из Фаюмской коллекции, хранящейся в Лувре.
Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни.
Есть в коллекции и скульптурные изображения голов умерших,
будто бы эти умершие не порывают связи с миром живых.Портреты из Фаюмской коллекции, хранящейся в Лувре. Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах позолочен весь фон, на других золотом выполнены только детали.Портреты из Фаюмской коллекции, хранящейся в Лувре.
Несмотря на то, что погребальные портреты делались при жизни, это — «идеальное» изображение человека: спокойное лицо с легкой улыбкой, отрешенное выражение лица. И глаза…Портреты из Фаюмской коллекции, хранящейся в Лувре.
Лица людей на портретах имеют строгое выражение,
взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя,
видит что-то недоступное живым.Портреты из Фаюмской коллекции, хранящейся в Лувре.
Фаюмский портрет — настоящее чудо в истории искусства.«Портрет юноши в золотом венке» — образец фаюмского портрета, написанный на доске расплавленными восковыми красками с использованием тончайшего сусального золота. Коллекция музея изобразительных искусств имени Пушкина, в Москве.Глаза на портрете «Юноши в золотом венке».
Между этим юношей и нами протекло около двух тысячелетий.Образец фаюмского портрета, написанный на доске расплавленными восковыми красками с использованием тончайшего сусального золота. ГМИИ им. Пушкина. Москва.
Свидетельство формирования византийской иконописной традиции.«Ангел золотые власы» византийской работы. XII век.
Древнейшая икона в собрании Русского музея,
один из самых ярких памятников домонгольского времени.«Ангел золотые власы»… Главное, что притягивает взгляд —
это огромные, широко раскрытые миндалевидные глаза.
В них сосредоточилась вся духовная глубина образа: эмоциональность и созерцательность.Средний Египет. Ливийская пустыня,
в которой ветер развеивает песок.Средний Египет. Ливийская пустыня,
где мерный ход шагов верблюдов
отмеривает время жизни, отпущенное людям и Земле.