Откровения фаюмских портретов в Лувре 19.11.2016 Галина Зеленская Лувр Средний Египет. Ливийская пустыня — безжизненная, ибо нельзя жить там, где ветер песок развеивает. Следы копыт верблюдов, уходящих за горизонт. Средний Египет. Ливийская пустыня, что и сегодня предлагает лучший способ движения. Караваны верблюдов по пескам плывут — отмеривают ход отпущенного людям времени. Средний Египет, Эль-Фаюм – оазис древностей и пирамид площадью 12 тыс. кв. км., что расположен в 60 км. к юго-западу от Каира. Его огромные сады сравнивают с садами Семирамиды. Здесь проживает 30 тыс. человек, в основном крестьяне и ремесленники. Средний Египет. Город Эль-Файюм, расположенный в одноимённом оазисе и окружённый со всех сторон Ливийской пустыней. Население на 2005 год составляло 306 393 жителей. В конце XIX– начале XX веков британцы обнаружили здесь, так называемые, «фаюмские» портреты, что были написаны в эпоху Позднего царства. Писались они при жизни людей, а после смерти клались на мумию вместо маски. Общее количество фаюмских портретов насчитывает не менее 750, многие из них хранятся в Египетском национальном музее, другие разбросаны по музеям и коллекциям всего мира. В России небольшая коллекция хранится в музее изобразительных искусств им. Пушкина. Поражает абсолютно реалистичная манера письма, отражающая индивидуальность каждого человека. Написаны портреты были восковыми красками или темперой, тщательным образом проработаны детали лица, переданы реальный цвет кожи и глаз. Восковую живопись расплавленными красками отличает пастозность мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Писались подобные портреты не для египтян, а для богатой знати, что были римскими должностными лицами, или потомками Птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют имена — в основном греческие и римские, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus. Портреты, выполненные способом энкаустики («выжигаю»), отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта. Портреты, которые вы видите, относятся к Фаюмской коллекции, хранящейся в Лувре. Посетителей в залах очень мало: интерес к этим произведениям, похоже, пропал, что печально. Портреты из Фаюмской коллекции, хранящейся в Лувре. Их редко кто разглядывает, объясняя тем, что страшно в глаза усопшим смотреть, среди их теней бродить… Портреты из Фаюмской коллекции, хранящейся в Лувре. Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Есть в коллекции и скульптурные изображения голов умерших, будто бы эти умершие не порывают связи с миром живых. Портреты из Фаюмской коллекции, хранящейся в Лувре. Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах позолочен весь фон, на других золотом выполнены только детали. Портреты из Фаюмской коллекции, хранящейся в Лувре. Несмотря на то, что погребальные портреты делались при жизни, это — «идеальное» изображение человека: спокойное лицо с легкой улыбкой, отрешенное выражение лица. И глаза… Портреты из Фаюмской коллекции, хранящейся в Лувре. Лица людей на портретах имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то недоступное живым. Портреты из Фаюмской коллекции, хранящейся в Лувре. Фаюмский портрет — настоящее чудо в истории искусства. «Портрет юноши в золотом венке» — образец фаюмского портрета, написанный на доске расплавленными восковыми красками с использованием тончайшего сусального золота. Коллекция музея изобразительных искусств имени Пушкина, в Москве. Глаза на портрете «Юноши в золотом венке». Между этим юношей и нами протекло около двух тысячелетий. Образец фаюмского портрета, написанный на доске расплавленными восковыми красками с использованием тончайшего сусального золота. ГМИИ им. Пушкина. Москва. Свидетельство формирования византийской иконописной традиции. «Ангел золотые власы» византийской работы. XII век. Древнейшая икона в собрании Русского музея, один из самых ярких памятников домонгольского времени. «Ангел золотые власы»… Главное, что притягивает взгляд — это огромные, широко раскрытые миндалевидные глаза. В них сосредоточилась вся духовная глубина образа: эмоциональность и созерцательность. Средний Египет. Ливийская пустыня, в которой ветер развеивает песок. Средний Египет. Ливийская пустыня, где мерный ход шагов верблюдов отмеривает время жизни, отпущенное людям и Земле. <—Манерный всадник на капризном коне под защитой больших осей Египетская коллекция в Лувре—>