Миф о Медузе горгоне неисчерпаем по содержанию…
Он летит над Землей и в некоторых точках останавливается.
Например, в так называемых, поминальных храмах —
тех объектах цивилизации, что ведут БОРЬБУ С ЗАБВЕНИЕМ
или служат ПАМЯТИ. Представляю вам то, что дошло до нас
от храма Артемиды в Корфу и цепи храмов в Селинунте…
РАБОТА НАД ПЯТЫМ АЛЬБОМОМ ЗАВЕРШЕНА 08.12.2010
Если позволите, я этот рассказ начну с храма Артемиды на острове Корфу. Здесь — на острове Корфу — по доброму отнеслись к Медузе. Приголубили ее, приютили, оказали честь. И сделали это вопреки тому, что Богиня Афина запретила Медузе входить в храм — не только свой, но и любой.
Возникает тема, что имеет все основания
превратиться в Третий акт трагедии.
То — ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАБВЕНЬЯ.
«Жалка судьба людей!
Кто счастлив, на того всегда ложится тень.
Страданья же его сотрутся
как под губкою изображенья, — и он забыт.
Вот, что больней всего: забвенье!»
Эсхил. «Орестея».
В Корфу — столице одноименного острова — есть Археологический музей, в котором хранится горельеф западного фронтона храма Артемиды, массивный, 17-ти метровый. В центре — Медуза горгона. Слева — бой олимпийцев с гигантами. Справа — эпизод из Троянской войны.
Для композиций архаических фронтонов типично сильное подчинение скульптуры архитектуре. Под коньком фронтона на оси симметрии располагается главная фигура. Угловые персонажи меньше размерами, чем центральные, значит, менее важные.
Прошу не упустить… В западном фронтоне храма Артемиды главной фигурой является Медуза горгона, прижимающая к себе своих сыновей — Пегаса и Хрисоара. Олимпийские боги с гигантами — на периферии, как второстепенный сюжет. Герои Троянской войны — там же, по той же причине.
Орнаментально решены завитки волос Медузы, извивы ее двух змей, косички, колечками спускающиеся на грудь. Еще две змеи, подпоясывающие одеяние Медузы, образуют замкнутую цепь. Справа и слева от Медузы возлежат две пантеры, головами и спинами касающиеся карниза фронтона, что позволяет им поддерживать конек. Шкуры пантер были раскрашены яркими кружками.
Здесь пантера — не хищница, а защитница. Здесь Медуза — не злобное чудовище, а страдающее существо. И это ее страдание ставится во главу угла в том мире, где все решают войны и убиение невинных.
Невозможная трактовка? Тогда объясните, как в центре мироздания может стоять чудовище, а боги и герои суетиться по краям? К тому же, Артемида (в своей древней ипостаси) защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, то есть ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.
Известно, Бог морей Посейдон настиг Медузу в Сицилии — на самом большом острове Средиземного моря, что напоминает формой треугольник. Переключаюсь в реальное, событийное время….
Древние греки, обнаружив остров треугольной формы, назвали его Тринакрия. Эмблемой острова тут же стала голова Медузы горгоны, от которой, как от центра, отходят радиально три ноги, символизируя бесконечное движение Солнца или Луны, осуществляющих свой вечный цикл.
Флаг Сицилии впервые был принят в 1282 году после событий Сицилийской вечерни в Палермо. Для флага характерно наличие в центре трискелиона: изображения трёх ног, выходящих из общего центра — головы Медузы Горгоны, трёх змей либо трёх колосьев пшеницы, выходящих из того же центра.
В современном виде флаг принят в 2000 году и используется для обозначения Сицилии как автономного региона. Официально существо, изображённое на флаге, в современном понимании не ассоциируется с Медузой горгоной.
Простые смертные не сомневаются: это она —
Медуза горгона, что смерть приняла на их острове.
Селинунт являлся одним из значительнейших греческих городов на южном берегу Сицилии..
Основанный мегарскими колонистами в 628 году до н. э. он пережил свою метрополию. Селинунт был самым западным пунктом греческой части острова на юге и граничил по р. Мазару с финикийскими владениями.
Имя Селинунт — финикийского происхождения. Сами селинунтцы производили имя города от названия сельдерея (греч. σελινον), в изобилии произраставшего в окрестностях Селинунта, и помещали изображение этого растения на своих монетах.
Селинунт был основан в той части южного берега Сицилии, откуда виден весь морской путь от Сицилии к Африке. Оттого стратегическое значение Селинунта во время войн греков и впоследствии римлян с карфагенянами было весьма велико.
В VI в. до н.э. известен тиран Ферон, сын Мильтиада. После него известны тираны — Пифагор и Эврилей.
Жизнь Селинунта прошла в борьбе с местным народом — элимцами, которые поначалу заключили союз с афинянами, однако сицилийская экспедиция 415—413 гг. закончилась разгромом. Затем элимцы заключили союз с карфагенянами, которые считали Селинунт весьма важным местом высадки и со времени первых столкновений с греками избрали его операционной базой. В 408 году до н. э. Селинунт был разорен карфагенянами; во второй раз он был разрушен в 249 году до н. э., причем оставшиеся в живых жители города были переведены в Лилибей. Ок. 305 г. до н.э. ненадолго вошёл в состав Сицилийской державы Агафокла. В третий раз Селинунт был уничтожен в 827 году, сарацинами.
В центре города стоял акрополь, вокруг которого была построена стена. Селинунт имел две искусственные гавани, из которых главной была Мазара — укрепление и, вместе с тем, склад товаров в восточной части Селинунтской области. Климат Селинунта был нездоровый, так как долины двух рек, пересекавших город, отличались вредными испарениями. Только благодаря мерам философа Эмпедокла удалось оздоровить и очистить речную воду.
Город был украшен многочисленными храмами, великолепными постройками и произведениями скульптуры. По развитию архитектуры и ваяния он не уступал первостепенным городам греческого мира. Художественные памятники Селинунта, находимые в его развалинах и при раскопках, дают понятие о постепенном развитии греческого искусства, начиная с неуклюжих архаических построек и статуй и кончая совершенными образцами Фидиева искусства. К древнейшим памятникам относятся, например, храмы акрополя, от которых сохранились грубые метопы из песчаника.
Храмы в Селинунте стояли рядом, и все были дорического ордера. Архитекторам хотя и трудно было сделать их разными, но удалось. Один храм поражал высотой, другой был маленький. У третьего на фасаде выступала двойная колоннада, четвертый имел одинарную. Одна общая черта объединяла их. Массивность и тяжесть антаблемента, сильно давившего на колонны, роднила постройки. Они выглядели как братья, схожие по духу, но различные внешне.
На акрополе Селинунта сохранились руины нескольких храмов VI — V веков до н. э. Большинство храмов Селинунта — дорические периптеры.
В планировке архаических построек, в их соотношении с пейзажем и друг с другом есть характерная особенность: они ставятся рядом, последовательно, композиция ансамбля обычно предельно простая. Художественное воздействие оказывает протяженность — длина ряда зданий. В этом нашло выражение типичное для того времени стремление к порядку и красоте размещения предметов. Греческий писатель Ксенофонт позднее, в V веке до н. э., писал: «А как красиво, когда башмаки стоят в ряд, какие бы они ни были; какой красивый вид представляют плащи рассортированные, какие бы они ни были; красивый вид у постельных покрывал, красивый вид у медной посуды, это смешнее всего покажется человеку не серьезному, а любящему поострить, — что горшки, расставленные в хорошем порядке, представляют, по-моему, что-то стройное».
Метопы в Селинунтских храмах — что иконы: и в них изображаются главные в верованиях эллинов сюжеты.
В VII веке до н. э. метопы были глиняными и покрывались красочной росписью, а позднее, в каменных фризах, они стали рельефными. Лучше всего сохранились архаические метопы VI века до н. э. храмов «С» в Селинунте и Геры в устье реки Селе близ Пестума.Композиция различных метоп была вызвана местоположением их в ряду фриза. Так метопа с изображением четверки лошадей и стоящего в колеснице бога, отличающаяся строгой симметрией, находилась в центре. В крайнем рельефе с Персеем, убивающим Медузу, движение боковое, а не фронтальное. В зависимости значения персонажей стоит отведенное им пространство в квадрате метопы: главное больше, второстепенное меньше.
Гера — старшая дочь Кроноса и Реи, воспитанная в доме Океана и Тефии, сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому сказанию, 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своею супругою и царицею богов. Зевс чтит ее высоко и сообщает ей свои планы, хотя и удерживает ее, при случае, в пределах ее подвластного положения.
Гера была доэллинской великой богиней. В Греции ее основные святилища находились на острове Самос и в городе Аргос. Однако аркадцы утверждали, что их культ Геры самый древний и относили его ко времени появления из земли их предка Пеласга.
Вынужденное замужество Геры запечатлело захват крито-микенской Греции и свержение Геры как верховного божества в обеих странах. Кносс был захвачен эллинами, по-видимому, дважды: примерно в 1700 г. до н.э. и в 1400 г. до н.э. Веком позже попали под власть ахейцев Микены.
Супружеские отношения между Зевсом и Герой отражают реальные отношения, характерные для варварской дорийской эпохи, когда женщины потеряли былую роль в магических обрядах, за исключением пророчеств, и постепенно на них начинают смотреть как на вещь.
И вечный сюжет,что и сегодня не исчерпал своих смыслов.
Богиня Афина — «горгоноубийца»: это — одно из ее общепризнанных имен. Персей — исполнитель заказа: обученный, экипированный, ни в чем не сомневающийся, потому что ни над чем не задумывающийся. Медуза — вечная жертва. Прижимая к себе сына Пегаса — ее души прекрасное воплощение, она смеется. Над кем — над ними, над собой, над злым Роком?
На чьей стороне скульптор из архаичной Эллады?
Афины, наказывающей ни в чем не повинную Медузу?
Персея, готового совершить все, что прикажут?
Медузы, участь которой решена? Ответ прост:
в архаичных композициях главные герои занимают
наибольшее пространство, а не прячутся с края в тени…
Афина столь же крепко прикована к Медузе,
как Медуза к Персею и Афине — ее главному палачу,
все придумавшему, все организовавшему…
Идея оборачивания палача жертвой изначальна.
«Из смертного стона дерзостных Горгон,
Слыша, как изливался он
В страдной муке
От девичьих уст и змеиных неподступных уст
В час, когда Персей
Повершил третью из сестер».
Эти сведения сообщает Пиндар в «Двенадцатой пифийской оде». То — один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции, что был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии.У Пиндара Медуза горгона красавица: «с прекрасными щеками». У Афины, напротив, были постоянные проблемы с красотой ее лика. Так игра на флейте начала обезображивать ее лицо, а потому Афина выбросила изобретенный ею инструмент, пообещав, что накажет того, кто его поднимет.
Поднял флейту силен Марсий, с чего начались неприятности,
коих не может измыслить даже наше воображение,
воспитанное на фильмах ужасов.
То — Девятый подвиг Геракла, завоевавшего пояс Ипполиты — царицы амазонок — по капризу юной дочери царя Еврисфея.
Адмета однажды сказала отцу… «Говорят, далеко на востоке есть царство, где властвуют женщины. Там женщина — глава и опора семьи и госпожа в доме. Женщины там управляют городами, торгуют и судят, приносят в храмах жертвы богам и решают дела государства. Вооружённые, скачут они на боевых конях и храбро воюют с врагами. Они называют себя амазонками, презирают мужчин и хвалятся своей непобедимостью. Моя покровительница Гера, супруга великого Зевса, открыла мне, что вся сила воинственных амазонок в кожаном поясе, который бог войны Арес подарил царице Ипполите. Пока она носит этот пояс, никто не может победить её, а с нею и всех амазонок. Отец! Я хочу быть непобедимой, как эта женщина, и царствовать, ни с кем не разделяя власти.
Я хочу получить пояс Ипполиты!»
Геракл с друзьями обратил амазонок в бегство, кого-то взял в плен, многих убил. Вернувшись в Микены, к царю Еврисфею, герой принёс ему пояс Ипполиты. Царь подарил его своей дочери. Женское сердце оказалось чувствительнее, царевна не решилась носить пояс и отдала в храм Геры как дар Богине.
Так в чем был смысл Девятого подвига Геракла?
В капризе пустом? Или в том, что патриархат побеждал
и амазонкам не было места на исторической сцене?
Ничто не происходит случайно: все предопределено. Непостижима и неописуема богиня бесконечности Ананка. Вращает Ананка веретено – мировую ось Вселенной. Помогают Ананке три дочери — пряхи. Дочери прядут НИТИ ПАМЯТИ, в которых записываются все события: и те, что были, и те, что происходят сейчас, и те, что произойдут в будущем. Поэтому прях три: каждая за свое время отвечает. Прядут пряхи нити и сматывают их в КЛУБКИ ПАМЯТИ.
Когда так устроен был Мир? При матриархате. Потом, когда Олимпийцы начали утверждать патриархат, появились Мойры — богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды (вариант: Никты или Ананке). Первоначально считалось, что у каждого человека своя Мойра. С развитием олимпийской религии число Мойр было сведено к трем: Клото, Лахесис и Атропос. Клото — пряла нить человеческой жизни. Лахесис проводила жизнь через все превратности судьбы. Атропос — «неотвратимая» — перерезая нить, обрывала жизнь. Мойры изображались, как правило, в виде отвратительных старух.
В конце концов пришел Злой рок и начал определять судьбу всего и вся по собственному произволу…
В метопе храма в Селинунте все спокойно:
судьба Мира находится в надежных женских руках…
Древнегреческий миф рассказывает, как охотник Актеон увидел однажды богиню охоты Диану, которая стояла обнаженной у лесного водоема в окружении купающихся нимф. Богиня покарала Актеона, превратив его в оленя, и он был растерзан собственными собаками.
В чем смысл мифа? Божественная красота должна быть сокрыта, утаена от человека? Вопреки запрету, человек будет пытаться постичь ее. Пожалуйста, но придется расплачиваться за подобное стремление собственной жизнью…
Неужели с эллинов пошла эта мысль,
что постижение тайн Мироздания — святотатство?
Не сметь: табу…
По легенде, Зевс явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка и похитил её, увезя на своей спине на остров Крит. На острове Крит Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились Минос, Радаманф и Сарпедон.
Впоследствии Европа вышла замуж за Астериона, царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть над островом сыновьям Европы от Зевса.
Миф о Европе, несомненно, носит след зооморфизма, подобно сродным с ним сказаниям о Кадме и Минотавре. Кроме Крита, Европа почиталась в Фивах, как местное божество.
Древнегреческий Сфинкс восхитителен не только тем, что это — существо женского рода: лев с крыльями орла и лицом девы. То — существо со скрытым смыслом. На поверхности лежит одно: загадка, которую способен разгадать ребенок. Внутри загадки — ответ, что может быть известен лишь старцу, пережившему долгий опыт углубленных размышлений.
Яков Эммануилович Голосовкер пишет:
«Мудрость этой загадки — в ее второй части — в разгадке. Когда зрячий Эдип разгадал загадку Сфинкса: кто ходит утром на четырех, днем на двух, а вечером на трех ногах? — и сказал: человек, его мудрость была еще слепа. Ибо с разгадки, со слова «человек», только и начинается мудрая загадка Сфинкса: что знает Человек? Что может знать Человек? Загадка Сфинкса — загадка знания.
Только пройдя долгий путь страдания, опираясь на посох нового внутреннего опыта, понял слепой Эдип тайну знания, как бы прозрев в своей слепоте. И, думается, когда Эдип разгадал Сфинксу загадку, и Сфинкс, признав торжество Эдипа, кинулся в море, он загадочно улыбнулся: так, как улыбается Сфинкс».
Вы знаете ответ?
Я «знаю только то, что ничего не знаю»…
Буду очень признательна тем, кто поможет мне определить содержание этого изображения…