
Нет, не с Великой, но все же с пирамидой…
Что-то мало народу?
Сегодня же среда: музей работает до 9 часов вечера,
и билеты продают чуть не по вдвое меньшей цене!!!
Ладно, не до шуток. Посмотрите внимательно на Лувр и вообразите: XVII век на дворе и все то, да не то. Лувр — не музей, в котором снуют поклонники искусств со всего мира. Лувр — Королевский дворец, доступный двору правящего короля, обслуживающей их прихоти прислуге всех уровней и многочисленной страже, как везде и всегда предотвращающей заговоры. Вообщем, Александр Дюма — отец и сын, да и только.
Теперь посмотрите в противоположную сторону — туда, где в глубине воздушной перспективы светится чудо-мираж…

(Звезды) в 1806—1836 годах архитектором Жаном Шальгреном
по распоряжению Наполеона в ознаменование побед
его Великой армии. Век минул и опять: все то, да не то…
В правление Людовика XIV прямая дорога соединяла две королевских резиденции — парижский дворец Лувр и его же Версальский дворец.
Название дороги — «Триумфальный путь» — не устарело и сегодня: на одной оси по-прежнему стоят три арки — Каррузель возле Лувра, Триумфальная арка на площади Этуаль и Большая арка, построенная уже в нашу эпоху в ультрасовременном квартале Дефанс.
Правда, прямая связь Лувра с Версалем уже не важна,
а потому не нужна, к тому же в каретах никто не ездит,
а автомобильному движению мешают пробки.
Однажды мы — наивные — хотели прокатиться в автобусе по «Триумфальному пути», но нас высадили у площади Этуаль — ныне Шарля де Голля, строго указав на первую станцию парижского метро, вход в которую декорировал Гимар в стиле модерн.
Нам тогда было не до Гимара.
Не состоялось достойное королей
пространственное впечатление…

Прочертил Большую ось или «Триумфальную дорогу» знаменитейший Андре Ленотр — André Le Nôtre.
Вначале совместно с Луи Лево и Шарлем Лебреном он трудился над созданием парков в Во-ле-Виконт, Фонтенбло, Шантийи, замке Сен-Клу, Сен-Жерменском дворце. Ленотр — автор проектов Сент-Джеймсского парка в Лондоне и Гринвичского парка. Он — автор Большой оси в Версале и в Париже тоже.
Ленотр считается признанным создателем системы французского регулярного парка, господствовавшей в Европе до середины XVIII века.
И вам хочется громко крикнуть — «Ура-а-а»?
Нельзя: начнем — не остановимся:
столько в Париже достойных воплей памятников..

Бюст Лентора на высокой стелле установлен в саду Тюильри.
Андре Ленотр получил очень широкую известность при дворе и, вместе с этим, приобрёл большую благосклонность короля Людовика XIV, который называл его «наш добрейший Ленотр». Ленотр держался в стороне от придворных интриг, отдаваясь со всем пылом души своей высокому служению королю Людовику XIV, увлечённому садово-парковым искусством.

итальянским скульптором Лоренцо Бернини.
Установлен в Версале в зале Дианы.
Да этот портрет короля, конечно, дело рук Бернини — первого скульптора Рима, да что там — всей Италии. Повезло Людовику Великому, прозванному народом «Богоданным», сам себя назвавшим «Королем-Солнцем».
Мраморный бюст Людовика ХIV исследователи считают блистательным типом парадного портрета-бюста эпохи Барокко. В нем сочетается реалистическая достоверность облика портретируемого с психологической остротой и бравурной декоративной пышностью,
В глазах Великого Людовига светится
им сказанная сакраментальная фраза:
«ГОСУДАРСТВО ЭТО — Я»,
высказанная на чисто французском языке.

Вообще-то, меня интересует не бюст-портрет Великого короля, а его конная статуя, что стоит во дворе Лувра. Подозрительная статуя какая-то. Эта — достоверная: точно авторству Бернини принадлежит. Лико короля не имеет столь напыщенного выражения, но вполне соответствует запечатленному в бюсте идеалу.
Подготовились? Теперь переходим к изучению
главного объекта нашего нынешнего путешествия.
Не беспокойтесь, фотограф не подведет!

Статуя эта обозначает точку начала так называемой ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСИ ПАРИЖА, но дворец не выровнен по ней.
Первое, о чем сообщают исследователи, заключается в том, что памятник этот НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ. От конной статуи Великого короля исходит луч, ось направление, идущее куда-то туда. Потом начинаются оговорки…
Наблюдаемая ось не совсем прямая, что хорошо видно на аэрофотоснимке. Она чуть-чуть переламывается западнее Лувра и не вполне совпадает, скажем, с осью Елисейских полей. Именно поэтому нужно оказаться слева от пирамиды, чтобы увидеть все вышеперечисленное. И это тот самый случай, когда привкус ошибки превращает сухую геометрию в истинное искусство.
Оси Андре Ленотра не нужно оживлять,
потому что они, по природе своей,
имеют Космическое звучание,
Оживить, что звук, связывающий Короля
с Космосом приглушить, Небесного сана лишить.

в качестве точки отсчета ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСИ ПАРИЖА….
Туристы, неизбежно попадающие во двор Лувра, так же неизбежно обращают внимание не только на пирамиду, но и на конный памятник Людовику XIV неподалеку. Его фотографируют, на его фоне фотографируются, и впоследствии его изображение украшает собой страницы многочисленных семейных фотоальбомов. Но мало кто знает, что монумент появился здесь только в 1988 году и благодаря Йонг Минг Пею — автору Пирамиды.
Пирамиду ругают, Конную статую восхваляют.
А не было бы Пирамиды, и памятник не явил себя
Миру, выбравшись из Луврских запасников…

в качестве точки отсчета ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСИ ПАРИЖА….
Первоначально памятник Людовику XIV изваял Лоренцо Бернини из мрамора в конце XVII века, когда итальянский скульптор и архитектор был приглашен в Париж для работы над восточным фасадом Лувра.
Статуя Великому королю не понравилась,
как, впрочем, и Берниниев проект фасада.
Мэтра тем не менее обласкали, щедро вознаградили и отпустили домой в Рим. После его отъезда недовольный монарх повелел скульптору Жирардону сделать новый памятник: устранить портретное сходство, превратить его в статую римского полководца и поставить в дальнем уголке Версальского парка.
А нынешняя скульптура во дворе Лувра —
копия, отлитая из свинца по велению Йонг Минг Пея.

в качестве точки отсчета ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСИ ПАРИЖА….
Людовик нашел портретное сходство между его собственным ликом и тем — увиденном им на мраморном конном памятнике. Судя по мраморному же бюсту, сходства вовсе нет. Во всяком случае я его не вижу, только в ликах коней — терракотовом и бронзовом — какое-то сходство нахожу.
Авторство этого памятника расплывается
на уровне достоверности портретируемых,
остается в памятнике начало начал ценить,
связывая его с ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСЬЮ ПАРИЖА,
правда. несколько искривленнной…

в качестве точки отсчета ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСИ ПАРИЖА….
Ах, Большие оси Парижа!!!
Куда до него Петербургу с его трехлучием,
у Версаля подсмотренным.
Многие века архитекторы нанизывали свои творения на несколько воображаемых линий, пересекающих город и скрещивающихся друг с другом. Оси как бы скрепляли совершенно разные постройки, сшивали городскую ткань, собирали французскую столицу в единое целое.
Когда будете в Париже, Большие оси ищите
и смотрите: Город начнет кружиться вокруг вас

в качестве точки отсчета ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСИ ПАРИЖА….
Благодарным взглядом на Людовика XIV
и его коня, пожалуйста, посмотрите…
Пусть манерен всадник, пусть капризен конь,
но, думаю я, вы убедились в том,
сколь высока их градостроительная значимость.

Пока я убеждала вас в том, что видно,
истекли три вечерних льготных часа.
Ночь упала на площадь Лувра,
засветилась Пирамида с хрустальной каплей,
посетители покидали музей…

Автор снимков Марина попрощалась с Эхнатоном
(встреча состоялась именно в этот день),
поднялась по пандусу Пирамиды и оказалась…
не в Амарне, бурями песчаными разбитой,
а в Париже, заключившем со Временем
выгодную сделку: Время течет — Город стоит.

что раскрывает в ночи свои тайны… Резкость изображения в ночи упала, но тайна и не должна быть ясной…
Да-да, конная статуя Людовика XIV, выполненная Лоренцо Бернини или не выполненная, раскрывает в ночи тайны, что позволяют понять главное: почему Время течет, а Париж стоит…
Сначала арифметические расчеты…
Бернини Джованни Лоренцо родился в 1598,
умер в 1680 году в возрасте 82 лет.
Людовик XIV родился в1638, умер в 1715 году
в возрасте 78 лет. Из них 72 года он просидел
на французском престоле — дольше,
чем любой монарх в истории Европы.
Встретились они в 1665 году, когда Людовику
захотелось посоперничать с Римом.
Было королю в ту пору 27 лет,
а скульптору 67. Выводы?

что раскрывает в ночи свои тайны…
В произведениях Лоренцо Бернини, — крупнейшего мастера римского и всего итальянского Барокко — ярко воплотились принципы этого стиля…
Драматичная эмоциональность.
Эффектная театрализованность образов.
Активное взаимодействие архитектурных
и пластических масс с пространством.
Cочетание религиозной аффектации
с подчёркнутой чувственностью.
Четыре свойства? Достаточно,
чтобы был описан эталон стиля..

что раскрывает в ночи свои тайны…
Бернини был творцом нового светского стиля — Барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором современного, культурного переворота в искусстве, но долгое время подвергавшегося преследованиям со стороны всяких приверженцев «академической рутины», которым казалось, что внесенные Бернини отступления от строгого классического стиля грозят водворением анархии в искусстве. Только в новейшее время критика воздала должное Бернини, как одному из величайших представителей искусства своего времени.

что раскрывает в ночи свои тайны…
Из предыдущего рассуждения можно сделать вывод, что Великий король отверг творения великого Бернини, потому что был приверженцем «академической рутины», а соответственно ему казалось, что внесенные Бернини отступления от строгого классического стиля грозят водворением анархии в искусстве.
Не допускаю подобных обвинений,
потому что круг обвиняемых расширяется
и в него тут же входят творцы Больших осей:
от Андре Ленотра до Шарля Ле Корбюзье —
одного из главных создателей Дефанса,

что раскрывает в ночи свои тайны…
Великий король, исходя от самомнения, провозгласил:
«Я — ЭТО ГОСУДАРСТВО», утвердив тем самым
идею АБСОЛЮТИЗМА, где МОНАРХ — что БОГ.
Подобные Идеи имеют зримое воплощение
в БОЛЬШИХ ОСЯХ..
Поверив в Божественность Абсолютной власти,
Ленотр провел БОЛЬШУЮ ОСЬ в Версале,
придав ей особый — Космогонический смысл.
Наполеон украсил БОЛЬШУЮ ОСЬ Парижа
Триумфальными арками в честь побед его войск,
чем военные деяния французов тоже обожествил,
Между делом грянула Великая французская революция,
что провозгласила ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
в качестве главной государственной ценности.
Преображения завершил Дефанс —
технократический город, в котором
все обеспечены всем, от Неба до Земли.
Казалось бы, что могут короли,
а вот — посмотрите: стал Луи НАЧАЛОМ ВСЕХ НАЧАП,
благодаря которым ВРЕМЯ ТЕЧЕТ, А ПАРИЖ СТОИТ

Спасибо Марине, что сама того, возможно, и не подозревая,
позволила мне высказаться по столь важному вопросу.