Что-то мало народу?
Сегодня же среда: музей работает до 9 часов вечера,
и билеты продают чуть не по вдвое меньшей цене!!!
Ладно, не до шуток. Посмотрите внимательно на Лувр и вообразите: XVII век на дворе и все то, да не то. Лувр — не музей, в котором снуют поклонники искусств со всего мира. Лувр — Королевский дворец, доступный двору правящего короля, обслуживающей их прихоти прислуге всех уровней и многочисленной страже, как везде и всегда предотвращающей заговоры. Вообщем, Александр Дюма — отец и сын, да и только.
Теперь посмотрите в противоположную сторону — туда, где в глубине воздушной перспективы светится чудо-мираж…
В правление Людовика XIV прямая дорога соединяла две королевских резиденции — парижский дворец Лувр и его же Версальский дворец.
Название дороги — «Триумфальный путь» — не устарело и сегодня: на одной оси по-прежнему стоят три арки — Каррузель возле Лувра, Триумфальная арка на площади Этуаль и Большая арка, построенная уже в нашу эпоху в ультрасовременном квартале Дефанс.
Правда, прямая связь Лувра с Версалем уже не важна,
а потому не нужна, к тому же в каретах никто не ездит,
а автомобильному движению мешают пробки.
Однажды мы — наивные — хотели прокатиться в автобусе по «Триумфальному пути», но нас высадили у площади Этуаль — ныне Шарля де Голля, строго указав на первую станцию парижского метро, вход в которую декорировал Гимар в стиле модерн.
Нам тогда было не до Гимара.
Не состоялось достойное королей
пространственное впечатление…
Прочертил Большую ось или «Триумфальную дорогу» знаменитейший Андре Ленотр — André Le Nôtre.
Вначале совместно с Луи Лево и Шарлем Лебреном он трудился над созданием парков в Во-ле-Виконт, Фонтенбло, Шантийи, замке Сен-Клу, Сен-Жерменском дворце. Ленотр — автор проектов Сент-Джеймсского парка в Лондоне и Гринвичского парка. Он — автор Большой оси в Версале и в Париже тоже.
Ленотр считается признанным создателем системы французского регулярного парка, господствовавшей в Европе до середины XVIII века.
И вам хочется громко крикнуть — «Ура-а-а»?
Нельзя: начнем — не остановимся:
столько в Париже достойных воплей памятников..
Андре Ленотр получил очень широкую известность при дворе и, вместе с этим, приобрёл большую благосклонность короля Людовика XIV, который называл его «наш добрейший Ленотр». Ленотр держался в стороне от придворных интриг, отдаваясь со всем пылом души своей высокому служению королю Людовику XIV, увлечённому садово-парковым искусством.
Да этот портрет короля, конечно, дело рук Бернини — первого скульптора Рима, да что там — всей Италии. Повезло Людовику Великому, прозванному народом «Богоданным», сам себя назвавшим «Королем-Солнцем».
Мраморный бюст Людовика ХIV исследователи считают блистательным типом парадного портрета-бюста эпохи Барокко. В нем сочетается реалистическая достоверность облика портретируемого с психологической остротой и бравурной декоративной пышностью,
В глазах Великого Людовига светится
им сказанная сакраментальная фраза:
«ГОСУДАРСТВО ЭТО — Я»,
высказанная на чисто французском языке.
Вообще-то, меня интересует не бюст-портрет Великого короля, а его конная статуя, что стоит во дворе Лувра. Подозрительная статуя какая-то. Эта — достоверная: точно авторству Бернини принадлежит. Лико короля не имеет столь напыщенного выражения, но вполне соответствует запечатленному в бюсте идеалу.
Подготовились? Теперь переходим к изучению
главного объекта нашего нынешнего путешествия.
Не беспокойтесь, фотограф не подведет!
Первое, о чем сообщают исследователи, заключается в том, что памятник этот НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ. От конной статуи Великого короля исходит луч, ось направление, идущее куда-то туда. Потом начинаются оговорки…
Наблюдаемая ось не совсем прямая, что хорошо видно на аэрофотоснимке. Она чуть-чуть переламывается западнее Лувра и не вполне совпадает, скажем, с осью Елисейских полей. Именно поэтому нужно оказаться слева от пирамиды, чтобы увидеть все вышеперечисленное. И это тот самый случай, когда привкус ошибки превращает сухую геометрию в истинное искусство.
Оси Андре Ленотра не нужно оживлять,
потому что они, по природе своей,
имеют Космическое звучание,
Оживить, что звук, связывающий Короля
с Космосом приглушить, Небесного сана лишить.
Туристы, неизбежно попадающие во двор Лувра, так же неизбежно обращают внимание не только на пирамиду, но и на конный памятник Людовику XIV неподалеку. Его фотографируют, на его фоне фотографируются, и впоследствии его изображение украшает собой страницы многочисленных семейных фотоальбомов. Но мало кто знает, что монумент появился здесь только в 1988 году и благодаря Йонг Минг Пею — автору Пирамиды.
Пирамиду ругают, Конную статую восхваляют.
А не было бы Пирамиды, и памятник не явил себя
Миру, выбравшись из Луврских запасников…
Первоначально памятник Людовику XIV изваял Лоренцо Бернини из мрамора в конце XVII века, когда итальянский скульптор и архитектор был приглашен в Париж для работы над восточным фасадом Лувра.
Статуя Великому королю не понравилась,
как, впрочем, и Берниниев проект фасада.
Мэтра тем не менее обласкали, щедро вознаградили и отпустили домой в Рим. После его отъезда недовольный монарх повелел скульптору Жирардону сделать новый памятник: устранить портретное сходство, превратить его в статую римского полководца и поставить в дальнем уголке Версальского парка.
А нынешняя скульптура во дворе Лувра —
копия, отлитая из свинца по велению Йонг Минг Пея.
Людовик нашел портретное сходство между его собственным ликом и тем — увиденном им на мраморном конном памятнике. Судя по мраморному же бюсту, сходства вовсе нет. Во всяком случае я его не вижу, только в ликах коней — терракотовом и бронзовом — какое-то сходство нахожу.
Авторство этого памятника расплывается
на уровне достоверности портретируемых,
остается в памятнике начало начал ценить,
связывая его с ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСЬЮ ПАРИЖА,
правда. несколько искривленнной…
Ах, Большие оси Парижа!!!
Куда до него Петербургу с его трехлучием,
у Версаля подсмотренным.
Многие века архитекторы нанизывали свои творения на несколько воображаемых линий, пересекающих город и скрещивающихся друг с другом. Оси как бы скрепляли совершенно разные постройки, сшивали городскую ткань, собирали французскую столицу в единое целое.
Когда будете в Париже, Большие оси ищите
и смотрите: Город начнет кружиться вокруг вас
Благодарным взглядом на Людовика XIV
и его коня, пожалуйста, посмотрите…
Пусть манерен всадник, пусть капризен конь,
но, думаю я, вы убедились в том,
сколь высока их градостроительная значимость.
Пока я убеждала вас в том, что видно,
истекли три вечерних льготных часа.
Ночь упала на площадь Лувра,
засветилась Пирамида с хрустальной каплей,
посетители покидали музей…
Автор снимков Марина попрощалась с Эхнатоном
(встреча состоялась именно в этот день),
поднялась по пандусу Пирамиды и оказалась…
не в Амарне, бурями песчаными разбитой,
а в Париже, заключившем со Временем
выгодную сделку: Время течет — Город стоит.
Да-да, конная статуя Людовика XIV, выполненная Лоренцо Бернини или не выполненная, раскрывает в ночи тайны, что позволяют понять главное: почему Время течет, а Париж стоит…
Сначала арифметические расчеты…
Бернини Джованни Лоренцо родился в 1598,
умер в 1680 году в возрасте 82 лет.
Людовик XIV родился в1638, умер в 1715 году
в возрасте 78 лет. Из них 72 года он просидел
на французском престоле — дольше,
чем любой монарх в истории Европы.
Встретились они в 1665 году, когда Людовику
захотелось посоперничать с Римом.
Было королю в ту пору 27 лет,
а скульптору 67. Выводы?
В произведениях Лоренцо Бернини, — крупнейшего мастера римского и всего итальянского Барокко — ярко воплотились принципы этого стиля…
Драматичная эмоциональность.
Эффектная театрализованность образов.
Активное взаимодействие архитектурных
и пластических масс с пространством.
Cочетание религиозной аффектации
с подчёркнутой чувственностью.
Четыре свойства? Достаточно,
чтобы был описан эталон стиля..
Бернини был творцом нового светского стиля — Барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором современного, культурного переворота в искусстве, но долгое время подвергавшегося преследованиям со стороны всяких приверженцев «академической рутины», которым казалось, что внесенные Бернини отступления от строгого классического стиля грозят водворением анархии в искусстве. Только в новейшее время критика воздала должное Бернини, как одному из величайших представителей искусства своего времени.
Из предыдущего рассуждения можно сделать вывод, что Великий король отверг творения великого Бернини, потому что был приверженцем «академической рутины», а соответственно ему казалось, что внесенные Бернини отступления от строгого классического стиля грозят водворением анархии в искусстве.
Не допускаю подобных обвинений,
потому что круг обвиняемых расширяется
и в него тут же входят творцы Больших осей:
от Андре Ленотра до Шарля Ле Корбюзье —
одного из главных создателей Дефанса,
Великий король, исходя от самомнения, провозгласил:
«Я — ЭТО ГОСУДАРСТВО», утвердив тем самым
идею АБСОЛЮТИЗМА, где МОНАРХ — что БОГ.
Подобные Идеи имеют зримое воплощение
в БОЛЬШИХ ОСЯХ..
Поверив в Божественность Абсолютной власти,
Ленотр провел БОЛЬШУЮ ОСЬ в Версале,
придав ей особый — Космогонический смысл.
Наполеон украсил БОЛЬШУЮ ОСЬ Парижа
Триумфальными арками в честь побед его войск,
чем военные деяния французов тоже обожествил,
Между делом грянула Великая французская революция,
что провозгласила ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
в качестве главной государственной ценности.
Преображения завершил Дефанс —
технократический город, в котором
все обеспечены всем, от Неба до Земли.
Казалось бы, что могут короли,
а вот — посмотрите: стал Луи НАЧАЛОМ ВСЕХ НАЧАП,
благодаря которым ВРЕМЯ ТЕЧЕТ, А ПАРИЖ СТОИТ