Столетие «Моста императора Петра Великого»

Мюнхен. Кайзеровский мост - Hackerbrücke. 1894. Отечественным туристам он напоминает Большеохтинский мост в Петербурге.
Мюнхен. Кайзеровский мост — Hackerbrücke. 1894.
Отечественным туристам он напоминает Большеохтинский мост в Петербурге.
Просвещенные туристы пишут, что у Мюхенского и Петербургского мостов "очень сходное базовое решение". Я думаю, на художественный уровень Мюнхенский мост даже не поднимается, оставаясь чисто инженерной конструкцией. Петербургский - не то...
Просвещенные туристы пишут, что у Мюхенского и Петербургского мостов «очень сходное базовое решение». Я думаю, на художественный уровень Мюнхенский мост даже не поднимается, оставаясь чисто инженерной конструкцией. Петербургский — не то…
Петербург. "Мост императора Петра Великаго" в суете наших буден. Боясь пробок, мы проезжаем, особо не разглядывая мост...
Петербург. «Мост императора Петра Великаго» в суете наших буден.
Боясь пробок, мы проезжаем, особо не разглядывая мост…
И вдруг - событие исторической важности: мосту исполняется 100 лет. Его чистят, одну из башен открывают. Хотите посмотреть? Вперед...
И вдруг — событие исторической важности: мосту исполняется 100 лет.
Его чистят, одну из башен открывают. Хотите посмотреть? Вперед…

Въезды на мост оформлены в виде металлических порталов, ригели которых выполнены по многоцентровой кривой. На стойках-пилонах с вертикальными прорезями установлены улиткообразные держатели с подвешенными к ним удлинёнными плоскими многогранными фонарями.

Петербург. "Мост императора Петра Великаго". 1908 - 1911 годы. Авторы - профессор Николаевской инженерной академии полковник Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков. Арх.: Зазерский А. И. - представитель модерна.
Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна.

Необходимость строительство моста, который бы соединил Петербург с Охтинским пригородом, обсуждалась ещё в 1880-х годах, однако этому всячески препятствовало лобби перевозчиков, не желавших терять доходный бизнес. В 1900 году начались работы по выбору, подготовке места для строительства и разработке задания на проектирование. В этих работах участвовал инженер-мостостроитель В. А. Берс, который вернулся со строительства Транссиба.

Работы по подготовке задания на проектирование заняли около года и в 1901 году был объявлен конкурс на проект моста. Из 16 проектов, половина которых исходила от иностранных фирм, не был выбран ни один из-за несоответствия техническим условиям.

Наиболее подходящим был признан внеконкурсный проект, носивший девиз «Свобода судоходству», который был выполнен профессором Николаевской инженерной академии полковником Г. Г. Кривошеиным в соавторстве с военным инженером подполковником В. П. Апышковым. Авторам было предложено доработать свой проект.

В доработке проекта приняли участие инженеры С. П. Бобровский, П. М. Шелоумов, Г. П. Передерий. В 1907 он был утверждён, строительство начато 26 июня 1909 года, мост получил название «Мост Императора Петра Великого». Руководителем строительства стал Г. Г. Кривошеин. Подрядчиком работ была назначена малоизвестная варшавская фирма, а изготовителем разводного пролёта с механизмом стал Петербургский Металлический завод.

Петербург. "Мост императора Петра Великаго". 1908 - 1911 годы. Авторы - профессор Николаевской инженерной академии полковник Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.

Мост трёхпролётный, металлический, центральный пролёт — разводной. В башнях находятся механизмы, управляющие разводом моста.

Боковые пролёты — сквозные металлические клёпаные арочные фермы с проезжей частью по нижнему поясу, длиной по 136 метров каждый. Центральный пролёт — разводной поворотный двукрылый, металлический, клёпаный. Длина среднего пролёта — 48 метров. Судопропускной пролёт раскрывается вверх.

Металлоконструкции моста весят 8 920 тонн. Из них масса противовесов разводного пролёта составляет — 1 065 тонн.

Петербург. "Мост императора Петра Великаго". 1908 - 1911 годы. Авторы - профессор Николаевской инженерной академии полковник Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Петербург. "Мост императора Петра Великаго". 1908 - 1911 годы. Авторы - профессор Николаевской инженерной академии полковник Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков. Арх.: Зазерский А. И. - представитель модерна.
Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна.

Стены башен выше крайних ферм. На верху башен кубические четырёхгранные фонари. Снаружи к башням пристроены полукруглые полубашенки с остроконечными полукуполами. На стенах башен моста установлены шесть бронзовых досок, на которых выбиты имена строителей моста.

09

Петербург. "Мост императора Петра Великаго". 1908 - 1911 годы. Архитектор: Зазерский Алексей Иванович - представитель модерна.
Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Архитектор: Зазерский Алексей Иванович — представитель модерна.
Петербург. "Мост императора Петра Великаго". 1908 - 1911 годы. Архитектор: Зазерский Алексей Иванович - представитель модерна.
Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Архитектор: Зазерский Алексей Иванович — представитель модерна.
Петербург. "Мост императора Петра Великаго". 1908 - 1911 годы. Архитектор: Зазерский Алексей Иванович - представитель модерна.
Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Архитектор: Зазерский Алексей Иванович — представитель модерна.
Петербург. "Мост императора Петра Великаго". 1908 - 1911 годы. Архитектор: Зазерский Алексей Иванович - представитель модерна.
Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Архитектор: Зазерский Алексей Иванович — представитель модерна.
Петербург. "Мост императора Петра Великаго". 1908 - 1911 годы. Архитектор: Зазерский Алексей Иванович - представитель модерна.
Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Архитектор: Зазерский Алексей Иванович — представитель модерна.
Петербург. "Мост императора Петра Великаго". 1908 - 1911 годы. Авторы - профессор Николаевской инженерной академии полковник Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков. Арх.: Зазерский А. И. - представитель модерна.
Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна.

На стойках-пилонах с вертикальными прорезями установлены улиткообразные держатели с подвешенными к ним удлинёнными плоскими многогранными фонарями.

Петербург. "Мост императора Петра Великаго". 1908 - 1911 годы. Авторы - профессор Николаевской инженерной академии полковник Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков. Арх.: Зазерский А. И. - представитель модерна.
Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна.
Петербург. "Мост императора Петра Великаго". 1908 - 1911 годы. Авторы - профессор Николаевской инженерной академии полковник Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков. Арх.: Зазерский А. И. - представитель модерна.
Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна.18 19

Leave a Reply