Этюд о Гернике Пикассо и детских слезах

По легенде, первое Дерево Герники – Отчее дерево — было посажено в XIV веке, но в 1742 году оно погибло. Тогда на этом месте было посажено так называемое Старое Дерево. Около него произносила клятву королева-регентша Мария Кристина, но и это дерево не дожило до наших дней, и оно погибло в 1860 году.

Посаженное после этого так называемое дерево-сын видело бомбардировку Герники в 1937 году. Когда вторгшиеся франкистские войска захотели срубить Дерево, был создан специальный отряд для его охраны.

Дерево Герники
Дерево Герники — дуб, посаженный перед Домом Собраний
в Гернике-и-Лунo. Это дерево – символ баскской свободы.
Под этим дубом местные правители приносили клятву
беречь свободы басков.

Дерево Герники играет огромную роль
в культуре свободолюбивых, гордых басков.
Ему они посвящают стихи и песни.

Герники
В Доме собраний Герники висит картина XVII века кисти
Франсиско де Мендьета. На ней запечатлено, как Фердинанд Арагонский под этим дубом клянется уважать баскские права. Сегодня на этом месте подобную клятву приносит леендакари – глава Страны Басков.

Хотите узнать, кто такие баски?
Достоверных сведений удастся получить немного…

Ба́ски — народ, населяющий так называемые баскские земли в северной Испании и юго-западной Франции.

Это — единственный западноевропейский народ, не говорящий на языке индоевропейской группы. Достоверно установленным можно считать лишь то, что баскский язык происходит от языка, распространённого в Аквитании до завоевания римлянами и просуществовавшего до раннего Средневековья.

Дискуссионными остаются вопросы о родстве басков с кавказскими народами или с древним до-индоевропейским первобытным населением Европы.

Численность басков оценивалась в 2006 году от 700 тысяч до одного миллиона человек, из которых, однако, лишь одна треть владеет баскским языком.

Можно сказать, что баски верят в древность
своего происхождения и не хотят ни с кем
ассимилироваться — хотят быть свободными.
Разве это предосудительно?

Гражданская война
В Испании Гражданская война (июль 1936 — апрель 1939).
Бои на улицах Мадрида…

К Гражда́нской войне в Испа́нии (исп. Guerra Civil Española) привел конфликт между Второй Испанской республикой в лице правительства испанского Народного фронта (республиканцы, лоялисты) и оппозиционной ей испанской военно-националистической диктатурой под предводительством генерала Франсиско Франко (мятежники). Франко поддерживали фашистская Италия, нацистская Германия и Португалия. В результате военных действий Франко ликвидировал Испанскую республику и сверг республиканское правительство, пользовавшееся поддержкой СССР, Мексики и, в начале войны, Франции.

Гражданская война
В Испании Гражданская война (июль 1936 — апрель 1939).
Бои на улицах Мадрида…

До осени 1938 года испанская война была в центре внимания мировой общественности. Наступали в основном франкисты – на их стороне была регулярная испанская армия, «дикие дивизии» марокканцев, регулярные итальянские части.

В январе-феврале 1939 года франкисты завоевали Каталонию и 28 марта вступили в Мадрид. 1 апреля режим Франко контролировал всю территорию Испании.  Каудильо в последней военной сводке торжественно объявил об окончании войны в Испании.

Итоги гражданской войны…   С 1939 года в Испании установилась диктатура Франко, просуществовавшая до ноября 1975 года. Испанская республика пала. В итоге погибло 450 т. человек (5 % довоенного населения). По окончанию войны страну покинули более 600 тысяч испанцев, среди них было немало интеллектуалов, таких как Пабло Пикассо и Ортега-и-Гассет.

Пикассо

Мир был потрясен бомбардировкой ГЕРНИКИ —
города страны басков в Испании.

Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил налёт на Гернику. На город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате шеститысячный город был уничтожен, около двух тысяч жителей оказались под завалами. После налета Герника горела еще трое суток.

И НАВСЕГДА ОСТАЛАСЬ В СЕРДЦЕ
СВЯЗАННЫХ С ВОЙНОЙ ПОКОЛЕНИЙ
ОБРАЗОМ НЕДОПУСТИМОГО НА ЗЕМЛЕ
ЗАПРЕДЕЛЬНОГО СТРАДАНИЯ…

Герника
Герника после налета на город легиона «Кондор» —
добровольческого подразделения Люфтваффе 26 апреля 1937 года.

Понедельник 26 апреля 1937 года был базарным днем. Многие крестьяне из окрестных сел привезли на рынок в Гернику ранние овощи. В 2 часа дня в небе над Герникой появился самолет гитлеровского легиона «Кондор». А ближе к вечеру, около половины пятого, эскадрильи «Юнкерсов» и «Хенкелей» обрушили на беззащитную Гернику сотни бомб.

Более 3-х часов гитлеровский авиа легион «Кондор» и итальянская эскадрилья бомбили мирный городок. За это время на него были сброшены тысячи тонн бомб. Около 2-х тысяч мирных жителей оказались погребены под развалинами.

Лондонская «Таймс» в апреле 1937 года писала: «По форме и размерам разрушений, а также по тому, что объектом этой операции был избран мирный город, налет на Гернику не имеет аналогов в военной истории. В Гернике не было ни военных предприятий, ни гарнизона. Герника находилась далеко за линией фронта».

Герника
Герника после налета на город легиона «Кондор» —
добровольческого подразделения Люфтваффе 26 апреля 1937 года.

Когда в сентябре 1946 года на Нюрнбергском процессе шефа фашистской авиации Геринга спросили:
— Вы помните Гернику?
— Гернику? Да, помню, это было нечто
вроде пробы сил нашей авиации.
Фашисту напомнили о детях, женщинах, стариках, погибших во время той «пробы сил», о том, что город был мирным. Геринг ничуть не смутился и заметил:
— Что же, очень жаль… Но мы не могли поступить по-другому. В тот момент пробы сил могли быть только в Гернике.

Бомбардировка Герники была поистине репетицией
«тотальной войны», где всюду смерть и разрушения.

Герника
Герника после налета на город легиона «Кондор» —
добровольческого подразделения Люфтваффе 26 апреля 1937 года.

Если немецкие фашисты рассматривали Гернику как объект для «пробы сил», то франкисты мстили баскам за их непокорность и ту решимость, с какой они отстаивали свою независимость и свободу.

Генерал Мола сподвижник Франко заявил:
«Будет наказана проклятая нация басков,
которая осмелилась бросить вызов
национальной (франкистской) Испании».

В годы республики (1931-1936) автономия Страны басков была восстановлена. Но в июне 1937 года Франко захватил север страны и издал декрет о ликвидации автономии Страны Басков. И с этого момента и до падения диктатуры Франко в 1977 году около 2-х миллионов басков по существу были самой угнетаемой нацией Испании.

Герника
Герника после налета на город легиона «Кондор» —
добровольческого подразделения Люфтваффе 26 апреля 1937 года.
Эль Греко
Эль Греко. «Поцелуй Иуды». 1579 (после приезда в Мадрид)…

Во всей баскской истории самое чудовищное — предательство своими своих: живущими в общей культуре, становясь испанцами, какими бы ни были их исторические различия. Политика Франко, по библейским мерам, — «Поцелуй Иуды», предающего Бога ради «тридцати серебренников». В этом грехе повинны почти все политики, что лгут…

…ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины; за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь. (Пс. 108:2-4)

Богом в чудовищном предательстве могут быть
Мать, Народ, Отечество…

Пикассо
Пабло Пикассо (1881 Малага, Испания — 1973 Мужен, Франция).
Представитель кубизма, который так и непонят зрителями.
В чем Идея, в чем Пророчество картины, что не может
не содержать самых Высоких прозрений?..

Интересные факты… В 1940 году через некоторое время после вступления германских войск в Париж к Пабло Пикассо пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» — задали мастеру риторический вопрос о картине. «Нет, — ответил он, — это сделали вы. Можете взять себе на память». Неизвестно, почему фашисты оставили ответ без последствий.

Генрика
«Герни́ка» — картина Пáбло Пикáссо, написана в мае 1937 г.
по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Исполнена в манере кубизма и в чёрно-белой гамме.

«Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна.

«Герника» представляет собой полотно-фреску, написанную маслом в чёрно-белых тонах, 3,5 м высотой и 7,8 м длиной. Картина была написана буквально за месяц — первые дни Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Создавалось впечатление, что художник уже давно продумал концепцию полотна, и только сейчас воплощал свои идеи в жизнь.

Герника
«Герни́ка» — картина Пáбло Пикáссо — написана в мае 1937 года.
Первый фрагмент… «Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности.
Трактовка дается по типу описания видимого…

В левой части полотна над женщиной, оплакивающей мёртвого ребенка в её руках, стоит БЫК с широко открытыми глазами.

На руках мёртвого солдата видны стигматы (болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей — тех, кто «пострадал как Иисус»). Пикассо не был религиозен. Хотя его личность сформировалась под воздействием культуры католической Испании, эти символы не должны интерпретироваться как христианская идентификация художника.

По-видимому, это отражает идею, что все мы часто вынуждены страдать безо всякой на то причины. Пикассо использует хорошо опознаваемый образ, чтобы продемонстрировать, как все мы схожи с Христом, в котором все мы страдаем и в конечном счёте умираем.

фрагмент
«Герни́ка» — картина Пáбло Пикáссо — написана в мае 1937 года.
Второй фрагмент… Фигуры будто вырезаны из бумаги, заполненной строками из газет, что отражает безжизненность войны.
Трактовка дается по типу описания видимого…

На втором фрагменте изображена лошадь, взвившаяся в агонии, будто бы она только что была пронзена копьем или дротиком. Нос лошади и верхние зубы образуют форму человеческого черепа.

Под лошадью — мёртвый, по-видимому, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча, из которого растет цветок.

Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади (лампа из камеры пыток).

Кинжалы, олицетворяющие пронзительный крик, заменяют языки быка, скорбящей женщины, и лошади.

фрагмент
«Герни́ка» — картина Пáбло Пикáссо — написана в мае 1937 года.
Третий фрагмент… Изображены страдания людей, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.
Трактовка дается по типу описания видимого…

Справа вверху — античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен. Её рука держит зажжённую лампу (на предыдущем фрагменте).

Под маской — женская фигура. Преисполненная благоговейного страха женщина подалась к центру. Её безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку.

фрагмент
«Герни́ка» — картина Пáбло Пикáссо — написана в мае 1937 года.
Четвертый фрагмент… Кто-то, заключенный в круг огня,
взывает о помощи. Женщина? Дитя? Слышен только крик,
другого не понять. О, Испания, ты всегда в сердце моем.

На Всемирной выставке в Париже, где Пикассо в первый раз представил свою картину широкой аудитории, реакция зрителей не совсем соответствовала ожиданиям художника. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «„Герника“ видела в основном спины посетителей».

Однако не только простые посетители выставки не были подготовлены к восприятию картины, в такой своеобразной форме рассказывающей об ужасах войны. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа. А мадридский журнал «Сáбадо грáфикo» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».

Герника
«Герника» Пабло Пикассо.
Выставка в Королевском дворце в Милане. 1953 г.
Мы видим спины зрителей. Наверное, то специалисты
в современной живописи. О чем говорят?
Думаю, о кубизме, что дал такой шедевр.

Куби́зм — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «РАЗДРОБИТЬ» реальные объекты на стереометрические примитивы. Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 годами и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Редкий случай, я согласна с определением, потому что слово «РАЗДРОБИТЬ», использованное в нем, дает толчок к пониманию сути «Герники» Пабло Пикассо. Вперед…

Ссылку на эту фотографию дал Александр Карпов, при доработке альбома мне пришлось удалить его информацию, за что приношу извинения.

Герника
Город Герника сегодня — после реконструкции. На подпорной стене выложено панно с точным воспроизведением «Герники».
В Мадриде установлен фигурный памятник Пикассо.
Есть и архитектурный…

Повторяю: отличительное свойство КУБИЗМА — РАЗДРОБЛЕННОСТЬ предметного мира на отдельное, принимающее искаженно-обобщенную форму.

Здесь Света нет. Он померк. Без Света умирает Мир,
становясь чудовищной грудой искореженных частей.

Здесь Умирающий мир еще не умер.
Он содрогается, кричит о Ужаса.
Заламывает руки, раздирает криком горло.
Он молит о Спасении, которого уже не может быть,
потому что Целое утрачено, Части обезображены,
потому что наступил Он — добытийный Хаос.

БЫК, ЛОШАДЬ, АНТИЧНАЯ МАСКА С ФАКЕЛОМ —
существа, вышедшие из Преисподней,
потому что все в них НЕ ПРАВДА — все в них ЛОЖЬ…

город Герника
Город Герника сегодня — после реконструкции. На подпорной стене выложено панно с точным воспроизведением «Герники», чтобы Прошлое определяло нынешний день, напоминая и в благоденствии об Ужасе пережитом…

БЫК, в котором должна быть сосредоточена СИЛА ЗЕМЛИ, смотрит на всё происходящее абсолютно безразлично, ведь его взгляд устремлён в никуда. Он не сочувствует участникам события, потому что он — символ глухоты, непонимания, неведения. .

ЛОШАДЬ, находящаяся в центре, адресует БЫКУ свои последние «проклятья». Когда она перестанет кричать, погаснет последний свет, который освещает Умирающий мир лампочка под абажуром, так похожая на ту, что висит в камере пыток.

И АНТИЧНАЯ МАСКА С ФАКЕЛОМ Умирающий мир не спасет, потому что и ее красота уже обезображена — тлену подчинена.

В чем смысл «Герники»? В том, что война XX века —
тот предел, за которым не будет ничего:
ни МАТЕРИИ, ни ПРОСТРАНСТВА, ни ВРЕМЕНИ,
ибо УХОД РАЗУМА, УХОД СВЕТА ОБОЗНАЧАЕТ
АБСОЛЮТНЫ КОНЕЦ ВСЕМУ И ВСЯ…

<—«Розовый период»

«Коррида» — «Минотавр»—>

Leave a Reply