По легенде, первое Дерево Герники – Отчее дерево — было посажено в XIV веке, но в 1742 году оно погибло. Тогда на этом месте было посажено так называемое Старое Дерево. Около него произносила клятву королева-регентша Мария Кристина, но и это дерево не дожило до наших дней, и оно погибло в 1860 году.
Посаженное после этого так называемое дерево-сын видело бомбардировку Герники в 1937 году. Когда вторгшиеся франкистские войска захотели срубить Дерево, был создан специальный отряд для его охраны.
Дерево Герники играет огромную роль
в культуре свободолюбивых, гордых басков.
Ему они посвящают стихи и песни.
Хотите узнать, кто такие баски?
Достоверных сведений удастся получить немного…
Ба́ски — народ, населяющий так называемые баскские земли в северной Испании и юго-западной Франции.
Это — единственный западноевропейский народ, не говорящий на языке индоевропейской группы. Достоверно установленным можно считать лишь то, что баскский язык происходит от языка, распространённого в Аквитании до завоевания римлянами и просуществовавшего до раннего Средневековья.
Дискуссионными остаются вопросы о родстве басков с кавказскими народами или с древним до-индоевропейским первобытным населением Европы.
Численность басков оценивалась в 2006 году от 700 тысяч до одного миллиона человек, из которых, однако, лишь одна треть владеет баскским языком.
Можно сказать, что баски верят в древность
своего происхождения и не хотят ни с кем
ассимилироваться — хотят быть свободными.
Разве это предосудительно?
К Гражда́нской войне в Испа́нии (исп. Guerra Civil Española) привел конфликт между Второй Испанской республикой в лице правительства испанского Народного фронта (республиканцы, лоялисты) и оппозиционной ей испанской военно-националистической диктатурой под предводительством генерала Франсиско Франко (мятежники). Франко поддерживали фашистская Италия, нацистская Германия и Португалия. В результате военных действий Франко ликвидировал Испанскую республику и сверг республиканское правительство, пользовавшееся поддержкой СССР, Мексики и, в начале войны, Франции.
До осени 1938 года испанская война была в центре внимания мировой общественности. Наступали в основном франкисты – на их стороне была регулярная испанская армия, «дикие дивизии» марокканцев, регулярные итальянские части.
В январе-феврале 1939 года франкисты завоевали Каталонию и 28 марта вступили в Мадрид. 1 апреля режим Франко контролировал всю территорию Испании. Каудильо в последней военной сводке торжественно объявил об окончании войны в Испании.
Итоги гражданской войны… С 1939 года в Испании установилась диктатура Франко, просуществовавшая до ноября 1975 года. Испанская республика пала. В итоге погибло 450 т. человек (5 % довоенного населения). По окончанию войны страну покинули более 600 тысяч испанцев, среди них было немало интеллектуалов, таких как Пабло Пикассо и Ортега-и-Гассет.
Мир был потрясен бомбардировкой ГЕРНИКИ —
города страны басков в Испании.
Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил налёт на Гернику. На город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате шеститысячный город был уничтожен, около двух тысяч жителей оказались под завалами. После налета Герника горела еще трое суток.
И НАВСЕГДА ОСТАЛАСЬ В СЕРДЦЕ
СВЯЗАННЫХ С ВОЙНОЙ ПОКОЛЕНИЙ
ОБРАЗОМ НЕДОПУСТИМОГО НА ЗЕМЛЕ
ЗАПРЕДЕЛЬНОГО СТРАДАНИЯ…
Понедельник 26 апреля 1937 года был базарным днем. Многие крестьяне из окрестных сел привезли на рынок в Гернику ранние овощи. В 2 часа дня в небе над Герникой появился самолет гитлеровского легиона «Кондор». А ближе к вечеру, около половины пятого, эскадрильи «Юнкерсов» и «Хенкелей» обрушили на беззащитную Гернику сотни бомб.
Более 3-х часов гитлеровский авиа легион «Кондор» и итальянская эскадрилья бомбили мирный городок. За это время на него были сброшены тысячи тонн бомб. Около 2-х тысяч мирных жителей оказались погребены под развалинами.
Лондонская «Таймс» в апреле 1937 года писала: «По форме и размерам разрушений, а также по тому, что объектом этой операции был избран мирный город, налет на Гернику не имеет аналогов в военной истории. В Гернике не было ни военных предприятий, ни гарнизона. Герника находилась далеко за линией фронта».
Когда в сентябре 1946 года на Нюрнбергском процессе шефа фашистской авиации Геринга спросили:
— Вы помните Гернику?
— Гернику? Да, помню, это было нечто
вроде пробы сил нашей авиации.
Фашисту напомнили о детях, женщинах, стариках, погибших во время той «пробы сил», о том, что город был мирным. Геринг ничуть не смутился и заметил:
— Что же, очень жаль… Но мы не могли поступить по-другому. В тот момент пробы сил могли быть только в Гернике.
Бомбардировка Герники была поистине репетицией
«тотальной войны», где всюду смерть и разрушения.
Если немецкие фашисты рассматривали Гернику как объект для «пробы сил», то франкисты мстили баскам за их непокорность и ту решимость, с какой они отстаивали свою независимость и свободу.
Генерал Мола сподвижник Франко заявил:
«Будет наказана проклятая нация басков,
которая осмелилась бросить вызов
национальной (франкистской) Испании».
В годы республики (1931-1936) автономия Страны басков была восстановлена. Но в июне 1937 года Франко захватил север страны и издал декрет о ликвидации автономии Страны Басков. И с этого момента и до падения диктатуры Франко в 1977 году около 2-х миллионов басков по существу были самой угнетаемой нацией Испании.
Во всей баскской истории самое чудовищное — предательство своими своих: живущими в общей культуре, становясь испанцами, какими бы ни были их исторические различия. Политика Франко, по библейским мерам, — «Поцелуй Иуды», предающего Бога ради «тридцати серебренников». В этом грехе повинны почти все политики, что лгут…
…ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины; за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь. (Пс. 108:2-4)
Богом в чудовищном предательстве могут быть
Мать, Народ, Отечество…
Интересные факты… В 1940 году через некоторое время после вступления германских войск в Париж к Пабло Пикассо пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» — задали мастеру риторический вопрос о картине. «Нет, — ответил он, — это сделали вы. Можете взять себе на память». Неизвестно, почему фашисты оставили ответ без последствий.
«Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна.
«Герника» представляет собой полотно-фреску, написанную маслом в чёрно-белых тонах, 3,5 м высотой и 7,8 м длиной. Картина была написана буквально за месяц — первые дни Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Создавалось впечатление, что художник уже давно продумал концепцию полотна, и только сейчас воплощал свои идеи в жизнь.
В левой части полотна над женщиной, оплакивающей мёртвого ребенка в её руках, стоит БЫК с широко открытыми глазами.
На руках мёртвого солдата видны стигматы (болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей — тех, кто «пострадал как Иисус»). Пикассо не был религиозен. Хотя его личность сформировалась под воздействием культуры католической Испании, эти символы не должны интерпретироваться как христианская идентификация художника.
По-видимому, это отражает идею, что все мы часто вынуждены страдать безо всякой на то причины. Пикассо использует хорошо опознаваемый образ, чтобы продемонстрировать, как все мы схожи с Христом, в котором все мы страдаем и в конечном счёте умираем.
На втором фрагменте изображена лошадь, взвившаяся в агонии, будто бы она только что была пронзена копьем или дротиком. Нос лошади и верхние зубы образуют форму человеческого черепа.
Под лошадью — мёртвый, по-видимому, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча, из которого растет цветок.
Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади (лампа из камеры пыток).
Кинжалы, олицетворяющие пронзительный крик, заменяют языки быка, скорбящей женщины, и лошади.
Справа вверху — античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен. Её рука держит зажжённую лампу (на предыдущем фрагменте).
Под маской — женская фигура. Преисполненная благоговейного страха женщина подалась к центру. Её безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку.
На Всемирной выставке в Париже, где Пикассо в первый раз представил свою картину широкой аудитории, реакция зрителей не совсем соответствовала ожиданиям художника. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «„Герника“ видела в основном спины посетителей».
Однако не только простые посетители выставки не были подготовлены к восприятию картины, в такой своеобразной форме рассказывающей об ужасах войны. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа. А мадридский журнал «Сáбадо грáфикo» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».
Куби́зм — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «РАЗДРОБИТЬ» реальные объекты на стереометрические примитивы. Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 годами и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака.
Редкий случай, я согласна с определением, потому что слово «РАЗДРОБИТЬ», использованное в нем, дает толчок к пониманию сути «Герники» Пабло Пикассо. Вперед…
Ссылку на эту фотографию дал Александр Карпов, при доработке альбома мне пришлось удалить его информацию, за что приношу извинения.
Повторяю: отличительное свойство КУБИЗМА — РАЗДРОБЛЕННОСТЬ предметного мира на отдельное, принимающее искаженно-обобщенную форму.
Здесь Света нет. Он померк. Без Света умирает Мир,
становясь чудовищной грудой искореженных частей.
Здесь Умирающий мир еще не умер.
Он содрогается, кричит о Ужаса.
Заламывает руки, раздирает криком горло.
Он молит о Спасении, которого уже не может быть,
потому что Целое утрачено, Части обезображены,
потому что наступил Он — добытийный Хаос.
БЫК, ЛОШАДЬ, АНТИЧНАЯ МАСКА С ФАКЕЛОМ —
существа, вышедшие из Преисподней,
потому что все в них НЕ ПРАВДА — все в них ЛОЖЬ…
БЫК, в котором должна быть сосредоточена СИЛА ЗЕМЛИ, смотрит на всё происходящее абсолютно безразлично, ведь его взгляд устремлён в никуда. Он не сочувствует участникам события, потому что он — символ глухоты, непонимания, неведения. .
ЛОШАДЬ, находящаяся в центре, адресует БЫКУ свои последние «проклятья». Когда она перестанет кричать, погаснет последний свет, который освещает Умирающий мир лампочка под абажуром, так похожая на ту, что висит в камере пыток.
И АНТИЧНАЯ МАСКА С ФАКЕЛОМ Умирающий мир не спасет, потому что и ее красота уже обезображена — тлену подчинена.
В чем смысл «Герники»? В том, что война XX века —
тот предел, за которым не будет ничего:
ни МАТЕРИИ, ни ПРОСТРАНСТВА, ни ВРЕМЕНИ,
ибо УХОД РАЗУМА, УХОД СВЕТА ОБОЗНАЧАЕТ
АБСОЛЮТНЫ КОНЕЦ ВСЕМУ И ВСЯ…