Архитектурный бестиарий-птичий базар

Бестиарии (от лат. bestia, «зверь») — сборники статей о реальных и фантастических животных с аллегорическими истолкованиями. Авторы сборников уподобляли тварей образам и понятиям религии и морали, расшифровывая их, как иероглифы. Соответственно, архитекторы, используя «иероглифы», наделяли свои произведения определенным содержанием и смыслом. Предлагаю то и другое «считывать» со зданий эпохи Модерна..

Невский
Невский пр. 72. Доходный дом М. В. Воейковой. Арх. С. И. Минаш. 1909-1910

Все в доме как обычно, как привычно для того явления, что называется Северным модерном. Два нижних этажа облицованы камнем: это — цоколь. Три следующих этажа оштукатурены: это — основной объем дома. Есть еще один — шестой — этаж, но он задвинут в глубину, по-видимому, затем, чтобы выявить фигурный фронтон по центру здания и трехгранный, полностью застекленный эркер. Зачем? Чтобы сделать доходный дом жены полковника Воейковой симметричным, двукрылым, а тем самым придать ему должную представительность. Не где-нибудь стоит — на самом Невском проспекте

Невский проспект
Невский пр. 72. Доходный дом М. В. Воейковой. Арх. С. И. Минаш. 1909-1910

Скажите, пожалуйста, сколько раз вы, шествуя по Невскому проспекту, мимо этого дома проходили? Сколько раз заходили в кинотеатр «Знание», что прячется во внутреннем дворе? Вы пророчеств на стене дома не замечали? Значит, все эти зверики зря беспокоились и беспокоятся о нас…

В свое время поборник неоклассицизма архитектор Г. К. Лукомский назвал здание «чухонским модерном, украшенным какими-то головами леших». Он заклеймил дом полковницы как «возмутительную безвкусицу, испортившую вид Невского проспекта«.

Бедные зверики, им бы утраченные детали восстановить. Майоликовые фризы на эркере хорошо было бы дополнить, дом помыть, комиссию пригласить… Пусть решает, что делать с Северным модерном, может быть его осовременить?

Невский проспект
Невский пр. 72. Доходный дом М. В. Воейковой. Арх. С. И. Минаш. 1909-1910
Невский проспект
Невский пр. 72. Доходный дом М. В. Воейковой. Арх. С. И. Минаш. 1909-1910

Филины лохматые про Тьму все знают, но и они благополучную развязку событий предрекают — Солнца лучистого восход. Правда, львиные маски из стены вылезают, чтобы рыком прохожих привлечь. Грифы не волнуются: прохожие пройдут, а в ночной тиши они снова займутся пожиранием плоти, как временная спираль разрешает, как временная спираль велит.
Невский проспект
Невский пр. 72. Доходный дом М. В. Воейковой. Арх. С. И. Минаш. 1909-1910

В прямоугольных рельефах-панно грифы заняты своим делом: разрывают на части какую-то плоть. Из спирали вылезают их когтистые лапы. Они стараются Время остановить? Не выйдет: Природа Смерть победит — утверждает растительный орнамент, устремленный ввысь. В Мире Солнце, а значит — и Жизнь, всегда будут царить…

Я придумала сюжет там, где кроме орнамента ничего нет? Если бы… На символическом языке Модерна всегда решается вопрос, что победит — Жизнь или Смерть. В архитектуре тема сохраняется — не меняется.

Невский проспект
Невский пр. 72. Доходный дом М. В. Воейковой. Арх. С. И. Минаш. 1909-1910

В каменные блоки из талькохлорита скальной фактуры вкомпанованы гладкие резные рельефы. Здесь — птицы с заостренными клювами, в пышных воротниках из длинных декоративных перьев. Это — грифы-падальщики, что под оперением скрывают свою суть?

07 петербургский модерн

петербургский модерн
Невский пр. 72. Доходный дом М. В. Воейковой. Арх. С. И. Минаш. 1909-1910
петербургский модерн
Ул. Ленина, 33. Дом К. И. Волькенштейна. Арх. С. И. Минаш. 1910

 

<—Петербургский модерн: Васильев и Бубырь — Стремянная, 11

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН: архитектор Павел Сюзор, граф…—>

Leave a Reply