(Работа над альбомом не завершена)
Первый творческий взлет, как ни странно, был спровоцирован долгой депрессией.
В феврале 1901 г. в Мадриде Пикассо узнал о смерти своего близкого друга Карлоса Касагемаса. 5 мая 1901 г. художник второй раз в своей жизни приехал в Париж, где все напоминало о Касагемасе, с которым он совсем недавно открывал для себя французскую столицу. Пабло поселился в комнате, где провел свои последние дни Карлос, завел отнюдь не платонический роман с Жермен, из-за которой тот покончил с собой, общался с тем же, что и он, кругом людей. Можно представить, в какой сложный узел сплелись для него горечь потери, чувство вины, ощущение близости смерти… Все это во многом послужило тем «сором», из которого вырос «голубой период».
Позже Пикассо говорил: «Я погрузился в синий цвет,
когда понял, что Касагемас мертв».
Сам Сабартес сказал об этой работе: «Разглядывая себя самого на полотне, я понял, что именно вдохновило моего друга, — это был весь спектр моего одиночества, увиденный извне».
Пикассо в своих парадоксах будто даст ответ:
«Я изображаю предметы так, как я думаю о них,
а не так, какими я их вижу.»