В предыдущем альбоме мы остановились на 1527 году, когда король Франциск I разрушил ЛУВР СРЕДНЕВЕКОВЫЙ и начал возводить ЛУВР БАРОЧНЫЙ.
Новый альбом откроет «ВРЕМЯ МУШКЕТЕРОВ».
Ввожу уточнения…
В 1600 году Генрих IV создает для своей личной охраны элитную роту «карабинеров», в которую входят дворяне, вооруженные легкими карабинами. В 1622 году Людовик XIII приказывает заменить их карабины длинноствольными мушкетами — после чего их начинают именовать «мушкетёрами королевского военного дома».
Элитная воинская часть — личная охрана французских королей — просуществует до 1775 года, со временем превратившись в чистых кавалеристов — конных стрелков.
Слева — Нельская башня в резиденции графа де Неля. Справа — громада королевской резиденции, называемой Лувр. Между ними — суета на Сене: всем нужно попасть во дворец к королю, королеве, на бал, просто мимо пройти или проехать в надежде на судьбу, что играет со всеми, вознося и низвергая, лишь иногда позволяя меж двух берегов с достоинством плыть.
Граф де Нель — представитель многочисленного дворянского рода, отличавшегося на военном поприще. С ним связана страшная битва с фламандцами при Куртрэ в 1302 году…
«Остатки французских баталий были загнаны к воде и, невзирая на отчаянное сопротивление, почти полностью перебиты, включая лошадей. Многие утонули, пытаясь спастись вплавь. Пленных не брали. Конница французов бежала к Лиллю и Турнэ, увлекая за собой пехоту. Фламандцы преследовали их на протяжении 10-11 километров.
В окрестностях городов и в деревнях было столь много умирающих от голода рыцарей и пехотинцев, что составляло ужасное зрелище. Пытавшиеся найти в городах еду обменивали на нее свое снаряжение.
Потери были потрясающими – только один из командиров участвовавших в бою баталий попал в плен, остальные были убиты. Погибли 63 знатных дворянина (включая маршала Рауля де Неля и командующего, Робера де Артуа.»
Нарисованная картина вызывает вопрос —
это легенда или быль?
А есть что вспоминать… Или нет ничего?
В 1308 году Филипп IV приобрёл резиденцию у графа Амари де Неля и пожаловал её своему старшему сыну Людовику Наваррскому. В 1319 году Филипп V дарит резиденцию своей супруге Жанне Бургундской, по завещанию которой здание было продано в пользу Коллеж де Бургонь, основанного королевой для Парижского университета.
В XIX веке Александр Дюма прославил их в театральной пьесе «Нельская башня», где описал сцены оргий и убийство французской королевы начала XIV века, предположительно Маргариты Бургундской. Пересказал всё это и Морис Дрюон в первом томе исторической саги «Проклятые короли», в романе «Железный король».
Подлинность легенды, известной также под названием «Дело Нельской башни». И однако, до сих пор не установлена подлинность скандальной истории невесток короля Филиппа IV, обвинённых в 1314 году в супружеской измене.
Воображение выше реальности?
Чем вызван подобный кураж?
С момента битвы в Куртрэ, что место имела в 1302 году, прошло 330 лет — треть тысячелетия. А французы, что бьются насмерть в турнирах, по-прежнему пытаются доказать: живы рыцарские представления о Чести, значит поражения случайны, победы постоянны.
Лувр тоже преобразился: исходит в интригах, светских раутах, балах, где слово Честь — ширма, за коей прячется то, что выставить напоказ не желают. И все равно, кому нужно углядит: завяжется узлом очередная интрига и поползет змеей по дворцовым анфиладам, выписывая узоры истории Франции во «ВРЕМЕНА МУШКЕТЕРОВ».
Где ты — чистота и простота былых времен?!
Под землею прячется…
Екатерина неустанно заботилась о будущем трона. И однако, ее называли «Екатериной-отравительницей». Несмотря ни на что, Екатерина обожала мужа. «Я так сильно любила его…», — писала она дочери Елизавете после смерти Генриха. Екатерина Медичи в течение тридцати лет носила траур по своему супругу и вошла в историю Франции под именем «Чёрная королева».
С именем Екатерины Медичи связано одно из самых кровавых событий в истории Франции — Варфоломеевская ночь. Резня запятнала репутацию Екатерины несмываемо.
При всем при том, она собрала коллекцию из 476 картин, ставшую частью собрания Лувра. Также она была одним из «влиятельных людей в кулинарной истории». Её банкеты во дворце Фонтенбло в 1564 году были известны своим великолепием. Екатерина была сведущей и в архитектуре: она обсуждала план и художественное оформление своего дворца Тюильри. Популярность балета во Франции также связывают с Екатериной Медичи, принесшей этот вид сценического искусства из Италии.
Неудовлетворенная отсутствием комфорта, шумом и запахами города, вдова Генриха II, Екатерина Медичи приказала в 1559 году построить новую резиденцию на небольшом расстоянии к западу от Лувра. Так возник дворец Тюильри, что в переводе с французского означает «черепичный завод». И в самом деле, итальянский сад при Тюильри, напоминавший королеве родную Тоскану, был построен на месте карьера, из которого добывали глину для производства керамической плитки.
При Генрихе IV возникли амбиционные планы соединить Тюильри и Лувр в одно грандиозное целое. В 1594 году были построены Великие Галереи для пополнения художественных коллекций.
Лувр-Тюильри превратились в гигантскую химеру,
в которой ренессансный стиль сочетался воедино
со средневековыми щипцовыми крышами с дымниками.
400-летняя химера была фантастична, что соответствовало эстетическому вкусу, свойственному французам,…
Строительство Лувра в «стиле Людовика XIII»…
В 1618 году главным придворным архитектором Людовика XIII стал Жак Лемерсье (1585—1654). По его проекту началось расширение Лувра: к трехэтажному дворцу Франциска I и Генриха II в 1624 году начали пристраивать Павильон Часов (или Павильон Сюлли) — четырехэтажную башню с часами, перекрытую высокой изогнутой четырехскатной крышей. Лемерсье проявил столь большой художественный такт, что в первых трех этажах полностью скопировал фасад, созданный Пьером Леско и Жаном Гужоном; несколько позднее с другой стороны к Павильону Часов пристроили еще одно трехэтажное здание, которое по внешности представляет собой точную копию первоначального дворца; таким образом, Лувр увеличился более чем в два раза.
Очень болезненно Людовик пережил времена Фронды, бушевавшей в 1648-1652 годах во Франции. Напуганный разгулом и неуправляемостью парижской «черни», он навсегда сохранил болезненное неприятие малейших ущемлений своего королевского достоинства и королевской власти. Между тем, по усмирению Фронды, которая в первую очередь была направлена против Мазарини, он опять безропотно принял возвращение этого злого гения своего детства и юности, и терпел его до самой его смерти.
Зато на следующий же день после кончины всесильного Первого министра и кардинала, Людовик пришел на заседание королевского Совета и объявил, что отныне он сам будет своим Первым министром и никому не позволит подписывать за него королевские указы. За десятилетия своего правления он ни разу не изменил этой декларации.
Время правления Людовика XIV наиболее точно
следует называть ЭПОХОЙ АБСОЛЮТИЗМА.
Молодой король, отмечают все, необычайно красив. Не очень образован, не очень грамотен, он обладал огромным здравым смыслом, излагал свои мысли просто, ясно и доступно, чего и требовал от своих министров.
В его правление были проведены многие реформы, которые благотворно повлияли на состояние финансов, торговлю, административное и судебное производство. Франция, пусть и не долго, процветала и стала самой влиятельной политической силой на карте Европы.
Перед нами — архитектурное выражение ЭПОХИ АБСОЛЮТИЗМА: Колоннада Лувра монументальна, статично-симметрична, строго-ритмизирована, сдержана в скульптурных украшениях.
И у вас не совпадает архитектурное решение с представлением о «Короле-Солнце» — яром приверженцем Абсолютной власти? Не беспокойтесь. Этот фасад — ширма для парижан, чтобы тешили они ею свое самолюбие, наглядно убеждаясь, что их Король разделяет идеалы эпохи Просвещения.
Не разделяет он подобных идеалов! И жить в таком Лувре он не станет. Доведет строительство «Квадратного двора» до конца и отбудет в 1682 году во вновь построенный Версаль, где масштабы дворцово-паркового ансамбля не скрывают его приверженности к Абсолютной власти!
Где ты — подлинность Средневековья?!
Под землею прячется…
Что за фигурки на переднем плане. Марсиане? Современные парижане? Марина Бреслав — автор снимка — спрашивала, не ответил никто, но всем фигурки, совершенно не подходящие к стати Колоннады, нравятся. Мне тоже. О, Пари…
При Карле V в Париже тоже было жить не сладко. В 1358 году произошло восстание под предводительством главы гильдии парижских купцов Этьена Марселя. «Воодушевлённые и неспокойные», как часто характеризовали парижан, впервые объявили себя независимой коммуной под его предводительством.
Карл V восстановил порядок в стране:
он построил Бастилию — тоже замок, как первый Лувр,
но с противоположым — тюремным — назначением…
Внешние причины недовольства просты, как ясный день… Король Людовик XV в Лувре не жил. И Людовик XVI не жил в нем тоже, пока насильственно не привезли его в Париж, выдворив из Версаля.
Представляете себе королевскую резиденцию без королей?! Застой почти вековой, начавшийся с 1682 года, когда Людовик XIV покинул Париж. Весь XVIII век появляются предложения превратить Лувр в художественный музей. Для кого? Королей нет, аристократы за ними в Версаль потянулись. Для простого люда? Такого быть не может.
СУТЬ ЛЮБОГО ЗАСТОЯ — ОЖИДАНИЕ СВОЕГО ЧАСА,
ЧТО ВО ФРАНЦИИ ГРЯНУЛ СО ВЗЯТИЯ БАСТИЛИИ.
Великая французская революция разом изменила жизнь Лувра. Идея освобождения от королевской власти давала каждому право притязать на королевские привилегии. Вывод — искусство должно принадлежать народу. И без единого месяца отсрочки.
Декрет от 27 июля 1793 года постановлял открыть Лувр через 14 дней, что и произошло 10 августа. Конечно, галерея не была готова и очень скоро закрылась на ремонт и реконструкцию. Часть помещений подготовили для доступа публики к 17 апреля 1799 года, остальные работы были завершены к июлю 1801 года.
Главный музей искусств (так стал называться Лувр) открылся в дни, когда Франция была в состоянии войны со всей Европой и к тому же раздираема гражданской войной. И все же Музей стал великим достижением своего времени и оказался, наверное, единственным верным начинанием Республики. Якобинцы во главе с художником Жаном-Луи Давидом достигли своей цели, показав, что культура, некогда служившая исключительно удовольствию монарха, является естественным правом и достоянием всего человечества.
Строившийся в духе французского ренессансного зодчества, дворец Тюильри не был завершен при жизни королевы Екатерины Медичи. Дворец состоял из трех павильонов, соединенных между собой корпусами: центрального (разрушенного) «Павильона часов» в готическом стиле и двух боковых в ренессансном стиле — «Павильона Марса» и «Павильона Флоры».
Архитектуру павильона не свести к какому-то Большому стилю — Готика, Барокко, Ренессанс, Классицизм, Ампир. И все потому что для истории искусства Франции традиционны «КОРОЛЕВСКИЕ СТИЛИ». Каковы эстетические пристрастия короля — таков и декор экстерьеров и интерьеров дворцов и церквей.
Архитектура Лувра, Тюильри и всего Парижа
эпохи Французских королей рассказывает
о художественных пристрастиях Королей,
а не о мировоззрении народных масс..
Вам нравится декор павильона? Любуйтесь им. Декор с вашей точки зрения слишком перенасыщен? Ждите другого искусства — не придворного, аристократического, а демократического.
Оно непременно придет. В свой час.
В период Директории генерал Наполеон Бонапарт приказал: куда бы ни направлялись его армии, они должны захватывать самые прославленные памятники искусства в пользу Главного музея, ибо суверенное право на все искусства должно перейти к Франции, чтобы утвердить и украсить царство свободы.
Первая партия художественных ценностей прибыла из Нидерландов, за ней последовали картины из Италии. В 1806-1807 годах были ограблены австрийская и немецкая галереи. Караваны шедевров из всех оккупированных стран стягивались к Лувру.
В конце концов утвердилось мнение, что именно Франция более всего подходит для выполнения миссии Всемирного музея. Всецело одобрявшие это французские художники заявляли, что «Французская Республика благодаря своей силе, своей просвещенности и своим передовым художникам является единственной страной в мире, способной дать безопасный приют шедеврам».
Особенно грандиозные работы велись в Лувре во времена I Империи, то есть при Наполеоне I Бонапарте (1795-1812 гг.). Крупнейшие архитекторы этой эпохи Персье и Фонтен значительно расширили внутренний двор Лувра, пристроив левое крыла параллельно правому. Наполеон I построил площадь Карусель (Каррузель) и малую Триумфальную арку, оформившую парадный въезд в Лувр. Он внес особый вклад в расширение коллекции Лувра, с каждой побежденной нации требуя дань в виде произведений искусства. Начатое при нем крыло Лувра было достроено в 1852 году при Наполеоне III. Этим все внешние работы завершились.
У дворца Тюильри своя и весьма знаменательная история. В 1789 Людовик XVI, вынужденный покинуть Версаль в связи с Великой французской революцией, перенёс свою резиденцию в Тюильри. Заняв Тюильри 10 августа 1792, восставшее население Парижа низвергло монархию. В 1792—1795 в Тюильри заседал Конвент, в 1795—1799 — Совет пятисот.
24 мая 1871 большая часть Тюильри сгорела
во время боев парижских коммунаров с версальцами.
На месте Тюильри, ныне не существующего,
находится сад — один из лучших в Париже.
Революция привела к краху Старого порядка и утверждению во Франции нового, более демократичного и прогрессивного общества. Однако говоря о достигнутых целях и жертвах революции, многие историки склоняются к выводу, что те же цели могли быть достигнуты и без такого огромного количества жертв.
По оценкам, с 1789 по 1815 годы только от революционного террора во Франции погибло до 2 млн гражданских лиц, и еще в войнах погибло до 2 млн солдат и офицеров. Таким образом, только в революционных битвах и войнах погиб каждый шестой француз, не считая умерших от голода и эпидемий. К концу эпохи Наполеона I во Франции почти не осталось взрослых мужчин, способных воевать.
В то же время, ряд авторов указывает, что революция принесла народу Франции освобождение от тяжелого гнета, чего невозможно было достичь иным путем.
«Сбалансированный» взгляд на революцию рассматривает ее как большую трагедию в истории Франции, но вместе с тем неизбежную, вытекавшую из остроты классовых противоречий и накопившихся экономических и политических проблем.
Художник обещает изобразить парад во времена Империи. Какой Империи? Первой, Наполеоновской, империи в его время уже нет: закончилась она, потому что обратилась в военную диктатуру, что не могла быть прочной. 31 марта 1814 года Наполеон I был низложен с престола и началась Реставрация во Франции — период вторичного правления династии Бурбонов. О Второй империи — Наполеоном III возглавленной — еще никто не помышлял. Значит, на полотне изображен парад во времена Реставрации Бурбонов, что соответствует времени написания картины.
Реставрация ознаменовалась политической реакцией в стране. Вернувшиеся с Бурбонами тысячи дворян-эмигрантов требовали расправы над политическими деятелями времен революции и наполеоновского режима, восстановления своих феодальных прав и привилегий. В стране развернулся «белый террор», при котором банды роялистов убивали и преследовали людей, слывших якобинцами и либералами.
Однако полный возврат к прошлому был уже невозможен. Реставрация закрепила лучшее, что было в прошлом, добавив к диктатуре некую СВОБОДУ для всех… Король стал по отношению ко многому лойялен. Аристократия, избежавшая гильотины, хотела вернуть отнятое и веселиться. Парижане тоже от всего устали — хотели петь и танцевать.
Всё это видно на картине, написанной в стиле маньеризма, в котором элегантность сочетается с утонченностью.
Порядок частей Лувра воспроизвожу,
следуя, как положено, слева направо…
Квадратный двор (cour Carree) — часть дворца, завершенная в 1667 году (при Людовике XIV) Колоннадой Лувра протяженностью в 170 метров.
Двор Наполеона с дворцовыми корпусами, строившимися на протяжении трех веков, начавшихся в 1546 году (при Франциске I), завершившихся в 1857 (при Наполеоне III). В центре двора Наполеона — Пирамида XX века.
Площадь Карусель (du Carrousel) с двумя корпусами и Триумфальной аркой, возведенной в 1806 году в честь побед Наполеона I в Италии. Корпус вдоль Сены выстроен в 1594 году (при Генрихе IV), вдоль улицы Риволи (Революции) — в 1852 году (при Наполеоне III).
Продолжение смотрите на следующей странице…
Терраса Тюильри, где стоял когда-то выстроенный в 1564 году (при Екатерине Медичи) дворец, от которого остались два павильона «Марса» и «Флоры» и сад Тюильри — самый красивый в Париже, спланированный великим Андре Ленотром: автором парка в Версале.
Напротив сада Тюильри, по другой стороне Сены, можно увидеть здание музея живописи д’Орсе, славящегося своей богатой коллекцией работ художников-импрессионистов. В свою домузейную пору он был Орлеанским вокзалом.
Мы пережили 8 веков истории Франции.
Человечество собирается выбраться в Космос.
Хорошо бы уже сейчас научились перемещаться
в Пространстве-Времени: щелчок — и мы опять в Лувре:
хотите — в надземном, хотите — в подземном.
С приближающимся Новым 2012 годом, господа!