«Mиф есть познанная тайна бытия и нечто предугаданное в нем» —
определение Якова Эммануиловича Голосовкера точно и созидательно.
Миф о Медузе горгоне,
в котором запечатлены нравственно-эстетические проблемы
в полноте Триединства — Истины, Добра, Красоты,
неисчерпаем по своему содержанию.
Работа над вторым альбомом завершена 05.12.2010
«Горгоны» известны эллинам с глубокой древности. Свидетельство тому таково: задолго до Гомера они называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружии, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий.
На горгонейонах изображалось круглое женское лицо, улыбающееся и с высунутым языком. В геральдике высунутый язык — непременный атрибут активных (по большей части хищных) животных. Иная окраска языка в сравнении с цветом фигуры служит указанием на яростный характер животного. Отсутствие высунутого языка означает немотность изображенного существа, лишенность «права голоса».
Значительно позднее горгонейоны переплелись с мифом о Медузе горгоне и взаимно повлияли друг на друга. Горгонейоны украсились змеями и кабаньими клыками. Медуза горгона унаследовала от древнейших амулетов эпитеты «Защитница», «Охранница», «Повелительница».
Предположение сомнительно: вряд ли чудовище, смертельно опасное для людей, может носить такие эпитеты? Погружаемся в Первый акт трагедии…
Публий Овидий Назон (43 год до н.э. – 18 год н.э.) — римский поэт, занимавшийся систематизацией древнегреческих мифов, в своем труде «Метаморфозы» пишет о Медузе Горгоне следующее..
«Дела причину тебе изложу. Красотою блистая,
Многих она женихов завидным была упованьем.
В ней же всего остального стократ прекраснее были
Волосы. Знал я людей, утверждавших, что видели сами».
Вот, что интересно: красота Медузы в ее девичьем возрасте не губительна — ни для женихов, которые уповали на счастье разделить с ней жизнь, ни для прохожих, оборачивавшихся ей вслед, чтобы подольше полюбоваться ее прекрасными волосами.
Беда Медузы заключалась не в отношении к ней людей,
а в нежелании Богов олимпийских допускать соперничество
со стороны Богов — предшественников…
Медуза горгона — племянница «беззлобного правдолюбца» Нерея — не могла не унаследовать прекрасный характер, силу духа и прочие достоинства. Значит, все обещало ей прекрасное будущее. Она могла стать царицей, наделенной несказанной внешней и внутренней красотой. Причем, царицей просвещенной — устремленной к душевной чистоте, наделенной высокими духовными свойствами, способной на великие свершения во имя Света, Добра и Правды.
Возможно, в дальнейшем так оно и было бы,
не случись того, что случилось…
Медуза могла бы жить, и жила, в царских хоромах, полных изысканных вещей, что дарят чувство наслаждения и самым высоким, и самым малым. То, что такая жизнь не будет вечной, вряд ли бы ее особенно смущало. Кто думает о невзгодах, когда он счастлив?
Но беда уже в двери стучалась.
Богиня Афина родилась…
Родилась та, которую назовут «горгоноубийцей».
Не могу не напомнить еще один миф…
Богиня Афина рождена была самим Зевсом. Мойры — Богини судьбы — открыли Зевсу тайну, что сын, рожденный его супругой Метис — Богиней разума, свергнет его с престола и отнимет власть над миром. Испугался великий Зевс, и, чтобы избежать грозной судьбы, усыпил Метис ласковыми речами и проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь Афина.
Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Он призвал своего сына Гефеста и приказал, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума, разрубить себе голову. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, и вышла из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она перед изумленными очами богов-олимпийцев. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп.
Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мощной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.
Почему Зевс держит в руке ликторский пучок с лабрисом?
Ведь это — средство расправы над… Сыновьями тоже,
проявившими неучтивость по отношению к отцу?
Другое важнее понять. И что же, Богиня Афина стала воплощением чистого разума, без примеси чувств — женских? Никоим образом: она украсила свою божественную мудрость женскими страстями, как коня жемчугами…
Афина не терпела тех, кто мог соперничать с нею,
особенно в красоте, а тут — Медуза..
О красоте Медузы Богиня Афина узнала
и начала думать, как соперницу погубить…
Возможно, мысль, как отмстить своей сопернице, подал Богине Афине Второй подвиг Геракла, уничтожившего Лернейскую гидру. Ввожу дополнительные сведения…
Недалеко от Аргоса находилось обширное Лернейское болото. Яркая зелень, всегда покрывавшая болото, манила к себе усталого путника, но едва он ступал на зелёную лужайку, с шипением и свистом выползало из трясины девятиголовое чудовище — гидра, обвивалась своим змеиным хвостом вокруг человека, затягивала его в болото и пожирала.
Царь Еврисфей приказал Гераклу уничтожить Лернейскую гидру. Геракл отправился в Лерну на колеснице, которой правил его друг Иолай. Доехав до болота, Геракл зажёг факел и отважно зашагал вперед — к чудовищу.
Гидра была сыта и дремала. Геракл стал пускать в неё горящие стрелы. Раздразнив гидру, он заставил её выползти из болота. Холодным, скользким хвостом она обвила левую ногу Геракла, и все девять голов зашипели вокруг него. Геракл поплотней завернулся в львиную шкуру, надёжную защитницу и от звериных зубов и от змеиного жала, вынул меч и стал рубить одну за другой страшные головы гидры.
Но едва стекала из раны чёрная кровь, на месте отрубленной головы вырастали две другие, ещё злее, ещё страшнее. Скоро Геракл был окружён словно живым кустом шипящих голов, и все они тянулись к нему, разевая кровавые пасти.
И он позвал друга Иолая, дал ему факел и велел жечь огнём рану, чтобы уже не вырастали новые головы. Скоро последняя голова гидры скатилась в болото. Но она не хотела умирать и, лёжа на траве в крови, поводила злыми глазами, в немой ярости разевая пасть. Гераклу пришлось вынести её из болота и зарыть в землю, чтобы она не причинила кому-нибудь зла.
В чёрной крови Лернейской гидры Геракл смочил концы своих стрел, и они стали смертельными — никакая сила не могла исцелить того, кто был поражён такой стрелой.
Сколько поучительных сведений содержал миф,
буквально предлагающий ввести в игру змей —
подвластных Богине Афине существ…
В жизни Медузы события развивались следующим образом: красавицу несравненную увидел Бог морей Посейдон и начал преследовать ее своей любовью. Медуза убегала, пряталась, скрывалась, но… Пусть Овидий продолжит рассказ…
“Но говорят, что ее изнасиловал в храме Минервы
Царь зыбей. И Юпитера дщерь отвернулась, эгидой
Скрыв целомудренный лик. Чтоб грех не остался без кары,
В гидр ужасных она волосы обратила Горгоны».
Якобы разгневанная осквернением своего святилища Богиня направила на жертву Бога морей щит, отполированный до зеркального блеска. Превратив роскошные волосы в змей, изгнала Медузу из своего храма, и всех других храмов тоже, на вечные времена. Как вы думаете, Афина (Минерва) щепетильно целомудренна, либо завистлива и вероломна?!
Трагедия «Прометей прикованный» древнегреческого драматурга Эсхила, представленная в 443 году до н. э., негативный образ горгон закрепила. Говорит Прометей
сначала о граях, потом о горгонах…
Тебе открою, Ио, путь скитальческий,
Впиши его в дощечки горькой памяти,
Пройдя поток, материки разрезавший,
На солнечный, палящий поверни восток!
Прибой минуй бурлящий моря! Знойные
Поля Кисфены встретишь ты Горгонины,
И трех Форкид, седоволосых девушек,
На лебедей похожих. Глаз один у них
И зуб один. К ним луч не проникал еще
Дневного солнца и ночного месяца.
А по соседству три сестры крылатые
Живут. Горгоны, в косах — змеи, в сердце — яд.
Кто им в глаза заглянет, в том остынет жизнь!
Оговорила Афина и горгон, и грай! Оговорила, даже титаны в ее навет поверили. Грайи остались «седоволосыми девушками, на лебедей похожими». Все три горгоны в чудовищ превратились, злонамеренных и смертельно опасных.
Оборачивание прекрасного ужасным свершилось!
Афина за красоту наказала лишь Медузу. Старшие ее сестры — Сфенно и Эвриала — разделили ее участь по собственной воле, не подумав, что их удел будет пострашнее: им придется метаться в этом ужасном облике Вечность.
Все тело ужасных горгон покрывает чешуя. Рыбья!
Медные руки с когтями у трех сестер. Скрюченными!
Вместо волос двигаются, шипя, ядовитые змеи. Опасные!
Изо рта торчат острые, как кинжалы, клыки. Длинные!
Губы их красны, будто измазаны человечьей кровью!
Глаза горят яростью, налиты злобой чудовищной!
На крыльях золотых носятся горгоны по белу свету.
Горе, о горе ждет человека, встретившегося на их пути!
Разорвут на части медными руками!
Выпьют кровь жадными устами!
Особенно зла младшая из горгон — Медуза — Властительница.
Она умерщвляет людей взглядом. Посмотрит — и все:
живой человек окаменевает, становится холодным камнем.
У-у-ужас… Отвернитесь, не смотрите, не то…
Не пожалела Афина красок, чтобы уничтожить
ни в чем неповинную Медузу.
Скажете, это тоже титаномахия,
только на женском фронте разыгранная?
Богиня вступила в борьбу с титанидой — не честную?
Похоже…
В чем причина?
Причина, думаю я, кроется в СВАСТИКЕ…
Свастика в санскрите — наименование символа,
изображающего крюковой крест. То — «руки бога» Савитара, упорядочивающего Мир по осям и по сторонам света: Восток — Север — Запад — Юг. Упорядочил — и все: гармонизация Мира в Пространстве состоялась. Если еще и бежать по солнечному кругу, то Мир упорядочится и во Времени: Вчера — Сегодня — Завтра.
ВОСТОК — СЕВЕР — ЗАПАД — ЮГ. И СНОВА…
ВЧЕРА — СЕГОДНЯ — ЗАВТРА. И СНОВА…
ВРЕМЯ БЕЖИТ В ЗАСТЫВШЕМ, КАК ДОЛЖНО, ПРОСТРАНСТВЕ.
ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ДЕЯНИЕ БОГОВ СОХРАНЯЕТСЯ.
О, крылатые девы — горгоны!
Исполнение вашей миссии — гарант Вселенского блага!
В рисунке чаши в одно целое объединены два символа — свастика (по торцевому кругу чаши) и рыбы. Здесь рыбы, известные своей плодовитостью, увлекаются в глубину моря вихрем направленного на них осьминогом потока энергии.
Главное в изображении — число ТРИ:
изначальное ПРАЧИСЛО ДЕЙСТВИЯ.
Здесь свастика утверждает:
БЛАГО ВО ВСЕЛЕННОЙ НЕИСЧЕРПАЕМО ВО ВРЕМЕНИ…
О, крылатые девы — горгоны!
Исполнение вашей миссии — гарант Вселенского блага!
Здесь хорошо виден волнообразный свастичный орнамент, идущий по торцевому кругу чаши. В центре — тоже свастика, шестиволновая, и тоже направленная слева направо, то есть в знак благополучия “отворачивается от левой стороны”. И здесь рыбы, известные своей плодовитостью, вовлекаются в движение вихрем направленного на них потока энергии.
Главное в изображении — число ТРИ:
изначальное ПРАЧИСЛО ДЕЙСТВИЯ.
Здесь оно усилено числом ШЕСТЬ:
ПРАЧИСЛОМ СОЧЕТАНИЯ ДЕЙСТВИЯ С ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ.
Это сочетание утверждает:
ВСЕЛЕНСКОЕ БЛАГО ЗАЩИЩЕНО ОТ ВТОРЖЕНИЙ ВРАЖДЕБНЫХ.
О, крылатые девы — горгоны!
Исполнение вашей миссии — гарант Вселенского блага!
Орнамент вазы в архаичном стиле представляет собой многоуровневую горизонтальную концентрическую композицию, выполненную с соблюдением строгой симметрии. Уровни кругов — уровни миров по вертикали, на которые распространяются Блага, или которыми они поддерживаются. Симметрия — неизменность обещаний, их данность, что определена сердечным бескорыстием древних Богов.
В центре, по-видимому, — уже Медуза с разверстыми глазами, не то широко улыбающаяся, не то ощерившася, с языком и даже клыками. Справа и слева от нее — Пантеры (Львы, Сфинксы?) и орлы, что-то пожирающие. Ниже — не то павы, не то фазаны. В любом случае, все эти существа символизируют обретение Благополучия и его утрату.
ИЗОБРАЖЕНИЕ УТВЕРЖДАЕТ:
Медуза —
защитница, охранница, повелительница времени,
отвечающая за круговращение благ в природе.
Перенос смыслов состоялся. Идея смертельной опасности чудовища не поддержана. Злокозненные намерения Афины не осуществились — пропали даром. Если не принимать во внимание чувства Медузы, не то оговоренной, не то на самом деле ставшей змееволосой.
УПОРЯДОЧЕННОСТЬ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ?..Известно, вся повседневная жизнь древнего эллина пронизана искусством. Не только в богатых, но и в бедных домах было немало вещей художественного уровня — живописные фрески на стенах, статуи, ковры, мебель, керамические сосуды, на которых представлен весь древний мир, от мифологических сцен до забот текущей жизни. Горгонейоны в этом ряду играли важную роль, так как в них видели не только изображение, украшающее предмет, но и амулет охранного смысла.Афинянин пробуждался с рассветом и приветствовал молитвой восходящее солнце. Затем, попотчевав себя кубком вина и куском хлеба, выходил из дома. За исключением ремесленников, занятых в своих мастерских, и купцов, сидящих в лавках, каждый свободный гражданин находился на улице с утра.Вопрос — «Что слышно?», имел большой смысл, так как не было других средств массовой информации. Люди интересовались не только сплетнями о соседях и знакомых, но и политическими новостями, и случаями прошедшей ночи, и событиями в других странах, сообщаемых прибывшими путешественниками, купцами, моряками и пр. Общение происходило на улицах, на рынках, в мастерских ремесленников, чаще всего в парикмахерской, где при стрижке волос и бород целыми часами обсуждались все события.Все легко вступали в общение, обращались друг к другу на «ты»: различия в общественном положении как бы стирались при демократическом строе, когда все граждане участвовали в решении государственных дел.
Многие полдня проводили в Народном собрании, судах и других государственных учреждениях.
Слушать ораторов, играющих большую роль в политической жизни полиса, самому выйти на трибуну и выступить с речью против того, что не нравится, голосовать — все это позволяло ощущать удовлетворение от участия в принятии жизненно важных решений.
В полдень, называемый «временем, когда рынок полон», гражданин, выбирал себе по вкусу что-нибудь на обед из многообразия рыб, сыров, зерновых и плодов. Купленное нес домой, если у него не было раба. На рынок ходили только мужчины, женщины редко встречались на улицах Афин, они в основном сидели дома на женской половине (гинекее).
Отдохнув после обеда, афиняне шли в гимназию или палестру, чтобы заняться спортом, подискутировать на философские темы, обсудить политические события и пр. Из гимназий выросли знаменитые Академии, где выступали Сократ, Платон, Аристотель.
Вечерами устраивались дружеские вечеринки — симпозиумы…
В переводе с греческого понятие «симпосиум» означает «питие возлежа». На симпозиумах присутствовали только мужчины, из женщин — лишь флейтистка, сопровождавшая пиршество музыкой. Гости пили, разбавляя вино водой, пели, иногда перед ними выступал мим или танцовщица. С симпозиума возвращались с началом темноты, когда запирались ворота Афин, а на улицах несли дозор лучники. На другой день все начиналось снова в том же — заведенном — порядке.
Может быть горгонейоны становились амулетами, подтверждая неизменность временного цикла: Утро — Полдень — Вечер — Ночь и снова, и снова?.. А горгон греки считали «защитницами», «охранницами», «повелительницами» Времени? Это вполне им под силу, ибо, по природе своей, они представляют собой воздушную стихию, что находится в непрерывном, непрекращающемся движении.
Воздушная стихия не имеет пространственных ограничений: она свободна. Поэтому, Медуза горгона защищала, охраняла не только мир греков, не только управляла их суточным временем, она была настоящей древней титанидой с огромным перечнем обязанностей и полномочий. Деятельность Медузы носила космогонический характер…
Медуза бежит по ободу чаши — Вселенскому кругу — и стоит неподвижно, судя по уравновешенности ее крыльев и композиции в целом относительно вертикали.
Медуза — вселенская константа,
утверждающая неизбывность движения времени
и происходящих в нем изменений.
Солярные знаки определение подтверждают и уточняют. В круг вращения входят концентрическое небо с девятью планетами и четырехчастная земля, скоординированные относительно друг друга по диагональному кресту. Птицы — дружеские воздушной стихии силы — придают и устойчивость фигуре, и не мешают движению. Свастика — древнейший символ вечного круговращения Вселенной, знак солнца, жизни, света. Здесь свастика — еще и знак благополучия, ибо движется слева направо, “отворачиваясь от левой стороны”.
Всему и вся — от Богов до людей — Медуза горгона помогала,
только самой себе противостоять навету не помогла.
Много было дел?.. Уставала?..
У древних греков была и трехлучевая свастика, лучи которой завивались относительно центра в виде спиралей. Называлась она «трискеле». Любопытный вариант трискеля — трёхлучевой свастики — был изображён на щите, который подносился победителю Олимпийских игр в Афинах.
Здесь показан сюжет из Троянской войны. Богиня Афина, скрыв лицо под маской, появляется на поле боя, чтобы вручить щит победителя Ахиллу — герою, который находится под ее покровительством. Рядом с нею стоит Гермес, сопровождавший ее во многих сложных заданиях.
Внизу простерто тело погибшего Гектора, достойного во всех отношениях героя. Лучший из лучших убит, и все потому что Афина покровительствует эллинам, а не троянцам. И происходит эта резня по одной и той же, уже проявившей себя в истории с Медузей причине: троянский принц Парис не признал Афину первой красавицей. Самой первой! И все тут!
О, женщины!
Даже самые умные!
Здесь у Афины другой щит — с шестилучевой свастикой. Три луча — львы: символы Высшей силы и власти. Три других луча — птица, крылатый конь Пегас и, по-видимому, осел, тоже крылатый. Все трое — символы сверхскоростного движения и выносливости. В центре — Медуза горгона с мертвящим взглядом.
Соответственно, изображение на щите утверждает:
Богиня Афина — Властительница, сопротивляться ей бесполезно.
И весть это разносится по всем пространствам-временам.
А Вселенские блага?
Подчинение Афине — гарант Блага!
Если просмотреть многие изображения, то выяснится, что не змеи-волосы, а именно высунутый язык является устойчивым признаком существ в центре горгонейонов. Высунутый язык — обозначение ярости, угроза нападения. В этом есть отголоски наидревнейших представлений, например, о Богине-Матери: воплощении смертоносного и жизненного начала. Отсутствие языка в изображении человеческих существ и зверей свидетельствует о немоте, бездействии, безразличии ко всему, кроме собственного существования. Миф о Медузе, в сравнении с подобными представлениями, очень молод, хотя и неотрывен от них.
А может быть, в зеркале с Горгоной высунутый язык показан, как насмешка над неудавшейся попыткой Афины полностью Медузу победить? Превращением чуда в чудовище, вид которого должен всех пугать, Богиня лишь удовлетворила свою зависть. Никто особо не испугался: чудо-чудовище в Мире людей продолжало исполнять изначально-высокую миссию Охранницы, Защитницы, Повелительницы.
Боги про свое… Люди за свое…
Горгонейоны за тех и других...