Петербургский модерн: Архитекторы Гоген и Лидваль

После Русско-Японской войны в России обновился интерес к Японскому искусству. Прежде всего, к изображениям красавиц, воинов, актеров, природы, и к стихам — хайки и танки.

В альбоме представлена параллель Петербургского модерна и традиционной Японской поэзии. Повод — желание показать их духовную близость: сосредотачивая внимание на детали, они останавливают мгновение, чтобы передать быстротечность Времени..

Итиётэй Ёситаки
Итиётэй Ёситаки. Актеры Фудзикава и Тимокити III Дзицукава Энсабуро. Диптих. 1862

После Русско-Японской войны интерес к Японскому искусству в России обновился. Прежде всего, к коллекциям гравюр всех видов — изображениям красавиц, воинов, актеров, природы, и к поэтическим произведениям — хайки (трехстишиям) и танки (пятистишиям).

Данный альбом представляет собой параллель Русской архитектуры эпохи Модерна и традиционной Японской поэзии. Повод — желание показать их духовную близость: сосредотачивая внимание на детали, они останавливают мгновение, чтобы показать быстротечность Времени.

Распустился впустую,
Минул вишневый цвет.
О век мой недолгий!
Век не смежая, гляжу
Взглядом долгим на дождь.

Она-но Комати.

Фонарь
Особняк М. Ф. Кшесинской. Кронверкский пр. 1-3.
Арх. А. И. фон Гоген. 1904-1908. Фонарь входных ворот.

Тишина кругом.
Проникают в сердце камня
Голоса птиц, тоскующих о лете.

Подражание Басё

Особняк
Особняк М. Ф. Кшесинской. Кронверкский пр. 1-3.
Арх. А. И. фон Гоген. 1904-1908. Элементы декора из кованого металла.

Вечерним вьюнком
Я в плен захвачен… Недвижно
Стою в забытьи.

Басё

Доходный дом Лидвалей
Доходный дом Лидвалей. Каменноостровский пр., 1-3.
Арх. Ф. И. Лидваль. 1890 — 1904. Элементы декора.

Колокол смолк вдалеке,
Над ароматом цветов
Отзвук его плывет.

Басё

Доходный дом Лидвалей
Доходный дом Лидвалей. Каменноостровский пр., 1-3.
Арх. Ф. И. Лидваль. 1890 — 1904. Элементы каменного декора.

Похоже, что
Горожан
Считают собаками —
Ничего не разрешают,
Только за хвост дергают.

Сатирические стихи

Доходный дом Иды Лидваль
Доходный дом Иды Лидваль. Каменностровский пр., 1-3.
Арх. Ф. И. Лидваль. 1899-1904. Графические композиции на стене.

Опала листва.
Весь мир одноцветен,
Лишь ветер гудит.

Басё

декор
Доходный дом Лидвалей. Каменноостровский пр., 1-3.
Арх. Ф. И. Лидваль. 1890 — 1904. Элементы декора.

Как быстро летит луна!
На неподвижных стенах повисли лилейные капли дождя.
Они замерзли, превратившись в жемчужный иней?
Они очнутся, став водопадом капель дождевых?
А лилия сохранится на память о вечности изменений?

С белых цветов сирахаги
Скатываются росинки жемчужин,
Как слезы
Под утренним ветром.

горельеф

Каменные горельефы, включенные в глухую стену ограды, рассказывают, что в том защищенном от города и горожан мире, царит Золотой век.

Особняк
Особняк В. Э. Бранта. Большая Дворянская ул., 2-4.
Арх. Р. Ф. Мельцер. 1909-1910. Декор решетки входных ворот.
Особняк В. Э. Бранта
Особняк В. Э. Бранта. Большая Дворянская ул. 2-4.
Арх. Р. Ф. Мельцер. 1909-1910. Декор решетки входных ворот.
Особняк В. Э. Бранта
Особняк В. Э. Бранта. Большая Дворянская ул. 2-4.
Арх. Р. Ф. Мельцер. 1909-1910. Декор решетки входных ворот.
Особняк В. Э. Бранта
Особняк В. Э. Бранта. Большая Дворянская улица, 4.
Арх Р. Ф. Мельцер. 1909-1910. Орнамент решетки въездных ворот.
орнамент
Особняк В. Э. Бранта. Большая Дворянская улица, 4.
Арх Р. Ф. Мельцер. 1909-1910. Орнамент решетки въездных ворот.
Декор ограды
Особняк В. Э. Бранта. Большая Дворянская ул. 2-4.
Арх. Р. Ф. Мельцер. 1909-1910. Декор ограды.

Ранним утром
Он кажется даже
Сиянием светлой луны
В селении Ёсина
Выпавший белый снег.

Где ты, луна теперь?
Как затонувший колокол,
Скрылась на дне морском.
Басё

Каменный декор
Особняк В. Э. Бранта. Большая Дворянская ул., 2-4.
Арх. Р. Ф. Мельцер. 1909-1910. Каменный декор на стене ограды.

Обледенелый могильный камень.
Под ним или над ним – наяву это или во сне? –
Голос шепчет молитвы.

Подражание Басё

Особняк
Особняк М. Ф. Кшесинской. Кронверкский пр. 1-3.
Арх. А. И. фон Гоген. 1904-1908. Вида на Троицкую площадь

В горном селении
Зимой одиночество
Чувствуешь сильнее —
Ни человека, ни травки,
Будто все вымерло.

 

<—Рижский модерн: Архитектор Эйзенштейн: Завершение…

Петербургский модерн: архитектор Лидваль — Дом для жизни…—>

Leave a Reply