Лувр: Призрак, прибывший из средневековья

"Бельфегор - призрак Лувра" - фильм в жанре ужасов. Тот, кто любит этот жанр, а уж тем более смотрел этот фильм, увидев название альбома, решит, что о нем-то и пойдет речь. Ничуть. Ни в коем случае. Никогда и ни за что...
«Бельфегор — призрак Лувра» — фильм в жанре ужасов.
Тот, кто любит этот жанр, а уж тем более смотрел этот фильм, увидев название альбома, решит, что о нем-то и пойдет речь.
Ничуть. Ни в коем случае. Никогда и ни за что…

Речь пойдет о, так называемом, «СРЕДНЕВЕКОВОМ ЛУВРЕ», о существовании которого никто не знал, а он был — прятался в глубинах засыпанных землей подвалов.

Да-да, современный Париж с Лувром на берегу Сены под своей видимой частью хранил и сейчас хранит подземный музей с остатками средневековой крепости, не уступающей по значительности катакомбам и музею римской Лютеции на острове Сите. У «СРЕДНЕВЕКОВОГО ЛУВРА» очень интересная история, что сама по себе стоит того, чтобы иметь о ней представление…

Поэтому, решила я, предварить показ-рассказ о ПИРАМИДЕ, украшающей ныне Двор Лувра, предложить вам познакомиться с историей этого грандиозного музея, чтобы вы не винили во всем американского архитектора Йонга Минг Пея…

Филипп II Август — король Франции в 1180—1223 годах. Едва ли у кого-нибудь из династии Бурбонов собирательная тенденция выражалась так сознательно и проводилась столь последовательно.
Филипп II Август — король Франции в 1180—1223 годах.
Едва ли у кого-нибудь из династии Бурбонов собирательная тенденция выражалась так сознательно и проводилась столь последовательно.

Король Филипп Август, достойный противник знаменитого английского короля Ричарда Львиное Сердце, был крупным фортификатором. За время его правления во Франции было построено много крепостей. Главная из них поднялась в далеком (!!!) пригороде Парижа и звалась она Лувр.

Откуда взялось название Лувр, не совсем понятно. Самая известная версия сводится к тому, что родственно оно слову «Loup» – «Волк». Как будто бы здесь держали и разводили специальных собак для охоты на волков – «луврье». Другие исследователи производят название от древнесаксонского слова «Lower» – «Крепость».

Крепость Лувр должна была оборонять Париж, ведя наблюдение за низовьями Сены, по которой проходил традиционный для эпохи викингов путь вторжений и набегов. Так оно и было: в случае опасности Сену перегораживали цепями (!!!), чтобы в нее не мог войти вражеский флот. С одной стороны цепь крепилась к крепости, с другой – к башне Нель, которая располагалась на левом берегу реки, как раз напротив Лувра.

План Парижа, датируемый 1234 годом - последним годом жизни Филиппа II Августа. Город обнесен оборонительной стеной. Крепость Лувр на берегу Сены (квадрат с кругом) примыкает к стенам, оставаясь за чертой города. Левее Лувра тянутся сады.
План Парижа, датируемый 1234 годом — последним годом
жизни Филиппа II Августа. Город обнесен оборонительной стеной.
Крепость Лувр на берегу Сены (квадрат с кругом) примыкает
к стенам, оставаясь за чертой города. Левее Лувра тянутся сады.

В подлинную столицу Париж превратился в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и придал городу статус, который он сохранял в течение всей истории Франции. С этого момента Париж стал развиваться ускоренными темпами, и не только в градостроительном плане, но и как культурный центр.

Правление Филиппа II Августа — исходная точка одного из самых прекрасных периодов в истории Парижа. В столице жило 120 тысяч человек, насчитывалось 300 улиц, основные из которых были замощены, построено множество зданий. В 1190 году была построена первая городская стена на правом берегу Сены. На западной окраине Парижа началось строительство Лувра. В 1215 году был основан Университет. С образованием университета на левом берегу образовался академический квартал, на правом — торговый и ремесленный. В 1234 году город обносится ещё одной многобашенной стеной. Крепость Лувр на берегу Сены (квадрат с кругом) примыкает к оборонительной стене, становясь частью городских укреплений. За Лувром и левее от него разбиваются сады.

Вот такое первоначало всего,
что будет в дальнейшем…

Людо́вик IX Свято́й — король Франции в 1226-1270 годах. Руководитель 7-го и 8-го крестовых походов. Тот самый, что построил прекрасную Сен-Шапель.
Людо́вик IX Свято́й — король Франции в 1226-1270 годах.
Руководитель 7-го и 8-го крестовых походов.
Тот самый, что построил прекрасную Сен-Шапель.

Людовик не враждовал с феодализмом и уважал права вассалов, хотя был уже не первым между равными, а государем. Много сделал Людовик для реформы суда и судебного производства. Недостатки феодального строя, не допускавшего верховного суда в королевстве, Людовик устранил, установив как общий принцип право вмешательства короля в дела подданных. Людовик запретил судебный поединок и частные войны; недовольные решением местных судов получили право апелляции в королевский суд. Людовик внушал неограниченное доверие даже среди иноземцев. Сохранился рассказ о том, как Людовик после обедни выходил из дворца, садился под дубом и выслушивал жалобы всех.

Людовик с достоинством защищал интересы Франции от притязаний Рима. Французское духовенство стояло более за Людовика и за интересы светской власти, чем за папский престол.

Людовик любил книги и искусство. Его называют Периклом средневекового зодчества. Он усердно воздвигал храмы: к его времени относится собор в Реймсе, церковь Сент-Шапель на острове Сите в Париже. При нем значительно продвинулись работы по строительству Собора Парижской Богоматери…

Лувром Людовик IX Святой не занимался,
зато был примером для других королей…

Карл V - король Франции с 1364 по 1380 год (всего - 16 лет). Жанна де Бурбон - королева Франции. Приходилась Карлу V кузиной. Из их 10 десяти детей до взрослого возраста дожили только 2 сына, благодаря которым возник замок Пьерфон.
Карл V — король Франции с 1364 по 1380 год (всего — 16 лет).
Жанна де Бурбон — королева Франции. Приходилась Карлу V кузиной. Из их 10 десяти детей до взрослого возраста дожили только 2 сына, благодаря которым возник замок Пьерфон.

Его царствование знаменует собой конец первого этапа Столетней Войны: Карл V смог практически полностью вернуть территории, потерянные его предшественниками, и восстановить власть над государством, хотя страна в тот момент погрузилась в гражданские войны.

Карл V сделал ставку на правовое государство, следуя политике твердой монеты, заложенной еще советниками его отца. В результате, люди начали сравнивать правление Карла V с благословенными временами Людовика Святого, который традиционно считался хорошим королем.

Карл V формализовал децентрализацию власти с помощью политики раздачи апанажей, над которыми он сохранял власть, финансируя их благодаря введению долговременных налогов. Эти новые доходы позволили ему также создать во Франции регулярную армию, которая вместе с войсками его братьев покончила с «большими кампаниями», разорявшими страну, а затем и нанести поражение англичанам. Эта победа стала возможной благодаря и дипломатическим успехам: Карл V смог вернуть под свою власть гасконских вассалов, которые относились к Англии благосклонно, и изолировать их ото всей Европы.

Эти победы в большой степени повлияли на формирование зарождавшегося национального самосознания, в результате которого англичане стали восприниматься французами как захватчики. .

06

"Великолепный часослов герцога Беррийского". Времена года - ОКТЯБРЬ. Вид на замок-дворец Лувр, окруженный дополнительной защитной стеной, со стороны поместья герцога Беррийского на другой стороне Сены. Худ. братья Лимбург. 1411 - 1416 годы.
«Великолепный часослов герцога Беррийского». Времена года — ОКТЯБРЬ. Вид на замок-дворец Лувр, окруженный дополнительной защитной стеной, со стороны поместья герцога Беррийского на другой стороне Сены. Худ. братья Лимбург. 1411 — 1416 годы.

В 1364 году (сразу же по воцарении) по указу Карла V архитектор Раймонд дю Темпль перестроил старую крепость Лувр в роскошную королевскую резиденцию. Были пристроены новые крылья дворца, над тяжелыми боевыми башнями вознеслись изящные остроконечные крыши, прорезанные высокими дымниками и башенками с флагштоками. Круглый донжон во дворе сохранился.

Карл V Мудрый стремился придать жилой и уютный вид и интерьерам мрачного детища Филиппа II Августа. Апартаменты вокруг внутреннего двора имели фигурные по рисовке окна. Изысканная спиральная лестница вела на второй этаж новых зданий, сад для отдыха и развлечений был заложен в северной стороне. Роскошные интерьеры были украшены скульптурами и гобеленами. Расширение и украшение сделало Лувр самым знаменитым замком в Европе того времени.

Венценосец переехал в обновленный Лувр и перевез туда свою знаменитую библиотеку. Появилась специальная библиотечная башня. В ней хранилась тысяча рукописных книг, собранных королем, которого современники прозвали Мудрым. Это собрание впоследствии стало основой Национальной библиотеки Франции.

Фрагмент алтаря из Парижского парламента. Автор - фламандский мастер, работавший в Париже. Заказан в 1452 г. Конфискован во время Великой французской революции, помещен в Апелляционном суде в 1808 г.; передан в Лувр в 1904 г.
Фрагмент алтаря из Парижского парламента. Автор — фламандский мастер, работавший в Париже. Заказан в 1452 г. Конфискован во время Великой французской революции, помещен в Апелляционном суде в 1808 г.; передан в Лувр в 1904 г.

На переднем плане — Людовик IX Святой и Иоанн Креститель. На дальнем плане изображен обновленный при Карле V замок-дворец Лувр: с новыми башнями, украшенными высокими завершиями, типичными для Средневековья.

Цитадель, с времен Филиппа II Августа начиная, служила арсеналом, архивом, сейфом, где хранились главные ценности королевства, и тюрьмой для самых важных заключенных. Ничего удивительного — пленники были частью казны, тем, что сейчас в банковском деле зовется «авуарами»: ведь за них можно было получить богатый выкуп. Именно здесь, например, содержался в заточении Ферран, граф Фландрии, плененный французами в 1214 году во время знаменитого сражения рыцарских конниц при Бувине.

Портрет Франциска I. Художник Жан Клуэ. 1525 год. Лувр. При Францискe I (1515-1547) Лувр стал официальной королевской резиденцией, в которой начала формироваться систематизированная коллекция произведений искусств.
Портрет Франциска I. Художник Жан Клуэ. 1525 год. Лувр.
При Францискe I (1515-1547) Лувр стал официальной королевской резиденцией, в которой начала формироваться систематизированная коллекция произведений искусств.

После смерти Карла V никаких работ в Лувре не проводилось на протяжении столетия. Следующая дата в истории Лувра — 1527 год. Король Франциск I остался без денег; дабы пополнить казну, он решил взять контрибуцию с парижан. Но, чтобы подсластить пилюлю, король решил польстить тщеславию жителей города и объявил, что оставляет Лувр и возвращается жить в Париж.

В Лувре начались работы. Массивная средневековая башня — донжон — была разрушена, увеличив, таким образом, пространство внутреннего двора. Внешняя крепостная стена было разрушена также, на ее месте разбили сад. Снос главной крепостной башни ознаменовал собой начало новой эры строительных работ, которые будут продолжаться вплоть до царствования Людовика XIV.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КРЕПОСТЬ ПО ИМЕНИ ЛУВР
ИСЧЕЗЛА С ЛИЦА ЗЕМЛИ, УСТУПИВ МЕСТО
КОРОЛЕВСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ В СТИЛЕ РЕНЕССАНС.

Современная графическая реконструкция плана замка-дворца Лувр времен Филиппа II Августа.
Современная графическая реконструкция
плана замка-дворца Лувр времен Филиппа II Августа.

Через двадцать лет после разрушения крепости Франциск I отдал приказ Пьеру Леско приступить к строительству на ее месте нового дворца. Архитектор продолжал эту работу и при следующих королях — вплоть до своей смерти в 1578 году.

Во время строительства обнаружилось, что один из величайших музеев мира, гордость Франции, место действия романов Дюма, хранит под землей сокровище — руины замка XII века. Начались тщательно проводимые археологические раскопки, позволяющие сделать достаточно достоверные графические реконструкции…

Современная графическая реконструкция общего вида замка-дворца Лувр времен Филиппа II Августа.
Современная графическая реконструкция
общего вида замка-дворца Лувр времен Филиппа II Августа.

С полной достоверностью можно было утверждать…, Средневековый Лувр в своем начале представлял собой высокий круглый донжон, стоящий посреди почти квадратного двора, образованного корпусами различного назначения. Площадь двора — 78 м х 72 м. Диаметр донжона -15 м, 30 м — высота. На каждом углу квадрата были возведены оборонительные башни. Наружные стены толщиной до 4,6 м окружены рвом шириной в 20 м..

Комплекс "Средневековый Лувр" - Музей истории собственно "Лувра". Внутренний двор крепости.
Комплекс «Средневековый Лувр» —
Музей истории собственно «Лувра». Внутренний двор крепости.

В результате археологических раскопок и графических реконструкций возник Комплекс «Средневековый Лувр» — новое подразделение музея собственно «Лувр». В нем представлена достоверная — очевидная, зримая — информация о «Средневековом Лувре»: крепости с квадратным двором и донжоном в центре двора. В нем представлены различные стадии постройки дворца и застройки прилегающей территории.

Комплекс "Средневековый Лувр" - Музей истории собственно "Лувра". Донжон в центре двора.
Комплекс «Средневековый Лувр» —
Музей истории собственно «Лувра». Донжон в центре двора.

Разглядываю и вспоминаю… Франциск I, разрушивший Средневековый Лувр, первым из французских королей начал собирать произведения искусства. Несомненно, что и его предшественники коллекционировали картины, но это были единичные случаи. Именно Франциск I стал формировать разностороннее и систематизированное собрание, а потому заслужено признан основателем коллекции Лувра.

Ну, что же это такое: в одном — просвещенный человек,
ценящий произведения всеобщей культуры,
в другом — вандал, безразличный к своему Прошлому.

Комплекс "Средневековый Лувр" - Музей истории собственно "Лувра".
Комплекс «Средневековый Лувр» —
Музей истории собственно «Лувра».

Приглядитесь к статным колоннам, поддерживающим отсутствующие ныне своды. Когда-то они стояли в Нижнем великолепном зале (The Salle Basse) замка чисто средневековом.

Комплекс "Средневековый Лувр" - Музей истории собственно "Лувра". Выставленный в комплексе макет крепости-замка Лувр, выполненный по современной графической реконструкции.
Комплекс «Средневековый Лувр» —
Музей истории собственно «Лувра».
Выставленный в комплексе макет крепости-замка Лувр,
выполненный по современной графической реконструкции.

Мы можем разглядывать средневековые объекты,
о многом рассуждать, что-то понимать и знать…
Будто раздернулся театральный занавес,
выведя на свет героев прошлого…
Замечательно!

Но на этом история Лувра не закончилась
и никак не могла закончиться,
ведь был он Королевским дворцом
в стране свободолюбивых граждан.

Комплекс "Средневековый Лувр" - Музей истории собственно "Лувра". Выставленный в комплексе макет крепости-замка Лувр, выполненный по современной графической реконструкции.
Комплекс «Средневековый Лувр» —
Музей истории собственно «Лувра».
Выставленный в комплексе макет крепости-замка Лувр,
выполненный по современной графической реконструкции.

 

Лувр на волнах преображений—>

Leave a Reply