«Миф есть познанная тайна бытия и нечто предугаданное в нем» — определение Якова Эммануиловича Голосовкера точно и созидательно. Например, я считаю миф о Медузе горгоне чисто петербургским.
И это докажу, постараюсь доказать, но не спешно —
в нескольких, следующих друг за другом альбомах.
Здесь речь пойдет о том, с чего начинается любая биография…
Лик монакской Медузы можно назвать прекрасным… Мягких очертаний округлое женское лицо с огромными глазами под устало припущенными веками. Под подбородком сплелись узлом две змеи. Над лбом два приспущенных крылышка образуют траурные тени. Рот открыт, но Медуза уже не кричит ни от боли, ни от ужаса. Она на глазах смотрящих на нее… умирает. Все: истекли сроки отпущенной ей жизни…
Эту Медузу увидел во дворце Ронданини в Риме Иоганн Вольфганг Гете. Он записал:
«Изображение прекрасного лица, объятого предсмертной агонией, в благородной полупрозрачности желтого камня неописуемо удачно».
Медуза Горгона — не чудовище.
Медуза Горгона — чудо, и это обстоятельство
превращает историю ее жизни, смерти и посмертного бытия
в подлинную древнегреческую трагедию.
Согласно различным, зачастую противоречивым, источникам, миф о Медузе горгоне окончательно сформировался к VIII веку до н. э. В эпоху Гомера Медуза была настолько известным персонажем, что он просто упоминал о ней в своих поэмах, не излагая ее истории, которая, как, видимо, он считал, прекрасно известна грекам.
Гесиод (конец VIII—VII века до н. э.) в поэме «Теогония» называет всех трех сестер горгон, а также описывает, как Персей убил Медузу — младшую из горгон. По сравнению с беглыми намеками Гомера это уже огромная информация.
Ею мы и воспользуемся в самом начале…
Согласно «Теогонии» Гесиода,
Прежде всего во вселенной хаос зародился…
ХАОС — «РАЗВЕРСТОЕ ПРОСТРАНСТВО», «ПУСТОЕ ПРОТЯЖЕНИЕ»!
ХАОС — «ЗИЯЮЩАЯ БЕЗДНА СМЕРТИ И ЗЛА, ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ» !
ХАОС — «ВСЕ И НИЧТО», «НИЧТО И ВСЕ». НИЧТО-О-О… ВСЕ!!!
ХАОС — «ВСЕПОЖИРАЮЩЕЕ ВРЕМЯ», ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВОПЛОЩЕНИЕ У-У-УЖАСА, ПРЕСЛЕДУЮЩЕГО РОД ЛЮДСКОЙ!
НИЧТО РОЖДАЕТ ВСЕ —
СВОЕ ПРОДЛЕНИЕ И СВОИ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ.
ВСЕ РОЖДАЕТСЯ ИЗ НИЧЕГО!
БЫТЬ ТОГО НЕ МОЖЕТ! ТОЛЬКО ЭТО И МОЖЕТ БЫТЬ!
ХАОСА НЕТ ТАМ, ГДЕ ВСЕ ЗА ВСЕХ РЕШАЕТ
«БОЖЕСТВЕННАЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ»!
ХАОС — ЭТО ПОРЯДОК, КОТОРЫЙ МЫ НЕСПОСОБНЫ ПОНЯТЬ.
ЭТО — ИСТИННЫЙ ПОРЯДОК.
Анхель де Куатьэ — современный мистификатор (?)
Вот такие — непостижимо-неупорядоченные определения.
Зато честно
Не волнуйтесь, дальше будет понятнее…
«Прежде всего во вселенной ХАОС зародился, а следом
Широкогрудая ГЕЯ, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос.
Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает».
Вот, как хорошо: если в Мироздании первичен ЭРОС,
что «всех рассужденья лишает», то и понимать ничего не надо. Главное — доверять чувству…
ХАОС — ГЕЯ — ТАРТАР — ЭРОС.
ХАОС — ГЕЯ — ТАРТАР — ЭРОС.
ХАОС — ГЕЯ — ТАРТАР — ЭРОС.
Не могу не уточнить, в дальнейшем, и очень скоро после Гесиода, в древнегреческой мифологии понятие «Эрос», стоявший в начале Мироздания, будет исключать то, что понимается под словом «любовь». ЭРОС — космогоническое первоначало, что наряду с Хаосом, Геей и Тартаром, представляет собой извечную, возникшую еще до появления Мира СИЛУ ВЛЕЧЕНИЯ. Это — то, что можно назвать СИЛОЙ ТЯГОТЕНИЯ, существующей в Мировом пространстве как Закон.
ЭРОС — СИЛА ВЛЕЧЕНИЯ, СИЛА ТЯГОТЕНИЯ,
КОТОРУЮ ПОЗДНЕЕ, УБРАВ КОСМОГОНИЧЕСКИЙ СМЫСЛ,
НАЗОВУТ ЛЮБОВЬЮ, ВСЕПРОНИКАЮЩЕЙ…
Гесиод не ушел? Гесиод здесь! Выбираем из всех дальнейших порождений ту генеалогическую ветвь, что напрямую приведет к интересующему нас персонажу — Медузе горгоне…
«Гея же прежде всего родила себе равное ширью
Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду
И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;
Также еще родила, ни к кому не всходивши на ложе,
Шумное море бесплодное, ПОНТ.
Понт же НЕРЕЯ родил, ненавистника лжи, правдолюбца,
Старшего между детьми. Повсеместно зовется он старцем,
Ибо душою всегда откровенен, беззлобен, о правде
Не забывает, но сведущ в благих, справедливых советах.
Вслед же за этим Фавманта великого с ФОРКИЕМ храбрым
Понту Земля родила, и прекрасноланитную КЕТО»…
Вот и все: предки Медузы горгоны названы…
Бабушка и Дедушка — ГЕЯ (ЗЕМЛЯ) и ПОНТ (ВНУТРЕННЕЕ МОРЕ).
Отец и Мать — «ФОРКИЙ храбрый» (БОГ БУРНОГО МОРЯ).
«прекрасноланитная КЕТО» (БОГИНЯ ПУЧИНЫ).
Запоминаем…
ХАОС — ГЕЯ — ПОНТ — ФОРКИЙ — КЕТО.
ХАОС — ГЕЯ — ПОНТ — ФОРКИЙ — КЕТО.
ХАОС — ГЕЯ — ПОНТ — ФОРКИЙ — КЕТО.
Гесиод называет еще два персонажа: братьев родителей Медузы — Нерея и Фавманта. Характеристика Нерею дана полная и очень хорошая, остается лишь добавить, что он — отец нереид. То — «девы, числом пятьдесят, в беспорочных работах многоискусные». Фавмант — Бог морских чудес, муж Электры (дочери Океана), отец Ириды (Богини радуги и вестницы богов) и гарпий. О гарпиях — не сейчас: на следующей странице…
«Как дуновение ветра, как птицы, на крыльях проворных носятся гарпии эти, паря высоко над землею» — пишет Гесиод. То — крыльями наделенные олицетворения Бури: Аэлла — «Вихрь», Аэллопа — «Вихревидная», Окипета — «Быстрая», Келайно — «Мрачная», Подарга — «Быстроногая». Красиво…
В мифах гарпии представлены злобными похитительницами детей и человеческих душ, внезапно налетающими и так же внезапно исчезающими, как ветер. Гарпии — одни из самых свирепых и уродливых персонажей греческой мифологии.
То — дикие полуженщины-полуптицы отвратительного вида
с телами и крыльями грифов, длинными острыми когтями,
но с лицами и бюстами женщин. Они появляются в грозу и ураган, распространяя нестерпимую вонь, подобно хищным птицам — стервятникам. Они, подобно прочим чудовищам, наводят ужас на людей. Рассказывают, гарпии боялись лишь одного: звуков медных духовых инструментов.
Как объяснить, что у двух прекрасных морских стихий — Океана и Электры — родились такие разные дети: Ирида в радужном сиянии и гарпии отвратительные? В некоторых мифах говорится, что когда-то гарпии были прекрасными женщинами. Значит, объяснение одно: смена правящих пантеонов Богов. Олимпийцы, во имя самоутверждения, оговаривают предшествующих Богов-титанов — уничтожают их, оборачивая Прекрасное Ужасным. В память о прошлом гарпиям удается сохранить лишь женские лица и груди.
Прекрасное — ужасное!Ужасное — прекрасное!
красота может умирать по воле злонамеренных чувств,
становящихся убийственным словом.
Значит, и наоборот: красоту может рождать
чувство любви, становящееся добрым словом.
И эта взаимосвязь — прямая и обратная —
являет себя и в бытийном, и в событийном мире.
Наконец-то, добрались до цели…
«ГРАЙ прекрасноланитных от Форкия Кето родила.
Прямо седыми они родились. Потому и зовут их
Граями боги и люди. Их двое: одета в изящный
Пеплос одна, Пемфредо, Энио же, другая, — в шафранный.
Также ГОРГОН родила, что за славным живут Океаном
Рядом с жилищем певиц Гесперид, близ конечных пределов
Ночи: СФЕННО, ЕВРИАЛУ, ЗНАКОМУЮ С ГОРЕМ МЕДУЗУ».
Начинаем разбираться, кто есть кто, не боясь трудностей, вызванных множеством самых различных толкований мифов…
Архаичные богини-титаниды Гра́йи по распространенной трактовке — «седые», «вечные старухи», «олицетворение старости». Эсхил в «Прометее прикованном» говорит о них: «на вид как лебеди, но с общим глазом, и один-единственный у каждой зуб. Лучами никогда на них не смотрит солнце, месяц не глядит в ночи». По Псевдо-Аполлодору, Грай было три: Дино — дрожь; Пемфредо — тревога; Энио — ужас (звалась также «разорительницей городов», упоминалась как спутница Ареса). Многие авторы утверждают: Грайи сторожили горгон.
Что думаю я по поводу разнотолков? Я полностью согласна с исследователем древнегреческих мифов Я. Э. Голосовкером… Горгоны, грайи и другие чудовища греческих мифов являются остатками доолимпийского пантеона, которые (под воздействием богов-олимпийцев) в сознании древних греков превратились в чудовищ — воплощение опасности, исходящей от всего неизвестного — неочеловеченного.
Греки не были трусами?!
Греки были фантастами…
ГОРГОНЫ — двоюродные сестры НЕРЕИД, живших в гроте на дне моря.
В нереидах олицетворены свойства и качества морской стихии, расположенной к человеку, чарующей его своей прелестью. У себя дома — на дне морском — нереиды устраивают хороводы в такт движению волн. В зной и лунные ночи они выходят на берег, чтобы участвовать в музыкальных состязаниях с тритонами, или вместе с нимфами петь песни.
Не то — горгоны. Они живут на суше. Развлекаются тем, что взмывают в Небеса и погружаются в морские пучины — родные стихии, определяющие их двойственность: небесную чистоту и страстность, преодолеваемую в движении. Горгоны, как воплощения воздушных и водных стихий, представляют собой свободные, независимые существа, ничем другим не управляемые, кроме собственной воли. Они горды и имеют на то их природой данное право.
Старшие горгоны бессмертны, как все в роду Богов и божеств. Младшая — Медуза — смертная. Изначально, думаю я: Афина тут ни при чем, хотя бы потому, что, когда горгоны родились, ее на свете белом не было, как и папеньки ее — Зевса. Значит, то Рок определил судьбу горгоны младшей разнесчастной. Во всем остальном Медуза ни в чем не уступала сестрам, даже превосходила их красотою. Судя по дальнейшему, можно предположить…
Рок решил проиграть на судьбе медузы горгоны
сюжет, высокой древнегреческой трагедии достойный:
о красоте, влекущей за собою вместо счастья —
страдание, невыносимое, необоримое, незаслуженное.
Рок предуготовил ей жизнь, для которой смерть —
от страшных мук единственно возможное избавление.
Об этом обо всем миф о Медузе горгоне подробно расскажет.
Нам нужно лишь увидеть в вымыслах скрытые Сути.
Мы уже расследовали дело о происхождении имени МЕДУЗА в соответствующем разделе специального альбома https://vkontakte.ru/album-12948890_118588267. Продолжаем…
По гречески имя звучит Медуса, что значит «стражник, защитница, повелительница» — так исследователи говорят. Непонятно: что Медуза охраняла, кого защищала, кем повелевала. Будем ждать ответа: если он есть, то придет.
Исследователи морских глубин утверждают: своё имя морская медуза получила из-за сходства с шевелящимися волосами-змеями Медузы горгоны из греческой мифологии. Ссылаясь на то, что Подводный мир — зеркальное отражение Земного мира, я беру на себя смелость утверждать нечто противоположное…
Горгоны спускались в морские пучины — лоно их матери Кето. Там они играли с прекрасными существами: бесконечно разнообразными медузами, подвижными, казалось бы сотканными не из воды морской, а из переливов ее цвета, разгорающегося небывалой красотой, если луч света пронзит глубину. Завороженные красотой дивных существ, горгоны не замечали, что игры с ними смертельно опасны. Особенно для их младшей сестры — смертной.
Мать Кето видела, ее младшая дочь внешне похожа на медуз — столь же прекрасна. Мать Кето знала, что для людей встреча с ее дочерью представляет собой смертельную опасность. Так в морских пучинах родилось имя…
Меду-у-у-за — смертельно опасная красота. Это — предположение?
Ну, конечно, ведь мы в самом начале пути.
Упиваясь своими сверхъестественными возможностями, вряд ли Медуза ощущала себя смертной. К тому же, в мире Богов и божеств Время неразличимо — кажется Вечностью, вот Медуза и играла. Легкая, подвижная, светящаяся от счастья, с прекраснейшими длинными волосами, при одном освещении — золотыми, при другом — голубыми. И вообще, что такого страшного в том, что ее ждет, как всех смертных, старость и уход куда-то? Согласитесь, кто в молодости думает о старости, а тем более о смерти!
Знать о том, что Медузе предуготовил Рок,
не могла даже ее мать — «прекрасноланитная Кето» —
иначе, испытывая непрерывный страх за нее,
не могла бы она ни жить, ни исполнять свои обязанности…
Пришла пора попытаться узнать, где родились и жили горгоны. Повторяю… Гесиод говорит: «Также Горгон родила, что за славным живут Океаном рядом с жилищем певиц Гесперид, близ конечных пределов Ночи».
Хорошо было бы представить модель древнегреческого Мироздания. Для этого, пожалуй, не хватает лишь сведений о том, где расположен Тартар. Гесиод своих знаний по этому поводу не скрывает: Боги нового поколения, «могучестью рук победивши надменных» древних Богов-Титанов, сбросили их…
«Подземь их сбросили столь глубоко, сколь далеко до неба,
Ибо настолько от нас отстоит многосумрачный Тартар.
Медной оградою Тартар кругом огорожен. В три ряда
Ночь непроглядная шею ему окружает, а сверху
Корни земли залегают и горько-соленого моря».
Рисуем умозрительно геометрическую схему. В центре — Круг: это — Гея (Земля) с Понтом (Внутренним морем). Рисуем еще один — внешний — Круг, радиус которого равен расстоянию до светлого Неба и «многосумрачного Тартара», что одинаковы. Проводим Вертикаль и Горизонталь. Наверху по Вертикали находится замкнутое или огороженное Небо, где обитают Боги-Олимпийцы. Внизу по Вертикали находится Тартар, «медной оградой кругом огороженный», чтобы тот, кто туда попал, обратно не выбрался. На пересечении горизонтальной плоскости с внешним Кругом располагается «Океан».
Океан — божество бескрайней и глубокой, величайшей и древнейшей в мире одноименной реки, омывающей всю землю. На крайнем западе он знаменует собой границу между Миром жизни и Миром смерти. От этой безбрежной реки берут начало все остальные реки и морские течения. Из нее восходят и в нее опускаются Солнце, Луна и звезды.
Согласны с моделью рабочей из трех кругов, выстроенных по-вертикали? Если видите расхождения с другими представлениями, не пытайтесь достичь истины: содержание мифов текуче как воды…
Дальнейшие уточнения местоположения царства Горгон, помогут получить Геспер и геспериды, Атлант и Геракл…
Геспер — «Вечерняя звезда» — сын или брат, все забыли, Атланта или же сын Астрея, унесенный ветром и превращенный в прекрасную звезду.
Геспериды — «дочери Вечера» — непосредственно связаны с заходом Солнца и появлением на небосклоне «Вечерней звезды» (Геспера). Они обитали на счастливых островах, в саду, где росли золотые яблоки вечной молодости, поднесенные Геей супруге Зевса Гере, как свадебный подарок. «Сад гесперид» располагался на берегу реки Океан на крайнем Западе, рядом с «Царством горгон». В мифе сказано, что геспериды стали исподтишка красть яблоки, и тогда Гера отправила сторожить сад дракона Ладона, у которого «было сто голов и сто языков».
На крайнем Западе — недалеко от «Сада гесперид» и «Царства горгон» — держал небесный свод могучий титан Атлант — сын Иапета, что был приговорен к этому наказанию за участие в Титаномахии — борьбе против новых Богов.
Позднейшие писатели Древней Греции перенесли гесперид и горгон в ГИПЕРБОРЕЮ — страну, что лежит за Северным ветром Бореем, то есть на крайнем Севере. Есть сведения о том в Двенадцатом подвиге Геракла.
Никто не знал пути к гесперидам и Атланту. Долго блуждал Геракл по Азии и Европе. И зашел он в своих поисках на самый крайний Север, к вечно катящей свои бурные, беспредельные воды реке Эридан — ГИПЕРБОРЕЙСКОЙ РЕКЕ. В нее упал сраженный молнией Зевса Фаэтон, а слезы оплакивавших его сестер Гелиад превратились в янтарь. Река Эридан — не только мифическое понятие. По геологическим данным протекала такая река в доисторическое время на месте современного Балтийского моря.
Как бы то ни было, после свершения Двенадцатого подвига Геракл получил новый эпитет — ГИПЕРБОРЕЙСКИЙ.
Все понятно?
Если нет, повторю…
Сейчас на Крайнем севере нет садов. После катаклизма, пережитого Землей, их покрыл ледяной панцирь. Сейчас на Крайнем севере не звучат песни гесперид, а вот воспоминания о горгонах сохранились — застыли в словах, называемых архаическими, что бытуют здесь, потаенными смыслами играя.
Открываем словарь «Великоросского языка» В. И. Даля…
ГОРГА (архаическое понятие) — порыв ветра, морской шквал.
ГОРГАЛИЦА (тоже архаическое понятие) —
перелетная птица, зазимовавшая на Севере.
ГРАЯТЬ — оглушать криком, хохотать или плакать.
Вы слышали, как на Севере дальнем воет Буря?
Она плачет женскими голосами. Плачет столь отчаянно,
что душу раздирает. О чем Буря стенает? Что предвещает?
Себе? Другим? Земле и Небу?
Вы видели, как на Севере дальнем снег метет Пурга?
Завьюживает, снежными вихрями по Небу летает.
Будто крылья птиц белых ввысь взмывают и пытаются
что-то забить или от чего-то отбиться. Кто знает?
А может быть, то древние Богини — титаниды Севера —
стенают, свою несчастную судьбу вспоминая?
В любом случае, миф — то, что в сути своей не иссякает,
во всех пространствах-временах себя являя…
Грайи и сейчас грают…
Горгоны и сейчас горгалицами летают
или становятся горгами — порывами ветра…
Многие люди на среднем западе Америки полагали, что полярное сияние является отражением солнечного света от полярного льда. Другое романтичное объяснение состояло в том, что свет полярного сияния является результатом столкновений айсбергов в полярных морях. Нет, нет и нет!
Полярное сияние — небесный танец под шепот звезд…
У индейцев, живущих на севере Канады, и эскимосов Аляски есть красивая легенда: души умерших улетают в небесный дворец, над которым горит ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА. Для живых людей этот дворец невидим, но иногда его обитатели открывают окна, свет из них падает на облака, и его видят люди – это полярные сияния.
ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА, РИГВЕДА УТВЕРЖДАЕТ,
СТОЯЛА НАД ЗЕМЛЕЙ АРИЕВ, ЧТО В ВОСПОМИНАНИЯХ ЭЛЛИНОВ ЗАПЕЧАТЛЕЛАСЬ ПОД ИМЕНЕМ… ГИПЕРБОРЕЯ…
Вы видели, как на Севере дальнем Полярное сиянье полыхает?
Птицами в Небо взлетит, небесным пологом замрет и радужным многоцветьем играет, будто кому-то, о чем-то говорит, на что-то намекает…
Оно говорит о Красоте, причем, что-то такое, чего мы не знаем,
но что существует, как Вселенский закон, от которого не уйти,
напротив, нужно ответ искать: у Крайнего севера выведывать.
В древней норвежской мифологии часто упоминается мост Бифрост — горящая дрожащая арка, пересекающая небо, по которой боги могли спускаться с неба на землю. Не исключено, что прообразом для этого моста было полярное сияние. В некоторых преданиях лучи полярных сияний восприняты как огни, которые несут ВАЛЬКИРИИ. То — дочери конунга, которые реют на крылатом коне над полем битвы и выбирают наиболее храбрых воинов, чтобы забрать их после их смерти в небесный чертог ВАЛЬХАЛЛУ. Девы-воительницы изображаются в шлемах, со щитами и копьями. От блеска их доспехов, согласно поверьям, на небе возникает северное сияние.
В дополнение мосту Бифрост финская мифология ссылается на реку — Ружа — которая горит огнём, и означает ГРАНИЦУ МЕЖДУ ЦАРСТВАМИ ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ.
В норвежском фольклоре полярное сияние описывалось как предвестник плохой погоды: предполагалось, что за яркими всполохами следуют снег и ветер. Другие норвежские народные легенды говорят, что полярное сияние — это НЕБЕСНЫЙ ТАНЕЦ ДУШ УМЕРШИХ ДЕВ.
Викинги, жившие на территории нынешней Скандинавии и оставившие потомкам богатую мифологию, олицетворяли полярное сияние со своим верховным богом Одином и считали воссиявший в небе свет хорошим знаком.
Соседи викингов, гренландцы, твердо верили, что сияние в небесах — не что иное как свидетельство ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ. Чем еще может быть этот неземной свет, как не душами умерших предков?..
ВЫСШЕЕ НЕБО ДЛЯ ВСЕХ ВЕРОВАНИЙ ОДНО.
ГРАНИЦА МЕЖДУ ЦАРСТВАМИ ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ.
НЕБЕСНЫЙ ТАНЕЦ УМЕРШИХ ДЕВ ЗДЕСЬ ОКРАШЕН СИЯНИЕМ.
ПОНЯТНО, ГИПЕРБОРЕЯ…
Буквально «гиперборейцы» означает — «те, кто живет за Бореем (Северным ветром)».
О существовании Гипербореи и гиперборейцах сообщали многие античные авторы. Один из самых авторитетных ученых Древнего мира — Плиний Старший — писал о гиперборейцах, как о реальном народе, жившем у полярного круга и связанном с эллинами через культ Аполлона Гиперборейского.
Сейчас там вечные льды, что начали таять…
Может быть, когда-нибудь Земля
дождется возвращения «Рипейского рая».
Пусть это случится, когда земляне будут жить в Космосе, вспоминая, как когда-то жили на одной голубой планете…
Вот, что дословно говорится о существовании Гипербореи у Плиния Старшего в «Естественной истории»… «За этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона, живёт счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Они верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. <…> Нельзя сомневаться в существовании этого народа».
Даже из этого небольшого отрывка из «Естественной истории» нетрудно составить ясное представление о Гиперборее. Первое — и самое главное: она размещалась в приполярных областях, отличавшихся климатом, сходным со средиземноморским…
Так, вернемся в Гиперборею, где наши героини —
горгоны — еще счастливы, не с белым снегом,
а с белыми облаками играют, так как в Гиперборее
цветут сады, поют «Вечерние звезды»
и поднимаются в небо высокоствольные деревья.