Площадь Бронзового зала — 164,8 кв.метра. Высота — чуть более 10 метров. Освещается с помощью четырех настенных светильников и дневным светом, льющимся через световой фонарь, устроенный в уровне чердака.
Зал — уникальное произведение декоративного искусства, не имеющий себе равных в мире…
Бронзовый зал — парадный: для торжественных заседаний Исторической комиссии и праздничных трапез. Гости могли пройти из особняка в Бронзовый зал через два парадных портала. На противоположной стене им отвечают еще два таких же портала, что вели в подсобные помещения: артистическую, сервировочную, кухню и кладовые на первом этаже. Столы устанавливались по п-образному, замкнутому периметру, открывая ковровый инкрустированный паркетный пол в центре.
Сейчас в зале проводятся Конференции союза архитекторов, лекции и концерты.
Инкрустацию дверных филенок мы рассмотрим,
когда будем внимательно разглядывать декор зала,
что вызывает не меньшее восхищение, чем целое.
Сейчас нам нужно войти в Зал…
Дверь открывается и возникает мир столь необычайный, что тотчас возникает желание постичь его тайные смыслы. Непременно постичь, уже потому что сами тайны требуют, чтобы их постигали.
Не будем спешить. Разглядываем структуру Зала. Он имеет отчетливо выраженную продольную ось, что ныне ведет от входного торца к сценической площадке, которой при Половцовых не было, значит, площадку эту нужно умозрительно то убирать, то восстанавливать.
По вертикали Зал разделен выносной фигурной консолью на две части: собственно Зала и Неба над ним…
Говорят, при Половцовых Зал украшали четыре гобелена — два больших — на продольных стенах, два квадратных — на торцевых. Все они были были посвящены деяниям Константина Великого — основателя Константинополя или Второго Рима. Выполнены гобелены были по картонам Рубенса на французских шпалерных фабриках.
Говорят, их подарил Александру I император Наполеон по завершении переговоров в Тильзите. Александр не был доволен результатами переговоров, и даже не развернул подарок. Николай I к подношению Наполеона тоже интереса не проявил. Так долгое время гобелены пролежали в дворцовых кладовых, потом каким-то образом оказались в особняке Половцова, а затем — при национализации «награбленного» большевиками — исчезли бесследно.
Есть другая версия приобретения гобеленов… В 1892 году Половцов купил у банкира Гинцбурга шесть гобеленов XVI века. Четыре из них украсили Бронзовый зал, два – Парадную лестницу. Их тоже не удалось найти после «национализации», поэтому сейчас стены Зала украшены росписями на античную тематику «под гобелены». Выполнены росписи студентами Училища Штиглица, что дает им все основания украшать Зал особняка Штиглица — Половцова — Месмахера.
Помню, пустые рамы, затянутые холстом, вызывали боль чего-то совершенного, но не завершенного — нарушенного, погубленного. История про «национализацию» лишь усиливала боль утраты целостности Зала.
Сейчас восстановилось главное — в Зал вошли Небожители, и его архитектурное решение получило заслуженный статус. Зал предназначен для тех, кто понимает и ценит Высокое искусство.
Мои гости, приехавшие из Москвы 8 марта, совпадающего с моим днем рождения. Они захотели увидеть особняк Половцова, а для меня наш приход сюда стал замечательным подарком, потому что…
Потому что в особняке этом, ставшем Домом Архитектора, протекла значительная часть моей лекционной жизни. Зал был ее вдохновителем, слушатели Бронзового зала — моими многочисленными друзьями, жизнь — прекрасной: окрашенной золотым светом…
Четвертого «гобелена» в Зале нет. И это правильно, потому что изображение отвлекало бы от происходящего на сцене. А так наличие продольной оси, симметрии четких подобий гармонизирует буйство роскошного декора.
Читая лекции в Бронзовом зале, я удивлялась, как милостивы ко мне Боги. Зал превратил лекции в концерты, представлявшие собой единство Слова, Музыки, Зрительного ряда. Мне всегда казалось, свет исходил от золоченого декора, и наполнял глаза моих слушателей, путешествующих вместе со мной в каких-то сказочных мирах.
Теперь не заблуждаюсь: главную роль играл Бронзовый зал, задуманный и созданный как свето-цвето-музыкальное представление, что превратило мои рассказы о Петербурге в ПЕТЕРБУРГСКУЮ МИСТЕРИЮ, а потом — в ПЕТЕРБУРГСКИЙ МИФ.
МИСТЕРИЯ – Таинство,
от поверхностного взгляда сокрытое…
МИСТЕРИЯ –
посвящение в сокровенное знание Сути…
Такова же и «ПЕТЕРБУРГСКАЯ МИСТЕРИЯ»,
и все потому что…
Петербург – фантастический город и делает его таковым
явленность Тайны, поднятой из глубины времен
и застывшей архитектурными ансамблями на островах.
ПЕТЕРБУРГСКИЙ МИФ, как мифу положено,
есть «познанная тайна бытия и нечто,
предугаданное в нем» (Я. Э. Голосовкер).Мифологическое содержание имеет и декор Бронзового зала. Я его читаю во всем: в парадных порталах, волшебной консоли, делящей зал по высоте на две части, в парящем над Залом Небе, нисходящем на землю Светом, окрашенным цветом Золота…
Консоль с ограждением в данном случае правильнее называть хорами, так как именно здесь устраивались музыкальные концерты во время парадных пиршеств.
Можно называть консоль с ограждением и Райским садом, так как здесь всегда было много живых цветов, столь же экзотических как декор.
Знаете, каким должно быть балконное ограждение? В виде прямоугольных рам, закрепленных между стойками. И все: ведь это — ограждение. А здесь…
Попробуйте, найдите стойку в орнаментальной раме. Она есть и ее нет, потому что здесь главное — упругое движение линий, что, извиваясь, друг в друга перетекают и лишь потом ограждают…
Куда проще звено, и все равно:
изысканностью оно рождено,
и лишь потом своим прямым назначением.
Стиль Бронзового зала неопределим: в нем все —
блистательная фантазия, как положено «чуду искусства»…
Верхний свет нисходит с Неба
через остекленный фонарь-потолок
в ажурном обрамлении.
А может быть, это — оконный витраж
в каком-то новом, еще невиданном Соборе?
Фонарь — что орнаментированный плафон…
Жаль не могу показать пола из наборного паркета: он заставлен стульями. Поверьте, композиция из паркета является самостоятельным художественным произведением, созвучным декору зала. Легкий орнамент из светлых пород дерева — березы, розы и палисандра — на фоне темных пятен из мореного дуба, грецкого ореха, красного эбенового дерева, амаранта, представляет собой сказочный ковер, который расстилали только перед королевской четой. Вот так…
Чаще всего я сержусь на искусствоведов, которые, определив стиль декора, считают, что тем самым они снимают все художественные проблемы. Попробуем определить стиль этого Зала…
Рассматриваем внимательно декорировку Бронзового зала… Это — Рококо, ибо главный элемент в его декоре — «рокайль» или завиток раковины. Появился подобный стиль во Франции в начале ХVIII века как имитация формы морских раковин, причудливых растений, камней, обломков скал. Впоследствии термин «рокайль» стал обозначать изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину или камень. Если присмотреться, здесь «рокайль» украшает все… Прежде всего высокие падуги — криволинейное сочетание стен и потолка. В решетке ограждения «раковины» есть, в декоре консоли они есть тоже и в декоре стены их множество…
И все равно это — не Рококо, ибо каждый изгиб формы полон силы, какой-то особой выразительности — экспрессии, доходящей до экстаза.
Это — не Рококо, несмотря на присутствие причудливого «рокайля» везде, даже в прорисовке изгибов самой антресоли… Стиль Рококо несерьезен и легковесен по сравнению с патетикой и экспрессией зала. Стиль Рококо хорош для дамских салонов, будуаров, в которых должно укрываться личное, сокровенное в человеке, а здесь…
Здесь такая театрализация жизни!
Речи звучат под трели флейты!
Тосты произносятся под оркестровые раскаты.
В Зале не позволительна свобода —
в нем все должно происходить по ритуалу,
им заданному. Уж я-то это на самой себе проверила!
БРОНЗОВЫЙ ЗАЛ — свето-цвето-музыкальное
произведение, написанное на тему Рококо
в мажоре Барокко. А потому…
Зал конкретному стилю не принадлежит.
В нем Время воображением автора управляется:
свободно парит во всех архитектурных Пространствах,
чтобы пребывающим в Зале подарить ощущение
ВЫСШЕЙ СВОБОДЫ — СВОБОДЫ НАДВРЕМЕННОЙ,
СВОБОДЫ ВНЕПРОСТРАНСТВЕННОЙ..
Произведение, в котором запечатлена ВЫСШАЯ СВОБОДА — надвременная и внепространственная — может возникнуть лишь на гребне волны в развитии Искусства. После достижения гребня начинается скольжение вниз по волне…
Так оно и было. Зал создан в 1892 году. В 1917 — через четверть века или деятельный срок жизни еще одного поколения — «Золотое царство» было разрушено… согласно Закономерностям Бытия тоже…
Панно «Музыка» представляет собой скульптурную композицию из музыкальных инструментов. Панно «Скульптура» — из предметов античного искусства, перевитых виноградной лозой, плодами, лентами, обрамляющими барельефный портрет Месмахера, нижний пояс —- ряд римских цифр, где «1892» — год окончания работ в Бронзовом зале. На панно «Живопись» представлены атрибуты этого искусства: палитра, кисть, факел, лавровый венок, ленты, циркуль… «Архитектура» — атрибуты архитектуры: рулетка, отвес, треугольник, карандаш. В композицию включен бронзовый лист с планом и фасадом Училища технического рисования и дата из римских цифр «1890» — год начала работ по интерьеру Бронзового зала.
Панно утверждают: в Бронзовом зале воплощено единство четырех Искусств высоких — Архитектуры, Живописи, Скульптуры, в которых оживает Музыка. Так оно и есть.
Удивляетесь тому, что все это великолепие было создано за два года силами учеников Училища технического рисования, созданного триумвиратом: Штиглиц, Половцов и директор Месмахер? Все именно так и было.
В Зале есть четыре композиции из зеркал и настенников — светильников. Все в изысканных золоченых обрамлениях, украшениях. Настенники — не изящное бра, а грандиозное, в сравнении с ним, многоуровневое устройство, скорее архитектурное, чем скульптурное.
В этом фрагменте декора можно увидеть отчетливо то, что свойственно Залу в целом. В нем все полно движения каждый «рокайль» начинается в определенной «точке-почке», исчерпав силу роста, свойственную ей, он зависает, но не опадает, не умирает, а переходит в другое Бытие, в которой все подчиненно Уравновешенности частей целого, то есть Высшей гармонии.
Жизнь — движение.
Инобытие — в Пространстве-Времени парение,
в котором не может быть изменений,
так как достигнуто все, что именуется Совершенством.
В центре настенника — платформа на золотых дугах, на платформе возлежат два крылатых дракона, свернувших дугами хвостатые тела, выше драконов — мраморная ваза, из которой вырываются огненные цветы.
Поднимаясь на сцену, я всегда просила драконов: «Помогайте, ребята, я ведь по гороскопу тоже дракон». Иногда помогали, и тогда, утроив силу, мы такие концерты давали. Где ты — время золотое — «бронзовозальский сказочный мир»…
Появление драконов и всякой из подсознания вылезающей нечисти очень характерно для второй половины XIX века, в которой все свивалось воедино: Историзм — Эклектика — ростки Модерна… Драконы были предвестниками чего-то страшного, что вот-вот и проявит себя. Может быть, они предупреждали, что для Событийного мира опасны взлеты, ибо их сменяют падения?..
Повторяю…На консоли под мраморной вазой с цветами-свечами — ныне лампами возлежат два кричащих чудища крылатых. Опять чрезмерность? Опять, и свойство это заставляет видеть невозможное. Например, как из вазы вырывается пламя…
Такие же настенники-светильники есть не только на сцене, но и при выходе из Зала. Оказалось, слушатели моих лекций никогда не разглядывали их: мерцающего золотом марева Зала было достаточно — не хотелось, рассматривая декор придавать ему реальность. А я о Зале тогда еще не рассказывала им: не пришло время Максимиллиана Месмахера, что было вершиной и завершением творчества архитекторов-титанов, жаждущих воссоздать на Земле Небесный рай.
Мы сейчас последовательно рассмотрим дверные филенки. Рассмотрим столь внимательно, как того требует высочайшее произведение искусства. Начнем с орнамента в уровне дверуной ручки…
На сегодняшний день истинных мастеров, способных создавать шедевры из дерева — единицы, так как этот вид искусства требует усидчивости, внимания, знания различных пород деревьев, чувство вкуса, стиля и умения подобрать дерево по цвету, текстуре. Специалисты, которые увлекаются маркетри, могут по именам назвать всех, кто считается профессионалом в данном деле. У каждого мастера свой стиль, своя индивидуальность.
Такими эти «картины» были изначально. Смотрите…
Это — живопись? Нет тончайшая инкрустация
из различных пород дерев…
Маркетри или инкрустация по дереву, представляет собой декоративную технику, при которой тонкая однослойная фанера, толщиной 1,6 — 3,2 мм различных цветных пород дерева или другого материала приклеивается к каркасу предмета мебели. Подобная техника приобрела популярность в Англии концаXVIII века, где ее стали применять как часть нового ремесла изготовления шкафов. Наиболее популярным типом маркетри стала панель с цветочно-растительным орнаментом, на которой изображалась ваза или букет цветов. Вначале рисунок делался из контрастных, тёмных и светлых, пород дерева, например сикамора или вечнозелёного самшита с грецким орехом.
Развитие российской школы маркетри было тесно связано с развитием этого искусства в разных странах Европы. Учителями российских мастеров были выдающиеся художники Италии, Франции, Голландии. Именно этим, на мой взгляд, объясняется отсутствие единого стиля, некая «многослойность», которая явилась отличительной чертой этого вида искусства в России. Мы смогли впитать лучшее из множества и создать из многообразия нечто свое.