Фотозарисовки Ксении Гавричковой трех объектов Древней Руси: Изборской крепости, Печерского монастыря, Пскова. Объекты сами попросили — и появилась параллель: Древняя Русь в видении Н. К. Рериха. Параллель дала возможность сопоставить вечное и временное — живое, текущее. При показе третьего объекта пришел на помощь С. В. Ямщиков. Дай-то Бог, что-то в дымке временной удалось увидеть…
..
Это один из самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.
Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В советский период (до 1945 года) находился на территории Эстонии, благодаря чему сохранился.
Рерих в своих полотнах воспевает мощь Изборска. В Печорских зарисовках появляется другая тематика, скажем так — ювелирность цветовая. Почему? Рерих сам отвечает… «Если и Псков мало знаем, то как же немногие из нас бывали в чудеснейшем месте подле Пскова — Печорах? Прямо удивительно, что этот уголок известен так мало. По уютности, по вековому покою, по интересным строениям мало что сравняется во всей Средней Руси. Стены, оббитые литовцами, сбегают в глубокие овраги и бодро шагают по кручам. Церкви, деревянные переходы на стене, звонницы, все это тесно сжатое дает необыкновенно цельное впечатление».
«Можно долго прожить на этом месте, и все будет хотеться еще раз пройти по двору, уставленному старинными пузатыми зданиями красного и белого цвета, еще раз захочется пройти закоулком между ризницей и старой звонницей. Вереницей пройдут богомольцы; из которой-нибудь церкви будет слышаться пение, и со всех сторон будет чувствоваться вековая старина» (Н.К. Рерих. По старине).
Покой, уютность — внутри. Снаружи — стены и башни, по мощи своей не уступающие изборским…
«Стены сбегают в глубокие овраги и бодро шагают по кручам».
Образ «уютности, векового покоя»…
Видели подобное изящество в линиях? Видели такую четкость цветовых сочетаний в светящейся гамме?
Выше киота — гульбище, следуя которым, можно пройти вдоль всех монастырских стен.
Аллилуйя, воплощенная в зримой красоте и колокольном звоне…
Какие звоны мне приходилось здесь слышать — душа от счастья в небе парила, светом упиваясь…
Не уйти, мимо не пройти, хочется возвращаться, самой себе поражаясь — мой, воспитанный Петербургом глаз, наивностью видимого упивается. Чем вызван подобный эффект?
И вы слышите колокольные звоны? Они звучат в ритмах Большой звонницы…
Пещерный храм — возведенный над пещерами, в которых хранятся нетленные останки местных праведников. Это там — в их мире — скорбь. Здесь — земное благолепие и ликование.
Остановиться не могу: убранство церквей разглядываю. Дымники не пропустите — разглядите вычурные подобия храмиков…
Вряд ли вам удавалось увидеть столь щедро декорированные купольные завершия храма. Чем это вызвано? Красота — то, что веселит сердце, согласно древнерусским представлениям, действенным и в XVII веке.
Псково-Печерский монастырь, расположенный в 20 верстах от Изборска, стал играть важную роль во времена Ивана Грозного. Не единожды он выдерживал осаду ливонских и литовских рыцарей, а также шведов. Заслужил великое уважение жителей окружающих земель. Монастырь также знаменит своей миссионерской деятельностью.
Продолжаю описание…
«В настоящее время крепостные монастырские стены протяженностью 810 метров укреплены девятью башнями. У каждой башни есть свое название.
1. Петровская (над Святыми вратами обители).
2. Никольская (к ней примыкает Никольский храм).
3. Башня «Нижних решеток».
4. Благовещенская.
5. Изборская.
б. Тарарыгина.
7. Башня «Верхних решеток».
8. Тайловская.
9. Тюремная.
По внутренней стороне стены устроены гульбища — специальные укрепления, с которых во время военных действий вели наблюдение и отстреливались от неприятеля. Теперь, как и прежде, по гульбищам можно обойти всю обитель».
Привожу описание, взятое из монастырского сайта…
«Псково-Печерская обитель, со дня основания беззаветно служившая Богу, с самого начала своей истории подвергалась испытаниям и несчастьям.
Труды первых строителей были уничтожены набегом лифляндцев, которые разрушили и сожгли все деревянные постройки монастыря, разграбили монастырское имущество. В середине XVI века над Россией нависла опасность вторжения польско-литовских завоевателей с северо-западных рубежей. На их пути стояла Печерская обитель.
Опасность вторжения иноземцев стала одной из причин начала строительства каменной ограды вокруг монастыря в 1558 году. Массивная ограда из каменных плит с семью крепостными башнями и тремя укрепленными воротами была возведена к 1565 году. Каменные стены сделали монастырь почти неприступной крепостью».
Наиболее интересна башня Верхних Решёток, стоящая на дне оврага. Ее высота 25 метров, а название своё она получила из-за того, что прямо под ней протекает ручей.
Над башней летит золотой ангел. Трубит — возвещает христианскому миру: хорошо все получилось — красота-лепота на деле воплотилась…
Убедились в том, что Николай Константинович Рерих — прекрасный гид: глубоко проникающий в художественную суть явления? Повторяю его определение… «Стены, оббитые литовцами, сбегают в глубокие овраги и бодро шагают по кручам. Церкви, деревянные переходы на стене, звонницы, все это тесно сжатое дает необыкновенно цельное впечатление».
Художественная цельность Псково-Печерского монастыря строится на единстве двух противоположных начал: мощи башен и стен, создающих внутреннее — «сжатое» — пространство, в котором прячется от ужасов событийной жизни Райский сад: узорчатый, золотой, небесный — не земной.
Слава Псково-Печерскому монастырю, слава!