Строительство Сан Витале началось в 527-м году, когда Равенна находилась во власти остготов, а завершилось 20 лет спустя, когда город уже был столицей Равеннского экзархата. Имя архитектора базилики осталось неизвестным.
Церковь имеет форму восьмиугольника и сочетает в себе элементы романской архитектуры (купол, форма дверных проемов, многоярусные башни) и византийской (многоугольная апсида, капители).
Безусловно, ее главной достопримечательностью являются роскошные византийские мозаики, самые крупные и хорошо сохранившиеся за пределами Константинополя (ныне Стамбула). Кроме того, это единственная церковь времен императора Юстиниана I, дошедшая до наших дней в практически неизменном виде.
Мозаики Сан Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии.
Мастера с помощью мозаики смогли подчеркнуть архитектурные элементы базилики, сделав акценты на символическую связь элемента конструкции и нанесённого на неё изображения:
Конха украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов. Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями, а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.
Мозаики, которые покрывают весь этот интерьер за исключением цоколя, прекрасно выявляют конструктивный смысл архитектуры. Люнеты, распалубки, стены, арки, ниши и своды эффектно выделены различными типами декора. Так, ребра крестового свода усилены растительными гирляндами, в то время как фигуры ангелов, олицетворяющих мощь несущих конструкций, поддерживают центральный медальон. — Отто Демус.
Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкая форма кирпичей, трапециевидные капители, пульван и т. д.
Свод украшен медальоном с изображением апокалипсического Агнца (Откр. 5:12), поддерживаемого четырьмя ангелами в позе Оранты, символизирующими стороны света. Белоснежный агнец, увенчанный нимбом, изображен на фоне звёздного неба, медальон с ним обрамлён венком. Композиция окружена райскими деревьями, растениями, птицами и животными.
Божественный Агнец, взявший на себя грехи мира («Agnus Dei, qui tollis peccata mundi» из римской литургии, венчает цикл мозаик пресбитерия, посвященный жертвам, приносимым людьми Богу.
На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты, изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей. Это исторические портреты, созданные лучшими равеннскими мастерами на основе столичных образцов (В. Н. Лазарев считает, что это были «царские портреты, рассылавшиеся в провинции Византийской империи для копирования». Создание этих композиций было символом триумфа императора, вернувшего Равенну под византийский патронат.
Император с супругой изображены как донаторы, приносящие в дар церкви драгоценные литургические сосуды. Выполненные как фриз изображения отличаются фронтальной композицией и однообразием поз и жестов. При этом мастера смогли изобразить императорскую семью с индивидуальными чертами лиц в образе идеальных правителей, а сама композиция передаёт движение двух процессий по направлению к алтарю.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово – одна из старинных церквей Равенны, построенная в первой половине 6-го века королем остготов Теодорихом как дворцовая часовня. Изначально эта арианская церковь была посвящена Христу Искупителю, а в 561-м году византийский император Юстиниан I дал ей имя Санктус Мартинус ин Коэло Аурео. После подавления арианского культа, она была переосвящена в честь святого Мартина Турского, ярого противника арианства.
Согласно легенде, Папа Римский Григорий Великий приказал замазать все мозаики в базилике, поскольку их пышное сияние отвлекало верующих от молитв. В 856-м году базилику вновь переименовали, на этот раз в честь Святого Аполлинария, чьи мощи перенесли сюда из базилики Сант Аполлинаре ин Классе.
Под мозаиками на евангельские сюжеты находятся изображения 36 пророков и святых (по одному в каждой мозаике), разделённых оконными проёмами (в одном блоке без окна изображена группа из трёх святых). Их фигуры помещены выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус стен от нижнего, что вместе с фигурами птиц и травой под ногами должно формировать мотив райского бытия святых. Святые обращены в фас к молящимся, они облачены в белоснежные одежды, их головы увенчаны нимбом, в руках у них книга или свиток, лица отличаются индивидуальными чертами (при этом среди персонажей встречаются как молодые, так и очень старые лица). Отсутствие среди указанных лиц каких-либо узнаваемых черт, характерных для иконографии определённых святых, позволяет отнести этот мозаичный ряд к эпохе Теодориха.
Вместе с фигурами птиц и травой под ногами пророков и святых должно формировать мотив райского бытия.
Расположена на северной (справа от алтаря) стене центрального нефа и представляет собой процессию из 22-х мучениц, выходящих по направлению к престолу Богородицы, держащей на коленях младенца Христа, и окружённую четырьмя ангелами. Имена первых (от алтаря) 12 мучениц: Евфимия, Пелагия, Агата, Агнесса, Евиалия[30], Цецилия, Луция, Криспина, Валерия, Викентия, Перпетуя, Фелицитата, в числе последующих 10 можно определить фигуры Анастасии Узорешительницы, Виктории и Иустины. Все святые держат в руках мученические венцы, композиция аналогична шествию мучеников (фигуры разделены пальмами, под ногами цветочное поле, над головами идентицифирующие мучениц сокращённые надписи). Все мученицы изображены в одних и тех же одеяниях, но их вышитые золотом туники и белые вуали по богатству и блеску превосходят простые белые мантии мучеников, изображённых на противоположной стене.
Во главе процессии изображены волхвы Валтасар, Мельхиор и Каспар, приносящие свои дары Христу. Их фигурами византийцы заменили изображение жены короля Теодориха.
Богородица, держащая на коленях младенца Христа, и окружённая четырьмя ангелами, восседает на престоле.
Восьмиугольный баптистерий был воздвигнут на фундаменте римских терм на рубеже IV и V веков. Дату его создания связывают с правлением епископа Равенны Урса. Баптистерий получил своё второе название в честь епископа Неона, который украсил его мозаиками в период между 451 и 475 гг. Ныне культурный слой скрывает кирпичные стены здания на высоту в три метра от основания.
В 1996 году баптистерий в составе раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия.
Обычно пророки держат в руках свитки со своими пророчествами. Здесь фигуры пророков в виде мраморных горельефов отличаются свободными позами. Их лики переданы очень живо, даже эмоционально, с выраженной индивидуальностью черт.
Фигуры апостолов выполнены в полный рост и показаны в движении. Одежда апостолов напоминает хитоны римских патрициев и выполнена только в двух цветах: белом (символизирует свет земной) и золотом (символизирует свет небесный). Лица апостолов обладают ярко выраженной индивидуальностью.
Несмотря на то, что мавзолей посвящен Галле Плацидии, тело ее покоится не здесь. Галла умерла в Риме в 450-м году и, вероятно, похоронена в семейной усыпальнице Феодосия недалеко от собора Святого Петра.
Мавзолей, представляющий собой крестово-купольное здание, по внешнему виду напоминает крепость. Особенно это сходство подчеркивают толстые стены и узкие окна. В плане он представляет собой латинский крест, увенчанный кубической башней с внутренним куполом, не видным снаружи. Внешние стены здания украшены только вертикальными выступами с плоскими арками, а на северном фасаде можно увидеть фриз с двумя пантерами и виноградными лозами.
Зато внутри все поверхности мавзолея покрыты удивительными по красоте мозаиками, отличающимися особой пышностью. Несмотря на то, что мозаики посвящены различным сюжетам, все вместе они создают органичное единство. В центре купола можно увидеть золотой крест в окружении восьмисот золотых звезд, а по углам – аллегорические изображения евангелистов. Потолок украшен сложным орнаментом, который символизирует райский сад.
Мозаики в византийском стиле
считаются самыми древними в Равенне.
В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов. Так как в середине каждого из четырёх люнетов находится окно, мозаичист был поставлен перед выбором: изобразить всех 12 апостолов и нарушить симметрию (в этом случае в каждом люнете два апостола оказывались бы с одной стороны окна и только один — по левую), либо сохранить симметрию, пожертвовав четырьмя апостолами. Стремление к симметрии победило: «лишние» четыре апостола вытеснены в «ветви» мавзолея.
«Итальянские мозаичисты любили немногие, густые и глубокие цвета — синий, зелёный и винно-красный. Необычайно и как-то непостижимо глубок очень тёмный синий цвет на потолке мавзолея Галлы Плацидии. В зависимости от игры света, проникающего сюда сквозь маленькие оконца, он изумительно и неожиданно прекрасно переливает то зеленоватыми, то лиловыми, то багряными оттенками…