Фотозарисовки Ксении Гавричковой трех объектов Древней Руси: Изборской крепости, Печерского монастыря, Пскова. Объекты сами попросили — и появилась параллель: Древняя Русь в видении Н. К. Рериха. Параллель дала возможность сопоставить вечное и временное — живое, текущее. При показе третьего объекта пришел на помощь С. В. Ямщиков. Дай-то Бог, что-то в дымке временной удалось увидеть…
Археологическое изучение Пскова доказало, что он возник более 2000 лет тому назад — на рубеже Новой эры. То было поселение на Псковском городище — возвышенном мысу при слиянии рек Великой и Псковы. Освоению края способствовала соединённость речной системы Псково-Чудского водоема с Варяжским (Балтийским) морем, за выход к которому славяне боролись с варягами (скандинавами) и чудью (эстами и ливами).
Автор Повести временных лет впервые сообщает о Пскове, констатируя факт приведения князю Игорю «жены от Пьскова (Плескова) именем Ольгу». У язычника Игоря были и другие жены, но в анналы вошла одна — язычница, происходившая из варяжского рода, что снискала себе особое почитание за государственное строительство и радение за православную веру.
Степенная книга рассказывает о первой встрече Игоря с Ольгой на её родине, в деревне Выбуты (12 км от Пскова), и об основании княгиней Троицкого собора и города Пскова. По Иоакимовской летописи, «Ольга… повелела построить град на берегу Великой реки, и нарекши его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая».
Написанный Рерихом вид на Псковский кром выглядит, как пророчество. Древней твердыне Русской земли предстоит борьба за независимость с внутренним и внешним врагом, в ходе которой богатырю придется погибать — в руины превращаться, но не сдаваться — возрождаться вновь.
1510 год — Псков входит в состав единого Русского государства в качестве западного форпоста на пути в Москву. Славу города составляет героическая оборона Пскова от войск польского короля Стефана Батория. Поражение армии Речи Посполитой под Псковом помогает России окончить Ливонскую войну в прежних границах.
Северная война, начавшаяся в 1700 году, придает Пскову роль одного из очагов военных событий. Петр I считает вполне вероятным наступление шведских войск в этом направлении. Стены и башни старой крепости укрепляются бастионами, полубастионами, валами и насыпями для установки на них пушек. После Северной войны расширяются границы России, и Псков утрачивает значение оборонительного и торгового центра на северо-западе страны, передав свои функции новой столице России — Санкт-Петербургу и прибалтийским портам.
Во время Великой Отечественной войны бо́льшая часть города была разрушена, пострадали жилые, административные, промышленные здания, памятники архитектуры, были взорваны мосты и дороги.
После освобождения в 1944 году Псков становится центром новообразованной Псковской области. Сразу же начинается восстановление города, завершившееся в 60-е годы XX века.
Две башни на слиянии рек — как два крыла «Птицы Времени», благодаря которой живо Настоящее…
Видите фигурку мальчонки (правнука моего) на Довмонтовой стене? Композиция с мечом, щитом, колоколами и памятными знаками огромна. Такой ей и следует быть, чтобы убедительнее звучало предупреждение: «Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет»…
Позвольте привести рассказ очевидца, точнее — очень тонкое наблюдение… «Ветер раскачивает меч, он бьёт по щиту – и щит звенит. Когда глаза привыкают к темноте, мы видим: ветер действительно раскачивает меч и он бьёт, но не по щиту, а по небольшому колоколу, — одному из тех, что входят в композицию, располагаясь между мечом и щитом, — а колокол, раскачиваясь, ударяет по соседним колокольцам. Так и рождается нерукотворная мелодия».
Звучат колокола? И должны звучать…
Уходит в небо над Псковской землей будущее России?
И будет уходить, пока это будущее едино с прошлым.
«Захаб» — узкая дорога в крепость, своего рода коридор смерти, где слева и справа – стены, откуда на незваных гостей летят копья, камни и стрелы, и льются кипяток и смола.
Неужели ответ Злом на Зло — единственный способ защиты?
А заповедь «не убий»? А милосердие? А Красота?
Не сильнее ли они различных «захабов»?
И мы на силу уповаем.
Тем самым мы забываем, что силой прикрываются слабые…
Довмонтов город представляет самостоятельно укрепленную каменными стенами часть древнего Пскова, примыкающую с юга к Кремлю. Восточная стена Довмонтова города стоит над рекой Псковой, западная — над рекой Великой. Южной стеной Довмонтов город отделен от территории «Старого застенья», где располагался торг. В южной стене Довмонтова города находятся Приказная палата постройки 1693-1695 годов и здание XIX века так называемая, Духовная консистория.
Стоп. Мне очень хочется сопроводить дальнейший рассказ цитатами из писаний Савелия Васильевича (Саввы) Ямщикова — председателя Ассоциации реставраторов России, выдающегося деятеля русской культуры, защитника памяти Древней Руси от замусоривания, искажения, уродования. Он ушел от нас в 2009 на 71 году жизни, погребен в некрополе урочища Воронич. Вечная ему память в сердцах тех, кто его знал, и грядущих поколений.
«Псков — город, живший в средние века насыщенной, бурной жизнью. Псковичи никогда не замыкались в пределах своего княжества. Улицы здешних городов видели людей, приезжавших из разных уголков земли. Псков торговал, воевал, строился, разрушался и вновь строился, приглашая нередко в помощь иноземцев, которые помогали вершить дела политические, а также давали советы, как лучше строить храмы, дворцы, крепкие стены оборонительных сооружений. Но странное дело: если новгородские мастера, чей родной город имел не менее оживленные связи с другими областями средне- векового мира, охотно пользовались достижениями чужеземных собратьев по искусству, псковичи были непреклонными и последовательными в каком-то пуританском отношении к сохранению местных традиций».
«Знакомство с древнерусским городом начинается обычно в тот момент, когда подъезжаешь к нему издалека. Каждый старый город открывается своеобразным пейзажем-вступлением, отражающим в себе, как в зеркале, основные элементы архитектурного облика этого города. В таком пейзаже фокусируются художественные устремления зодчих, веками создававших живописную панораму города».
«Река, а вернее реки играли и продолжают играть важную роль в жизни Пскова-города, в становлении его внутреннего бытового уклада и внешнего облика. Они дополняют друг друга — полноводная, широкая Великая и неглубокая, извилистая, быстрая на перекатах Пскова, впадающая в Великую у стен кремля.
Люди, согласуясь с природными условиями, использовали реки для различных целей. Берега Великой — реки судоходной, соединяющей Псков с внешним миром, — были застроены торговыми домами, крупными монастырями и пристанями. На крутых, обрывистых спусках Псковы возводились приходские церкви, небольшие жилые постройки, ремесленные мастерски.
С реками связаны многие события в жизни столицы Псковского княжества. Главные городские окраины в древности нарекли: Завеличье и Запсковье, и названия эти сохранились по сей день».
«Псковичи же, окруженные памятниками искусства самого различного происхождения, умели использовать для работы приемы, оставаясь приверженцами только одного стиля — стиля псковского, рожденного и взлелеянного на местной почве».
«Древний Псков в том виде, как он предстает перед современным зрителем, отличается прежде всего эпической величавостью и монументальным строем внешних форм. Старые постройки связаны между собой чисто псковской спецификой архитектуры. Они дополняют друг друга. Каждой из них, подобно инструментам в большом оркестре, время отвело свою партию, всегда значительную, которую не выбросишь из партитуры.
Любое средневековое здание, будь то церковь, жилой дом, крепостная башня или звонница, доведено до максимальной законченности, индивидуально решено древними зодчими. От стен псковских сооружений исходит могучая сила, и нет сомнений, что возводили здешние дома и храмы мастера, хорошо знакомые с основами архитектурного творчества».
«Человек, однажды посетивший Псков, обязательно сюда вернется или будет мечтать о встрече с этим городом. Псков поражает обилием древних памятников. Церкви и жилые постройки прошлых веков появляются на улицах неожиданно, заставляя сначала удивляться, а потом становятся привычными и восхищают законченностью и лаконичностью архитектурных форм».
«В Пскове время течет незаметно. Дни кажутся длинными, подчиненными спокойному, величавому настроению местной природы. И размеренность здешней жизни заставляет забыть о повседневной суете. В Пскове не хочется торопиться — торопливость неуместна рядом с вечностью. Особенно величав город в солнечные летние дни. Белые стены соборов впитывают лучи солнца и становятся почти прозрачными на фоне голубеющего неба, никогда не бывающего ярким. Звуки, шумы центральных улиц растворяются в жарком мареве и не долетают до маленьких улочек, перечерченных неподвижными тенями высоких звонниц и куполов церквей».
«Нередко я задаю себе вопрос, почему именно Псков влечет меня к себе с особой силой. Ведь другие древнерусские города тоже богаты чудесными памятниками, и талант их создателей не уступает умению псковских мастеров. И все-таки Псков привлекает к себе больше. Многолетнее знакомство с городом дало единственно правильный, как мне кажется, ответ: причина привлекательности Пскова для современного путешественника кроется в неповторимом укладе здешней жизни. Древние памятники Пскова органично вплетаются в канву повседневного бытия, без них нельзя представить современный город. В Пскове живется и дышится легко. Приехав сюда, перестаешь чувствовать себя туристом».
«Древности Пскова располагают к более интимному отношению. Псковская старина — ненавязчивая, неброская, однако вселяющая душевное спокойствие и навсегда запоминающаяся. У путешественника постепенно появляются в городе любимые места, ансамбли и отдельные памятники. Наступает тот момент, когда город делает из созерцающего музейные редкости человека полноправного своего гражданина, которому близки и понятны малейшие нюансы городской жизни».
«Русская провинция… Как много значит это понятие не для одной только России, но и для всего человечества. Не квасной патриотизм, а подкрепленная многочисленными историческими фактами, подлинными документами осведомленность и личный опыт позволяют мне быть уверенным в будущем русской провинции».
Пишет Савва Ямщиков о самом главном. Они — нынешние мальчонки — в ответе за то, чтобы достойное Будущее России стало Правдой. Пусть будут благословенны их матери…
Что это? Еще Древняя Русь приняла «Закон градский», Византией разработанный, ибо согласна была с тем, что жесточайшему наказанию подлежит тот, кто «закроет соседу вид на море или на памятник архитектуры»? Здесь вид закрыт на Троицкий собор! Казнить, немедленно казнить! Откупятся…
Такого не должно быть, потому что элитный чемодан не имеет духовной ценности. Потому что, в такой городской среде находясь, люди утратят чувство ценности Прошлого, Прекрасного, всего Высокого…
Что делать? Относиться к древностям с благоговейным уважением, как к старикам — ветеранам, которых лишь дикари сбрасывают за немощность с деревьев.
У «Птицы Времени» — два крыла.
У «Реки Времени» — два берега.
Если об этом забыть, птица в Небо не взлетит,
река остановится, став губительным болотом.
Пусть будет прав Савва Ямщиков… «Псковская земля богата древними памятниками. В вековой тишине непроходимых лесов, на ярких коврах заливных лугов, по берегам быстрых речек, над бескрайними озерными гладями или просто посреди широких полей разбросаны неповторимые архитектурные творения псковских зодчих. Драгоценные россыпи сокровищ древней псковской культуры привлекают современного путешественника высокими художественными качествами, органичным слиянием памятников архитектуры с окружающей природой, мастерством исполнения, строгостью форм, тонким вкусом. Общие принципы и незыблемая закономерность в строительстве не мешали псковичам создавать непохожие по своему многообразию монастырские постройки и жилые дома, княжеские дворцы и церкви, монументальные здания кафедральных соборов и неприступные оборонительные сооружения».
Так было, пусть так и будет…
Хотела закончить на оптимистичной ноте — не могу.
Древняя Русь, любимая, не уходи, не оставляй нас на этой Земле одинокими, безымянными…