2 — Особняк Половцова на Большой Морской: Дубовый зал

Особняк Половцова на Большой Морской, дом 52. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. Завершение работ в 1878 году.
Особняк Половцова на Большой Морской, дом 52.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов.
Завершение работ в 1878 году.

Александр Александрович Половцов, начав свою карьеру с чиновника в Сенате, становится вскоре сенатором, затем статс-секретарем Государственного совета, Председателем Императорского Русского Исторического общества. По инициативе Половцова и на его личные средства издавался Русский биографический словарь вплоть до 1918 года.

Мы находимся в сердце особняка — Дубовом зале или Большой библиотеке. Зал этот можно назвать и Кабинетом хозяина, где проходили заседания Исторического общества, которые посещал сам император — Александр III.

Портрет императора Александра II (1855 - 1881). Особняк Половцова на Большой Морской, 52. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Скульптуры на камине - "Наука" и "Искусство".
Портрет императора Александра II (1855 — 1881).
Особняк Половцова на Большой Морской, 52.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Скульптуры на камине — «Наука» и «Искусство».

Русское историческое общество было основано в Санкт-Петербурге в марте 1866 года по инициативе известных отечественных историков, военных и государственных деятелей. Устав общества был утверждён императором Александром II 23 мая 1866 года. Общество было подчинено ведению Министерства народного просвещения.

Цель Русского исторического общества — «всесторонне содействовать развитию русского национального исторического просвещения».

Общество составляли: действительные члены, почётные члены и члены-соревнователи. Каждый из них своей деятельностью влиял на историю государства: это был один из важнейших критериев отбора членов общества.

Лица, положившие основание обществу, именовались «основателями». В число основателей вошли: князь Пётр Андреевич Вяземский (первый председатель общества, поэт, член Государственного совета), Александр Александрович Половцов (фактический основатель и руководитель общества, промышленник, тогда чиновник Сената), Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (историк, профессор русской истории в Петербургском университете), граф Дмитрий Андреевич Толстой (обер-прокурор Синода, министр народного просвещения)…

Портрет императора Александра III (1881 - 1894). Особняк Половцова на Большой Морской, 52. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Скульптуры на камине - "Наука" и "Искусство".
Портрет императора Александра III (1881 — 1894).
Особняк Половцова на Большой Морской, 52.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Скульптуры на камине — «Наука» и «Искусство».

Председателями Общества были:
1-й председатель (1866—1878 гг.) —
князь Пётр Андреевич Вяземский;
2-й председатель (1879—1909 гг.) —
Александр Александрович Половцов;
3-й председатель (1909—1917 гг.) — Его Императорское Высочество Великий князь Николай Михайлович;

Членами общества были известные историки Сергей Михайлович Соловьёв, Василий Осипович Ключевский, Николай Иванович Костомаров и многие другие выдающиеся учёные.

Особняк Половцова на Большой Морской, 52. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Книжные шкафы и книги, издаваемые Императорским Русским Историческим обществом, за годы его деятельности.
Особняк Половцова на Большой Морской, 52.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Книжные шкафы и книги, издаваемые Императорским
Русским Историческим обществом, за годы его деятельности.

Общество представляло собой закрытый клуб: попасть в него могли люди, приглашённые несколькими действительными членами общества или одним из основателей. При этом деятельность общества была публична, а результаты работы открыты.

Деятельность общества была направлена на то, чтобы собирать, обрабатывать, а затем распространять в России документы и материалы по истории, тем самым вводя их в научный обиход. Отобранные материалы публиковались в «Сборниках Русского Исторического Общества»: за 50 лет жизни обществом было издано 148 томов. Обычно публиковались редкие или ранее неизвестные документы, свидетельствующие о неких исторических фактах. Найти такие уникальные материалы позволяли личные связи и возможности князя Вяземского.

Помимо регулярного выхода «Сборников», к 50-летию общества было выпущено подготовленное историком русской литературы В. И. Саитовым юбилейное издание — с 61 иллюстрацией (28 цветных и 33 черно-белых), 104 портретами, письмами и другими редкостями. С 1896 года вышло в свет 25 томов «Русского биографического словаря».

Особняк Половцова на Большой Морской, 52. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Люстра в Дубовом зале.
Особняк Половцова на Большой Морской, 52.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Люстра в Дубовом зале.

После революции 1917 года общество было запрещено, его помещение в Петрограде отобрано, контора разграблена. В 1919 году в Петрограде, «в порядке красного террора», несмотря на многочисленные ходатайства, был расстрелян третий председатель общества, Великий князь Николай Михайлович.

Судьба многих членов общества была печальна: их отправляли в ссылки, увольняли с занимаемых постов. 7 апреля 1925 года группа русских учёных и общественных деятелей, находившихся в Чехословакии, организовала работу Русского исторического общества в Праге. Таким образом, четвертым председателем общества стал инициатор возрождения, выдающийся русский историк Е. Ф. Шмурло.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. Завершение работ в 1878 году. Вид Зала того времени, когда в нем происходили заседания Исторического общества.
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов.
Завершение работ в 1878 году. Вид Зала того времени,
когда в нем происходили заседания Исторического общества.

В нынешнем зале многое утрачено…

В годы экспроприации была вывезена бесценная мебель. Хорошо, если она попала в какой-нибудь музей. Но, нет, следов не нашлось. Исчезли ковры, светильники, книги. Теперь ранее остекленные книжные шкафы стыдливо затянуты голубеньким штофом.

И главное, в годы последней войны в Зал попала бомба. Решили поврежденную его часть превратить в тамбур перед следующим за ним Бронзовым залом. Тем самым глубина Дубового зала сократилась на один шаг (окно с простенками). Из двух люстр пришлось оставить одну.

Утратив должную представительность, Зал выглядит пустым — утратившим и свое былое назначение, Высокое…

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Вид двух продольных стен - с окнами, выходящими во двор, и с камином, вмонтированном в глухую, внутреннюю стену.
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Вид двух продольных стен — с окнами, выходящими во двор,
и с камином, вмонтированном в глухую, внутреннюю стену.

В каком стиле должен быть декорирован подобный Кабинет или Большая библиотека или Зал заседаний Императорского Исторического общества? В том, что наиболее точно передает государственную значимость деятельности хозяина и Общества? Значит, в Ампире…

Что вы, никоим образом! Главная черта деятелей, подобных Половцову, — их высочайшая просвещенность. Значит, Кабинет должен быть выполнен в стиле Ренессанс — итальянском, еще точнее — флорентийском…

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Торцевая стена Зала с дверьми, ведущими в Бронзовый зал. По всему периметру Зала устроена консольная галерея.
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Торцевая стена Зала с дверьми, ведущими в Бронзовый зал.
По всему периметру Зала устроена консольная галерея.

Стиль Ренессанс требует, чтобы мебель и декор интерьера тоже представляли собой подобие архитектурного сооружения. Композиции интерьера, требует стиль Ренессанс, следует быть линейной: сводиться к сочетанию множества вертикалей и горизонтали. Вертикали — устремленность к новым свершениям. Мощная горизонталь — покой в завершенности всех устремлений. Целое соподчинено, уравновешено, соразмерено, как велят Законы Гармонии.

Объемно-планировочному решению Библиотеки свойственны ясность и гармоничность. Горизонтальное членение, как положено в флорентийской архитектуре, преобладает. Его создает мощный вынос антресолей, держащихся на кронштейнах, соотнесенных с ритмом пилястр и колонн. Есть Продольная ось. Ее главенство закреплено в симметрии торцевых стен и появлении «сени» по их центру.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Продольная стеная с окнами, открытыми во внутренний двор. Драпировки с ламбрикенами (фигурными складками поверху).
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Продольная стеная с окнами, открытыми во внутренний двор.
Драпировки с ламбрикенами (фигурными складками поверху).

Окна первого этажа завешены богатыми драпировками с ламбрекенами — фигурными складками поверху. Той же по рисунку и цвету тканью обтянуты дверные филенки шкафов. Для отделки драпировок используются крученные шнуры и кисти. И ламбрекены, и драпировки по нижнему краю отделаны бахромой и фестонами. Карниз, поддерживающий драпировки, кованый, металлический, изогнутый. Ткани темных зеленовато-голубых тонов, красиво сочетаются с теплым цветом дуба. В подобных цветах заключается высокий шик, наделяющий интерьер королевским достоинством.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Продольная стеная с камином, украшенным аллегорическими фигурами, провозглашающими славу Наукам и Искусствам.
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Продольная стеная с камином, украшенным аллегорическими
фигурами, провозглашающими славу Наукам и Искусствам.

Объемно-планировочное решение Большой библиотеки и декорировка ее выполнены архитектором Николаем Федоровичем Брюлловым (старшим из братьев Брюлловых). Архитектурные элементы для декорировки приобретены во Флоренции: и дубовые панели, и шкафы с резным растительным орнаментом в стиле эпохи Возрождения XVI века, и камин — уникальное творение флорентийских мастеров мраморных дел той же эпохи. Брюллову понадобилось четыре года, чтобы закончить интерьер Дубового зала.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.

Постарайтесь представить, сколь респектабельным выглядел Кабинет хозяина, и вы сумеете ощутить, как скромный особняк на узкой петербургской улице превращается в виллу — жилище просвещенного ценителя и покровителя искусств и наук. Опять маска? Да, очередная, но не чуждая тому, кто ее надевает. Напротив, эта архитектурная маска со всем правом использует формы, в которых Мировая культура закрепила подобные — высокие — свойства человека.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Резной деревянный декор торцевой стены. Мраморный камин со скульптурой - на продольной.
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Резной деревянный декор торцевой стены.
Мраморный камин со скульптурой — на продольной.

На мой взгляд, их сочетание кажется грубым.
Диссонанс! Нарушение гармонии!

Я долго думала об этом, очень огорчаясь за непогрешимого стилиста Николая Федоровича Брюллова, потом, вернувшись к черно-белому снимку Зала, поняла в чем дело. В зале нет мебели, нет светильников, нет предметов обихода. В пустоте звучат голоса только двух составляющих: резного дерева и полированного мрамора, что раньше тонули в сопровождении хора деталей.

Н. Ф. Брюллов работал с Целым.
Нам время разрешило разглядеть не все,
значит, нужно быть более внимательными…

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Фрагмент каминного декора...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Фрагмент каминного декора…

Камин — уникальное творение флорентийских мастеров мраморных дел эпохи Возрождения XVI века. Он выполнен из различных пород мрамора: желтого сиенского, зеленого генуэзского, коричневого с прожилками. Топка оформлена в виде портала с колоннами ионического ордера, антаблементом и тимпаном над ним.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Камин в Дубовом зале, сейчас электрический...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Камин в Дубовом зале, сейчас электрический…

Николай Федорович Брюллов (сын профессора Академии Художеств Ф.П. Брюлло) двадцать пять лет проработал в доме Половцова. За эти годы он полностью модернизировал отопительную, водопроводную и канализационную системы, а также существенно изменил внутреннюю планировку дома, добавив новое двухъярусное парадное помещение – Большую библиотеку (ныне Дубовый зал).

Камин в этом зале — подтверждение,
что особняк в сути своей — Дом с хозяином,
что рад принимать своих гостей: именитых и нас.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.

Мы — не именитые гости — не чувствуем унижения, напротив, Зал придает значительность нашему пребыванию здесь. Думаю, все мои слушатели ощутили облагораживающее воздействие интерьеров виллы просвещенного владельца. Те, кто не способен испытать подобных чувств, просто не приходят сюда.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Сень над камином...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Сень над камином…

Рассмотрите, пожалуйста, «портрет» другой «сени» — что над камином. Сень поддерживается двумя уровнями кронштейнов, волюты которых украшены акантовым листом. Обратите внимание, как варьируется рисовка кронштейнов, поддерживающих «сень» и антресоль. Вторые кронштейны менее нарядны, но столь же изысканы.

Тонкие и точные различия в деталях говорят
о художественном уровне восприятия всех:
и заказчиков, и архитекторов, и мастеров.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. "Сень" на второй торцевой стене и "органное сооружение"...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
«Сень» на второй торцевой стене и «органное сооружение»…

На второй торцевой стене наличие Продольной оси, решающей планиметрию Дубового зала, закрепляется с помощью «сени». Точно такой же: с подобием антаблемента — архитрава, фриза, карниза, с лучковым фронтоном и аттиковым этажом, образующим балкон.

И, однако, все внимание притягивает к себе некое «органное сооружение» — пронизанное вертикалями. То — ограждение винтовой лестницы, ведущей на антресоль или второй этаж библиотеки. Если разглядывание продлить, нельзя не увидеть в арках, опирающихся на колонки, оживающее воспоминание об архитектуре Флоренции эпохи Возрождения.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.

Мы в мире художественных иллюзий… Здесь нет ни Флоренции, ни патрициев, ни патрицианок и, одновременно, они присутствуют здесь, потому что действуют «незримые нити», связывающие воедино и Время, и Пространство. Главное — действие этих «нитей» ощутить, не упустить.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Винтовая лестница, ведущая на библиотечную антресоль, что спрятана внутри "органного устройства".
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Винтовая лестница, ведущая на библиотечную антресоль,
что спрятана внутри «органного устройства».

Сейчас вам будет представлена неожиданная возможность подняться на антресоль, но вначале я хочу сделать некоторые уточнения. Почему я лестничную клетку зову «органным устройством»?

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Ограждение библиотечной антресоли...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Ограждение библиотечной антресоли…
Я называю лестничную клетку «органным устройством», потому что многие детали декора так нарисованы, что начинают «звучать». Более всего это ощущение вызывают балясины ограждения антресоли. Классические балясины рисуются иначе. У этих «музыкальная форма». Возразите, если я не права.
Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Портрет балясин перил антресольного ограждения...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Портрет балясин перил антресольного ограждения…

Девять балясин, как басовый ключ» задают настрой декору, обещая чудеса преображения, которых не может быть, но они обязательно произойдут…

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Деревянная "клеть" лестницы, ведущей на антресоль...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Деревянная «клеть» лестницы, ведущей на антресоль…

Не нужны никакие умозрения, теоретические обобщения, ибо при созерцании «лестничной клети» сразу же попадаешь в стихию Флоренции. Улицы со зданиями, увенчанными выступающими карнизами на кронштейнах… Убегающие аркады монастырских дворов… Очертания колонн и арок…

Флорентийские мастера XVI века, работы которых использованы в декорировке Кабинета, в дереве закрепляют и еще на век продлевают дух Итальянского кватроченто с его изумляющей полнотой гармоничного существования здесь-сейчас, что не должно во времени растаять и не растает.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Деревянная "клеть" лестницы, ведущей на антресоль...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Деревянная «клеть» лестницы, ведущей на антресоль…

Воплощая в архитектуре ощущение счастья пребывания здесь-сейчас, мастера Кватроченто одерживали победу над смертью. Это — призрачная победа… Нет, смотрите: XV, XVI, XIX, XXI века истекли, а мы продолжаем быть в плену их утверждающего жизнь воображения.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.

Они живут в Мире, не расчлененном на части. Нет границ между странами. Нет границ между историческими временами. Нет границ между сферами деятельности. Они творят Жизнь, как произведение Высокого искусства, пронизанного творческими токами, необоримыми.

Особняк Половцова пример подобного мировосприятия. Дубовый зал — как манифест, в котором прописаны все положения, определяющие Должное существование… Мир един и Человек — наследник этого Единства.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Деревянная "клеть" лестницы, ведущей на антресоль...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Деревянная «клеть» лестницы, ведущей на антресоль…

Кваторченто обращалось к чувствам человека. Его так и нужно постигать, как окружающую нас природу — взглядом, дыханием, прикосновением. Нужно входить в это бессознательное ощущение благороднейшей и чистейшей красоты и не корить себя за то, что разум молчит… Молчит в онемении.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Деревянная "клеть" лестницы, ведущей на антресоль...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Деревянная «клеть» лестницы, ведущей на антресоль…
И пусть молчит. Постарайтесь услышать тайный зов вещей — мистический, протяните к ним руку, отдайте им тепло своей души и вы ощутите что ответное тепло согревает вам сердце. Века сливаются в этом мгновении, не требуя разъяснений, каким образом это слияние происходит.
Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Деревянная "клеть" лестницы, ведущей на антресоль...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Деревянная «клеть» лестницы, ведущей на антресоль…

Тени каких событий, трагических бедствий, монументальных исторических фигур Флорентийской и Петербургской истории тают в этих арочных перспективах? Отвечаю…

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Деревянная "клеть" лестницы, ведущей на антресоль...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Деревянная «клеть» лестницы, ведущей на антресоль…

Имеющих сходство в главном: в тот век, который поглотит всю энергию двух городов, они верят, что пребывая здесь-сейчас — в своем Настоящем, они творят Будущее. «Двери в Будущее» для них закрыты: время выбросит их из хода Истории. А они верят в Правду своих убеждений-представлений до последней минуты неизбежного расставания с тем Миром, что ими создан.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Деревянная "клеть" лестницы, ведущей на антресоль...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Деревянная «клеть» лестницы, ведущей на антресоль…

 

Для них нет ничего малого и незначительного в зрелище Жизни. Они ничему одному не отдают предпочтения. Они живут в полноте и эта полнота им дарит все: и знание, и умение созерцать и действовать.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Деревянная "клеть" лестницы, ведущей на антресоль...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Деревянная «клеть» лестницы, ведущей на антресоль…

Они — хозяева этого Мира. Они — господа своей жизни, которая становится такой, какой им хочется ее видеть. Они восходят к вершинам Бытия, ощущая и созидая Совершенство.

Представьте себе, что мы попадаем в сходную ситуацию по сути неограниченных возможностей. Что за Мир вокруг себя создадим мы? Я думаю, ущербный. И все потому, думаю я, что утрачено единство Человека и Мира.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Деревянная антресоль...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Деревянная антресоль…

Что делают они, поднявшись на вершины, доступные немногим? Заботятся о Целом — Государстве Российском: его Настоящем, его Будущем, вырастающем из его Истории.

Я идеализирую ситуацию? Ничего подобного…

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Потолок Дубового зала...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Потолок Дубового зала…

Все мы поднялись на тот уровень, выше которого не подняться. Осматриваемся… Потолок — кессонированный: представляющий собой систему перекрестных балок, в углублениях, образованных которыми, расположены розетки из акантовых листьев.

Зачем такие сложности? Все для той же архитектурной выразительности, целостности и представительности, в окружении которых может и должен существовать просвещенный человек — гражданин мира. Высокие истины всегда просты и ясны в своей доказательности.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Декорировка вертикали книжных шкафов под колонну...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Декорировка вертикали книжных шкафов под колонну…

Детали еще раз подтверждают…

В флорентийской декорировке Кабинета обыгрывается естественный цвет и текстура древесины, в данном случае — дуба. Многое украшается орнаментом, но при этом соблюдается мера, что выражает себя в подчинённости главному принципу — архитектоническому.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Резная обработка дверных филенок...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Резная обработка дверных филенок…

Для украшения дверных филенок использована интарсия — техника, появившаяся в эпоху Средневековья в Европе. При интарсии деревянные фигурные профили врезаются в деревянную основу, в результате чего на поверхности основы возникает плоскостной деревянный орнамент. Рисовка орнамента в эпоху Возрождения следует античным образцам. Разглядите панель, получите большое удовольствие: стилизованные вазы, вязь из стеблей, листьев и цветов, непременные козьи профили и дельфины.

Ах, Эллада, ах Италия, дошедшие
в своей неисчерпаемой жизнеспособности
до замерзающего в снегах и предчувствиях Петербурга.

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Резная обработка дверных филенок...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Резная обработка дверных филенок…

Вот — шедевр из прошлого, неожиданный. Техника — та же: интарсия. Содержание — другое: не ренессансное, скоре средневековое. Нет спокойствия: вместо цветочных бутонов — чудовищные головы, о чем-то кричащие в полном ужасе. Атрибуции филенки дверной нет. Точно неизвестно, кто, когда и почему это создал. Известно другое: еще три десятилетия после завершения работ в Дубовом зале и «оруны» обживут многие петербургские здания…

Особняк Половцова на Большой Морской. Дубовый зал - Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878. Металлическая накладка в зоне замковой скважины... Вставляем ключ и входим в следующий зал - небывалый...
Особняк Половцова на Большой Морской.
Дубовый зал — Большая библиотека. Арх. Н. Ф. Брюллов. 1878.
Металлическая накладка в зоне замковой скважины…
Вставляем ключ и входим в следующий зал — небывалый…

<— ОСОБНЯК ПОЛОВЦОВА НА БОЛЬШОЙ МОРСКОЙ: ПРЕДИСТОРИЯ — ВЕСТИБЮЛЬ…

3 — ОСОБНЯК ПОЛОВЦОВА НА БОЛЬШОЙ МОРСКОЙ: БРОНЗОВЫЙ ЗАЛ… —>

Leave a Reply