Жизнь после смерти. Пророчество Бенвенуто Челлини

Мы остаемся во Флоренции, плывем по реке Арно и смотрим на столь старый мост, что он так и называется — Понто Веккио: Старый мост.

Понто Веккио
Италия. Флоренция. Понто Веккио через реку Арно

Быки — устои моста — великолепны. Сам Мост застроен лавками, еще и в три этажа, будто итальянцам не дорога красота. Выше лавок — знаменитый «коридор Вазари». Три средних пролета первого этажа дух веселого, шумного торгашества пощадил. В центральном пролете установлен бюст на красивом постаменте за оградкой. Как вы думаете, чей это бюст?

Конечно же, художника, ведь мы — в Италии,
во Флоренции, по реке Арно плывем.

Бюст Бенвенуто Челлини
Италия. Флоренция. Понте Веккио через реку Арно.
Бюст Бенвенуто Челлини (авторская композиция)

Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции, в семье землевладельца и мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Бенвенуто был 19-м ребенком в семье.

Современники высоко ценили Челлини как ремесленника. Вазари, например, писал, что Челлини — непревзойденный мастер медальерного искусства, превосходящий даже древних, и величайший ювелир своего времени, а также (!) замечательный скульптор.

Несмотря на оценки современников, место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его работами в области скульптуры, оказавшими влияние на развитие маньеризма.

Бюст Бенвенуто Челлини
Бюст Бенвенуто Челлини. Понте Веккио. Челлини
Бюст Козимо I Медичи. Бенвенуто Челлини. 1545–1547

Правнук Лоренцо Великолепного, Козимо I, став великим герцогом Тосканским, ознаменовал новую эпоху в украшении Флоренции. В первую очередь он застраивал город дворцами для многочисленной семьи Медичи…

Второй дворец – палаццо Питти — построил Филиппо Брунеллески. Козимо повелел строить третий дворец — палаццо Веккио, украсив его росписями Вазари. Дворец вскоре стал местом заседания Синьории. Ко дворцу Козимо задумал пристроить, выражаясь современным языком, офисное здание так называемое Уффици. Архитектор Вазари выполнил заказ. Наследник Козимо — герцог Франческо — довел дело до конца, распорядившись достроить верхние этажи Уффици и разместить там художественные сокровища, накопленные семьей Медичи. Говорят, он подолгу сидел в Уффицы у потайного окна, наблюдая за тем, что происходит в правительстве.

По сути, весь исторический облик Флоренции был полностью оформлен в правление потомка Лоренцо Великолепного — Козимо I Медичи. С Бенвенуто Челлини герцога связывали меценатские отношения.

В годы работы во Флоренции Челлини проявил себя как талантливый портретист, создавший новый тип парадного скульптурного портрета. Таков эффектный бюст герцога Козимо Медичи в латах римского императора. Великолепно передав портретное сходство, Челлини в то же время придал герцогу образ грозного небожителя.

На мой взгляд, еще выше по художественной выразительности его собственный портрет. Тоже парадный. Если рассматривать два портрета вместе, герцог становится человеком со слабостями, скульптор — тем, кто вершит не только свою судьбу. Он — провидец, которому это свойство дает особую власть. Справляется он с ней или нет — другой вопрос.

Флоренция
Флоренция. Лоджия деи Ланци. «Персей». Бенвенуто Челлини. 1545—1553
На втором плане — копия статуи «Давид» Микеланджело
на фоне стены палаццо Веккио

Бенвенуто Челлини весьма своего учителя почитал, однако был уверен, что тот – представитель уходящего поколения художников, а среди его ровесников равных ему самому просто нет. Когда правитель Флоренции герцог Козимо Медичи, заказавший Бенвенуто мраморную статую Персея, решил по скупости своей несколько снизить цену работы и намекнул, что другой художник сумел бы сделать не хуже, Бенвенуто вскричал: «Учитель мой Микеланджело Буонаротти, когда он был моложе, сделал бы так же, да и то она стоила бы ему трудов не меньших, чем мне. Теперь, когда он очень стар, он, конечно, не сумеет этого. А потому я не думаю, чтобы сейчас оказался на свете человек, способный довести до конца такое дело».

Вера Челлини в собственную богоизбранность
была безмерно велика и криклива, как и его статуя,
особенно в сравнении с Микеланджеловским «Давидом».
И Давид злодея убил, но не пришел в восхищение собой самим, как Челлиниевский Персей.

Персей
Флоренция. Лоджия деи Ланци. «Персей». Бенвенуто Челлини. 1545—1553

Из-за своего неугомонного характера, часто приводившего к столкновениям с властями, Бенвенуто Челлини, не достигнув семнадцатилетнего возраста, успел побывать в Сиене, Болонье и Пизе. В 1519 году он впервые посетил Рим, а с 1523 находился на службе у папы Климента VII, затем у Павла III.

В 1527 Челлини стал свидетелем разорения Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V. В 1538 году по приказу папы Павла III он был заточен в замке Сант Анджело по обвинению в краже, но сумел бежать во Францию. В 1540–1545 Бенвенуто Челлини работал в Париже и Фонтенбло по заказам Франциска I, который пожаловал ему французское подданство.

Летом 1545 года художник вернулся на родину. Во Флоренции он нашел покровителя в лице герцога Козимо Медичи, принявшего его с распростертыми объятиями и невероятными обещаниями всех благ. Для него Челлини вылепил и отлил в бронзе статую Персея с головой Медузы в руке — одно из лучших своих произведений, красующееся теперь во Флоренции, в Loggia dei lanzi.

Нимфы в постаменте
Флоренция. Лоджия деи Ланци. «Персей». Нимфы в постаменте.
Бенвенуто Челлини. 1545—1553

Не знаю, как на ваш взгляд, на мой вкус — Персей красив, постамент скульптуры недопустимо изощрен в орнаментации, фигуры в арочных нишах масштабно не связаны с целым… Все само по себе красиво. Вместе — все спорит друг с другом. Искусствоведы считают, что Челлини, как скульптор, занимает в истории итальянского искусства лишь второстепенное место. Причина непризнания — статуя «Персей», что, при всей своей красоте, страдает неверностью пропорций и погрешностями в мускулатуре. Кроме того, считают искусствоведы, эффектность статуи — чисто внешняя, не возбуждающая глубокого чувства в зрителе.

С наличием сбоев в масштабе соглашусь. Относительно зрительских чувств у меня другое мнение…

Персей
Флоренция. Лоджия деи Ланци. «Персей». Бенвенуто Челлини. 1545—1553

Посмотрите, у Персея и Медузы — одно и то же лицо. Не только их выражение совпадает. Все черты, все пропорции не различаются ни в чем. Когда я это увидела, меня обуял страх…

В своей автобиографии — «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини флорентийца, написанная им самим во Флоренции», — скульптор рассказывает много такого, что способно этот страх подкрепить. В «Жизни» он перечисляет несколько фактов, что указывают на его исключительность…

«Я не хочу умолчать о самой удивительной вещи, которая когда-либо случалась с человеком»

В раннем детстве Бенвенуто схватил руками скорпиона, и тот не ужалил его. Потом он видел в огне саламандру, в некоторой степени мистическое животное, и поскольку никто другой из присутствующих ее не видел, то это был, конечно, знак.
Были у Бенвенуто и чудесные видения. К нему приходили Христос и Мадонна с двумя коленопреклоненными ангелами по бокам. Ему снились вещие сны о себе и других. Но самое замечательное случилось с ним после того, как он вышел из тюрьмы. Вокруг его головы появилось сияние. Настоящий нимб, как у святых. Сам он рассказывает об этом в весьма торжественной тональности. «Я не хочу умолчать о самой удивительной вещи, которая когда-либо случалась с человеком».

Флоренция
Флоренция. Лоджия деи Ланци. «Персей». Бенвенуто Челлини. 1545—1553

В момент убиения Палач и Жертва слились воедино: каждый перенес свою суть на другого. Персей — и Палач, и Жертва одновременно. Он — исполнитель не своей, чужой воли. Медуза — и Жертва, и Палач, что помимо собственной воли и чувств будет в дальнейшем всех губить.

И воедино их связала красота…
Палач и жертва внешне равно прекрасны.
Зло запечатлело себя в красоте,
чтобы продлиться и превратить палача в героя,
а жертву — в невольную убийцу…

Это — пророчество, высказанное Челлини, для которого, судя по его жизни, нет границы между Добром и Злом? В любом случае, в обширнейшей «персениане» до таких высот обобщения никто из художников не дойдет.

Распятие
Бенвенуто Челлини. Распятие (ок. 1562, Эскориал, близ Мадрида).

В зрелые годы Бенвенуто Челлини стал не только прославленным художником, но и известным хулиганом, задирой и бретёром. За свои выходки он регулярно оказывался в тюрьме, и в частности, в самой аристократический из них – замке св. Ангела в Риме.

Последние восемь лет жизни Челлини протекли более мирно, чем все предшествовавшие годы. В 1554 году он получил дворянский титул. В 1558 году он постригся в монахи, но вскоре скинул с себя рясу для того, чтобы жениться, не взирая на то, что ему было уже около 60 лет. Получив освобождение от данных обетов, женился: его избранницей стала Пьера ди Сальвадоре Париджи.

Умер во Флоренции, 13 февраля 1571 года, оставив после себя двух дочерей и сына.

медаль с рельефом Пегаса
Бенвенуто Челлини. Золотая медаль с рельефом Пегаса

Из исполненных Челлини золотых и серебряных изделий сохранилось немногое. Драгоценность использованного материала, небрежность и невежество владевших произведениями Челлини были причиной того, что большинство их давно уничтожено для изготовления других вещей. Нередко встречаются изделия, считающиеся вышедшими из рук Челлини, однако, принадлежность их ему почти всегда не только сомнительна, но и совершенно невероятна.

Вазари прав, как золотых дел мастер, Челлини вполне достоин славы первоклассного художника, приобретенной им еще при жизни: в отношении вкуса орнаментики и изящества работы у него нет соперника среди всех артистов эпохи Возрождения.

Но, где ныне эта слава? А Персей…
О, Персей, всех переживет благодаря
неиссякающему интересу к убитой им Медузе!

персей

 

<— ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ: РИМСКИЕ МОЗАИКИ…
Жизнь после смерти — МЕДУЗА В ТЕАТРЕ БЕРНИНИ… —>

Leave a Reply