Ян ван Эйк. Гентский алтарь — шедевр мирового искусства

В Генте (нынешняя Бельгия) в соборе св. Бавона для боковой фамильной капеллы был создан братьями ван Эйк в 1432 году многостворчатый алтарь, ставший всемирно признанным шедевром. Его судьба похожа на пережитое Янтарной комнатой в Петергофе, только конец счастливый…

РАБОТА НАД ВВОДНЫМ АЛЬБОМОМ ЗАВЕРШЕНА 16.01.2012

Бельгия
Бельгия. Город Гент. Жителей — около 250 тысяч.
Морской порт, лежащий при впадении реки Лис в реку Шельду.
На поезде — 30 мин. езды от Брюсселя.
Неабережная Граслей, застроенная гильдейскими домами.
Мальчишки — созерцатели тайных знаков…

Очень тяжело, когда тебя накроет праздничная волна — столько забот о торжестве предстоящем. Не менее тяжело, когда волна отхлынет: хочется за нею бежать, хочется волну удержать. Вот я и бегу, стараясь не уходить из Рождественской сказки.

Для этого мне нужно переместиться в пространстве-времени и оказаться в городе сказочном: сумевшем удержать свое Прошлое, позволив ему застыть на каналах, узких улочках…

Гент
Бельгия. Город Гент. Собор Св. Бавона. В 942 году на его месте была деревянная церковка св. Жана. В XII веке выстроили каменный собор. Башня в стиле поздней готики закончена в XV веке, трансепт — в 1559. Башня утратила завершие в пожаре 1602 г.

Следующий шаг понятен: нужно найти вертикаль, прорывающуюся в небо — лучше всего средневековую колокольню. Замереть перед ней, сосредоточив в груди все силы духа, — и взлететь вместе с ней туда, откуда виден город во всей красе своих былых деяний.

Сидеть наверху и смотреть на тех, кто не летает,
очень полезно: воспитывает со-страдание и понимание…
Полеты в жизни — исключение.
Прямохождение по Земле — правило.
Приземляемся…

Собор Св. Бавона
Гент. Собор Св. Бавона — один из самых старых в Бельгии.
То — хрестоматийный пример Высокой готики, утверждавшей в XV веке свою славу и в Генте, бывшем в ту пору столицей Фландрии.

Приземляемся и осматриваемся…

Для меня подобный вид — архитектурное песнопение: высокие витражи в стрельчатых арках, завершенных вимпергами и пинаклями; контрфорсы — аркбутаны, берущие на себя распор от сводов над центральным нефом: трансепт, образующий с центральным нефом крест в плане, а значит, и в объеме. Думаете суета сует? Нет…

То — Божественная логика конструкции, открытой вовне,
что приведет в Будущее. Желанное ли — иной вопрос.

Св Бавон
Св Бавон. Худ. Гертген тот Синт Янс. Вт. половина XV века.
Бавон — местный землевладелец, причисленный в VII веке к лику Cвятых за то, что раздал свои владения бедным и посвятил жизнь служению церкви.

Бавон Гентский (ок. 589 — 634) родился близ Льежа в знатной франкской семье. При рождении получил имя Алловин. Согласно житию, в молодости отличался дерзким, необузданным нравом, продавал своих слуг в рабство, вёл распутную жизнь. Заключил выгодный брак, от которого родилась дочь; после смерти жены Алловин решил посвятить себя добродетели и обратился в христианство под влиянием святого Аманда. Приняв имя Бавон, вместе с Амандом странствовал и проповедовал во Франции и Фландрии.

Однажды Бавон встретил человека, некогда проданного им в рабство, и в знак покаяния повелел ему заковать себя в цепи и отвести в тюрьму. Раздав своё имущество беднякам, Бавон стал монахом и жил сначала в дупле дерева, а затем — в келье построенного им аббатства близ города Гент, где и скончался.

Гент
Гент, Памятник Губерту и Яну ван Эйкам у собора св Бавона,
где хранится всемирно известный Гентский алтарь. Справа и слева к братьям движутся люди, восхищенные их произведением.

Жаль, не могу найти сведений, кто автор этого памятника и когда он был сделан. Нагружать своими предположениями не буду, одного не могу не сказать… Тема благодарения продолжена, только не в церковном смысле — причащения к Христовым страданиям в виде бескровной жертвы (вкушения тела и крови Христа).

Здесь благодарение — искренняя благодарность людей,
двум великим мастерам, подарившим им ВИДЕНИЕ РАЯ.
Идут дети Адама и Евы, сохранившие в себе способность
размышлять о Высоком — сущностно-необходимом.
Дети своих детей ведут — значит, не иссякнут волны тех,
кто стремится понять, что есть Добро, Правда и Красота.

Я тоже присутствую при этом действии в виде цветочка
(наверное, красного), что тянет головенку вверх.
Я думаю: люди, не забывайте апокалиптических прогнозов,
не допускайте, чтобы «жизнь земная минула»
и исчезло всё и вся в Страшном огне…

Гент
Гент, Памятник Губерту и Яну (Иоханну) ван Эйкам у собора св Бавона, где хранится всемирно известный Гентский алтарь. Справа и слева к братьям движутся люди, восхищенные их произведением.
Памятник
Гент, Памятник Губерту и Яну (Иоханну) ван Эйкам у собора св Бавона, где хранится всемирно известный Гентский алтарь. Справа и слева к братьям движутся люди, восхищенные их произведением.

На раме Гентского алтаря есть надпись: «Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йодока Вейдта». Среди букв надписи находится хронограмма, написанная красной краской, в которой зашифрована дата окончания алтаря — 1432 год.

В 1979 году было установлено, что Губерт выполнил резное обрамление алтаря (не сохранилось). Таким образом, именно Ян ван Эйк является главным создателем этого произведения, если… Если не принимать во внимание, что его старший брат — Губерт — был тем единственным человеком, которого есть все основания считать его Учителем.

Не могу не встать на защиту старшего брата… Губерт умер в 1426 году: из 10 лет работы над алтарем прошло 4 года, когда происходит самое главное — отрабатываются Идея и структура произведения. После смерти брата Ян осуществил их общий замысел.

Дату 1426 год предлагаю держать в голове, может быть, она позволит увидеть в некотором уточнении еще не рассмотренные нами произведения Яна ван Эйка на религиозную тему…

Собор св. Бавона
Гент. Собор св. Бавона. Для боковой фамильной капеллы был создан братьями ван Эйк в 1432 году многостворчатый алтарь, ставший всемирно признанным шедевром. Его судьба похожа на пережитое Янтарной комнатой в Петергофе, только конец счастливый…

Пока не вошли в собор, привожу самые мрачные страницы в истории Гентского алтаря…

В 1566 году, во время борьбы Фландрии против Испании протестанты решили подарить алтарь английской королеве Елизавете в благодарность за помощь в войне. Наследник заказчика алтаря был против и добился того, чтобы алтарь остался в городе. После перехода власти к католикам в 1584 г. алтарь установили на прежнем месте.

В 1792 году французы вывезли четыре центральные части алтаря в Лувр. Наполеон хотел получить и боковые створки. Было предложено обменять эти части алтаря на картины Рубенса, но власти Гента отказались от обмена. Людовик XVIII, ставший королем Франции после поражения Наполеона, в 1815 г. вернул Генту четыре створки.

Позднее викарий собора похитил несколько створок, и продал их брюссельскому торговцу, а тот перепродал створки прусскому королю Фридриху Вильгельму III для берлинского Кайзер-музеума.

Продолжение следует…

Собор св. Бовона
Город Гент. Собор св. Бовона.
Центральный неф с хорами, престолом и соборным алтарем.

Продолжаю рассказ об истории Гентского алтаря…

Во время Первой мировой войны германские войска, вступившие в Бельгию в 1914 году, пытались найти части Гентского алтаря в Брюсселе и Генте. Каноник собора Святого Бавона ван ден Гейн с четырьмя помощниками прятали части алтаря до 1918 года.

Бельгийские фашисты хотели подарить весь алтарь Гитлеру. 16 мая 1940 года алтарь на трёх грузовиках был вывезен во Францию. Алтарь был помещён на хранение в замок По. В сентябре 1942 года Гентский алтарь перевезли в Париж и объединили с художественными ценностями, отобранными для музея Гитлера в Линце и для частного собрания Геринга.

В конце войны фашисты приняли решение захоронить художественные сокровища в заброшенных шахтах. 10 апреля 1945 года в Зальцбург прибыло несколько грузовиков с тяжёлыми ящиками. Группа австрийских партизан смогла взять под контроль шахты и остановить взрывы.

8 мая 1945 года Третья американская армия захватила шахты. Алтарь доставили в Мюнхен, а 20 августа 1945 года алтарь вернулся в Бельгию.

Собор св. Бовона

Собор св. Бовона
Город Гент. Собор св. Бавона. Специальное пространство,
где экспонируется шедевр Раннего Возрождения —
знаменитый на весь мир Гентский алтарь братьев ван Эйк.

Автор этого снимка пишет… «Знала ли я, разглядывая репродукции в школе искусств, что смогу увидеть оригинал. Всего за 3 евро можно попасть в темную комнату со специальным освещением, где в благоговейном трепете взирают на сцену благовещения Йодок Вейдт с женой и туристы, стоящие по сторонам или сидящие перед алтарем. Его можно рассматривать часами, но даже 5 минут созерцания пропитывают зрителя каким-то необыкновенным светом».

Ян ван Эйк
Bид закрытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
На нижнем уровне внешней стороны алтаря изображены донатор (заказчик) Йодок Вейдт и его жена, молящиеся перед статуями Святых Пророков: Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста…

В верхнем уровне внешней стороны Гентского алтаря изображены языческие сивиллы, предсказавшие Конец Мира; пророки Захарий и Михей, провозгласившие необходимость прихода Мессии в качестве искупительной жертвы и восстановления Царствия Божия на земле или Рая.

В среднем уровне внешней стороны Гентского алтаря изображена сцена Благовещения, что в сути своей рассказывает о рождении Мессии — его воплощения из совпадения двух Воль и Слов — Бога Отца и Богоматери.

В нижнем уровне внешней стороны Гентского алтаря представлены помимо четы донаторов еще две фигуры, имеющие прямое отношение к приходу Мессии…

Гентский алтарь
Гентский алтарь. Портреты донаторов (заказчиков) алтаря —
Йодока Вейдта и его супруги Изабеллы Борлют. Худ. Ян ван Эйк. 1432.

Заказчиками алтаря были Йодок Вейдт, один из богатейших людей Гента (впоследствии он стал бургомистром города), и его супруга Изабелла Борлют. В начале XV века они заказали алтарь для своей фамильной капеллы, находящейся в церкви Святого Иоанна (так называлась тогда церковь, располагавшаяся на месте собора Святого Бавона). На раме алтаря есть надпись: «Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йодока Вейдта». Среди букв надписи находится хронограмма, написанная красной краской, в которой зашифрована дата — 1432 год.

Исследователи долго спорили по поводу участия двух братьев в создании алтарного комплекса, пока в 1979 году не было установлено, что Губерт выполнил резное обрамление алтаря (не сохранилось). Слова надписи, которые обычно понимали как «величайший художник», следует читать «величайший скульптор». Таким образом, именно Ян ван Эйк является главным создателем этого произведения.

Этого вывода я и придерживаюсь.

Ян ван Эйк

Ян ван Эйк
Bид закрытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Гентский алтарь представляет собой грандиозный многоярусный полиптих, достигающий 3,5 метров в высоту и 5 метров в ширину в раскрытом виде.

Вы видите… Тишину, в которой персонажи общаются
друг с другом с помощью взглядов, жестов и поз…
Есть смятение в верхнем ряду. В среднем и нижнем
все гармонично — ритмично, как положено Предстоянию.

Уточняю…
Композиция на внешних створках алтаря трехчастна…
На верхнем уровне изображены сивиллы и пророки.
На среднем представлена сцена Благовещения,
разделеная изображением окна с видом из дома Вейдтов.
На нижнем уровне внешней стороны алтаря изображены
донаторы (заказчики алтаря) — Йодок Вейдт и его жена.
В центре стоят Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.

Что содержательно связывает фигуры воедино?
Ищем ответ…

Ян ван Эйк

Ян ван Эйк
Bид закрытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк и Губерт ван Эйк. 1422 — 1432.
Верхний уровень — с изображением сивилл и пророков.
Средний уровень — с изображением сцены Благовещения.

В центре верхнего уровня -Эритрейская и Кумская сивиллы.
Слева от них — пророк Захария, справа — пророк Михей.

В нижнем уровне слева представлен архангел Гавриил,
справа — дева Мария с нисходящим на нее Святым Духом.

Окна… Окна в среднем ряду открывают великолепную перспективу, включая в происходящее город Гент во всей его средневековой чудесности.

Соединение Прошлого — Средневековья, с Настоящим —
эпохой Возрождения, позволяет зазвучать теме Вечности,
запечатленной в библейских сюжетах.

Всмотритесь в глубину — и вы непременно услышите,
как звучит в тишине (обязательно в тишине) Вечность.

Ян ван Эйк
Bид закрытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Вид из окна дома Вейдтов на средневековый Гент.

Средневековый Гент с узкими и высокими домами, выстроенными в ряд вдоль красных линий улиц. Это — Прошлое.

Настоящее — Северное Возрождение — себя являет в Флорентийском окне, пришедшем из Италии. Это — окно, членящееся полуциркульными арочками, опирающимися посередине на колонку. Внутренние арочки объединяются наружной аркой стрельчатого или иного очертания.

Смотришь на окно и видишь: Время движется
медленно-медленно, стараясь не спугнуть Тишину,
умиротворяющую, все воедино соединяющую.
И их, и тех из нас, кто умеет созерцать…

Ян ван Эйк
Bид закрытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Языческие сивиллы: слева — Эритрейская, справа — Кумская сивилла.

Сиви́ллы — в античной культуре пророчицы и прорицательницы, экстатически предрекавшие будущее, зачастую полное бедствий.

Родителями Эритрейской сивиллы считались Аполлон и Ламия. Она опиралась на обнаженный меч. Круглое яблоко, красивое как звезды, она бросала себе под ноги. По преданиям, жила за 483 года до взятия падения Трои. Эритрейская сивилла предсказала, что Рим будет разрушен.

Кумская сивилла была греческой жрицей, жившей в городе Кумы (Италия). Она была возлюбленной Аполлона, получившей от бога дар прорицания и жизнь, что могла длиться ровно столько, сколько жрица находится вдали от родной земли. Она не подумала испросить у бога продления молодости, и потому медленно высыхала, пока не превратилась в крошечное сморщенное существо, мечтающее лишь о смерти. Прожила 1000 лет и умерла дряхлой старухой, когда к ней случайно заехали греки, привезшие с собой горсть родной земли.

ЯЗЫЧНИЦЫ СИВИЛЛЫ УГРОЖАЮТ МИРУ БЕДСТВИЯМИ.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ИХ ПРОРОЧЕСТВА НЕ СБЫЛИСЬ?!
КТО-ТО ИЩЕТ ОТВЕТ?! ИЩУТ — ХРИСТИАНСКИЕ ПРОРОКИ…

Ян ван Эйк
Bид закрытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Пророк Захария — автор ветхозаветной книги, полной пророчеств о Мессии.

Пророк Заха́рия (ивр: «Господь вспомнил») — один из 12-ти малых пророков. Родился во время вавилонского плена, пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению израильского народа. Погиб насильственною смертью, убитый иудеями за свою обличительную проповедь, «между Храмом и жертвенником». Его могила, предположительно, находится около Иерусалима.

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета (сестра Анны — матери Пречистой Девы Марии) — родители Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

ЗАХАРИЙ ПРОРОЧЕСТВУЕТ О ГРЯДУЩЕМ МЕССИИ,
ЧТО ВОЗЬМЕТ ГРЕХИ МИРА НА СЕБЯ, СТАВ ИСКУПИТЕЛЕМ,
СТАВ СПАСИТЕЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА.

Ян ван Эйк
Bид закрытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Пророк Михей — автор шестой среди книг «малых пророков»,
что несколько иначе видит проблему Спасения мира…

Михе́й (ивр. «Кто подобен Богу») — «малый» библейский пророк, которому принадлежат великие речения… «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренно мудренно ходить пред Богом твоим».

Михей первым из пророков предсказал, что Иудея будет разрушена из-за греховного поведения её политических и религиозных лидеров: «Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома (Господа) будет лесистым холмом».

Мрачное предчувствие будущего евреев делает тон его книги отчаянным. Михей убеждает людей изменяться как можно быстрее, ведь время уходит. Последняя часть его книги содержит и пророчество надежды, о днях пришествия Мессии: «от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима. <…> и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

ПРОРОК МИХЕЙ УЧИТ: МЕССИЯ — МЕССИЕЙ, НО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО,
СУДЬБА МИРА ЛЮДЕЙ ЗАВИСИТ ОТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА,
ОТ ЕГО СПОСОБНОСТИ ВНЯТЬ ЗАКОНУ И СЛОВУ ГОСПОДНЮ…

Ян ван Эйк
Bид закрытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Средний уровень. Сцена Благовещения: архангел Гавриил приносит Деве Марии Благую Весть о будущем рождении «по плоти от неё»
Сына Всевышнего, что станет Мессией или Спасителем мира

События Благовещения описаны апостолом Лукой. «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Церковное Предание говорит, что в тот момент, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка Исайи, как раз те слова о рождении Мессии. «Я готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», — думала она.

Ян ван Эйк
Bид закрытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Средний уровень. Сцена Благовещения: архангел Гавриил приносит Деве Марии Благую Весть о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.

По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей», теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».

Я не поняла, имела Благая весть какое-нибудь отношение
к дочерям Евы или не имела. Думается, что связь
между болезнью и радостью была разрешена однократно.
«Радуйся, Дева Мария, Благодатная!»

Ян ван Эйк
Bид закрытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Средний уровень. Сцена Благовещения: архангел Гавриил приносит Деве Марии Благую Весть о будущем рождении «по плоти от неё» Иисуса Христа.

Мария, увидев в словах Архангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа.

Богословы так комментирует содержание переговоров… «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».

Итак, пророчества о приходе Мессии обретают реальность,
в которой соотносятся силы трех лиц Божественной Троицы:
Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа.

Дева Мария — Матерь Бога — выполняет роль,
свойственную дочерям Евы, только…
Мессия — это Мессия. Бедная Мария…

Ян ван Эйк
Bид закрытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Нижний уровень внешней стороны алтаря:
слева — Иоанн Креститель, справа — Иоанн Евангелист (Богослов).

Иоа́нн Крести́тель, Иоа́нн Предте́ча (ивр. «сын Захарии») — «совершающий ритуальное очищение водой». Согласно Евангелиям, родился 6—2 годы до н. э., умер ок. 30 года н. э. Ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказывавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царицы Иродиады и её дочери Саломеи. Считается исторической фигурой.

Иоа́нн Богосло́в, Иоа́нн Зеведе́ев — один из Двенадцати апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. Был рыбаком, призванным Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. Вместе с Петром и Иаковом стал свидетелем воскрешения дочери Иаира, совершенного Христом. Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения и Гефсиманского моления. На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери — Марии.

Во время гонения на христиан, начатого императором Домицианом, апостол Иоанн был отведён в узах на суд в Рим и приговорён к смерти. Однако, выпив чашу со смертельным ядом, остался живым. Также вышел он невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

Ян ван Эйк
Bид закрытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Иоанн Креститель изображен с Агнцем Божьим, ибо ему принадлежит пророчество о приходе Мессии, который «возьмет на себя грех мира»…

Как пишет евангелист Лука, в пустыне случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (вид саранчи).

Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. Приходившим к нему фарисеям Иоанн говорил: «…порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния… Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Когда Иоанн увидел подходящего к нему Иисуса, он сказал: «ВОТ АГНЕЦ БОЖИЙ, КОТОРЫЙ БЕРЕТ НА СЕБЯ ГРЕХ МИРА. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». Затем последовало крещение.

Мессия был рожден и явлен Израилю.
Что дальше? РАСПЯТИЕ НА ГОЛГОФЕ
И СМЕРТЬ ВО ИМЯ СПАСЕНИЯ МИРА…

Ян ван Эйк
Bид закрытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Иоанн Евангелист изображен с чашей, из которой выползают змеи — символы покушений на его жизнь. А может быть, то видения,
терзающие его душу, что запечатлены в Апокалипсисе?

Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить закон Христов. Апостол любви — так именуется святой Иоанн, учивший, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трёх своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, являя собой для окружающих пример любви.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором. На пустынной горе он совершил трёхдневный пост и молитву, после чего пещера, где они жили, заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель,» — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (АПОКАЛИПСИС) святого апостола Иоанна Богослова. В ней, по мнению христиан, раскрыты тайны судеб Церкви и второго прихода Мессии, что свершит Страшный суд над людьми.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. Вся христианская Церковь глубоко чтит апостола Иоанна, как ТАЙНОЗРИТЕЛЯ СУДЕБ БОЖИИХ.

Значителен он и другим… Бог открыл ему ТАИНСТВО
О ТОМ, ЧТО МИНЕТ ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ И НА ЕЁ МЕСТО
ЗАСТУПИТ НОВЫЙ ГРАД — НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ.
Когда заступит?! После второго прихода Мессии,
что свершит Страшный суд над людьми…

Ян ван Эйк
Bид закрытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Представлены языческие сивиллы и христианские пророки,
вещающие приход Мессии — Искупителя, Спасителя.
Показана сцена Благовещения — Непорочного зачатия Христа.
Что дальше — смотрим.
Ян ван Эйк
Ян ван Эйк (1390—1441). Автопортрет.
Ян ван Эйк — фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

Ян ван Эйк Родился в Северных Нидерландах в городе Маасэйк. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 года (брат умер). Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. С 1425 года он — художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы. В 1427—1428 годы в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В 1427 году посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Работал в Лилле и Генте.

Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после него масло получило всеобщее признание, масляная техника стала традиционной для Нидерландов. В XV веке она пришла в Германию и во Францию, оттуда — в Италию.

Самое крупное и знаменитое произведение ван Эйка — Гентский алтарь. Среди шедевров — «Мадонна канцлера Ролена», а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой — так называемый «Портрет четы Арнольфини».

Художник умер в Брюгге в 1441 году. В эпитафии ван Эйка написано: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и все живое прославлял своим искусством…»

<— Ян ван Эйк : И вдруг — распятие и последний суд.

Ян ван Эйк : Гентский алтарь о благодарении… —>

Leave a Reply