Владельцев дома на Большой Морской и постояльцев не счесть. И весьма именитых. Например, здесь квартировал граф д’Артуа — брат казненного короля Людовика XVI, ставший очередным послереволюционным королем Франции Карлом X.
В 1835 году дом купил князь Сергей Сергеевич Гагарин — гофмейстер императорского двора и директор императорских театров. По его заказу архитектор Александр Христофорович Пель построил флигель, выходящий на улицу, что сохранился до сих пор. Связь с былыми «апартаментами на погребах в два этажа» тоже осталась. Круглый эркер — дань моде. Во всем остальном — классицистическая простота и чистота, нынешних взглядов на особняке не останавливающая.
Вот и хорошо! То-то будет сюрприз, когда внешне неприметный дом развернется в роскоши интерьерной — несказанной, буквально маскарадной!
В 1861 году особняк стал собственностью семьи Половцовых. Его купил у графа Гагарина придворный банкир Александр Людвигович Штиглиц и присоединил к миллионному приданому, выделенному им для своей приемной дочери Надежды Михайловны Юневой, выходившей замуж за Александра Александровича Половцова — тогда еще начинающего чиновника Сената.
Особняк полон тайн, семейных… Поговаривали, что Надежда Михайловна — приемная дочь барона Штиглица — была побочной дочерью Великого князя Михаила Павловича Романова — брата императора Николая Павловича. Не люблю слухов повторять, но… Как-то нужно объяснить ожидающее нас впереди интерьерное великолепие. Как? Лишь чрезвычайной знатностью и богатством владельцев, скрывавших свою жизнь за стенами, не вызывающими у прохожих никакого интереса.
Парадная лестница ведет на бельэтаж, в уровне которого расположены составляющие славу особняка залы: Белый (Бальный), Дубовый (Библиотечный) и Бронзовый (парадная трапезная).
Многие годы я читала в Бронзовом зале особняка Половцова лекции под названием «Петербургская мистерия». Особняк — непосредственный участник Петербургской мистерии — оживал в своем золотом свечении, орнаментальном кружении, перезвоне хрустальных люстр и… Рассказы о былом обретали неопровержимую достоверность. Так стали нераздельны наши жизни: моя и петербургского особняка, полного тайн своих хозяев и художественных…
В центре — император Николай II. Третья фигура от правого края картины — член Государственного совета А. А. Половцов.