![Фотографии Марины Бреслав в композиционной доработке Г. С. Зеленской.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/01-223-768x1024.jpg)
Г. С. Зеленской.
Мы начали снимать город 11 января 2010 года на Иоанновском мосту в 12 часов дня, когда на Нарышкинском бастионе прогремел полуденный выстрел пушки. Присоединяйтесь… Мы хотим показать вам, что произошло в этот день в Прекрасном граде, выбрав ту точку в дельте Невы, с которой, на мой взгляд, открываются самые красивые Петербургские виды.
В ЭТОТ ДЕНЬ ИНЕЙ РИСОВАЛ КАРТИНЫ,
НЕТ — НЕ НА СТЕКЛЕ, А В ПЕТЕРБУРГСКОМ НЕБЕ.
Смотрите…
![Троицкий мост – ажурный (из металлических решетчатых ферм), пятипролетный, с каменной эстакадой на правом берегу. Один пролет разводной. Ширина моста – 24 м. Длина – 582 м. Открытие состоялось в 200-летие Петербурга: в мае 1903 г.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/02-223-1024x682.jpg)
Один пролет разводной. Ширина моста – 24 м. Длина – 582 м.
Открытие состоялось в 200-летие Петербурга: в мае 1903 г.
Черная нить под снегами гудёт.
Чудо ползет под моими санями,
Чудо мне сверху поет и поет…Всё мне, певучее, тяжко и трудно,
Песни твои, и снега, и костры…
Чудо, я сплю, я устал непробудно.
Чудо, ложись в снеговые бугры!
Александр Блок. 28 декабря 1903
![В перспективе - едва видимая Дворцовая набережная.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/03-223-1024x682.jpg)
Вдоль набережной бодро идем,
ритму фасций и двуглавых орлов подчиняясь.
Что нам символы прошедших времен,
когда в наследство от них такая красота нам досталась!
Стоп: впереди — сугроб, не расчищенный.
![Дивные петербургские панорамы...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/04-223-1024x682.jpg)
Что нас ждет там — вдали? Вдруг не дождется:
вместе с городом в морозном тумане растает?
А от города останутся огромная Река
под бездонным Небом и высокоствольный лес,
по берегам Реки привольно раскинувшийся,
как когда-то тогда — в Петербургском первоначале.
В Белой сказке, так положено,
все в одно целое сливается:
застывшее Небо, замерзшая Река,
Прошлое, Будущее, Настоящее…
![Дивные петербургские панорамы...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/05-223-1024x682.jpg)
Видимое — не реальность.
То — картина, нарисованная в Петербургском небе
инеем, все опушившим, все очертания размывшим,
превратившим город в замершую в пространстве
мечту всех петербургских поколений о Красоте,
что неотрывна от Добра и Правды.
Город рожден мечтой…
Город рождает мечтателей…
Город принадлежит Небу больше, чем Земле…
Согласитесь, не так ли?..
![На дальнем плане - Иоанновский равелин с вратами Аннинской поры. От них через протоку идет Иоанновский мост. На переднем плане - ограждение Невской набережной.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/06-223-768x1024.jpg)
Стойка, на которой держится ограждение, — фасция: символ абсолютной власти римских императоров. Через много веков фасция новую жизнь обретет, дав имя амбициям фашистов, возжелавшим управлять всем миром. А всего-то — пучок розг, которые носили с собой ликторы (телохранители), прибегая к их помощи, чтобы расправиться с толпой — плебсом. Секира двусторонняя, воткнутая в пучок розг, — лабрис: символ права ликторов вершить суд здесь-сейчас — без промедления.
«Слово и дело» Аннинских времен
было тем же судопроизводством,
что зиждется на вседозволенности.
Не могу, не печалясь, по Петербургу ходить?
Не могу, простите…
![Вид Троицкого моста с той стороны, где Нева, движущаяся от Ладожского озера, под него втекает. Вдали - на Суворовской площади - можно разглядеть один из двух обелисков, двуглавым орлом увенчанных.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/07-222-1024x682.jpg)
Первое торжественное разведение моста был доверено самому императору. Речь не шла о тяжелой физической работе. Николаю II предстояло нажать на электрическую кнопку, которая приводит в действие огромные электромоторы. Император кнопку нажал — и Россия вступила в эпоху электричества.
Как положено, был устроен торжественный орудийный салют, и не менее торжественный крестный ход. Все газеты хором восхваляли Троицкий мост — «парижскую красавицу».
Было чему радоваться —
Царской России оставалось прожить
пятнадцать страшных лет до полного крушения
ее основ, уже ни на чем не державшихся.
![Вид с Троицкого моста на Петровскую набережную. На дальнем плане можно (тому, кто знает) различить силуэт еще одного большепролетного моста Петербурга - Литейного.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/08-222-1024x682.jpg)
Огромная переправа, соединившая Петроградскую, Выборгскую стороны с центральными районами Петербурга, не мешала судам двигаться по древнейшему Великому пути «из варяг в греки» и обратно.
Что за день такой — фантастический…
Рассказываю о жизни на Неве
и сама же в свои слова не верю…
Не позволяет верить застывшее Небо.
Не позволяет верить замерзшая река.
Вернуть веру не помогает даже корабль-призрак,
навечно к Петровской набережной причаленный.
Жизни нет — есть Пустыня-Пустота и Вечность,
что видит сны об былом,
в котором все неразличимо…
![Вид с Троицкого моста на Дворцовую набережную и Иоанновский равелин Петропавловской крепости.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/09-222-1024x682.jpg)
и Иоанновский равелин Петропавловской крепости.
Поменяли точку созерцания — и все изменилось… Дворцовая набережная проявилась. Возле проруби в ледяном панцире Невы возник человек. Не призрак — реальный. Судя по месту, это — «петербургский морж», одержимый страстью к зимним купаниям.
!["Петербургский морж", что Мир от Небытия спасает...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/10-247-1024x682.jpg)
За долгие годы постижения Бытия Прекрасный град на Неве заставил понять, что Временная спираль не свернется раньше положенного срока в точку — черную дыру, если люди, даже, замерзая, даже силы теряя в Пустыне-Пустоте и смотрящей из ее мертвых глазниц Вечности, СОХРАНЯТ ЖАР СЕРДЦА.
Разгорится в сердцах человеческих жар,
словно Космогонический пожар,
и даст начало Новой жизни!
Значит, все — можем уходить из главной точки созерцания Апокалиптических ужасов, которыми город своих жителей пугает, будто за судьбу Мира не только он, но и они отвечают…
![Силуэты Петропавловского собора, Колокольни и Великокняжеской усыпальницы, тающие в тумане...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/11-244-767x1024.jpg)
и Великокняжеской усыпальницы, тающие в тумане…
Вьюга пела.
И кололи снежные иглы.
И душа леденела.
Ты запрокинула голову в высь.
Ты сказала: «Глядись, глядись,
Пока не забудешь
Того, что любишь».
И указала на дальние города линии,
На поля снеговые и синие,
На бесцельный холод…
В небе вспыхнули темные очи
Так ясно!
И я позабыл приметы
Страны прекрасной —
В блеске твоем, комета!
В блеске твоем, среброснежная ночь!
И неслись опустошающие
Непомерные года,
Словно сердце застывающее
Закатилось навсегда.
3 января 1907
Александр Блок. Настигнутый метелью
![Решетка ограждения Троицкого моста. Авторы художественного оформления — Рене Август Патуийар и В. Шаброль.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/12-243-1024x682.jpg)
Авторы художественного оформления —
Рене Август Патуийар и В. Шаброль.
По Троицкому мосту идем, мелодию напевая,
записанную точками и линиями
в решетке кружевной — очень не простой,
потому что представляет она собой
не только орнамент…
Горизонтальные линии — строчки нотной записи.
Вертикальные опоры — басовые ключи,
что в партитуре, как и в архитектуре,
структурными элементами служат.
![Решетка ограждения Троицкого моста - в архитектуре запечатленный шифр музыкальный.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/13-235-1024x682.jpg)
в архитектуре запечатленный шифр музыкальный.
Между строчками «солнечная дорожка» бежит,
задает архитектурно-музыкальную тему — в мажоре.
Спирали — точки-почки, из которых вырастают тугие,
линии кривые или мелодии. Исчерпав силу точки-почки,
линейные мелодии сворачиваются в обратные спирали
и затихают. Вместо них звучать начинают вертикали.
Их ветер, как струны арфы, перебирает…
![Решетка ограждения Троицкого моста - в архитектуре запечатленный шифр музыкальный.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/14-233-1024x682.jpg)
в архитектуре запечатленный шифр музыкальный.
Точка в Архитектуре — все…
Она — первооснова того, что за нею последует.
Она — завершение того, что до нее происходило.
Она — толчок, что ритмизирует распределение силы.
Значит, Точка — царица Пространства.
![Решетка ограждения Троицкого моста - в архитектуре запечатленный шифр музыкальный..](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/15-227-1024x682.jpg)
в архитектуре запечатленный шифр музыкальный..
Линия в Архитектуре — то, что оправдывает
явление Точки, развивая дарованные ей силы.
Движение — изменение.
Изменение — форма бытия Времени.
Насладитесь движением Линии:
она — царица Времени.
Значит, Архитектура — не трехмерна.
Архитектура — самое малое, четырехмерное
пространственно-временное явление.
![Торшер Троицкого моста во всей своей изысканности и величественной стати...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/16-226-768x1024.jpg)
изысканности и величественной стати…
Вот он — Петербургский модерн.
Целое, как в Классике, собой представляет
статично-симметричную композицию.
И здесь все соподчинено, соразмерено друг с другом,
уравновешено по вертикали и по горизонтали.
Целое застыло в Пространстве — вышло из Времени,
чтобы общаться с Вечностью…
Части целого и частицы полны движения.
Они не расстаются с живой жизнью.
Петербургский модерн —
образ преодоления Смерти
в попытке обрести Бессмертие.
![Торшер Троицкого моста....](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/17-198-765x1024.jpg)
Зрители, прикоснувшись к тайнам Модерна, не могут
не получать несравненного эстетического наслаждения.
Если быть до конца откровенной,
доставлять эстетическое наслаждение —
прямая и главная цель Модерна.
Скажете, Модерн — не исключение?
Отвечаю, другие стили имеют различные цели.
А здесь все остальное — ничто.
Поэтому Модерн вспыхнул и погас,
став в истории искусств прекрасным мгновением.
![Торшеры Троицкого моста. Ваза в основании.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/18-194-1024x682.jpg)
Как мог возникнуть подобный образ?
Это же — урны с прахом.
А держащие урну кронштейны
похожи на плакальщиц, обессиленных горем.
Столь активны верхние спирали.
Столь безжизненны нижние спирали.
Им уже не стать источником нового движения.
Горе силы изъяло — застыло прекрасное мгновение.
Листья аканта превращены в траурные плащи,
ниспадающие с плеч водопадом слез-складок.
![Обелиски на предмостной площади Троицкого моста (Суворовской), украшенные рострами...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/19-188-1024x682.jpg)
Обелиски на предмостной площади стараются сменить мелодии Модерна бравурным пра-правительственным маршем. И что получается?
Целое распадается надвое.
В первой части есть правда Времени.
Во второй — Ложь. Справьтесь у истории.
Двуглавые орлы кричат…
Не то бранятся, не то испускают предсмертные хрипы.
Ничего уже не изменить Самодержавию:
упущены мгновения, когда хоть что-то
было сделать можно.
![Обелиски на предмостной площади Троицкого моста (Суворовской), украшенные двуглавыми орлами в завершии... Россия под знаком стенающего орла идет на Голгофу.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/20-185-765x1024.jpg)
Россия под знаком стенающего орла идет на Голгофу.
![Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости. 27 декабря 2012г.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/21-166.jpg)
<— САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ГОРОД ГОВОРИТ С ГОРОЖАНАМИ О ВЕЧНОМ — Притча 4
ОСОБНЯК ПОЛОВЦОВА НА БОЛЬШОЙ МОРСКОЙ: ПРЕДИСТОРИЯ — ВЕСТИБЮЛЬ… —>