За Русь Святую: Старая Ладога

Н. К. Рерих. «Заморские гости». 1901
Н. К. Рерих. «Заморские гости». 1901

Старая Ладога, Великий Новгород и Санкт-Петербург расположены на «Пути из варяг в греки». Северная часть пути: Ильмень озеро — Волхов — Ладожское озеро — Нева — Балтийское море или Варяжское. Проникнуть в IX век с целью узнать все обо всем и достоверно — что начать бой за правоту своих представлений. Такие бои не заканчиваются победой, ибо точные сведения водами времени смыты. Зато есть легенды и прозрения, в коих дышат Тайны временных глубин. Есть и прозорливцы. Например, Николай Константинович Рерих…

В 1899 году Рерих совершил путешествие по «Великому водному пути» к Новгороду. Появилась картина «Заморские гости», снабженная его собственным комментарием… «Плывут полунощные гости. Вода точно напиталась синевой ясного, весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек спустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями — всполошило их мирную жизнь что-то, мало знакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымет роды славянские — увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким стройным носом-драконом…»

Н. К. Рерих. "Идолы". 1901
Н. К. Рерих. «Идолы». 1901

Языческая Русь, спрятавшуюся от огромного мира за деревянным частоколом. Служат русичи своим Богам, живут в единстве со своей Природой…

Когда это было? В первобытные времена — до варягов.
Есть свидетельства тому…

Н. К. Рерих. "Город строят". 1902
Н. К. Рерих. «Город строят». 1902

Говорят, приход варягов на Русь — благо, ибо своим единством, строгой организованностью они были сильнее нас, жизнь отдававших на пагубу раздорам. Сколько возражений поднимает в наших сердцах этот тезис!

Что по этому поводу думаю я? У меня — свои песни…
Главная тема в них — «Гардарика».
Следуя «Великим водным путем» варяги видели Древнюю Русь
и называли ее «страной городов» — самых-самых прекрасных.

Н. К. Рерих. "Корабли строят". 1902
Н. К. Рерих. «Корабли строят». 1902

Возможно, корабельному делу оседлые русичи учились у варягов. А построив корабли, вышли в открытый мир…

Чтобы тому же при Петре Первом опять учиться?..
Есть в истории сбои непостижимые…

Н. К. Рерих. "Славяне на Днепре". 1905
Н. К. Рерих. «Славяне на Днепре». 1905

Вот длина исторического пути — в чем хочешь, в том и меряй… Можно в годах или в веках. Можно в расстояниях от Старой Ладоги до Древнего Киева, до что там — до самого Царьграда…

Время течет, как речные волны.
Пространственные меты должны оставаться.
Проверим, отправившись в Старую Ладогу?

Вид на Волхов с Княжьего холма. Вдали виднеется Староладожская крепость. Натурные фотографии в альбоме выполнены Мариной Бреслав
Вид на Волхов с Княжьего холма.
Вдали виднеется Староладожская крепость.
Натурные фотографии в альбоме выполнены Мариной Бреслав

Сидим на Княжьем холме. Говорят, здесь похоронен Вещий Олег… Точно неведомо. Судя по сохранившимся сопкам — курганам на берегах Волхова — вокруг нас лежит Город мертвых. А Княжий холм в той точке, лучше которой нет, — то место, где справлялись тризны по умершим князьям или погибшим. Нет? Здесь совершались жертвоприношения? Костры «красными, черными, синими путями» в Небо поднимались, богам свидетельство преданности от их почитателей несли?..

Даль вибрирует, как незримая стена
между Прошлым и Будущим, и… не отвечает —
никаких точных сведений в наше здесь-сейчас не пропускает…

Смотрите: река Волхов из Временной дали вытекает и, величественно изогнувшись, как положено временной спирали, в Будущее течет — свою Весть несет. О чем она? Судя по имени, то — многое знающая река, способная колдовать, чаровать, кудесничать: злые силы нагонять в наказание, добрые силы посылать — защитные. Волхов — не простая река, текущая оттуда и туда. Он — Ящер: Змей — Хранитель Времени. Потому носы у плывших по нему ладей вверх поднимались, чтобы головами Ящера-дракона прорасти и в водах отразиться, заручившись поддержкой сил глубинных.

Даль вибрирует и… не отвечает —
никаких точных сведений не пропускает…

Вид на Волхов с Княжьего холма. Вдали виднеется Староладожская крепость.
Вид на Волхов с Княжьего холма.
Вдали виднеется Староладожская крепость.

Хотя… Из Ведийских далей, едва уловимо, голоса Змея Вритры и Бога Велеса долетают, что-то нам, уже не умеющим дыхания истоков различать, о сути Времени объясняют…

А вместе с ними и другие змеи оживают… Стоглавое огнедыщащее чудовище Тифон, побежденный Верховным Богом Олимпа — Зевсом. И Пифон, с которым боролся Бог солнца Аполлон. И Лернейская гидра, убитая Гераклом.

И еще… Местные змеи, издавна облюбовавшие окрестности Старой Ладоги, зашевелились. Их миграция и сегодня проходит через реку Волхов. Неподалеку от Старой Ладоги и сейчас существует деревня Гадово. Найдены здесь также захоронения с конскими черепами. Да, что там Гадово. Говорят, некогда рядом с Княжьим холмом находилось капище Велеса, где был омут, в который кидали девушек, принося их в жертву богу-змею.

Интересно? Еще бы…
Весь Мир одними идеями и образами в целое связан!

Вид на Староладожскую крепость со стороны Волхова. Заложена в 1495 году. Внутри крепости - собор Св. Георгия. Возведен в 1164 году.Деревянный храм XVII века посвящен Дмитрию Солунскому. Реконструкция начата в 70 - 80-е годы XX века
Вид на Староладожскую крепость со стороны Волхова.
Заложена в 1495 году. Внутри крепости — собор Св. Георгия.
Возведен в 1164 году.Деревянный храм XVII века посвящен
Дмитрию Солунскому. Реконструкция начата в 70 — 80-е годы XX века

Ла-а-а-дога… Любимая? Родная? Вряд ли к озеру Ладога это восклицание может быть отнесено. Ему в любви мало кто станет признаваться — убоится его буйной силы, не поверит в смиренность, увидев в ней искушение.

Значит, имя Ладога — нечто производное от Альдегеи, что-то свое на шведском языке означающей? Нет уж, сердце возражает. Даль молчит — не отвечает. Так зачем же мы с вами, о дорогие господа, на Княжьем холме так долго сидели и ничего не узнали?! Отвечаю…

В одной из самых значимых точек в пространстве Древней Руси
мы к Тайнам Временных глубин начали душою причащаться…
Лишь подобным способом можно получить Высшее знание —
Вечное в своей сиюминутной непостижимости…

Макет Староладожской крепости, представленной в состоянии, датируемом XV веком. Исторический музей крепости
Макет Староладожской крепости, представленной в состоянии,
датируемом XV веком. Исторический музей крепости

В 753 году на стрелке при впадении реки Ладожки в Волхов была заложена первая каменно-земляная крепость.

В 862 году по смерти представителя славенской династии князя Гостомысла был приглашен на правление Русью известный полководец и политический деятель скандинав Рюрик. Вначале он остановился в Ладоге. Это и позволило считать ее первой столицей Древней Руси? Не мало ли?

Вместе с Рюриком пришел на Русь его родственник и сподвижник варяг Олег. После смерти Рюрика он стал правителем Руси. Олег успешно воевал с многочисленными врагами, регулярно совершал дальние походы, подчинил своей власти многие земли и города, в том числе Смоленск, Полоцк, Киев. Не устоял перед ним и Царьград, к вратам которого он прибил свой щит.

И Ладогу не забывал Олег, прозванный Вещим. Здесь он не раз бывал. Здесь он в 882 году первую каменную крепость заложил. Здесь, говорят, его змей укусил, выползший из черепа любимого им боевого коня. Он с Ладогой связей не прерывал, чтобы поддержать ее статус первой столицы Древней Руси? Вряд ли… Похоже, для Олега Ладога была одним из северных форпостов, защищавших Русь. Форпост получился знатный на многие века…

Макет Староладожской крепости, представленной в состоянии, датируемом XV веком. Исторический музей крепости
Макет Староладожской крепости, представленной в состоянии,
датируемом XV веком. Исторический музей крепости

В 1114 году ладожский посадник Павел строит новую каменную крепость, которая через полвека выдержит осаду двухтысячного шведского войска.

В 1495 году с началом эпохи широкого применения огнестрельного оружия закладывается новая крепость с пятью сторожевыми башнями, в руинах до наших дней дошедшая.

В конце Ливонской войны (в 1581 — 82 годах) войска шведов осадили крепость, но гарнизон устоял. Слава ладожанам, Слава! Всегда так бывает в трудную годину: древнейшие доминанты отеческой земли на защиту нового встают. Первая столица…

Временная даль заколебалась, будто возражать начала…
Ладога — не столица, а то фантастическое место на Земле,
что силу Древней Руси питало? Это Временная даль сказала?
«Пусть ответит тот, кто знает или не знает»…

Внутри защитных стен Староладожской крепости. Вид на Климентовскую башню и прясло, соединяющее с Воротной башней. Все остальные защитные укрепления дошли до наших дней в руинах
Внутри защитных стен Староладожской крепости.
Вид на Климентовскую башню и прясло, соединяющее с Воротной башней.
Все остальные защитные укрепления дошли до наших дней в руинах
Прясло - крытая стена с галереей для "верхнего боя"
Прясло — крытая стена с галереей для «верхнего боя»
Главные факты в военной истории крепости…
В 1164 году — крепость устояла при нападении
55 шведских судов.
В 1313 году — шведы взяли крепость и пожгли.
В 1338 году — шведы безуспешно штурмовали крепость.
В 1610 году — шведы взяли крепость.
В 1701 году — шведы последний раз нападали на крепость.
Стены крепости восьмиметровой высоты и двухметровой толщины.
Из всех храмов Новгородской земли собор Св. Георгия – самый изысканный, компактный и пропорциональный. Куб увенчивает световой барабан с шлемовидным куполом. Фасады с полукружиями закомар расчленены лопатками. Высота - 15 м. Площадь - 72 кв.м.
Из всех храмов Новгородской земли собор Св. Георгия – самый изысканный, компактный и пропорциональный. Куб увенчивает световой барабан с шлемовидным куполом. Фасады с полукружиями закомар расчленены лопатками. Высота — 15 м. Площадь — 72 кв.м.

У Староладожского собора есть собрат: церковь Спаса-на-Нередице. Оба собора из одного времени пришли — второй половины XII века. Спас-на-Нередице имеет масштаб воина на коне. Так и должно быть… Он — воин, что один в поле стоит: Великий Новгород с противоположного берега Волхова защищает.

У Георгиевского собора — другой масштаб, скажем так — человеческий. Если он кого-то и защищает, то иначе — с помощью глубоких философских раздумий. Как это происходит? Воспользуемся Десятичной системой Прачисел, запечатленных в своде Ведийских космогонических гимнов…

Собор Св. Георгия. Западный фасад (с входом). Возведен в 1164 году в честь победы над шведами
Собор Св. Георгия. Западный фасад (с входом).
Возведен в 1164 году в честь победы над шведами

Собор целостен, одноглав (1).
Материальное начало в нем преодолено:
Собор — чистое выражение духовности (2).
Три полукружия закомар — не декор:
это — торцы сводов, образующих покрытие (3).
Три лопатки на каждой стене показывают,
какова внутренняя структура храма.
То — четырехстолпный храм (4).
Со столпа на столп перелетают подпружные арки,
что держат своды покрытия, опорное кольцо,
круглый барабан и купол «неба» (10).
По объему Собор — куб или восьмигранник (8),
строго сориентированный по четырем сторонам света.
На западе — вход (1). На востоке — три апсиды (3).
В просветном барабане — восемь щелевидных окон (8),
что строгость пространственной ориентации подтверждают.

Собор статичен и симметричен. Благодаря этому,
он «держит» Вселенский купол Неба над своей головой
и, останавливая движение времени, обращается
непосредственно к ней — самой Вечности.
О чем его речь? О главном…

Собор Св. Георгия. Западный фасад (с входом). Возведен в 1164 году в честь победы над шведами. Вид на закомары и лопатки западного и южного фасадов
Собор Св. Георгия. Западный фасад (с входом).
Возведен в 1164 году в честь победы над шведами.
Вид на закомары и лопатки западного и южного фасадов

Собор рассказывает о законах Идеального мироустройства…
В Мире должна царить Правда, чистая, простая.
В Мире должна царить Красота, в коей являет себя Гармония.
Такой Мир будет Миром Добра, где Злу просто нет места.

Фреска "Чудо Георгия о змие" в диаконнике собора Св. Георгия в Старой Ладоге. Не видели? Непременно в Собор зайдите и перед написанным на стене замрите... Разглядели? У Георгия в длани нет копья!
Фреска «Чудо Георгия о змие» в диаконнике собора Св. Георгия
в Старой Ладоге. Не видели? Непременно в Собор зайдите и перед написанным на стене замрите… Разглядели? У Георгия в длани нет копья!

Праистория, положенная в основу сюжета такова…

IV век. Римский император Диоклетиан начинает гонение на христиан. Молодой военный трибун Георгий в собрании высших чинов империи объявляет себя христианином. Уговоры изменить решение не приносят успеха. Заключение в темницу и жесточайшие пытки столь же бездейственны. Остается одно — отсечь герою голову, что и делают по приказу императора.

Самое знаменитое деяние героя — «Чудо Георгия о змие». В озере возле города Ласии, что в Палестине, поселился дракон, опустошавший окрестности и пожиравший жителей города. Чтобы избежать гибели, горожане приносили в жертву дракону своих детей. Когда очередь дошла до царской дочери, явился прекрасный юноша на белом коне — Георгий. Словом Божьим заставил змия пасть к своим ногам. Царевна обвязала шею дракона поясом и, «как послушного пса», повела его в город. Жители города, пораженные чудом, уверовали в Христа…

И, однако, главное в другом: Георгий-змееборец победил Вселенское зло не копьем, а Словом. Это требует начинать осмысливать историю Древней Руси заново, если хотим знать, был в ней Свет или только Тьма кромешная ее судьбу решала.

Не кажется ли и вам, что стена
между Прошлым и Будущим пропустила-таки
в наше здесь-сейчас один факт из Временных далей?

Новгородская икона "Чудо Георгия о змие" с клеймами.
Новгородская икона «Чудо Георгия о змие» с клеймами.

Привожу первоначальный перевод текста, сделанный с греческого, по-видимому, в XI веке, и подвергшемуся русской переработке, что возникла в конце XII — начале XIII веков…

«Был в древние времена город, под названием Гевал, в стороне палестинской, и был он очень большой, и множество людей в нем жило; и все поклонялись идолам, почитая их согласно преданиям и по царскому повелению, отвернулись они от Бога, и Бог отвернулся от них.

Около города этого было большое озеро, весьма полноводное. По вере и по делам их воздал им Бог: появился огромный змей в этом озере и, выходя из озера того, жителей города этого поедал. Некоторых свистом своим умерщвлял, других же, удушив, утаскивал в озеро. И была скорбь великая, и плач неутешный в городе том из-за этого зверя.

Собрались однажды все жители этого города и пошли к царю своему, говоря: «Что будем делать — ведь погибаем от этого змея?» Ответил им царь: «Все, что сказали мне боги, то вам возвещаю, и давайте обдумаем это: каждый из вас ежедневно сына своего или дочь свою пусть отдаст на съедение змею в черед свой, пока не наступит и мой срок. Отдам и я единственную мою дочь». И угоден был замысел этот всем жителям, и, отвечая, сказали они царю: «Воистину, о царь, сердце твое в руках богов; хвалу же им вознесем за то, что вложили в тебя эту мысль». И, удалившись, поочередно исполнили царское повеление, начиная с верховных вождей и до самых незнатных, ежедневно отдавая детей своих в пищу змею на берегу озера, тот сына своего, другой же дочь свою, рыдая и алча безмерно. Выходил змей, и уносил их, и поедал…

Новгородская икона "Чудо Георгия о змие" с клеймами. Главный фрагмент иконы
Новгородская икона «Чудо Георгия о змие» с клеймами.
Главный фрагмент иконы

Когда же все жители отдали своих детей, снова придя, сказали царю: «Господин, все мы отдали своих детей одного за другим, каждый из нас по очереди. Что повелишь ты теперь?» И, отвечая, сказал царь: «Отдам и я единственную мою дочь, а затем, что откроют мне бессмертные боги, так и решим». Призвав единственную свою дочь, обрядил царь ее в багряницу и, поцеловав и горько оплакав, повелел отвести на погибель к змею. И, отведя, оставили ее у озера.

Святой же и великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый небесным царем воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами,по божьему соизволению желая спасти нас, гибнущих, и избавить город наш от этой напасти, в тот же час оказался на месте том в виде простого воина, идущего с боя и спешащего в родные места.

Увидев на берегу озера деву, великий и славный мученик Георгий спросил ее, так говоря: «Зачем здесь стоишь ты, дева?» Она же ответила ему: «Отойди, господин мой, отсюда, скорее отойди, чтоб не погибнуть жестоко». Отвечая, святой Георгий сказал деве: «О чем говоришь ты, девица? Разбойники здесь или что другое?» Девушка же сказала: «Змей страшный здесь есть, гнездящийся в озере этом; теперь же тебя умоляю, господин мой, уйди отсюда: я вижу приятный твой вид, и младость, и блеск, и красоту лица твоего, и тебя умоляю, отойди отсюда скорее, чтобы не погибнуть жестоко». Спросил ее святой и великий мученик Георгий: «А ты почему здесь сидишь и не уходишь?» Ответила девушка: «Многое могла бы я тебе поведать и рассказать, говоря о себе, но как бы змей не пришел и со мною тебя не похитил». И сказал ей святой и великий мученик Георгий: «Говори мне правду, девица, не бойся — не оставлю тебя»…

Икона XVII - XVIII веков "Чудо Георгия о змие" с клеймами. Святой действует с благословения Господа Бога, но в руках он держит копье. Что это - мало силы Слова для верующих последующих веков?..
Икона XVII — XVIII веков «Чудо Георгия о змие» с клеймами.
Святой действует с благословения Господа Бога,
но в руках он держит копье. Что это — мало силы Слова
для верующих последующих веков?..

И отвечала ему девушка дрожа: «Видишь ли, господин мой, как город этот велик, и очень красив, и процветает во всем: поэтому и не хочет отец мой уйти и оставить город этот. Однако живет здесь змей, огромный и страшный безмерно, в озере этом, и поедает много людей; и порешили жители вместе с царем, отцом моим, и давали они ежедневно, каждый в черед свой, детей своих змею на съеденье; дошел черед и до царя, отца моего, и меня, хоть имел он одну единственную дочь, но не желая нарушить повеление свое, повелел и меня отдать на съедение змею. И вот, господин мой, все я тебе рассказала; уходи отсюда скорей, пока не явился тот змей и тебя не похитил».

Услышав же это, великий мученик и страдалец за веру Христову Георгий деве сказал: «Не бойся, девица!..» И тут же, на небо воззрев, помолился раб Божий, так говоря: «Безначальный, живоносный, Бог мира всего, не имеющий ни конца, ни начала, создавший времена и годы, солнце в течение дней и луну в освещение ночи, внимавший святым своим апостолам, передавший им дух свой святой, выслушай и меня, недостойного раба твоего, и покажи мне прежние твои милости, и повергни лютого этого зверя к ногам моим, пусть видят ипусть все поверят, что ты лишь один — Бог, и, кроме тебя, другого не знаем». И только сказал так святой и великий мученик Георгий, раздался голос с небес, говорящий: «Георгий, дерзай, не останется тщетным твой глас, когда ты попросишь»…

Фреска "Чудо Георгия о змие" в диаконнике собора Св. Георгия. 1164 год. Увеличенный фрагмент фрески. Староладожский Георгий уникален и эта исключительность превращает его в послание на все времена. Силы убеждения должно быть достаточно.
Фреска «Чудо Георгия о змие» в диаконнике собора Св. Георгия. 1164 год.
Увеличенный фрагмент фрески. Староладожский Георгий уникален
и эта исключительность превращает его в послание на все времена.
Силы убеждения должно быть достаточно.

Внезапно девушка вскричала, говоря: «Беги, человек, отсюда: вот ведь змей свища идет». И тут же, отпрянув слегка, страдалец за веру Христову святой Георгий увидел, как из взбурлившего озера явился огромный змей, поднял голову свою, точно свод, и раскрыл пасть, будто пропасть, и с ревом пошел на святого и деву. Но тотчас, знамение Христово начертав на земле, святой Георгий сказал: «Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною». И сразу же силою Божьей и великого мученика и страдальца за веру Христову Георгия подломились колени у страшного змея. И сказал святой и великий мученик Георгий девушке: «Сними пояс твой и поводья коня моего и свяжи ими голову змея, влеки его и иди в город». Она и сделала то, что велел ей святой и великий мученик за веру Христову Георгий. И шел вслед зе нею страшный тот змей, волочась по земле, как овца на закланье. Девушка же вела его, радуясь и веселясь.

Царь же, отец ее, и мать ее в тот день рыдали и плакали очень о деве этой. Но, внезапно увидев девицу, ведущую змея, и чудотворца святого, великого мученика и страстотерпца Георгия, идущего впереди, испугавшись ужасно, пустились бежать. Святой же и великий мученик за веру Христову и чудотворец Георгий воскликнул громким голосом, говоря: «Не бойтесь! Если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье свое». Царь же, выйдя навстречу ему, сказал ему: «Как зовут тебя, мой господин?» Он же ответил: «Георгием зовут». Тогда воскликнули люди все как один, говоря: «Тобою веруем в единого Бога-вседержителя и в единого сына его, Господа нашего Иисуса Христа, и в святой животворный дух».

Георгий Победоносец со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы. Во времена Ивана III изображение всадника-змееборца утвердилось как герб Московского княжества. В 1710-х годах Петр I назвал всадника на гербе святым Георгием...
Георгий Победоносец со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы. Во времена Ивана III изображение всадника-змееборца утвердилось как герб Московского княжества. В 1710-х годах Петр I назвал всадника на гербе святым Георгием…

Тогда святой и великий чудотворец Георгий, протянув руку, извлек меч свой и отрубил голову лютому зверю. Увидев все это, царь и все жители тотчас подошли и поклонились ему, Богу хвалу воздавая и угоднику его великому чудотворцу Георгию. И велел царь построить церковь во имя многославного и великого мученика и страдальца за веру Христову Георгия и украсил ту церковь золотом и серебром дорогими каменьями. И повелел поминать его в месяц апрель в двадцать третий день.

Святой и великий мученик за веру Христову Георгий, увидел их веру, что всей душой уверовали они в Господа нашего Иисуса Христа, сказал им: «Покажу вам и новое чудо, знаменье и силу Господа Бога моего». И, когда была завершена эта церковь и окончили ее мастера, послал им свой щит и велел повесить его над святым алтарем. Силой и действием духа святого и доныне висит в воздухе, недержимый никем, этот щит, во все времена и года на веру неверным. Таковы удивительные и достославные чудеса преславного и великого чудотворца и мученика за веру Христову Георгия. И не только эти таинства совершаются святым его именем, но также исцеления многие Бог совершает по молитвам его всем, приходящим с верой в церковь его святую: хромые ходят, глухие слышат, страдающие от нечистых духов освобождаются, и большая радость от того бывает».

Фреска "Чудо Георгия о змие" в соборе Св. Георгия в Старой Ладоге и... стихи - современные, продирающиеся через будни к вечному бытию, где по-прежнему действует Святой Георгий...
Фреска «Чудо Георгия о змие» в соборе Св. Георгия в Старой Ладоге и… стихи — современные, продирающиеся через будни к вечному бытию,
где по-прежнему действует Святой Георгий…
Собор Св. Георгия. Южный фасад. Возведен в 1164 году в честь победы над шведами
Собор Св. Георгия. Южный фасад.
Возведен в 1164 году в честь победы над шведами

Вы, конечно, не упустили из виду, что «святой и великий чудотворец Георгий, протянув руку, извлек меч свой и отрубил голову лютому зверю». Все закончилось, как всегда: за зло было злом заплачено. Чем же я восторгаюсь?

Не сюжетом, а фреской, на которой изображен —
Вечности на сохранение отдан —
момент победы над Злом с помощью Слова…

Собор Св. Георгия. Глава собора с шлемовидным куполом. Возведен в 1164 году в честь победы над шведами
Собор Св. Георгия. Глава собора с шлемовидным куполом.
Возведен в 1164 году в честь победы над шведами

Долгое время меня мучила другая мысль — о двуединстве, на котором зиждется развитие. Согласно ему, если существует Мир, то должны быть и Войны, а бескровная победа — чистая утопия. Ответ пришел неожиданно…

В Бытийном мире победить Зло можно с помощью Слова.
В событийном не обойтись без рукоприкладства.
Что первично? Бытие. Значит, чистим душу под него —
под все самое Высокое. Каким будет результат, позже узнаем,
или не узнаем никогда, ибо главное — чистые устремления…

Н. К. Рерих. "Св. Георгий - победитель". 1920
Н. К. Рерих. «Св. Георгий — победитель». 1920

У Николая Константиновича Рериха два змееборца. Один действует в реальном — событийном — времени, о чем свидетельствуют некоторые образные меты.

Н. К. Рерих. "Свет побеждает Тьму". 1933
Н. К. Рерих. «Свет побеждает Тьму». 1933

Другой действует в Бытийном мире, где Добро и Зло заменяется другой парой — Свет и Тьма — и именно здесь более всего созидательно Слово.

Размышления можно продлевать в бесконечность.
Главное, по-моему, не уйти от сути:
что вы считаете допустимым —
убеждение или рукоприкладство…

Бойница в двухметровой стене Староладожской крепости, открывающая прозор на Волхов в самом узком его месте
Бойница в двухметровой стене Староладожской крепости,
открывающая прозор на Волхов в самом узком его месте

Не будем углублять тему. Прощаемся с крепостью.
Если долго смотреть на воду, можно увидеть,
как по Волхову плывут ладьи и струги…

Вид на Волхов за Староладожской крепостью. Впереди по течению - Великий Новгород...
Вид на Волхов за Староладожской крепостью.
Впереди по течению — Великий Новгород…

Восхититесь рекой, пожалуйста, делать такие величаво-крутые повороты может лишь Волхов, наделенный чудодейственной силой и хранящий память о ней в своих ящероподобных извивах…

Вид с Волхова на курганы. Там - позади - озеро Ладога, что Море...
Вид с Волхова на курганы. Там — позади — озеро Ладога, что Море…

 

<—Спас на Нередице: О чем молчат ветхозаветные пророки

За Русь Святую: Изборская крепость—>

Leave a Reply