Когда мы вернулись из Баварии, то почувствовали: как бы ни было прекрасно ЧУЖОЕ, нельзя жить без СВОЕГО — того, с чем ты породнён изначально и навсегда.
Мы взяли в охапку своих друзей из Германии, что гостили у нас, и отправились в Великий Новгород — к Спасу на Нередице, непременно. Я так всегда делала в самые тяжелые периоды моей жизни и не тяжелые тоже.
Чувствуете, «Новгородской вольницей» повеяло?
То ли Волхов колдовской столь широк.
То ли Небо, за тучами прячущееся, столь высоко.
То ли наша память не спит — бережёт
лучшее в истории Древней Руси, воинственной…
До начал XX века храм дошел без крупных утрат, однако первоначальный облик в результате ремонтов существенно изменился. В 1903 — 1904 годы архитектором П. П. Покрышкиным проведена первая реставрация церкви, одна из лучших в России того периода: укреплены конструкции, раскрыты и восстановлены многие древние формы (кровля, окна).
Уже летом 1944 года начались работы по консервации остатков храма. Разбирали завалы, бережно собирали каждую крупицу, каждый осколок старой кладки. Скрепив стены скрытой арматурой, реставраторы принялись возводить своды и купол. И Нередица поднялась из небытия.
Реставрация была выполнена настолько точно, что сегодня даже многоопытный глаз специалиста не найдет ни малейших указаний на то, что перед нами «новодел».
Помню, жизнь кипела в студенческие годы. Мы общались с самыми интересными людьми, которых, оказалось, было так много в городе. Наши преподаватели тоже охотно общались с нами, раскрывая себя во многом неожиданном.
Так на одном из «четвергов» историк архитектуры Владимир Иванович Пилявский рассказывал, как советские войска входили в Новгород. Он стоял на спуске к Волхову у Юрьева монастыря и искал взглядом шлем Спаса на Нередице на противоположном берегу. Шлема на было и Спаса не было тоже. Рассказывая о давно прошедшем, он плакал, того не замечая.
ДЛЯ НАС ЭТО БЫЛ УРОК ЛЮБВИ
К АРХИТЕКТУРЕ, РОДИНЕ, ЗЕМЛЕ И НЕБУ.
Я НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЛА ЕГО…
Церковь Cпаса на Нередице возведена новгородским князем Ярославом Владимировичем за три месяца в 1198 году. Спустя год после постройки, расписана вся — от полотенец в нижнем ярусе до Пантократора в куполе.
В работе принимала участие довольно большая артель живописцев, что свидетельствует о срочности заказа. При всем различии индивидуальных манер, фресковый ансамбль обладал художественным единством и ярким своеобразием, демонстрируя принадлежность мастеров к общему потоку местной новгородской культуры.
Лишь два столетия тому назад сами русичи начали принимать крещение. Канонов в изображениях еще нет: по содержанию своему все фрески церкви философичны. Св. Иоанн Предтеча возлагает десницу на главу Христа. Тем самым акцентируется принятие Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» — поется в тропаре на водоосвящении. Справа и слева от центральных фигур стоят Ангелы небесные с полотенцами в руках подобно восприемникам от купели. Ангелы отделены небесными сферами от происходящего на земле. Христос еще Человек, но, судя по нимбу, уже Сын Божий. Взгляды всех участников крещения устремлены на Христа, и в них читается видение чуда — БОГОЯВЛЕНИЯ.
Сохранись фрески так много можно было бы узнать
о становлении ВЕРЫ на Руси языческой.