Не могу не признаться в том, что, рассмотрев произведения Федора Михайловича Достоевского под небывалым углом зрения, я получила огромное, столь же небывалое, наслаждение…
Вдруг, начали смещаться в пространстве все скорби и раздоры, вызванные «внешними обстоятельствами бытия», все внутренние надрывы и истерики, вызванные нередко тем, что только они и наполняют жизнь типичных для Достоевского героев…
А вместо них начал устремляться в Небо
СВЕТ МЕЧТАНИЙ О «ВЕКЕ ЗОЛОТОМ»
вопреки внешним обстоятельствам,
вопреки внутренней дисгармонии,
вопреки всему, что может помешать СВЕТУ СВЕТИТЬ.
И самое трогательное (до слёз) было для меня то, что Фёдор Михайлович приводил доказательства существования и необходимости «Золотого века». Мы бы и так поверили ему, но нет… Свидетельствами становились ВОСПОМИНАНИЯ «ДЕТСТВА ЗОЛОТОГО», что «выступают всю жизнь как бы светлыми точками из мрака, как бы вырванным уголком из общей картины, которая вся погасла и исчезла, кроме только этого уголочка».
«О мое милое детство!
Тогда на небе было такое ясное,
такое непетербургское солнце
и так резво, весело бились наши маленькие сердца.
Тогда кругом были поля и леса, а не груда мертвых камней.
Золотое, прекрасное время!»
«Жизнь сказывалась впервые, таинственно и заманчиво,
и так сладко было знакомиться с нею».
«Тогда за каждым кустом, за каждым деревом
как будто еще кто-то жил, таинственный и неведомый;
сказочный мир сливался с действительным»…
к ощущению своего единства со всем и вся:
с природой, в которой всё одушевлено и таинственно;
действительным миром и сказочным, воображаемым…
Вывод следует во всей своей неопровержимости…
Ощущение единства со всем и вся — отличительное свойство
восприятия мира людей «Золотого века»,
связь с которым жива в душах детей.
Это ли не доказательство,
что «ЗОЛОТОЙ ВЕК» был, а значит, и будет?!
Что делать? Слушать, что говорит
о «ЗОЛОТОМ ВЕКЕ — ЗОЛОТОМ ДЕТСТВЕ»
Фёдор Миха́йлович Достое́вский…
В 1846 — 1848 годы он написал два романа —
«Бедные люди» и «Белые ночи» —
о людях из «Золотого века»,
что продолжает бытие в душах людей.
Немногих, но не сдающихся.
1879 — 1880 годы – время создания
последнего романа Достоевского «Братья Карамазовы»,
в котором тема получает свое неожиданное завершение.
В 1881 году (в возрасте 60-ти лет) Фёдор Михайлович умер.
На разработку темы ушла вся творческая жизнь,
длиной в 35 лет. Не мало…
Идеальный — не адекватный с точки зрения реальности — человек хорошо понимает-чувствует детей — тех, в ком жив «ЗОЛОТОЙ ВЕК»…
«Это были дети той деревни, вся ватага, которая в школе училась. Я не то чтоб учил их; о, нет, там для этого был школьный учитель, Жюль Тибо; я, пожалуй, и учил их, но я больше так был с ними, и все мои четыре года так и прошли. Мне ничего другого не надобно было.
Я им всё говорил, ничего от них не утаивал. Их отцы и родственники на меня рассердились все, потому что дети наконец без меня обойтись не могли и всё вокруг меня толпились, а школьный учитель даже стал мне, наконец, первым врагом. И чего они так боялись. Ребенку можно всё говорить, — всё; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие детей, отцы и матери даже своих детей?
От детей ничего не надо утаивать, под предлогом,
что они маленькие и что им рано знать.
Какая грустная и несчастная мысль!
И как хорошо сами дети подмечают,
что отцы считают их слишком маленькими
и ничего не понимающими, тогда как они все понимают.
Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле
может дать чрезвычайно важный совет».
«О боже! когда на вас глядит эта хорошенькая птичка, доверчиво и счастливо, вам ведь стыдно её обмануть! Я потому их птичками зову, что лучше птички нет ничего на свете.
Тибо просто мне завидовал; он сначала всё качал головой и дивился, как это дети у меня всё понимают, а у него почти ничего, а потом стал надо мной смеяться, когда я ему сказал, что мы оба их ничему не научим, а они ещё нас научат.
ЧЕРЕЗ ДЕТЕЙ ДУША ЛЕЧИТСЯ…»
О, что такое мое горе и моя беда,
если я в силах быть счастливым?Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева
и не быть счастливым, что видишь его?
Говорить с человеком и не быть счастливым,
что любишь его! О, я только не умею высказать…
а сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных?
Посмотрите на ребенка, посмотрите на божию зарю,
посмотрите на травку, как она растет,
посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и вас любят… «НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕСЧАСТЬЯ НА ЗЕМЛЕ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ-ВСЕ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ…