Берлин: Kультурфорум: Подвиг во имя людей

Берлинская картинная галерея (нем. Berliner Gemäldegalerie), расположенная в Берлинском культурфоруме к западу от Потсдамской площади и обладающая великолепной коллекцией полотен XIII—XVIII вв.
Берлинская картинная галерея (нем. Berliner Gemäldegalerie), расположенная в Берлинском культурфоруме к западу от Потсдамской площади и обладающая великолепной коллекцией полотен XIII—XVIII вв.

В коллекции Галереи собраны признанные шедевры мировой живописи кисти таких мастеров, как: Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Боттичелли, Рафаэль, Тициан, Караваджо, Босх, Брейгель, Петер Пауль Рубенс и Рембрандт. Открыта в 1830 г. Реконструирована в 1998 г.

Но, в мои намерения не входит представить вам все шедевры Галереи — это невозможно. Хочу рассказать о том пронзительном открытии, которое неожиданно мне удалось пережить. Нет, пожалуй, это и не открытие вовсе, а ТАИНСТВО, ВДРУГ ТАК ЯСНО ЯВИВШЕЕСЯ В СУТИ СВОЕЙ, благодаря блистательной организации экспозиции, что свойственна берлинским музеям.

В центре здания находится главное фойе с двумя рядами колонн, плоским сводом и 32 стеклянными куполами. Архитектура Галереи прекрасна, потому что, можно сказать, ее нет - есть только то, что впускает в залы свет и заставляет перемещаться в пространстве.
В центре здания находится главное фойе с двумя рядами колонн, плоским сводом и 32 стеклянными куполами. Архитектура Галереи прекрасна, потому что, можно сказать, ее нет — есть только то, что впускает в залы свет и заставляет перемещаться в пространстве.

Фойе окружают подковой 72 выставочных зала и кабинета на двух этажах, освещаемые естественным верхним светом. Их общая площадь составляет 7000 кв. м., посетители проходят по залам музея около двух километров, площадь стен, на которых размещаются около 900 полотен, составляет 1800 погонных метров. Ещё 400 картин демонстрируются в двенадцати залах «Эскизной галереи» на цокольном этаже здания.

Первый по ходу движения экспозиционный зал называется "медитационным". Из-за него мы пришли в Галерею еще раз, не посмотрев другого. Здесь представлены картины немецких мастеров X[­[[ и XIV веков. Они - другие в сравнении с русской иконописью.
Первый по ходу движения экспозиционный зал называется «медитационным». Из-за него мы пришли в Галерею еще раз, не посмотрев другого. Здесь представлены картины немецких мастеров X[­[[ и XIV веков. Они — другие в сравнении с русской иконописью.
Зал предельно прост по архитектурному решению: он представляет собой пространственный куб со светлым потолком — Небом и деревянным полом — Землей.

Золотой Свет-Цвет источают два квадрата картин на торцевой стене. Картины столь чисты и наивны по содержанию, исполнению, что сразу же превращаются в Откровение…

Немецкая живопись XIII—XVI вв. Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних.
Немецкая живопись XIII—XVI вв.
Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних.

Вглядитесь, рисовавшие подобные картины художники
верили, что ЛЮДИ — КАК БОГИ, А БОГИ — КАК ЛЮДИ.
Во всяком случае, нет между Богами и людьми границ.

Немецкая живопись XIII—XVI вв. Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних. Рождение Христа. Богородица, Младенец, Иосиф в Вифлееме.
Немецкая живопись XIII—XVI вв.
Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних.
Рождение Христа. Богородица, Младенец, Иосиф в Вифлееме.

Рождается Младенец — Бого-Человек. Событие, что изменит судьбу всего человечества, показано как простая житейская сцена, произошедшая в маленьком городке, жители которого все обо всем знают и на произошедшее уповают, потому что верят в чудеса.

Чудесно? Да…

Немецкая живопись XIII—XVI вв. Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних. Поклонение волхвов.
Немецкая живопись XIII—XVI вв.
Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних.
Поклонение волхвов.

Волхвы — мудрецы, пришедшие с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Так оно и есть, судя, прежде всего, по одеяниям волхвов. Богоматерь волхвов привечает, а Иосиф поторапливает: пора Младенца кормить.

Чудесно? Да…

Немецкая живопись XIII—XVI вв. Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних. Христос перед Пилатом.
Немецкая живопись XIII—XVI вв.
Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних.
Христос перед Пилатом.

Лица стражников отвратительны. Такими они и должны быть у римских легионеров, что должны совершить казнь Невиновного в том, что ему вменяется в вину. Злонамеренную толпу никто не останавливает: правитель Пилат «умывает руки».

Очарователен перевод конфликта на житейский язык? Да…

Немецкая живопись XIII—XVI вв. Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних. Несение Креста.
Немецкая живопись XIII—XVI вв.
Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних.
Несение Креста.

Толпа многообразна: с многоразличным выражением чувств, что вызывает шествие Бого-Человека на казнь. Что делают тут дети — пухлые малыши? Играют — камнями Христа побивают. Нельзя…

Такое не каждый день бывает. Тру-ля-ля…

Немецкая живопись XIII—XVI вв. Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних. Фрагмент Несения Креста.
Немецкая живопись XIII—XVI вв.
Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних.
Фрагмент Несения Креста.

Все, что заповедал Бог-Отец,
исполнил Бог-Сын.
Род людской преобразился?

Немецкая живопись XIII—XVI вв. Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних. Воскрешение Христа.
Немецкая живопись XIII—XVI вв.
Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних.
Воскрешение Христа.

Конвоиры спят. Христос восстал из гроба и всех людей благословляет… Недостойны они того. Это каждый сам в своей душе определяет. Пока — до Дня Страшного суда.

Чудесно? Иного решения вопроса найти нельзя…

Немецкая живопись XIII—XVI вв. Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних. Богородица и Двенадцать Апостолов.
Немецкая живопись XIII—XVI вв.
Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних.
Богородица и Двенадцать Апостолов.

Композиция симметрична. Есть световая перспектива. Лица просты, но Боговдохновенная музыка слышна.

Апостолы исправно свой Долг выполняют,
повинуясь Учителю — Христу…

Немецкая живопись XIII—XVI вв. Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних. Завершение земного пути Богородицы, душу которой Сын забирает на Небо.
Немецкая живопись XIII—XVI вв.
Сцены из жизни Богородицы и Страстей Господних.
Завершение земного пути Богородицы,
душу которой Сын забирает на Небо.

Очень трогательная сцена…
Никто не плачет, ибо прекрасен
праведно пройденный земной путь.

Чудесному явлению Христа никто не удивляется:
Он — Сын Богоматери, не может в такой час не придти.

Триптих на боковой стене "медитационного зала"...
Триптих на боковой стене «медитационного зала»…

Да, конечно, Главное действующее лицо в рождении и распятии Бога-Человека — Бог-Отец. Это его взгляд пронзает душу пришедших в зал насладиться Светом, льющимся из двух квадратов картин на торцевой стене?

Нет…

Фрагмент алтаря Мариенкирхе в Данциге. Франко-фламандская школа. 1420 год. Бог-Отец - Святой дух - Сын Божий. Ангелы, поднимающие завесу над Предстоящим.
Фрагмент алтаря Мариенкирхе в Данциге.
Франко-фламандская школа. 1420 год.
Бог-Отец — Святой дух — Сын Божий.
Ангелы, поднимающие завесу над Предстоящим.

Это Его очень умный, проникновенный взгляд меняет ощущение разлитой в пространстве Благости на какую-то суровую Правду. То смотрит в душу каждому Бог-Отец, держащий в руках тело Распятого Сына. Правда абсолютно проста: Он отдал Сына на Распятие, чтобы тот искупил грехи людей.

Он суров Бог-Отец, ибо своим действием утверждает:
Мир станет Земным Раем, если у каждого достанет сил
пойти на ВЫСОКИЙ НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ
ВО ИМЯ ДРУГИХ.

Вы готовы? Я не знаю: я боюсь пыток…

Фрагмент алтарной иконы Мариенкирхе в Данциге. Франко-фламандская школа. 1420 год. Ангелы, поднимающие завесу над Предстоящим.
Фрагмент алтарной иконы Мариенкирхе в Данциге.
Франко-фламандская школа. 1420 год.
Ангелы, поднимающие завесу над Предстоящим.

На золотой завесе среди цветов
бродят злобные химеры…
НЕ ТВОРИТЕ, ЛЮДИ, ЗЛА…

Фрагмент алтарной иконы Мариенкирхе в Данциге. Франко-фламандская школа. 1420 год. Бог-Отец - Святой дух - Сын Божий.
Фрагмент алтарной иконы Мариенкирхе в Данциге.
Франко-фламандская школа. 1420 год.
Бог-Отец — Святой дух — Сын Божий.
Господи, отведи взгляд…
Ну зачем эти вечные муки,
в которых гибнет все лучшее???
Придумай что-нибудь другое…- Церковь с фарисеями,
что за мзду отпустят любые грехи?!
— Нет, не надо, не хочу лжи.
— Тогда остается лишь Подвиг…
Фрагмент алтарной иконы Мариенкирхе в Данциге. Франко-фламандская школа. 1420 год. Бог-Отец - Святой дух - Сын Божий.
Фрагмент алтарной иконы Мариенкирхе в Данциге.
Франко-фламандская школа. 1420 год.
Бог-Отец — Святой дух — Сын Божий.

ЖЕРТВА НЕ ДОЛЖНА ПРИНОСИТЬСЯ НАПРАСНО.
ЗА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕМ ДОЛЖЕН СЛЕДОВАТЬ
АКТ БЛАГОДАРЕНИЯ. В ДАННОМ СЛУЧАЕ — ОТ ЛЮДЕЙ.

Фрагмент алтарной иконы Мариенкирхе в Данциге. Франко-фламандская школа. 1420 год. Святой дух - Сын Божий, на лице которого написано сомнение в смысле принесенной им Жертвы (???).
Фрагмент алтарной иконы Мариенкирхе в Данциге.
Франко-фламандская школа. 1420 год.
Святой дух — Сын Божий, на лице которого написано сомнение
в смысле принесенной им Жертвы (???).

СПОСОБНЫМИ НА ПОДВИГ ОКАЖУТСЯ
ОЧЕНЬ НЕМНОГИЕ ИЗ ЛЮДЕЙ. ОСТАЛЬНЫЕ…

Фрагмент алтарной иконы Мариенкирхе в Данциге. Франко-фламандская школа. 1420 год. Возвращенный человечеству Земной Рай благодаря Искупительной Жертве.
Фрагмент алтарной иконы Мариенкирхе в Данциге.
Франко-фламандская школа. 1420 год.
Возвращенный человечеству Земной Рай
благодаря Искупительной Жертве.

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ЗАХОТЯТ СИДЕТЬ В ЗАМКЕ НА ГОРЕ,
ВЛАДЕЯ ВЛАСТЬЮ И БОГАТСТВОМ ЗЕМНЫМ…

Фрагмент алтарной иконы Мариенкирхе в Данциге. Франко-фламандская школа. 1420 год. Ангелы, поднимающие завесу над Предстоящим.
Фрагмент алтарной иконы Мариенкирхе в Данциге.
Франко-фламандская школа. 1420 год.
Ангелы, поднимающие завесу над Предстоящим.

Золотая завеса укрывает БУДУЩЕЕ…
Золотая завеса обещает, прельщает, уверяет…

 

Берлин-музеи: Немецкие мадонны прелестные—>

Leave a Reply