Кранахи в Москве 2016 год

01

02

03

04

05

06

«Венера и Амур» (1509).
«Венера и Амур» (1509).

Работа «Венера и Амур» (1509) была создана в тот период, когда Кранах Старший состоял придворным художником у курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого. Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной. После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура.

Христос и Богоматерь (1516-1520) (Гота, дворец Фриденштей)
Христос и Богоматерь (1516-1520) (Гота, дворец Фриденштей)

Картина «Христос и Богоматерь» небольшая по формату, но очень смелая по композиционному решению для своего времени. Портреты персонажей взяты максимально крупно в отрыве от традиционных религиозных сюжетов, из-за чего дистанция между ними и зрителем полностью стирается. Лукас Кранах Старший действительно был новатором, завершающим эпоху Дюрера и всего Северного Возрождения и открывающим новый период в истории живописи.

«Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523),
«Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)»
(около 1522–1523),
«Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523)
«Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)»
(около 1522–1523)

Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха; виноградная лоза означает “истинную Церковь Христову”, которую персонифицирует Богоматерь; изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе символический подтекст: гора – духовное возвышение над мирской суетой; скала – непоколебимая твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос.

11

"Большая Мадонна с младенцем под яблоней", 1526
«Большая Мадонна с младенцем под яблоней», 1526

Картина «Большая Мадонна с младенцем под яблоней» приехала в Москву из Санкт-Петербургского Эрмитажа. Если сравнить эту работу с предыдущей, то можно заметить несколько характерных особенностей, важных для всей живописи Лукаса Кранаха Старшего: это, в первую очередь, обобщенные, сглаженные черты округлых лиц Мадонны и младенца, узкие миндалевидные глаза и почти никак не выраженные эмоции. Еще одна интересная деталь – почти все женские персонажи у Кранаха рыжеволосые. Возможно, у него была одна модель, с которой он их писал.

13

14

15

"Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской со святыми Варварой, Доротеей и Маргаритой", 1510-е
«Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской
со святыми Варварой, Доротеей и Маргаритой», 1510-е

К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». На картине мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного скалистого пейзажа северной природы и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. В центре композиции – младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью. Одной рукой он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено фигурами святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары.

17

18

19

20

21

Лукас Кранах Старший и мастерская, "Христос и грешница", 1532
Лукас Кранах Старший и мастерская, «Христос и грешница», 1532

Картина принадлежит к позднему этапу творчества художника, когда он работает в основном вместе со своей мастерской. По тому, как написаны лица на этом произведении, можно сказать, где Кранах работал сам, а где ему помогали подмастерья. Центральные образы Христа и грешницы принадлежат самому мастеру: его кистью написаны крупные черты лица, ярко выделяющиеся на темном фоне. Толпа вокруг, изображенная с различными выражениями и гримасами, скорее всего создавалась его учениками.

23

24

"Грехопадение, изгнание из рая и воскрешение", 1529
«Грехопадение, изгнание из рая и воскрешение», 1529

В этой картине объединено сразу несколько библейских сюжетов: грехопадение Адамы и Евы и изгнание из рая композиционно расположены в левой части картины, справа же изображены распятие и воскрешение Христа. Сюжеты дополнены массой интересных и необычных деталей. Например, в левой части смерть, изображенная в виде скелета, гонит Адама из рая вместе с дьяволом, а в правой части агнец божий топчет скелет, символизируя тем самым воскрешение Христа и победу над смертью.

26

"Женский портрет", 1526
«Женский портрет», 1526

Кранах всегда очень точен в деталях: будь то детали одежды, тонкие пряди волос, которые он отделяет золотистыми прорисовками, или элементы пейзажа – все это можно разглядывать до бесконечности. А самый внимательный зритель обязательно заметит и знаменитую подпись мастера – крошечного крылатого дракона, который может быть нарисован где угодно.

28

29

30

31

32

33

34

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

<— «ОТ ГВЕРЧИНО ДО КАРАВАДЖО»: ВЫСТАВКА БЫЛА — УЖЕ ЕЕ НЕТ…

Leave a Reply