«Арифметический-катехизис», определяющий «право на кровь»

Тень двух нимф на жёлтой стене Башни Главного Адмиралтейства…

В жёлтый цвет в Николаевское время красят все правительственные здания, видя в цвете том символ «Поднебесной империи», где все счастливы…

Нимфы, стоящие справа и слева от въездной арки в Башне Главного Адмиралтейства, выкрашенного в цвет Имперского благоденствия, несут огромные сферы. Небесные? Земные? Или те, в которых сосредоточена вся тяжесть бедствий, легших на плечи России?

Сфера — Абсолют: явление вневременное, поэтому, в конкретном времени пребывая, каждый может его воспринимать, как пожелает. Я вижу в нём своё — тяжесть, лёгшую на женские плечи, но ни с кем в споры не вступаю.

Прежде чем прописывать статьи Раскольниковского «катехизиса» — сборника неких принципов, незыблемых как установления веры, позвольте представить вам особенности НИКОЛАЕВСКОГО ПЕТЕРБУРГА.

Главный герой НИКОЛАЕВСКОГО ПЕТЕРБУРГА — Исаакиевский собор
во всей своей непостижимой монументальности и нравоучительности.
Арх. Огюст Монферран. Строился 40 лет: с 1818 по 1858 год.

Автор «Катехизиса» — эстет, интеллектуал, ещё совсем недавно учившийся на Юридическом факультете Петербургского университета. К тому же, он — созерцатель, знающий город «до мельчайших подробностей».

Раскольников и Петербург находились в долгой, непосредственной, эстетической взаимосвязи. Город воздействовал на него с помощью «чар, колдовства, обаяния». Если так, можно сказать: Петербург — соавтор «Катехизиса».

Петербург — та скрытая, мистическая сила, «тёмная» по восприятию Раскольникова последних двух месяцев, что вызывала в нём ощущение, «будто чёрт его куда-то тащил».

Значит, чтобы понять статьи «Катехизиса», необходимо их спроектировать на Петербург Николаевской поры, или проще — на НИКОЛАЕВСКИЙ ПЕТЕРБУРГ, всё ЗЛО в себе воплотивший, по мнению воспитуемой им жертвы. Соответственно, в этом разделе будут показаны только те произведения архитектуры, что появились в Николаевскую пору, за исключением водруженного в его честь памятника на Исаакиевской площади.

Что мы увидим?
Несомненно, увидим нечто интересное…

Александровская колонна в стиле ампир. Воздвигнута в 1834 году
в центре Дворцовой площади по указу императора Николая I
в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Просмотрев альбом до конца, и вы убедитесь:
мета НИКОЛАЕВСКОГО ПЕТЕРБУРГА — АМПИР.
То — СТИЛЬ ИМПЕРИИ, в котором исходная мера — человек —
теряется, потому что ничтожна, согласно ИМПЕРСКОЙ ВЕРЕ:
бессердечной, бесчеловечной, требующей лишь подчинения.

ИМПЕРСКАЯ ВЕРА скрывает себя под ВНЕШНЕЙ КРАСОТОЙ,
воспевающей ВЕЛИКИЕ ИДЕИ ВСЕОБЩЕГО БЛАГА.
В Петербурге Великая идея принимает обличье
торжества победы в Отечественной войне 1812 года.

О победе над Наполеоном твердят все — твердит всё, но…
Через пятьдесят лет Наполеон превращается
в кумира, что, погубив пол мира, подарил человечеству
ИДЕЮ СВОБОДНОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ — без кнута и палки.

Поднялся ропот в низах — появились и другие Идеи…

Колесница Славы, установленная на Триумфальной арке Главного штаба.
Арх. Карл Росси. Скульпторы: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Арка, посвящённая Отечественной войне 1812 года, возведена в 1828 г.

Статья первая
«АРИФМЕТИЧЕСКОГО КАТЕХИЗИСА» Раскольникова:
ОБОСНОВАНИЕ «ПРАВА НА КРОВЬ» ЗАКОНОМ ПРИРОДЫ…

Люди, по закону природы, разделяются на два разряда:
низший (обыкновенных людей) – материал,
служащий для зарождения себе подобных, –
и собственно людей, то есть имеющих дар
сказать в среде своей Новое слово.

Первый разряд состоит из консервативных людей.
Они живут в послушании и любят быть послушными.
Второй разряд состоит из людей, преступающих закон.
Они – разрушители или склонны к тому.

Порядок зарождения людей, всех этих разрядов
и подразделений, должно быть, весьма верно и точно
определен арифметическим законом природы.

Нарвские Триумфальные ворота построены в 1827—1834 годы
в память о героях Отечественной войны 1812 года.
Арх. Джакомо Кваренги, Василий Стасов (воспроизведение в металле).
Ск.: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт.

Скажете, ничего себе — подразделение?! Привычнее делить на бедных и богатых. Нет, привычное деление не захватывает сути: сразу же ссылается на результат. Сущностные различия между людьми заключаются в чувствах и интеллекте, разводящих их по разные стороны барьера — «могу не могу». Одни могут лишь чужие слова повторять, потому что не способны Своего, а значит — Нового, слова сказать; другие — повторять чужого не могут.

Соответственно, эти другие неизбежно становятся
РАЗРУШИТЕЛЯМИ СТАРЫХ УСТОЕВ, вынужденных
ПРЕСТУПАТЬ ЗАКОН, хотя бы тот, который исповедует
большинство, живущее согласно спущенным свыше правилам..

Нарвские Триумфальные ворота построены в 1827—1834 годы
в память о героях Отечественной войны 1812 года.
Арх. Джакомо Кваренги, Василий Стасов (воспроизведение в металле).
Ск.: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт.

Статья вторая
«АРИФМЕТИЧЕСКОГО КАТЕХИЗИСА» Раскольникова:
ОБОСНОВАНИЕ «ПРАВА НА КРОВЬ» ВЕЛИКОЙ ИДЕЕЙ…

Необыкновенный человек имеет право разрешить
своей совести перешагнуть через иные препятствия
в том случае, если исполнение Идеи того потребует.

Масса никогда не признает за ними этого права,
казнит их и вешает и тем исполняет
консервативное свое назначение.
В следующих поколениях эта же масса
ставит казнённых на пьедестал и поклоняется им.

В Петербурге есть на этот счёт есть своё мнение…

Нарвские Триумфальные ворота построены в 1827—1834 годы
в память о героях Отечественной войны 1812 года.
Арх. Джакомо Кваренги, Василий Стасов (воспроизведение в металле).
Ск.: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт.

Через эту Арку вместе с войсками, возвращавшимися в 1814 году из Парижа, проходили «молодые генералы 1812 года». Они вынесли из похода Новую мысль: «Народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства» (П. И. Пестель)».

Они восстали, потерпели поражение, Грянули аресты, заключение в казематы Петропавловской крепости, изуверские допросы… 13 октября 1826 года по решению Верховного суда всё свершилось… Пятерых зачинщиков восстания «Декабристов» с надписями на груди «Злодеи, цареубийцы» отправили на виселицу. Большинство двинулось в Сибирь на каторгу и вечное поселение. немногие были разжалованы в солдаты.

С этого началось правление Николая I,
в течение которого он строил декорации для самооправдания.
Но город Правду помнил. Город Правды не забыл.

Московские Триумфальные ворота, сооружённые в 1838 году с посвящением «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826-1831 годы». Арх. Стасов.

Пытался император возвеличить свои собственные военные победы, но это ему не удалось. Судя по памятнику на Исаакиевской площади, перечисленные войны не были отнесены современниками к значительным событиям его царствования.

Двуглавый орёл в шапке Мономаха с гербом России на груди —
имперский символ, «населивший» НИКОЛАЕВСКИЙ ПЕТЕРБУРГ.

Статья третья
«АРИФМЕТИЧЕСКОГО КАТЕХИЗИСА» Раскольникова:
НРАВСТВЕННАЯ СТОРОНА ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ.

«Власть даруется тем, кто посмеет наклониться и взять её.
Кто крепок и силен умом и духом,
тот над ними и Властелин!
Кто много посмеет, тот у них и прав.
Кто больше всех может посметь,
тот у них и Законодатель, тот и всех правее!
Так доселе велось и так всегда будет!»

Кто эти «они»?
НИСПРОВЕРГАТЕЛИ СТАРЫХ ИДЕЙ.
РАЗРУШИТЕЛИ ТРАДИЦИОННЫХ УСТОЕВ.
УСТРОИТЕЛИ НОВОГО МИРА,
ОРГАНИЗОВАННОГО СОГЛАСНО НОВОМУ СЛОВУ.

Что это?
Замкнутое кольцо, из которого нет выхода
в справедливо устроенный мир
даже при пролитии во имя его «моря крови»???

Лико Медузы горгоны с устрашающим взглядом,
от которого застывает в жилах кровь.
То — ещё один имперский символ, «населивший» НИКОЛАЕВСКИЙ ПЕТЕРБУРГ.
Говорят, у императора Николая I был точно такой же взгляд…

Николай Павлович, и Вы хотели превратить Петербург
в холодный, мёртвый камень? Нет?
Вы, напротив, всем-всем хотели Блага,
добрыми намерениями устилая россиянам дорогу в АД?
Неужели они никогда не прозреют???

Памятник Николаю I установлен на Исаакиевской площади
между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором.
Памятник начал возводиться в 1856 году по смерти императора.
Открыть в 1859. Арх. О. Монферран. Ск. П. К. Клодт.

Четвёртая статья
«АРИФМЕТИЧЕСКОГО КАТЕХИЗИСА» Раскольникова:
НАКАЗАНИЕ ЗА ПРОЛИТУЮ КРОВЬ — СУДЕБНЫЙ ПРИГОВОР
И УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ, ЧТО ХУЖЕ КАТОРГИ…

На общих весах жизнь ничего не значит.
Одно крошечное преступленьице
не может не загладиться тысячами добрых дел…
Если… совесть разрешит ПРЕСТУПИТЬ ЗАКОН,
и, сделав первый шаг, воплотить в жизнь НОВОЕ СЛОВО.

У кого заболит совесть, так быть должно.
Тут нет ни позволения, ни запрещения.
Пусть страдает, если жаль жертву…
Страдание и боль всегда обязательны
для широкого сознания и глубокого сердца.
Истинно великие люди должны ощущать
на свете великую грусть.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади.
Горельеф «Николай I на Сенной площади в 1831 году». Ск. Р. К. Зальцман.

В горельефах гранитного пьедестала памятника представлены наиболее значительные события, которыми отмечено царствование «почивающего в Бозе» Николая I. Холерный бунт был. Судя по легенде, император лично участвовал в его усмирении, проявив чудеса храбрости.

Четвёртый горельеф назван «14 декабря 1825 года». Восстание декабристов запечатлено в лживо-аллегорической сцене: Николай вверяет своим войскам самое дорогое, что есть у него — своего сына, будущего императора Александра II.

Верноподданные царёвы рабы своим согласием на бесправие
свою судьбу на все времена однозначно определили.
И нашу судьбу они определили тоже,
ибо вера предков — Великая сила.

Марии́нский дворе́ц на Исаакиевской площади — один из трёх «политических» дворцов Петербурга, центр событий 1917 и 1991 года.
Построен в 1839—1844 гг. по проекту А. И. Штакеншнейдера
к свадьбе дочери императора Марии Николаевны.

В разговоре с сестрой Раскольников изложил причины
своего «Эстетического провала»…

Дуня…
«Брат, брат, что ты это говоришь! Но ведь ты кровь пролил!»

Раскольников… «Которую все проливают, которая льется и всегда лилась на свете, как водопад, которую льют, как шампанское, и за которую венчают в Капитолии и называют потом благодетелем человечества. Я сам хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел вместо одной этой глупости, даже не глупости, а просто неловкости, так как вся эта мысль была вовсе не так глупа, как теперь она кажется, при неудаче…

Этою глупостью я хотел только поставить себя в независимое положение, первый шаг сделать, достичь средств, и там всё бы загладилось неизмеримою пользой…

Но я, я и первого шага не выдержал, потому что я – подлец!

Николаевский дворец — трёхэтажная резиденция великого князя
Николая Николаевича в глубине обнесённого решёткой сквера
на Благовещенской площади Санкт-Петербурга (ныне Труда).
Арх. А. И. Штакеншнейдер. Построен в 1853—1861 годах.

Дуня… «Но ведь это не то, совсем не то!
Брат, что ты это говоришь!»

Раскольников…
«А! НЕ ТАК ЭСТЕТИЧЕСКИ ХОРОШАЯ ФОРМА!
Ну я решительно не понимаю: почему лупить в людей
бомбами, правильною осадой, более почтенная форма?
БОЯЗНЬ ЭСТЕТИКИ ЕСТЬ ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК БЕССИЛИЯ!»

Всё: в интеллектуально-эстетическом, романтическом бреде
появился подлинный бриллиант: мысль, что стоит всех мучений. Переходим к следующему сюжету…

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади.
Вид в ночи, что выявляет прячущиеся на свету темные силы…

Мысль покажет, как порвать кольцо,
в котором заставляет человечество пребывать
рабское послушание, бессловесное подчинение?

Думаю, что именно так, но…
Как всегда, спешить с выводами не будем.

«АДОВ КВАРТАЛ» и «ПАРАДИЗ НА НЕВЕ».
Особняк Кочубея на Конногвардейском бульваре.
Их двуединство утверждает:
«ТАК ДОСЕЛЕ ВЕЛОСЬ И ТАК ВСЕГДА БУДЕТ»???

<— “Pro et contra”: Встреча двух отверженных — убийцы и блудницы

Шиллер — Достоевский о «спасении-красотой» —>

Leave a Reply