Мечтал Уильям Моррис о Рае Земном…

Портрет Уильяма Морриса кисти Джорджа Фредерика Уоттса. 1870.

Уильям Моррис (1834 — 1896) — английский писатель, поэт, публицист, политический деятель, художник, дизайнер, гравер — поистине ренессансная личность. Родился в Уолтхэмстоу, под Лондоном, в состоятельной викторианской семье.

В 1848 году поступил в Мальборо-колледж. Осведомленность в церковной архитектуре, археологии, истории на всю жизнь определила его приверженность Средневековью. Окончил Оксфордский университет в 1856 году, получив степень бакалавра искусств. Еще в университете увлекся идеями Джона Рескина, примкнув к прерафаэлитам.

Уильям Моррис. «Прекрасная Изольда» (La Belle Iseult). 1858.
Эту картину почему-то называют «Королева Гвиневра».
Джейн Берден (муза прерафаэлитов), позировавшая для картины,
в 1859 г. стала женой Морриса.

В 1856 году Моррис начал учиться живописи у Россетти, который в то время, по рекомендации Рескина, преподавал в Оксфордском колледже. Но художником он стал средним, и сам признавал это. Из его картин, в сущности, известна только одна — «Гвиневра».

В 1859 году Уильям женился на Джейн Бёрден, изображаемую Д.Г. Россетти в образе «femme fatale». Они переехали жить в знаменитый теперь «Красный дом» («Red House»), превратившийся в место сборов общины художников-единомышленников.

«Красный дом» («Red House») построен в 1859 для семьи Моррисов архитектором Филипом Уэбблом в Бексли-Хис (ныне часть Лондона).

«Красный дом» стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью. Он был построен с участием самого Морриса и его друзей-прерафаэлитов. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены.

«Красный дом» («Red Hause»). 1859 год. Aрх. Филипп Уэббл. Бексли-Хис (ныне часть Лондона).

Создавая «прекраснейшее место на земле» для себя, семьи и друзей, Моррис задумал «добиться полного тождества собственной реальной жизни, ее человеческих связей и предметного окружения с идеальным художественным замыслом». Этот дом был попыткой воплотить в жизнь и художественную практику морально-этическую утопию Джона Рескина с ее идеалами простоты и справедливости.

«Красный дом» («Red Hause»). 1859 год. Aрх. Филипп Уэббл. Бексли-Хис (ныне часть Лондона).

Моррис с друзьями-художниками хотели превратить Дом в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженных искусством образа жизни. В профессиональном плане цель была достигнута. Возник Дом средневековый по своей философии, по стилю резко отличающийся от пышной викторианской псевдоготики, которая была очень популярна в то время. В Доме все сдержано и практично.

«Красный дом» («Red House»). 1859 год.
Витражи Берн-Джонса и Уильяма Морриса.

Семья Морриса, имевшая уэльское происхождение, не только обеспечила ему богатое викторианское окружение, в котором Уильям развивался и рос, но и поддерживала многие его художественные предприятия на протяжении всей его жизни. Идиллическое детство оказало огромное влияние на творчество Морриса уже тем, что его семья жила в наиболее живописном и зеленом пригороде Лондона, и в детстве Уильям провел много часов, созерцая окрестные красоты.

Он любил каждую травинку на прекрасной Земле.

«Красный дом» («Red House»). 1859 год.
Витражи Берн-Джонса и Уильяма Морриса.
Моррис не принимал определения Архитектуры как «искусства строить великолепно и красиво». Он противопоставлял этому определению мысль о том, что «АРХИТЕКТУРА ОХВАТЫВАЕТ ВСЮ СОВОКУПНОСТЬ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ТАК КАК ОНА ОЗНАЧАЕТ ФОРМИРОВАНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, В СООТВЕТСТВИИ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, ВСЕГО ЛИЦА ЗЕМЛИ, за исключением только наиболее отдаленных пустынь».

Наивно и опасно? Если формированием
занимаются романтики, не забывающие о Боге,
все прекрасно….

«Красный дом» («Red House»). 1859 год. Прихожая с готической дверью, изысканной прорисовкой порталов, оконных проемов,
сопряжений плоскостей….

Общая простота внутренних помещений со стенами белого цвета оттенялась художественно-выразительными предметами мебели. витражами, фресками, выполенными Э. Бёрн-Джонсом, Д.Г. Россетти, Ф.М.Брауном и другими прерафаэлитами.

«Красный дом» («Red House»). 1859 год.
Мансардный этаж с прочерченными, парящими плоскостями,
залитый светом — притягательным миражом…

Моррис говорил: «стремление человека придать объектам своей деятельерсти и окружения черту организованности и гармонии естественно». И не только говорил об этом Моррис, но и реализовывал свои идеи во всем, в каждом пространственном подразделении своего Дома.

«Красный дом» («Red House»). 1859 год. Мансардный этаж.
В декоре скамьи использованы акварели Д.Г. Россетти
из Дантовского цикла…
Интерьер перегружен, слишком активен для жилого дома? Думаю, не без причины. По-видимому, именно здесь происходили собрания друзей-единомышленников. И как кстати звучит в этом пространстве лозунг Россетти: Любовь — та сила, что движет звездами во Вселенной.
«Красный дом» («Red House»). 1859 год. Гостиная
в аристократическом английском стиле, что выше всех похвал.

Если бы вы знали, как при созерцании этого интерьера мое сердце начинает стучать, а потом замирает в ощущении полной гармонии линий, цвета, света…

Моррисовский типичный английский интерьер, что в деталях существует и сегодня во всех мебельных салонах.
А в целом? Если есть у авторов дизайнерский талант.

Творчество Морриса открывает новую страницу в истории европейского интерьера. В его эпоху стала казаться смешной помпезная торжественность буржуазных домов, и, в то же время, стали очевидными все опасности массового производства стандартных вещей.

Красный дом» («Red House»). 1859 год. Спальня
успокаивающая, укрывающая, защищающая — очень-очень своя….
Какие теплые цвета, какой золотистый свет. Формы деревянных предметов грубоваты. Так и должно быть, чтобы придать этому интерьеру уверенность в своей личной состоятельности.
Красный дом» («Red House»). 1859 год. Общая комната.
Интерьер, в котором веет свежестью утренних морозных лугов.
Хочется поежиться и растопить камин. А все цвет и свет.

Я насчитала семь оттенков малинового цвета от интенсивного до белого, окрашенного рефлексами. А вам сколько оттенков удалось увидеть?

Красный дом» («Red House»). 1859 год. Обстановка общей комнаты
рассказывает о хозяевах не только потому, что на стене висит портрет
Прекрасной дамы, похожей и на Лиззи, и на Джейн…

Лиззи-Джейн неуловима, как чудное видение, как бег орнамента по жемчужно-сине-серой стене. Хозяйка дома — искусная пианистка. Музыка в нем по сей день звучит, подобная трепету страусового пера на картине, подобная игре световых бликов на стене, подобная изысканной инкрустации на рояле.

Для какого дивного мира был создан этот Дом,
состоявшийся в своей художественной сути…

Красный дом» («Red House»). 1859 год. Общая комната.
Все элементы имеют Моррисовский дизайн. И ткань занавеса,
и обивочная ткань кресла, и гобеленовая подушка, и ковер, и деревянная обшивка цоколя, и прелестный столик.

Знаете чем это особенно хорошо?
Тем, что все элементы абсолютно современны,
так как мечта Морриса о ЗЕМНОМ РАЕ непреходяща
во все времена, во всех странах и городах,
не только в Лондоне. Так думаю я. А вы как думаете?

Красный дом» («Red House»). 1859 год
Выход в сад или наоборот: вход в Дом из сада,
связь между которыми неразрывна.

В 1861 г. вместе с Уэббом, Россетти, Берн-Джонсом, Ф.М.Брауном, Маршаллом и Чарльзом Фолкнером Моррис основал фирму «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко.», которая занималась любыми видами дизайна.

Лондон. Музей Виктории и Альберта, экспонаты которого рассказывают о различных стилях архитектуры и дизайна.
«Зеленая столовая» Уильяма Морриса — «Моррисовский зал».
В прорыве сте виден зал в стиле Ампир. Сравните…

Вскоре Музей Виктории и Альберта обратился к фирме с просьбой заняться отделкой одного из залов, который назывался «Зеленая столовая», но с тех пор он известен как «Моррисовский зал». Витражи Берн-Джонса, панели, замечательный сундук и пр. — комната целиком является экспонатом музея.

Лондон. Музей Виктории и Альберта, экспонаты которого рассказывают о различных стилях архитектуры и дизайна.
«Зеленая столовая» Уильяма Морриса — «Моррисовский зал».

Моррис был проповедником простоты. По его мнению, архитектурные сооружения и мебель следовало проектировать, сообразуясь с материалом и процессами обработки. Украшение поверхностей тоже должно быть плоскостным, а не стремиться к созданию иллюзорности.

Но, что за плоскости это были!

Лондон. Музей Виктории и Альберта, экспонаты которого рассказывают о различных стилях архитектуры и дизайна.
«Зеленая столовая» Уильяма Морриса — «Моррисовский зал».

Интерьеры Морриса преследовали одну цель — внушать ощущение спокойной интимности. Хотя сам Моррис утверждал, что является приверженцем средневековой традиции, он никогда не следовал ей слепо, а старался передать ее дух. Впервые после рококо Моррис создал новый стиль орнамента, что само по себе, уже немалая заслуга.

Лондон. Музей Виктории и Альберта, экспонаты которого рассказывают о различных стилях архитектуры и дизайна.
«Зеленая столовая» Уильяма Морриса — «Моррисовский зал».
Комод с росписями Берн-Джонса.

Дирекция музея сокрушалась по поводу того, во что обошлась отделка «Зеленой столовой». Те, кто видел дизайнерские работы фирмы, замечали: если хочешь соответствовать стандартам Морриса, имей толстый кошелек.

По-моему, этот комод — шедевр.
Его нужно поставить в комнате на пьедестал
и, преклонив колена, поклоняться, как явлению чуда.

Молчу, ничего не говорю — созерцаю…

Гобелены фирмы «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко.», характеризующие ее основателя как РЕНЕССАНСНУЮ ЛИЧНОСТЬ.

В литературе Моррис начинал как поэт (сборник «The Defence of Guenevere and Other Poems», 1858 г.). Среди других работ — объёмная поэма «The Life and Death of Jason» (1867 г.), так ценимая Борхесом и основанный на скандинавских, и греческих легендах цикл поэм «The Earthly Paradise» (1868 г.). Переводил исландские саги, оказавшие влияние на его собственное творчество; переводчик «Энеиды» и «Одиссеи».

Гобелены фирмы «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко.», характеризующие ее основателя как РЕНЕССАНСНУЮ ЛИЧНОСТЬ.

Стоящие у истоков сказочной фантастики романы Уильяма Морриса (которые многие критики считают наиболее значительными его произведениями, оригинальны по замыслу и воплощению, хотя и написаны под несомненным влиянием древнеисландского фольклора и гомеровского эпоса) «A Tale of the House of the Wolfings» (1889 г.), «The Roots of the Mountains» (1890 г.), «The Well at the World’s End» (1896 г.), «The Wood Beyond the World» (1894 г.) оказали громадное влияние на последующих творцов фэнтези — Толкина, Льюиса, Дансени и др.

Гобелены фирмы «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко.», характеризующие ее основателя как РЕНЕССАНСНУЮ ЛИЧНОСТЬ.

Творчество Морриса-социалиста, будучи членом Социал-демократической федерации и Социалистической лиги, включает его лекции, рассказ «Сон про Джона Болла» (1888 г.), роман-утопию «Вести из ниоткуда, или Эпоха мира» (1890 г.), стихотворения в сборнике «Poems by the Way» (1891 г.) и ряд других произведений.

Пример книги, оформленной Уильямом Моррисом.

Моррис сыграл также важную роль в развитии частного книгопечатания, основав свое собственное издательство «Kelmscott Press» в 1890 году. До сих пор в его лондонском доме, в Уэлтемстоу и в поместье Кельмскотт (Оксфордшир) хранится коллекция работ У.Морриса и его современников.

Моррис создал ряд новых шрифтов и полиграфических приемов в духе первопечатников (выпущенный его издательством «Келмскотт-пресс» том «Кентерберийских рассказов» Чосера считается одной из самых прекрасных книг, когда-либо напечатанных).

Предметы, производимые компанией «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко.», — от наперстков до мебели уникального дизайна, что характеризуют стремление своих создателей проникнуть во все сферы человеческой жизни….

Компания «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко.» занималась тем, что производила мебель, ткани, ковры… Берн-Джонс и Моррис определяли главную концепцию фирмы как подражание средневековому ремесленному цеху. Они считали искусство «ВЫРАЖЕНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РАДОСТИ В ТРУДЕ» и рассматривали его как существенную часть человеческой жизни.

Предметы, производимые компанией «Моррис, Маршалл, Фолкнер
и Ко.», что характеризуют стремление своих создателей проникнуть во все сферы человеческой жизни, задав им должный художественный уровень…
Предметы, производимые компанией «Моррис, Маршалл, Фолкнер
и Ко.», что характеризуют стремление своих создателей проникнуть во все сферы человеческой жизни, задав им должный художественный уровень…

Позднее фирма старалась выпускать вещи для людей со скромным достатком. Самым знаменитыми образцами мебели простых форм стала серия «сассекских» стульев. «Мебель добрых горожан», как ее называли, создавалась на основе народной традиции английских сельских домов, восходящей к XVIII веку. «Сассекские» стулья продавались намного дешевле других изделий фирмы и были, безусловно, по карману со скромными средствами.

Предметы, производимые компанией «Моррис, Маршалл, Фолкнер
и Ко.», что характеризуют стремление своих создателей проникнуть во все сферы человеческой жизни, задав им должный художественный уровень…

Постепенно Моррис понимает, что, несмотря на попытки создавать дешевые вещи, его фирма, делающая по-настоящему красивые предметы быта, работает только на богатых. Он столкнулся с дилеммой: изделия ручной работы намного дороже фабричных и, стало быть, недоступны массам неимущих.

Возрождение ремесел, вызов традиционной иерархии искусств, акцент на социальное значение способа производства вылилось в основание в 1883 Гильдии работников искусства, которая становится центром лондонского «Движения искусств и ремесел». В 1888 Уолтер Крейн определил цель «Движения искусств и ремесел»: «превратить художников в ремесленников, а ремесленников – в художников». В 1888 году состоялась первая выставка. На второй выставке Общества Моррис экспонировал гобелены и раскрашенные хлопчатобумажные ткани.

Образцы рисунков для обоев и тканей, учитывающие их возможное машинное производство…

Отвергая машинное производство, Моррис не смог сделать качественные вещи доступными массовому потребителю, повлиять на быт и художественную культуру времени. Признав это, он пришел к выводу, что идеал неосуществим вне преобразований общества. Отвергая веру в эстетическую утопию, Моррис, однако, не отказался от утопизма как такового, примкнув в 1883 году к социалистическому движению.

В 1887 он основывает «Движение искусств и ремесел» (Arts and Crafts), которое распространяет его идеи едва ли не на все области художественной деятельности. «Искусства и ремесла» становятся наименованием стиля, проявившегося в архитектуре, мебели и книжной графики, в росписях на тканях, в создании садов и керамике.

«Движение искусств и ремесел» создало модель для деятельности последующих художественных групп последней четверти XIX в.

Этот стиль отличался насыщенной декоративностью, камерностью, тщательно продуманной простотой и рукотворностью. Вскоре он завоевал популярность во всей Европе и спровоцировал возникновение модерна — нового «большого» стиля в европейском искусстве.

Портрет Уильяма Морриса кисти сэра Уильяма Блейка. 1890 год.

Умер Моррис в 1896 году. Его врач объявил, что причина смерти заключается в том, что «он просто был Уильямом Моррисом и сделал работы больше, чем десять человек». Его вклад в развитие и реализацию принципов «Движения искусств и ремесел» неоценим. Идеи движения, направленные на гармонизацию индустриального общества, способствовали выработке нового направления массового механизированного производства товаров широкого спроса, которое впоследствии будет именоваться «дизайн».

Портрет Джейн Моррис, выполненный Эвелиной де Морган. 1904.

В этом браке Джейн родила двух дочерей – Джейн Алису (Дженни) в 1861 году и Мэри (Мэй) в 1862 году.

Похоронив мужа, Джейн Моррис встретила ХХ век, насладилась славой, которая сопутствовала картинам многих прерафаэлитов и умерла 26 января 1914 года в Бате.

Так была исчерпана жизнь двух людей, определенная судьбой,
что требовала от них быть собой — какими они и были
соответственно их трезвому уму и горячему сердцу…

Оставить комментарий: