Уильям Моррис (1834 — 1896) — английский писатель, поэт, публицист, политический деятель, художник, дизайнер, гравер — поистине ренессансная личность. Родился в Уолтхэмстоу, под Лондоном, в состоятельной викторианской семье.
В 1848 году поступил в Мальборо-колледж. Осведомленность в церковной архитектуре, археологии, истории на всю жизнь определила его приверженность Средневековью. Окончил Оксфордский университет в 1856 году, получив степень бакалавра искусств. Еще в университете увлекся идеями Джона Рескина, примкнув к прерафаэлитам.
В 1856 году Моррис начал учиться живописи у Россетти, который в то время, по рекомендации Рескина, преподавал в Оксфордском колледже. Но художником он стал средним, и сам признавал это. Из его картин, в сущности, известна только одна — «Гвиневра».
В 1859 году Уильям женился на Джейн Бёрден, изображаемую Д.Г. Россетти в образе «femme fatale». Они переехали жить в знаменитый теперь «Красный дом» («Red House»), превратившийся в место сборов общины художников-единомышленников.
«Красный дом» стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью. Он был построен с участием самого Морриса и его друзей-прерафаэлитов. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены.
Создавая «прекраснейшее место на земле» для себя, семьи и друзей, Моррис задумал «добиться полного тождества собственной реальной жизни, ее человеческих связей и предметного окружения с идеальным художественным замыслом». Этот дом был попыткой воплотить в жизнь и художественную практику морально-этическую утопию Джона Рескина с ее идеалами простоты и справедливости.
Моррис с друзьями-художниками хотели превратить Дом в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженных искусством образа жизни. В профессиональном плане цель была достигнута. Возник Дом средневековый по своей философии, по стилю резко отличающийся от пышной викторианской псевдоготики, которая была очень популярна в то время. В Доме все сдержано и практично.
Семья Морриса, имевшая уэльское происхождение, не только обеспечила ему богатое викторианское окружение, в котором Уильям развивался и рос, но и поддерживала многие его художественные предприятия на протяжении всей его жизни. Идиллическое детство оказало огромное влияние на творчество Морриса уже тем, что его семья жила в наиболее живописном и зеленом пригороде Лондона, и в детстве Уильям провел много часов, созерцая окрестные красоты.
Он любил каждую травинку на прекрасной Земле.
Моррис не принимал определения Архитектуры как «искусства строить великолепно и красиво». Он противопоставлял этому определению мысль о том, что «АРХИТЕКТУРА ОХВАТЫВАЕТ ВСЮ СОВОКУПНОСТЬ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ТАК КАК ОНА ОЗНАЧАЕТ ФОРМИРОВАНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, В СООТВЕТСТВИИ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, ВСЕГО ЛИЦА ЗЕМЛИ, за исключением только наиболее отдаленных пустынь».
Наивно и опасно? Если формированием
занимаются романтики, не забывающие о Боге,
все прекрасно….
Общая простота внутренних помещений со стенами белого цвета оттенялась художественно-выразительными предметами мебели. витражами, фресками, выполненными Э. Бёрн-Джонсом, Д.Г. Россетти, Ф.М.Брауном и другими прерафаэлитами.
Моррис говорил: «стремление человека придать объектам своей деятельности и окружения черту организованности и гармонии естественно». И не только говорил об этом Моррис, но и реализовывал свои идеи во всем, в каждом пространственном подразделении своего Дома.
Если бы вы знали, как при созерцании этого интерьера мое сердце начинает стучать, а потом замирает в ощущении полной гармонии линий, цвета, света…
Творчество Морриса открывает новую страницу в истории европейского интерьера. В его эпоху стала казаться смешной помпезная торжественность буржуазных домов, и, в то же время, стали очевидными все опасности массового производства стандартных вещей.
Я насчитала семь оттенков малинового цвета от интенсивного до белого, окрашенного рефлексами. А вам сколько оттенков удалось увидеть?
Лиззи-Джейн неуловима, как чудное видение, как бег орнамента по жемчужно-сине-серой стене. Хозяйка дома — искусная пианистка. Музыка в нем по сей день звучит, подобная трепету страусового пера на картине, подобная игре световых бликов на стене, подобная изысканной инкрустации на рояле.
Для какого дивного мира был создан этот Дом,
состоявшийся в своей художественной сути…
Знаете чем это особенно хорошо?
Тем, что все элементы абсолютно современны,
так как мечта Морриса о ЗЕМНОМ РАЕ непреходяща
во все времена, во всех странах и городах,
не только в Лондоне. Так думаю я. А вы как думаете?
В 1861 г. вместе с Уэббом, Россетти, Берн-Джонсом, Ф.М.Брауном, Маршаллом и Чарльзом Фолкнером Моррис основал фирму «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко.», которая занималась любыми видами дизайна.
Вскоре Музей Виктории и Альберта обратился к фирме с просьбой заняться отделкой одного из залов, который назывался «Зеленая столовая», но с тех пор он известен как «Моррисовский зал». Витражи Берн-Джонса, панели, замечательный сундук и пр. — комната целиком является экспонатом музея.
Моррис был проповедником простоты. По его мнению, архитектурные сооружения и мебель следовало проектировать, сообразуясь с материалом и процессами обработки. Украшение поверхностей тоже должно быть плоскостным, а не стремиться к созданию иллюзорности.
Но, что за плоскости это были!
Интерьеры Морриса преследовали одну цель — внушать ощущение спокойной интимности. Хотя сам Моррис утверждал, что является приверженцем средневековой традиции, он никогда не следовал ей слепо, а старался передать ее дух. Впервые после рококо Моррис создал новый стиль орнамента, что само по себе, уже немалая заслуга.
Дирекция музея сокрушалась по поводу того, во что обошлась отделка «Зеленой столовой». Те, кто видел дизайнерские работы фирмы, замечали: если хочешь соответствовать стандартам Морриса, имей толстый кошелек.
Молчу, ничего не говорю — созерцаю…
В литературе Моррис начинал как поэт (сборник «The Defence of Guenevere and Other Poems», 1858 г.). Среди других работ — объёмная поэма «The Life and Death of Jason» (1867 г.), так ценимая Борхесом и основанный на скандинавских, и греческих легендах цикл поэм «The Earthly Paradise» (1868 г.). Переводил исландские саги, оказавшие влияние на его собственное творчество; переводчик «Энеиды» и «Одиссеи».
Стоящие у истоков сказочной фантастики романы Уильяма Морриса (которые многие критики считают наиболее значительными его произведениями, оригинальны по замыслу и воплощению, хотя и написаны под несомненным влиянием древнеисландского фольклора и гомеровского эпоса) «A Tale of the House of the Wolfings» (1889 г.), «The Roots of the Mountains» (1890 г.), «The Well at the World’s End» (1896 г.), «The Wood Beyond the World» (1894 г.) оказали громадное влияние на последующих творцов фэнтези — Толкина, Льюиса, Дансени и др.
Творчество Морриса-социалиста, будучи членом Социал-демократической федерации и Социалистической лиги, включает его лекции, рассказ «Сон про Джона Болла» (1888 г.), роман-утопию «Вести из ниоткуда, или Эпоха мира» (1890 г.), стихотворения в сборнике «Poems by the Way» (1891 г.) и ряд других произведений.
Моррис сыграл также важную роль в развитии частного книгопечатания, основав свое собственное издательство «Kelmscott Press» в 1890 году. До сих пор в его лондонском доме, в Уэлтемстоу и в поместье Кельмскотт (Оксфордшир) хранится коллекция работ У.Морриса и его современников.
Моррис создал ряд новых шрифтов и полиграфических приемов в духе первопечатников (выпущенный его издательством «Келмскотт-пресс» том «Кентерберийских рассказов» Чосера считается одной из самых прекрасных книг, когда-либо напечатанных).
Компания «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко.» занималась тем, что производила мебель, ткани, ковры… Берн-Джонс и Моррис определяли главную концепцию фирмы как подражание средневековому ремесленному цеху. Они считали искусство «ВЫРАЖЕНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РАДОСТИ В ТРУДЕ» и рассматривали его как существенную часть человеческой жизни.
Позднее фирма старалась выпускать вещи для людей со скромным достатком. Самым знаменитыми образцами мебели простых форм стала серия «сассекских» стульев. «Мебель добрых горожан», как ее называли, создавалась на основе народной традиции английских сельских домов, восходящей к XVIII веку. «Сассекские» стулья продавались намного дешевле других изделий фирмы и были, безусловно, по карману со скромными средствами.
Постепенно Моррис понимает, что, несмотря на попытки создавать дешевые вещи, его фирма, делающая по-настоящему красивые предметы быта, работает только на богатых. Он столкнулся с дилеммой: изделия ручной работы намного дороже фабричных и, стало быть, недоступны массам неимущих.
Возрождение ремесел, вызов традиционной иерархии искусств, акцент на социальное значение способа производства вылилось в основание в 1883 Гильдии работников искусства, которая становится центром лондонского «Движения искусств и ремесел». В 1888 Уолтер Крейн определил цель «Движения искусств и ремесел»: «превратить художников в ремесленников, а ремесленников – в художников». В 1888 году состоялась первая выставка. На второй выставке Общества Моррис экспонировал гобелены и раскрашенные хлопчатобумажные ткани.
Отвергая машинное производство, Моррис не смог сделать качественные вещи доступными массовому потребителю, повлиять на быт и художественную культуру времени. Признав это, он пришел к выводу, что идеал неосуществим вне преобразований общества. Отвергая веру в эстетическую утопию, Моррис, однако, не отказался от утопизма как такового, примкнув в 1883 году к социалистическому движению.
В 1887 он основывает «Движение искусств и ремесел» (Arts and Crafts), которое распространяет его идеи едва ли не на все области художественной деятельности. «Искусства и ремесла» становятся наименованием стиля, проявившегося в архитектуре, мебели и книжной графики, в росписях на тканях, в создании садов и керамике.
«Движение искусств и ремесел» создало модель для деятельности последующих художественных групп последней четверти XIX в.
Этот стиль отличался насыщенной декоративностью, камерностью, тщательно продуманной простотой и рукотворностью. Вскоре он завоевал популярность во всей Европе и спровоцировал возникновение модерна — нового «большого» стиля в европейском искусстве.
Умер Моррис в 1896 году. Его врач объявил, что причина смерти заключается в том, что «он просто был Уильямом Моррисом и сделал работы больше, чем десять человек». Его вклад в развитие и реализацию принципов «Движения искусств и ремесел» неоценим. Идеи движения, направленные на гармонизацию индустриального общества, способствовали выработке нового направления массового механизированного производства товаров широкого спроса, которое впоследствии будет именоваться «дизайн».
В этом браке Джейн родила двух дочерей – Джейн Алису (Дженни) в 1861 году и Мэри (Мэй) в 1862 году.
Похоронив мужа, Джейн Моррис встретила ХХ век, насладилась славой, которая сопутствовала картинам многих прерафаэлитов и умерла 26 января 1914 года в Бате.