То — расследование, завершающее Линдерхофский цикл. Вопрос был один: как Баварский король Людвиг II в течение 10 лет делал все, чтобы убить в себе Короля.
РАБОТА НАД АЛЬБОМОМ ЗАВЕРШЕНА 07.02.2012
Трагические события на Штарнбергском озере произойдут в 1886 году. Значит, Десять лет эта пещера будет убивать Короля в Людвиге II…
Страшный пролом в нагромождении камней.
Открывая железную дверь, Людвиг
уходил туда, откуда не возвращаются…
Почему оттуда не возвращаются?
Сейчас и мы откроем дверь и увидим воочию,
каково оно — это явление Ада, а может быть, и не Ада…
Идея реализована «творцом ландшафтов» Августом Дириглем. За основу взята типичная карстовая пещера со сталактитами, сталагмитами, сталагнатами…
Карстовые пещеры начали осваиваться, как туристические объекты, в 1800 году. Людвиг на 20 с лишним лет опередил новую отрасль превращения подземного мира в многокрасочное шоу…
«Грот Венеры» должен соответствовать «внутренности Венериной горы (Хёрзельберг близ Эйзенаха)», описанной Вагнером в либретто к его опере «Тангейзер». Привожу фрагмент описания… То — «глубокий грот, делающий повороты и как бы уходящий в бесконечность. Сверху из расселины, проходит слабый дневной свет».
Еще не начался Спектакль,
а музыка «каменной капели» уже видима и слышна
в холодном полусвете…
По либретто «с обеих сторон грота – скалистые выступы неправильной формы, поросшие причудливыми, коралловидными тропическими растениями».
И здесь сталактитов и сталагмитов каменная капель, даже массивная плоть сталагнатов украшена гирляндами искусственных цветов. Зачем? Цветы — свидетельства любви даже в Подземном мире?
Это подобие сталагната названо «Утесом Лорелеи». Не знаю, кем, но думаю, не стоит так его называть, ибо золотоволосая Дева ничем не связана с «Гротом», что к Подземному миру принадлежит……
Электрическое освещение, искусственно создаваемые волны, смена световых эффектов с помощью вращающихся стеклянных пластинок, приводимых в действие одним из первых в Европе электрических генераторов фирмы Siemens… Самая современная техника того времени стояла за чудесами воплощенного мира королевских иллюзий и грез.
Общая длина «Грота» — 100 метров, высота — несколько более 10 метров. Пещера создавалась только для Него — Одного. Никого из посторонних Людвиг не допускал в романтический РАЙ или АД.
Пропорция 1 к 10 придает залу под открыты небом парадность. Пример тому: Театральная улица (или Зодчего Росси) в Санкт-Петербурге — всеми признанный шедевр.
При каменных — не небесных — сводах над головой
пропорция 1 к 10 не может не вызывать эффекта
придавленности, непременной подавленности…
Об этом не могли не знать устроители «Грота».
Значит, подобные ощущения были желательны.
Людвиг издевался Сам над Собой?
Или не мог превозмочь последствий депрессии,
заставляющей даже простых смертных
предпочитать всему и вся закрытость и черный цвет?
В либретто Вагнера написано… «Вдоль всего свода низвергается зеленоватый водопад, бурно пенящийся в камнях. Из образующегося бассейна течёт ручей, расширяющийся в озеро».
В пещере создано подземное озеро, по которому плавает
золотой челн из ракушек, прорисованный Францем Зайтцем
в соответствии с желаниями Его — Людвига Баварского самого…
Чтобы прогреть холодный грот хотя бы до 18-ти градусов, требовалось целых четыре дня, и король приобрел первый в Баварии паровой двигатель, что смог не только прогревать холодную пещеру, но и вызывать колебание волн в подземном озере.
В таинственном 100-метровом «Гроте Венеры» монарх-романтик плавал на золотой лодке среди фосфоресцирующих искусственных камней.
Челн обвит гирляндой из розовых эдельвейсов.
Над сиденьем две белых горлицы бьют крыльями
в такт движению прекрасного сооружения.
При желании челном можно править,
воспользовавшись веслами (или веслом),
напоминающими сервизные фарфоровые ложечки.
На носу челна восседает Амур с золотым луком
и стрелами, готовыми поразить в сердце всех,
кто сопротивляется чувству Любви…
Четыре дельфинчика резвятся у подножия челна…
Ах, куртуазный мир, у тебя своя красота,
непреодолимая, непобедимая даже в сознании
страдающего от одиночества Короля…
Описание картины по Вагнеру…
«Перед пещерой, на авансцене, покоится на великолепном ложе Венера. Легендарный менестрель Тангейзер положил голову на колени богини. Рядом с ним – его арфа. Слева от ложа расположились три Грации. В стороне и позади ложа играет множество маленьких Амуров. Они играют и засыпают подобно утомившимся от возни детям».
«Весь передний план освещён чудесным красноватым светом, проникающим снизу; сквозь эту алую дымку сильными пятнами пробиваются изумрудно-зелёный тон водопада и белизна его пенящихся волн. Отдалённая глубина заднего плана с берегами озера окутана сияющей голубой мглою, словно озарённая лунным светом».
«На высоких скалистых уступах видны юноши с чашами в руках. Нимфы заводят призывный хоровод вокруг пенящегося бассейна, увлекая юношей, соблазнённых манящими телодвижениями нимф. Искание, убегание и грациозное заигрывание оживляют танец».
«Грот» служил Людвигу домашним театром —
особым: бывает театр одного актера,
а здесь был ТЕАТР ОДНОГО ЗРИТЕЛЯ.
Людвиг хотел поставить в «Гроте» Первый акт «Тангейзера» и не поставил. В «Грот» приходить не перестал. Каким же чувствам- мыслям он предавался, когда в «Гроте» музыка не звучала — когда он пребывал в Тишине, с ним говорящей, в нем самом звучащей???
И я бы не поверила никогда, что можно найти ответ на подобный вопрос. Пусть приблизительный. Пусть документально не подтвержденный, а потому неубедительный. И однако, завязалась цепь подставков, что буквально заставила меня пройти по этой цепи…
Есть у «Грота Венеры» еще одна особенность. Параллельно с игрой оркестра сотни электрических лампочек освещали пространство пещеры попеременно красным, голубым, зеленым и желтым светом…
Никто не сможет сказать, были ли совпадения между чередованием цветов и тембральным окрасом музыки. Я могу заметить лишь одно: совпадения могли быть, сначала случайные — не больше, но именно так — из случайного — вырастает закономерное, а не иначе.
Значит, «Грот Венеры» — одно из первых воплощений принципов современной цвето-музыки. Симфоническая «Поэма экстаза» Александра Скрябина, открывшего цвето-музыкальное направление, написана в 1907 году. Людвиг опередил открытие на 30 лет…
Программа «Поэмы экстаза» изложена Скрябиным очень подробно во всех деталях на десяти страницах стихотворного текста. Вместе с партитурой программа никогда не печаталась и сразу же стала библиографической редкостью. Уже после того, как партитура была сдана в печать, композитор обозначил в нотах основные темы «Поэмы»…
МОТИВ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ.
МОТИВ УЖАСА.
ТЕМА ВОЛИ.
РИТМЫ ТРЕВОЖНЫЕ и так далее…
Я читала стихи композитора и чувствовала: написанное Скрябиным отражает МУЧЕНИЯ ДУХА, характерные для людей порубежья XIX — XX веков, а значит, и для него — нашего Короля, в высшей степени наделенного способностью переживать экстатические сомнения, наваждения, иллюзии, грезы, мечты…
Хотите проверить? Что?
Заговорят ли Скрябинские стихи,
на фоне цвето-музыкальных Людвиговых снов?
Вперед…
Дух,
Жаждой жизни окрыленный,
Увлекается в полет
На высоты отрицанья.
Там в лучах его мечты
Возникает мир волшебный
Дивных образов и чувств.
Дух играющий,
Дух страдающий,
Дух, сомнением скорбь создающий,
Отдается мученью любви.
Меж цветов своих творений
Он терзаньем пребывает,
Целым миром потрясений
Он их к смерти призывает.
Страхом трепетным объятый
Он готов уж впасть в забвенье,
Но внезапно…
Предчувствия светлого,
Ритмы веселые
В нем зарождаются.
Сладостный миг!
Лучами надежды
Вновь озаренный
К жизни стремлением
Он загорается.
Он силу божественной
Воли своей.
В темные бездны
Взором сжигающим
Он проникает,
Исполненный гнева
И возмущенья
Дерзкий вызов он бросает, —
Загорается борьба.
Зияют разверстые
Пасти чудовищ,
Грозно сверкают
Страстные молнии
Воли божественной,
Всепобеждающей;
Отблески яркие
Светом волшебным
Мир озаряют.
Забывая о цели любимой,
Дух отдается борьбе с опьянением!
Дух познает
Природу божественной
Своей сущности.
Он понимает,
Что хочет борьбы.
Он захотел —
И события
В стройном порядке
Окружили
Этот порыв.
Играет, меняется
Чувство капризное,
И вселенная
С ним вибрирует,
Его объясняя,
Его утверждая.
Он хочет победы,
Он победил,
Он торжествует!
Но чем омрачен
Этот радостный миг?
Именно тем,
Что он цели достиг.
Он сожалеет
О прошлой борьбе;
И на мгновение
Чувствует он
Скуку, уныние и пустоту.
Но жаждою жизни
Вновь окрыленный
Увлекается в полет
На высоты отрицанья.
Там в лучах его мечты
Возникает мир волшебный
Дивных образов и чувств.
И ничем не возмущаемый
Может вечно отдаваться
Он излюбленным мечтам.
Но чем же, чем, о дух мятежный,
Опять нарушен твой покой?
Не ритмы тревожные
Тебя омрачают,
Не призраки страшные
Тебе угрожают,
То яд разлагающий
Однообразия,
Червь пресыщения
Чувство съедает.
И криком больным
Огласилась вселенная:
Иного!
Нового!
Наслажденьем утомленный,
Наслажденьем, но не жизнью,
Дух уносится в полет
В область скорби и страданья.
И в свободном возвращении
В мир мечтаний и тревог
Он чудесно постигает
Смысл тайный бездны зла.
Снова раскрылись черные пасти,
Снова зияют, грозят поглотить,
Снова победа, опять опьянение,
И упоенье,
И пресыщенье.
Этим ритмом учащенным
Бейся жизни пульс сильней!
О мой мир, моя жизнь,
Мой расцвет, мой экстаз!
Ваше каждое мгновенье
Создаю я отрицаньем
Раньше пережитых форм.
Могуществом воли
Единой, свободной,
Всегда созидающей,
Все излучающей,
Дивно играющей
Множеством форм.
Он себя познает
Трепетом жизни,
Хотеньем расцвета,
Любовью-борьбой.
Дух играющий,
Дух порхающий,
Вечным стремленьем
Экстаз создающий,
Отдаться блаженству любви.
Меж цветов своих творений
Он свободой пребывает.
«Я к жизни призываю вас,
Скрытые стремленья!
Вы, утонувшие
В темных глубинах
Духа творящего,
Вы боязливые
Жизни зародыши,
Вам дерзновенье
Я приношу!
Я — свобода тобою любимая,
Ты мой возлюбленный мир!
Я прихожу
Тебя ослепить
Великолепием
Снов очарованных;
Я приношу тебе
Прелесть волшебную
Жгучей любви
И ласк неизведанных.
Отдавайся доверчиво мне!
Я настигну тебя океаном блаженств
Влюбленным, манящим, ласкающим,
То тяжелой волной набегающим,
То лишь в отдаленьи играющим,
И целующим тебя
Лишь разбрызгами.
А ты будешь безумно хотеть
Иного
Нового!
И тогда дождем цветочным
Буду падать на тебя,
Целой гаммой ароматов
Буду нежить и томить,
Игрой благоуханий
То нежных, то острых,
Игрой прикосновений,
То легких, то бьющих.
И замирая
Ты будешь страстно
Шептать:
Еще,
Всегда еще!
Тогда я ринусь на тебя
Толпой чудовищ страшных
С диким ужасом терзаний,
Я наползу кишащим стадом змей
И буду жалить и душить!
А ты будешь хотеть
Все безумней, сильней.
Я тогда упаду на тебя
Дождем дивных солнц.
И зажгу вас молниями
Моей страсти,
Священные
Огни желаний
Самых сладостных,
Самых запретных,
Самых таинственных.
И ты весь — одна волна
Свободы и блаженства.
Создав тебя множество,
И подняв вас,
Легионы чувств,
О чистые стремленья,
Я создаю тебя,
Сложное единое,
Всех вас охватившее
чувство блаженства.
Я миг, излучающий вечность,
Я утверждение,
Я Экстаз».
Пожаром всеобщим
Объята вселенная.
Дух на вершине бытья.
И чувствует он
Силы божественной,
Воли свободной
Прилив бесконечный.
Он весь дерзновение.
Что угрожало —
Теперь возбужденье,
Что ужасало —
Теперь наслажденье,
И стали укусы пантер и гиен
Лишь новою лаской,
Новым терзаньем,
А жало змеи
Лишь лобзаньем сжигающим.
И ОГЛАСИЛАСЬ ВСЕЛЕННАЯ
РАДОСТНЫМ КРИКОМ
Я ЕСМЬ!
Огласилась лишь в «Поэме экстаза» Скрябина.
Баварский король Людвиг II из «Пещеры иллюзий»
в Реальный мир не вернулся — сомкнулись над ним Воды…