Королевская галерея красоты: Приложение для любознательных

Мюнхен. Нимфенбург — город нимф, тени которых бродят по аллеям парка.
Лебеди их не пугают и сами никого не боятся:
по-видимому, верят, что Нимфенбург — и их царство.
Мюнхен. Нимфенбург. Галерея красавиц.
То — коллекция портретов, заказанная королем Людвигом I Баварским.
Почти все портреты написаны придворным художником короля
Джозефом Карлом Штилером между 1827 и 1850 годами.

По желанию короля в галерее должны были собираться портреты красавиц всех сословий, которых можно встретить на улицах Мюнхена. Одно условие должно было выдерживаться — Красота, свойственная каждой из них.

Так у нас появляется потрясающая возможность увидеть,
глазами великого эстета — короля Людвига I —
тип женской красоты первой половины XIX века…

Художник Йозеф Карл Штилер (1781 — 1858) —
известный немецкий художник-портретист.

Штилер родился в семье резчика печатей курфюршеского монетного двора в Майнце. Первые шаги в искусстве Штилер сделал под руководством своего отца, умершего в 1789 году. Последующие годы Штилер успешно занимался самообразованием в пастели и миниатюре. В 17 лет Штилер предпринял поездку в Вюрцбург. Там он почти два года состоял в учениках у придворного художника Христофа Фезеля, который в свою очередь учился у Антона Рафаэля Менгса. У Фезеля Штилер обучался масляной живописи. Затем Штилер отправился обучаться в Венскую академию художеств у Генриха Фридриха Фюгера и дебютировал в качестве художника-портретиста.

В 1805—1806 годах Штилер провёл при дворах Будапешта и Варшавы, где был просто завален заказами. В 1807 году он принял предложение переехать в Париж и работать с Франсуа Жераром. В 1808 году он вернулся в Германию и обосновался в качестве самостоятельного художника во Франкфурте-на-Майне.
В 1810 году Штилер отправился в длительную поездку в Италию. После Рима в 1811 году он прибыл в Неаполь, где написал портрет Иоахима Мюрата. Вернувшись в Милан, он остался на длительное время при дворе Евгения Богарне, чтобы писать портреты его детей для тестя Богарне короля Баварии Максимилиана I Иосифа.

Уже на следующий год король Максимилиан I пригласил Штилера к своему двору в Мюнхен, который стал для Штилера домом. В 1816 году его патрон отправил Штилера к венскому двору, чтобы написать портрет императора Франца II. Там Штилер женился на русской немке Паулине Беккерс, которая родила ему пятерых детей.

В 1820 году Штилер вернулся в Мюнхен и был назначен придворным художником короля и пробыл им до последних лет своей творческой жизни.

Портреты великих современников короля Людвига I,
написанные Йозефом Карлом Штилером:
1826 год — Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832) — Поэта;
1820 год — Людвига ван Бетховена (1770-1827) — Композитора.

«У меня громадное преимущество, — говорил Гете Эккерману, — благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события, и они не прекращались в течение всей моей длинной жизни, так что я живой свидетель Семилетней войны, отпадения Америки от Англии, затем Французской революции и, наконец, всей наполеоновской эпохи, вплоть до гибели героя и последующих событий. Поэтому я пришел к совершенно другим выводам и взглядам, чем это доступно другим, которые сейчас только родились и которые должны усваивать эти великие события из непонятных им книг».

Генрих Гейне о Гете… «Этот великан был министром в карликовом немецком государстве. Если бы он когда-нибудь внезапно восстал из своего неподвижного покоя и выпрямился, то он пробил бы государственную крышу или, что ещё вероятнее, разбил бы себе о неё голову».

Рассказывают, однажды Бетховен и Гёте, гуляя, встретили императрицу в окружении свиты и придворных. Гёте, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.

Прощальная речь: «Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного».

«Герцог Заксен-Альтенбургский Иосиф с семьей» — супругой Амалией Терезой
и двумя старшими дочерьми. На портрете в раме изображена младшая дочь — 17 летняя Александра. Картина пишется для русского двора.
Художник Йозеф Карл Штилер. 1847

Герцог Заксен-Альтенбургский Иосиф (1789—1868) и принцесса Амалия-Тереза Вюртембергская (1799—1848) имели пятерых дочерей. Полное имя пятой, младшей дочери — Александра Фридерика Генриетта Паулина Марианна Элизабет. Она — троюродная сестра русского Великого князя Константина Николаевича, внучка по материнской линии принца Людвига Вюртембергского — брата императрицы Марии Федоровны.

Познакомилась с Великим князем Константином Николаевичем, когда он приехал в Германию на свадьбу своей сестры Ольги Николаевны. Константин был страстно влюблен в неё, написав родителям : «Она или никто». В октябре 1847 года приехала в Россию. В феврале 1848 года перешла в православие. 11 сентября 1848 состоялась свадьба в Зимнем дворце. Семья жила в Павловске, Стрельне и Мраморном дворце.

«Портрет Елизаветы Гессен-Альтенбургской» — четвертой дочери герцога,
в 1852 году вышедшей замуж за своего троюродного брата, ставшего
в следующем году Великим герцогом Ольденбурга Петром II.
Художник Йозеф Карл Штилер. 1847

Простите, продолжу рассказ об ее сестре: они так похожи… Александру Иосифовну по праву считали одной из придворных красавиц. Огромные голубые глаза, рыже-золотистые волосы, прямой нос и красивый рот — так выглядела молодая Великая княгиня. Красота и элегантность девушки произвели впечатление на императора Николая I, известного ценителя женской красоты.

В России Александра Иосифовна прожила 64 года. Много занималась детьми-бродягами. Учредила Столичный совет детских приютов. Была хранительницей традиций семьи Романовых и строгого придворного этикета. Семейная жизнь с «Коко» сложилась неудачно. При всем при том она пользовалась большим уважением всех четырёх императоров, при которых ей довелось жить в России. В семейном кругу её называли «тётя Санни».

Великую княгиню Александру Иосифовну, любимую невестку Николая I, согласно её желанию похоронили в 1911 году в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости рядом с супругом.

Вот такая — неожиданная — встреча…

Иосиф Карл Максимилиан герцог —
Художник Йозеф Карл Штилер.
Дочери короля Максимилиана I Иосифа от брака с Каролиной Баденской:
Лодовика, Мари, Софи. Старшие сестры — двойняшки.
Художник Карл Йозеф Штилер.
Король Людвиг I Баварский.
Художник Йозеф Карл Штилер. 1826 год.

Король Людвиг I Баварский был большим поклонником женского пола и поручил своему любимому придворному художнику Йозефу Карлу Штилеру писать портреты женщин, которых считал красавицами, причем важным компонентом красоты являлась высокая мораль дамы (то есть целомудрие). Для картин позировали дамы не только из высшего общества: красавица Элен Зедмайер, например, была дочерью башмачника. Небогатые девушки получали после окончания портретов в подарок платья, в которых позировали.

Принцесса Мари, портрет написан в 1843 году.
С 1848 года королева Баварии, мать королей Людвига II и Отто III.
Амалия фон Шинтлинг. Умерла в 1831 году — вскоре после написания
этой картины. Ей было — 19 лет.
В Галерее красавиц — и супруга Людвига, и дочь, но они там просто указаны, как принцессы Баварии .
Александра Амалия — принцесса Баварии — в 19 лет, 1845 год.
Нанетт Каула — дочь банкира-Рафаэлья Каула, 1829 год.
Леди Эмили Милбанк — третья дочь графа Мэнсфилда, жена сэра Джона Ральфа Милбанка, британского дипломата в Мюнхене. 1844 год.
Портрет маркизы Марианны Флорензи — итальянки, переводчицы Людвига I. 1831 год.
Августа Штробль, 1827 год.
Софи — эрцгерцогиня Австрии (урожденная принцесса Баварии). 1832 год.
Лола Монтес, 1847 год.

Людовик I требовал, чтобы красавицы отличались целомудрием, но это не всегда соответствовало истине. Черноволосая ирландка Лола Монтес была настоящей, классической авантюристкой. Звали ее на самом деле Элиза Джилберт и к октябрю 1846 года, когда она получила аудиенцию у короля Людвига I, 23-летняя красавица вела беспокойную жизнь на просторах от Индии до Парижа. Она представившись испанской танцовщицей Лолой Монтес, острием ножа, предназначенного для вскрытия писем, разрезала свой лиф, чтобы 60-летний король смог убедиться в совершенстве скрытого под корсажем тела, и… победила.

Людвиг сразу же назначил Лоле высокий гонорар: по его указанию Йозеф Штилер начал писать портрет Лолы Монтес для Галереи, а уже через несколько недель король приступил к строительству для прекрасной Лолиты (так он ее называл) роскошного дворца. Монтес вела себя вызывающе, появляясь на улице с кнутом и сигарой, скандаля по любому поводу и без. Король ничего дурного в ее поведении не видел.

Когда Людвиг дал Лоле Монтес титул графини Ландсфельд, терпение мюнхенцев лопнуло. Кабинет министров подал в отставку, а 11 февраля 1848 года многотысячная толпа осадила дворец Лолы, пытаясь его поджечь. Прекратило осаду только появление короля, заслонившего собой новоявленную графиню от брошенного в нее камня — камень ранил Людвига в руку.

Людвиг I был неприятно поражен народным к нему отношением и отрекся от престола в пользу сына, Максимилиана II. После отречения Людвиг уехал из Баварии, прожив еще 20 лет как частное лицо, и умер на вилле в Ницце 29 февраля 1868 года, почти на 2 года пережив своего внука, Людвига II Баварского.

Непризнанная графиня из Баварии была выслана из Баварии. Король поддерживал ее деньгами, берег ее письма до конца жизни. Лола Монтес продолжила свои скандальные похождения, побывала даже в Австралии, окончательно осев в Нью-Йорке, где и умерла в 1861 года в возрасте 42 лет. Под конец жизни она стала очень религиозна.

Амалия Крюденер, 1827 год

Для россиян несомненный интерес представляет портрет 20-летней баронессы Амалии фон Крюденер (1808-1888) — самой давней любви поэта Федора Ивановича Тютчева (по его собственному признанию).

Рождение Амалия была незаконнорожденной дочерью баварского дипломата графа Лернхенфельда и тетки российской императрицы Александры (жены Николая I). Через год после ее рождения граф умер и малышка оказалась на попечении его семьи. Гессенский герцог Людвиг I разрешил 15-летней Амалии именоваться графиней Лернхенфельд, но без права на герб.

В 1822 году с ней познакомился молодой атташе российской миссии Федор Тютчев. Чувства молодых людей были взаимны, но… На красавицу Амалию обратил внимание первый секретарь российской миссии барон Александр фон Крюденер. Барон был старше Амалии на 22 года, но свадьбе это не помешало: юная графиня без родословной нуждалась в титуле, барону для продвижения по службе нужны были родственные связи Амалии.

В 1836 году барон получил повышение и увез баронессу Амалию в Россию. С собой Амалия взяла около ста стихотворений Тютчева, часть из которых восхищенный ими Пушкин немедленно опубликовал в «Современнике». Амалия блистала в высшем свете Петербурга. К ней был неравнодушен и сам император, Николай I, а стареющий граф Бенкендорф от баронессы был просто без ума. Поэтому оказать протекцию Тютчеву Амалии не составило никакого труда: поэт был восстановлен на службе.

В 1848 году 40-летняя Амалия повторила поступок своей матери — родила внебрачного сына Николая от 29-летнего фаворита императора, генерал-губернатора Финляндии графа Николая Адлерберга. Правда, после смерти Крюденера Амалия стала женой графа Адлерберга.

В 1873 году графиня Адлерберг простилась с умирающим Тютчевым. В 1881 году, после гибели Александра II, муж ее был уволен в отставку и супруги переехали в Баварию. В 1888 году Амалия умерла. Через четыре с половиною года к ней присоединился и граф Николай Адлерберг, мечтавший об этом с момента смерти жены.

Катерина Роза Ботцарис, дочь Маркоса Ботцариса — известного греческого военачальника, героя Освободительной войны Греции в 1821-1829 годы. Портрет написан в 1841 году.
Леди Джейн Элизабет Дигби. Портрет написан в 1831 году.

Страсти вокруг леди Джейн, в замужестве Элленборо, бушевали. Среди ее любовников и мужей были дипломаты, аристократы всех мастей и короли с принцами, но свое счастье она нашла на Востоке, выйдя замуж за бедуина. Живя с ним в шатре, Джейн наравне со всеми вступала в схватки – ее прозвали «белым дьяволом». Когда ей стукнул 51 год, некий шейх пытался отбить ее от мужа. Джейн деликатно ему намекнула, что не стоит переоценивать свои силы. Ей было 67 лет, когда путешествующий англичанин о ней написал: «В комнату вошла высокая женщина, поразившая меня своей красотой». Когда Джейн перевалило за 70, ее безуспешно пытался совратить юный переводчик. Она, действительно, была несравненной красавицей.

Анна Хиллмаэр. 1829 год. Она никогда не была замужем.
Элен Зедлмайр. 1831 год.

Элен Зедлмайр — служанка в игрушечном бизнесе торгового дома «Auracher Briennerstrasse», дочь сапожника. Она была изображена художником костюме девушки из состоятельной семьи города Мюнхена. В 1831 году её портрет был помещен в «Галерею красавиц» короля, и она считалась воплощением красивейшей из женщин Мюнхена. Через год она вышла замуж за камердинера короля Людовика, Гермес Миллера и родила десятерых детей (девять сыновей и одну дочь). Брак считался счастливым. Их потомки — семья Миллер — сегодня живет в Берхтесгадене.

Шарлотта фон Ханг- немецкая актриса в костюме Валленштейна
(«Текла» Шиллера), 1828 год.
Регина Драхенберг, портрет написан в 1829 году.

В «Галерее красавиц» находились портреты всех женщин, которых король любил или которыми просто восхищался. Несколько раз в неделю он обходил галерею, любуясь прекрасными лицами и черпая вдохновение в их прелести, чтобы создавать свои «отвратительные стихи», как назвал его вирши один биограф. Известно, что Генрих Гейне зло высмеивал этого «великого поэта» — короля, усиленно домогавшегося славы и выпустившего четыре тома своих стихотворений. По поводу королевской «Галереи красавиц» Гейне писал…

Он любит искусство, чтоб с лучших дам
Портреты рисовали;
Как евнух искусства, гуляет он
В своем расписном серале.

Баронесса Розали Джули Бонар. Портрет написано в 1840 году
для «Галереи красавиц».
Леди Тереза ​​Спенс в образе Сафо, 1837 год.
Ирен, графиня, урожденная Берг, маркиза Паллавичини. 1834 год.
Баронесса фон Фридерик Гумперрберг. 1845 год.
Каролина фон Холнштейн. 1834 год.
Мария Дайтш — швея. 1850 год. по словам Иосифа Карла Штилера
«она не была обладательницей большой красоты».

<— БИРЖА БЕРЛАГЕ — ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ…

Leave a Reply