Биржа Берлаге: Приложение для любознательных

Доказателен и несколько иной взгляд на развитие Архитектуры:
Архитектура — непрерывный процесс, спиралевидный,
потому что, отрицая прошлое в своем устремлении в Будущее,
она воспроизводит себя в произведениях пророческих,
выходя за границы временных подразделений…

Мюнхенская церковь Йорга фон Хальсбаха и
Амстердамская биржа Берлаге именно таковы…

РАБОТА НАД ПРИЛОЖЕНИЕМ ЗАВЕРШЕНА 25.10.2011

Амстердам. «Биржа Берлаге». 1897—1903 годы. Здание биржи — наиболее известное творение Хендрика Петрюса Берлаге, включённое ЮНЕСКО
в нидерландский список объектов Всемирного наследия.

Хе́ндрик Пе́трюс Берла́ге — выдающийся нидерландский архитектор. Архитектура Берлаге и его воззрения на пути развития этого искусства, изложенные им в многочисленных теоретических трудах, оказали большое влияние на современное нидерландское зодчество.

В 1875—1878 годах Берлаге учился в Швейцарской высшей технической школе Цюриха, где познакомился с идеями профессора архитектуры Готфрида Земпера и концепцией «идеального дома» Эжена Виолле-ле-Дюка. Чтобы углубить полученные теоретические знания, в 1880—1881 годах Хендрик Берлаге предпринял поездку по ряду стран Европы, посетив Италию, Австрию и Германию.

Доказателен и несколько иной взгляд на развитие Архитектуры:
Архитектура — непрерывный процесс, спиралевидный,
потому что, отрицая прошлое в своем устремлении в Будущее,
она воспроизводит себя в произведениях пророческих,
выходя за границы временных подразделений…

Мюнхенская церковь Йорга фон Хальсбаха и
Амстердамская биржа Берлаге именно таковы…

Амстердам. «Биржа Берлаге». 1897—1903 годы. Здание биржи — наиболее известное творение Хендрика Петрюса Берлаге, включённое ЮНЕСКО в нидерландский список объектов Всемирного наследия.

В своём проекте Берлаге гармонично объединил средневековые традиции национальной нидерландской архитектуры с современными техническими решениями. Характерными отличиями стиля здания являются «честное» использование материалов (все материалы должны легко узнаваться) и чёткость конструкции, лишённой ненужных украшений. Основной строительный материал — неоштукатуренный кирпич, совмещённый с природным светлым камнем. Стиль, в котором построена Амстердамская биржа, впоследствии станет известен как рационализм. Влияние этого стиля будет ощущаться в нидерландской архитектуре до 50-х годов двадцатого века.

Амстердам. «Биржа Берлаге». 1897—1903 годы. Здание биржи — наиболее известное творение Хендрика Петрюса Берлаге, включённое ЮНЕСКО
в нидерландский список объектов Всемирного наследия.

Судя по рисовке входа в здание, оно возведено в пору Модерна,
оно не отрицает открытость используемых материалов,
добавляя к этой открытости нечто средневековое:
наивную Веру в силу Правды во всем, и в Архитектуре тоже.

Амстердам. «Биржа Берлаге». 1897—1903 годы. Здание биржи — наиболее известное творение Хендрика Петрюса Берлаге, включённое ЮНЕСКО в нидерландский список объектов Всемирного наследия.

Берлаге сам указывает, что он пытался придать этому зданию «качество, которое отличает старые монументы от современных зданий: спокойствие». Пойдя на самые скромные, неизбежные для того времени компромиссы, он придал стене, которая ранее либо хаотически членилась, либо своевольно соединяла в себе разнородные элементы, вновь отвоеванное единство плоской поверхности. Вскоре не только в Голландии, но и повсеместно стена как чистая поверхность стала исходным пунктом новых принципов в архитектуре. В Европе, где все предыдущее поколение архитекторов придерживалось совсем другого направления, гладкая поверхность стены явилась откровением.

Амстердам. «Биржа Берлаге». 1897—1903 годы. Здание биржи — наиболее известное творение Хендрика Петрюса Берлаге, включённое ЮНЕСКО в нидерландский список объектов Всемирного наследия.

Знак амстердамских гильдий в тимпане —
что ссылка на истоки: кирпичную архитектуру Нидерландов,
и не только, но и всех других стран, что тяготели
к простоте и чистоте архитектурного языка»…

Амстердам. «Биржа Берлаге». 1897—1903 годы. Здание биржи — наиболее известное творение Хендрика Петрюса Берлаге, включённое ЮНЕСКО
в нидерландский список объектов Всемирного наследия.

И мы склоним голову в молчании
перед чистой красотой здания,
в котором все целостно, все едино…

Амстердам. «Биржа Берлаге». 1897—1903 годы. Здание биржи — наиболее известное творение Хендрика Петрюса Берлаге, включённое ЮНЕСКО в нидерландский список объектов Всемирного наследия.

Берлаге с оптимизмом смотрел на будущее архитектуры…

«…И сейчас уже можно заметить – и это является обнадеживающим признаком, – что архитектура вновь обретает главенствующую роль в искусстве и привлекает на свою сторону живопись и скульптуру, чтобы приступить к новому строительству.

…Давление, оказываемое декоративным искусством, возрастает. Одновременно с этим и скульптура вновь переходит на службу к архитектуре. А сама архитектура – эта великая наставница всех искусств – поднимается из трясины безжизненной условности, с одной стороны, и субъективизма, с другой. Она, прежде всего, стремится выпутаться из порожденной промышленностью неразберихи, от которой она пострадала больше всех других искусств».

Амстердам. «Биржа Берлаге». 1897—1903 годы. Здание биржи — наиболее известное творение Хендрика Петрюса Берлаге, включённое ЮНЕСКО
в нидерландский список объектов Всемирного наследия.

Фасад биржи — результат долгих предварительных поисков. Все элементы здесь незаметно сливаются с плоской поверхностью наружной стены; даже башня не выступает из плоскости фасада.

Амстердам. «Биржа Берлаге». 1897—1903 годы. Здание биржи — наиболее известное творение Хендрика Петрюса Берлаге, включённое ЮНЕСКО в нидерландский список объектов Всемирного наследия.

«Берлаге был человеком большой серьезности, – писал об архитекторе Мис ван дер Роэ, – человеком, который не принимал ничего фальшивого и который говорил: ничто не может быть построено, если не имеет ясного конструктивного замысла. Берлаге точно исполнял это. И делал в такой степени, что его лучшее здание в Амстердаме, Биржа, имеет средневековый характер, не будучи средневековой. Он использовал кирпич так, как это делали люди средневековья. Здесь у меня родилась идея ясной конструкции… Мы можем говорить об этом просто, но сделать это – совсем не просто. Это очень трудно – придерживаться основной конструкции и показать ее в сооружении».

Амстердам. «Биржа Берлаге». 1897—1903 годы. Здание биржи — наиболее известное творение Хендрика Петрюса Берлаге, включённое ЮНЕСКО в нидерландский список объектов Всемирного наследия.

Сознательный аскетизм Берлаге, именовавшийся некоторыми его современниками «варварством», в сочетании с фанатичной приверженностью правде, которую он отстаивал любой ценой, способствовали превращению Амстердамской Фондовой биржи в здание, которое указало путь многим архитекторам. Он дал пример честной трактовки одной из проблем зодчества. Ни одно другое здание не соответствовало так полно требованию, которое предъявлялось к архитектуре того времени, – требованию морали.

Амстердам. «Биржа Берлаге». 1897—1903 годы. Здание биржи — наиболее известное творение Хендрика Петрюса Берлаге, включённое ЮНЕСКО в нидерландский список объектов Всемирного наследия.

Берлаге отстаивал концепцию «красоты обнажённой стены». В одной из лекций он так определяет своё архитектурное кредо: «Прежде всего, мы должны показать всю красоту обнаженной стены… Опоры и колонны не должны иметь выступающих капителей; места примыканий этих элементов должны сливаться с чистой поверхностью стены».

Амстердам. «Биржа Берлаге». 1897—1903 годы. Здание биржи — наиболее известное творение Хендрика Петрюса Берлаге, включённое ЮНЕСКО в нидерландский список объектов Всемирного наследия.

Амстердамская Фондовая биржа представляет собой кирпичное здание, не оштукатуренное ни снаружи, ни внутри. План первого этажа, который состоит из трех залов со стеклянным перекрытием, очень компактен. Самый большой зал занимает Товарная биржа, которая доминирует над всем зданием. Через открытые аркады, ведущие в комнаты маклеров и залы заседаний комиссий, можно увидеть центрально расположенный зал биржи.

Здание, построенное Берлаге, оказало более глубокое влияние
на развитие архитектуры. По утверждению современников,
оно действовало на них как откровение.

<— МЮНХЕН — ЭТО БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ИГРА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ…

КОРОЛЕВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ КРАСОТЫ — ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ… —>

Leave a Reply