Мне хотелось понять, что такое прерафаэлетизм, без которого искусство Англии неполно. Потом пришла идея сделать еще два альбома, что показали бы искусство предшественников прерафаэлитов.
Так возникла возможность погрузиться в академизм, медленно переживая его расцвет в произведениях Томаса Гейнсборо и Джошуа Рейнольдса и ограниченность, что непременно потребует утверждения нового.
Аль..
Сэр Джошуа Рейнольдс — выдающийся портретист, теоретик искусства, первый президент Королевской Академии художеств — занимал важное место в британской культуре второй половины XVIII столетия. Его влияние на формирование национальной школы живописи было огромно. Именно он окончательно сформулировал академическую доктрину «большого стиля». Его идеи легли в основу академического образования. Как один из ярких деятелей искусства эпохи Просвещения он стремился соединить в своей живописи тягу к репрезентативности, идеальной возвышенности образов с требованиями естественности и простоты.
«Сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792) — знаменитый английский живописец.
В 1749 г. он отправился в Италию, где изучал произведения великих мастеров, преимущественно Тициана, Корреджо, Рафаэля и Микеланджело. По возвращении в Лондон, в 1752 г., он вскоре составил себе громкую известность, как необычайно искусный портретист, и занял высокое положение среди английских художников. Дом его сделался сборным пунктом для выдающихся людей ума, вкуса и таланта.
Рейнольдса можно считать родоначальником настоящей английской школы живописи — основателем того отличающего ее направления, которое стремится, главным образом, к глубине тона и к сочности письма и не осталось без влияния на другие новейшие школы, особенно на французскую и английскую. Собственно говоря, Рейнольдс был эклектик, умевший в своем творчестве разумно соединять качества нескольких излюбленных им мастеров, одновременно подражавший Тициану, Рубенсу, Рембрандту и Корреджо. Всего лучше удавались ему портреты, замечательные по сходству, выразительности, изящной постановке фигур, умному подбору аксессуаров и смелой, сочной манере письма»
Джошуа Рейнолдс (Рейнольдс) родился 16 июля 1723 г. в Плимптоне (Девоншир) в семье пастора. Джошуа рано выказал склонность и способности к живописи. Еще ребенком он копировал литографии и гравюры, делал рисунки, читал книги по искусству. Родители хотели, чтобы Джошуа получил медицинское образование, однако юноша категорически отказался от карьеры медика. В 1740 г. он был отдан в лондонскую студию живописца Т. Гудсона, где проучился около трех лет. Следующие три года молодой художник провел в Девоншире, после чего в 1746 г. снова явился в Лондон.
В 1749—52 гг. Рейнолдс путешествует по Европе, изучая произведения великих мастеров. Вернувшись в 1753 г. в Лондон, художник очень быстро завоевал положение ведущего портретиста.
Под влиянием картин Рубенса, Рембрандта, Корреджо, Тициана и других живописцев венецианской школы Рейнолдс вырабатывает свою собственную живописную систему, во многом связанную с традициями барочного парадного аристократического портрета («Портрет Сюзанны Бекфорд», «Портрет капитана Р. Орма», «Портрет леди Анструтер»). Зрелый стиль Рейнолдса-портретиста сформировался в 1760-е гг. Одно из лучших произведений этих лет — «Портрет Нелли О’Брайен».
Благодаря своему таланту, способному в равной мере удовлетворить требованиям как аристократических, так и буржуазных кругов, Рейнолдс был популярен в самых разных слоях английского общества. В течение полувека художнику заказывали портреты известнейшие люди Англии — ученые, артисты, художники, литераторы, политики, военачальники, представители английской знати. Эта блестящая портретная галерея насчитывает свыше двух тысяч произведений.
Широко образованный человек, Рейнолдс играл заметную роль в культурной жизни Англии. В его доме на Лейчестер Сквер собиралось блестящее общество: политики, придворные, светские дамы, члены королевской семьи, служители церкви, послы, моряки, артисты, литераторы, музыканты и т. п. Всем им, как свидетельствуют историки, Рейнолдс оказывал любезный прием — за исключением Т. Гейнсборо и Дж. Ромни, в которых видел своих соперников.
По инициативе Рейнолдса в Лондоне стали проводиться первые публичные художественные выставки. В 1763 г. вместе с Перси, Голдсмитом и др. Рейнолдс основал Лондонский литературный клуб. Рейнолдс был одним из главных членов-учредителей Королевской академии художеств, основанной в 1768 г. Он же стал ее первым президентом. Огромную известность получили так называемые «Речи» Рейнолдса, которые он произносил каждые два года на церемонии вручения наград Академии. Впоследствии они были изданы на многих языках мира. Помимо упомянутых «Речей», свои теоретические взгляды на искусство Рейнолдс изложил в лекциях, которые читал в Академии.
За заслуги в создании Лондонского литературного клуба и Королевской академии художеств король Георг III пожаловал Рейнолдсу рыцарское звание, а в 1784 г. назначил своим придворным живописцем.
Рейнолдс творил более 40 лет, имел множество поклонников и немало друзей, но всегда оставался одинок. Еще в молодости у него начались проблемы со слухом, а в 1789 г. он начал терять зрение. По свидетельству биографов, когда художник ослеп на один глаз, он положил кисть на мольберт и сказал с мужеством, которое ему никогда не изменяло: «Всему на свете есть конец, пришел и мой конец». В 1790 г. Рейнолдс произнес прощальную речь перед студентами Академии.
23 февраля 1792 г. художник скончался и был торжественно похоронен в лондонском соборе Св. Павла.
Из-за экспериментов с техникой многие произведения Рейнолдса потеряли первоначальный блеск красок и потрескались.
Многие из произведений Рейнольдса утратили первоначальный блеск красок и потрескались. Причина известна: художник вместо масла употреблял и другие вещества, например — битум, делавший изображение темным и мутноватым. Студенты Академии художеств за неряшливую технику живописи, как считали они, прозвали своего первого президента «сэр Слошуа» (от англ. slosh — «шлёпать по грязи»).
Нелли О’Брайен — известная красавица, чьи любовные истории волновали в свое время весь Лондон, изображена сидящей в залитом солнцем саду. Она позирует с изяществом и пленяющей простотой. Глубокий взгляд темных глаз направлен на зрителя. Подобный взгляд наполняет портрет шармом общения с умной и очаровательной моделью. Художник с наслаждением пишет пронизанные светом ткани на ее пышной, многослойной юбке, завитки шерсти прелестной болонки, уютно устроившейся на коленях хозяйки, он видит многочисленные рефлексы золотистого и розового тонов на нежной коже шеи и лица, затененного широкополой шляпой. Тающие в потоке солнечного света очертания фигуры кажутся окутанными вибрирующим воздухом. Выдающиеся живописные качества этого полотна предвещают более поздние искания мастеров пленэрной живописи.
цитаты из журнала «Художественная Галерея»:
«Прелестная молодая женщина, изображенная на этом портрете – Нелли О’Брайен, одна из первых красавиц своего времени. Некоторое время она была любовницей Третьего виконта Болингброка, от которого в 1764 году у нее родился сын. Спустя четыре года после рождения сына Нелли умерла, причем никто так и не смог установить ни того, от какой болезни она скончалась, ни ее возраста. Нелли О’Брайен была не только красива, но и довольно умна, и Рейнолдс, вообще предпочитавший женское общество мужскому, считал за честь принадлежать к кругу ее друзей. В книге посетителей художника ее имя регулярно появляется с 1760 по 1767 год, однако, кроме портрета, представленного здесь, до нас дошел еще один лишь портрет, хранящийся ныне в художественной галерее Глазго…
Когда эта картина была выставлена на аукционе (в 1811 году), в каталоге о ней было сказано, что она «написана в манере, напоминающей волшебную кисть Рембрандта». Особенно выразительно лицо Нелли. Она прямо и доброжелательно смотрит в глаза зрителю, словно собирается сказать какие-то дружеские слова. »
«Своей популярностью Джошуа Рейнолдс был обязан не только несомненному таланту и удивительному трудолюбию, но и счастливому характеру. Он всегда с большим вниманием относился к своим клиентам – не из-за того (или, во всяком случае, не столько из-за того), что от них зависело его благосостояние, а просто потому, что искренне интересовался каждым из них, зная, что портрет не может получиться живым и непосредственным, если художник и модель относятся друг к другу настороженно. Даже девонширский акцент и вполне плебейское происхождение не мешали ему свободно общаться с представителями высшего света, столь неотразимо очарователен он был.»
Сара Сиддонс (1755 — 1831) – английская актриса.
Дочь актера и театрального антрепренера, три ее брата также стали актерами, наиболее известен из них Джон Филип Кембл. Дебютировала в труппе Дейвида Гаррика в роли Порции в Венецианском купце Шекспира (1775), успеха не имела, последующие шесть лет работала в провинции (Бат, Йорк). Вернулась на сцену лондонского театра Друри-лейн в 1782 и царила на ней до 1802. В кругу ее друзей были Эдмунд Бёрк, Сэмюэл Джонсон и другие представители столичной элиты.
В 1802 она перешла в Ковент-Гарден. В 1812 она сыграла здесь свою самую знаменитую роль – шекспировскую леди Макбет.
Кэтрин Мария ФИШЕР, более известная как Китти Фишер (1738? — 1767) – английская натурщица и куртизанка.
О жизни Кэтрин Марии Фишер известно немного, сведения отрывочны и противоречивы. По некоторым данным, её отцом был чеканщик немецкого происхождения, лютеранин. Она славилась красотой и скупостью. Соперничала с другой знаменитой красавицей того времени Марией Ганнинг, в замужестве графиней Ковентри (Китти была любовницей графа).
При жизни и после кончины Китти стала героиней многочисленных сатирических памфлетов в стихах и прозе, равно как малопристойных изображений: говоря коротко, ей смертельно завидовали.
Умерла от злоупотребления модной в ту пору косметикой – свинцовыми белилами, которые, как оказалось, ядовиты.
Мясник Камберленд (вообще-то его звали Вильям Август), младший сын короля Георга II.
Потерпел поражение в Германии в 1757-м году от французов, подписал перемирие, но затем отрешен от командования и вернулся в Великобританию, гм…ну не со славой.
Командовал он, кстати, не англичанами, а объединенной армией Ганновера, Брауншвейга и Гессена.
Рейнольдс славился и своими детскими портретами. В лучших из них ему удавалось передать не только внешнюю прелесть пухленьких младенцев, очарование нежных детских головок в золотых кудряшках, но проникнуть в особенности детской психологии поведения, точно схватывая движения и позы, говорящие о характере его маленьких моделей.
Рейнольдс славился и своими детскими портретами. В лучших из них ему удавалось передать не только внешнюю прелесть пухленьких младенцев, очарование нежных детских головок в золотых кудряшках, но проникнуть в особенности детской психологии поведения, точно схватывая движения и позы, говорящие о характере его маленьких моделей.
Признано, картины Рейнольдса на исторические и мифологические темы значительно уступают его портретам, хотя среди них встречается немало таких, в которых видно мастерство первоклассного живописца.
Что касается исторических картин Рейнольдса, то они значительно уступают его портретам; композиция страдает в них принужденностью, недостатком благородства и отсутствием истинной жизни, хотя среди них встречается немало таких, в которых видно мастерство первоклассного живописца, каковы, например, «Смерть кардинала Бофорта» (в Дульвичской коллегии, близ Лондона), «Смерть Уголино и его сыновей», «Амур, развязывающий пояс Венеры» (в лондонской национальной галерее) и некоторые др. В Императорском Эрмитаже имеются три картины Рейнольдса: «Младенец Геркулес, удушающий змей» (№ 1391), «Воздержанность Сципиона» (№ 1392) и повторение вышеозначенного «Амура» национальной галереи (№ 1390). Многие из произведений Рейнольдса потеряли первоначальный блеск красок и потрескались вследствие того, что, исполняя их, он пробовал употреблять, вместо масла, другие вещества.
То — аллегория молодой, набирающей силу России. Картина была заказана Рейнольдсу Екатериной II и князем Потемкиным. Произведение восхищает красотой коричневато-красной гаммы, композиционной изобретательностью, которые проявил старый, уже начинающий терять зрение мастер.
«Царица богов, одержимая гневом, тотчас же посылает змей. Они, открыв двери, проникают в обширный покой в глубине дома и стремятся обвиться вокруг детей и вонзить в них свои страшные зубы. Но Геракл, подняв голову, вступает в свой первый бой: своими цепкими руками он схватывает обеих змей за шеи и постепенно жизнь оставляет их страшные тела.
Невыносимый страх сковал женщин, находящихся у ложа Алкмены. Она, неодетая, вскочив с постели, также старается спастись от чудовищ. Быстро прибежали все полководцы из племени Кадма в своем медном вооружении. Потрясая обнаженным мечом, пришел Амфитрион, подавленный острым горем. Ибо свое, личное, всегда подавляет, но быстро успокаивается сердце перед чужим несчастьем. Он был охвачен смятением тягостным, но и приятным, ибо он увидел чудесную отвагу и силу сына. Тогда он призвал к себе Тиресия, истолкователя высоких замыслов Зевса».
Так излагает Пиндар, великий греческий лирик V века до нашей эры, в Оде первой к Хромию Этнейскому, победителю в состязании на колесницах на Немейских играх, первый подвиг сына Зевса и смертной женщины Алкмены, Геракла, которого ревнивая Гера задумала погубить при рождении.