Линдерхоф: Интерьеры дворца (Север-Юг)

На Север выходит Приемный зал, что в начале должен был стать Тронным. На Юг выходит Зеркальный зал, назначение которого — отражаться в самом себе. Гобеленовый зал славится Павлином. Но, главное в другом: залы связаны анфиладами или ПЕТЛЕЙ, в которую сам себя загнал Людвиг II, мучимый Идеей АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ.

РАБОТА НАД АЛЬБОМОМ ЗАВЕРШЕНА 24.12.2011

Линдерхоф — совсем не «Двор, где растет липа».
Линдерхоф – «маленький Версаль в Альпах»,
доказывающий этим свою приверженность идее Абсолютизма,
что романтическим грёзам, воплощенным в парке, совсем чужда…

Чтобы убедиться в том, что Линдерхоф –
«маленький Версаль в Альпах»,
нужно войти в главный Парадный вестибюль.
Не боитесь неожиданных впечатлений? Тогда входите…

Дворец в Линдерхофе. Парадный вестибюль.
Копия версальской конной статуи Людовика XIV по центру зала.
В вестибюле вас встречает конная статуя — не статуэтка, а именно конная статуя короля Франции Людовика XIV. Она выставлена здесь, наверное, для того, чтобы исключить все сомнения: вы попали в Версаль. Хотя в Версале конная статуя Людовика стоит не в зале, а в Парадном дворе, по-моему, более подходящее месте для нее.
Дворец в Линдерхофе. Парадный вестибюль.
Копия версальской конной статуи Людовика XIV по центру зала.
Колонный декор вестибюля, по-моему, тоже неожиданнен
и для фасада Дворца, и для интерьеров в уровне бельэтажа.

Такому «приему» удивляюсь, развожу руками,
поднимаю голову вверх, чтобы удивиться еще больше…

Дворец в Линдерхофе. Парадный вестибюль. Многоречивый плафон…

Из центра, в котором расположена маска Медузы горгоны, истекают солнечные лучи. Масок Медузы в Версале немало. Есть мнение, образ этот свидетельствовал, что «вид Людовика устрашал» и должен был устрашать, как явление чего-то запредельного — самого «Короля-Солнца» или сына Юпитера или Аммона, на худой конец, Александра Великого — Македонского царя.

Здесь два путти — один с бубном, другой с трубой — держат ленту с изречением на латыни: «Nec pluribus impar» — «Не уступающий и множеству». То — девиз французского короля Людовика XIV.

С горечью убеждаюсь: это золотоструйное самооутверждение свидетельствует, что Абсолютная власть обожествляется Баварским королем, как и воплощение её — Людовик XIV.

И он сам — Людвиг II?

Дворец в Линдерхофе. Ваза в Лестничном холле, куда попадают
через портал, обрамленный колоннами красного мрамора и пилястрами.
Все подчинено Ее Величеству Оси, как Закону, которого не избыть.

Строительство дворца в Линдерхофе началось после того, как король Людвиг II посетил Версальский дворец. Он был поражён его великолепием и решил возвести собственный «маленький Версаль».

Говорят, первый план дворца был вычерчен самим королём в 1868 году. Потом проектированием занялись королевские архитекторы — Карл фон Эффнер и Георг Дольман. Решения много раз пересматривались. Окончательный вариант был утвержден лишь в 1876 году. «Маленький Версаль» никогда не играл представительскую роль, как дворец «Короля Солнца». Он сразу же стал личным убежищем короля, постепенно отходящего от дел.

Во дворец при Людвиге никто не входил. Это сейчас по лестнице бежит бесконечная череда посетителей, не устающая восхищаться его красотой. А тогда…

При Людвиге II Баварском здесь царила Тишина
и в этой Тишине оживали призраки
Французских королей, королев, фавориток, придворных…

Парадный портрет Людовика XIV..
Худ. Иасент Риго. Конец XVII века.

Людовик XIV де Бурбон, известный как«Король-Солнце», вступил на Французский престол в 1643 году, царствовал 72 года и 100 дней — дольше, чем какой-либо другой европейский король в истории монархий.

Людовик был убеждённым сторонником принципа АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ и БОЖЕСТВЕННОГО ПРАВА КОРОЛЕЙ. Ему приписывают выражение: «Государство — это я!». Укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика — время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры — вошло в историю как Великий век. На деле, результатом действия системы Людовика явилось экономическое разорение, нищета Франции.

Людовик XIV скончался 1 сентября 1715 года. Смерть наступила после нескольких суток агонии. Тело короля на протяжении 8 дней было выставлено для прощания в «Салоне Геркулеса» в Версале. В ночь на девятые сутки тело перевезли в аббатство Сен-Дени, предприняв необходимые меры, чтобы население не устроило праздника по поводу похорон.

Было о чем поговорить с «Королем-Солнцем» Людвигу —
горячему приверженцу идеи АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ?
Было…

Парадный портрет Людовика XV. 1760-е годы.
Худ. Шарль-Андре ван Лоо — «первый художник короля».
Портрет маркизы де Помпадур — знаменитой фаворитки короля.
Худ. Франсуа Буше. 1759 год.

Людовик XV вступил на престол в пять лет (в 1715 году) и занимал его в течение 59 лет — до 1774 года.

Он постоянно намеревался править самостоятельно, однако всегда оказывался под чьим-нибудь влиянием. Самой значительной фигурой в его окружении была маркиза де Помпадур, отличавшаяся многими достоинствами и… чрезвычайной даже для французского двора расточительностью.

Людовик не обращал внимания на народное недовольство: запершись в Версальском «Оленьем парке», он занимался исключительно своими метрессами и охотой, а когда ему указывали на опасность, угрожавшую престолу, и на бедствия народа, он отвечал: «Монархия продержится ещё, пока мы живы»: «после нас хоть потоп», «après nous le déluge». Король умер, на радость своему народу, в 1774 году.

Тем для бесед с подобными призраками
у Людвига было предостаточно…

Портрет Французской королевы Марии Антуанетты.
Художница Э. Виже-Лебрен — подруга королевы.
Парадный портрет Людовика XVI.

При них в 1789 году началась Великая Французская революция. Король и королева расплатились за «правление» своих предшественников. На троне Людовик пробыл лишь 18 лет: в 1792 году его гильотинировали.

В 1793 году королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с государствами, враждебными Франции, способствовала победе противника и предала интересы страны. 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора палач Шарль Анри Сансон постриг наголо королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки. Посадив в открытую повозку палача, Марию Антуанетту отвезли на площадь Согласия в центре Парижа. Отвезли в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, с чепчиком на голове и в лиловых туфлях, что означало милосердие к народу Франции. В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена. Время перед гильотинированием тянулось около восьми часов.

Людвиг переживал это событие, как лично с ним случившееся,
с почтением кланяясь деревьям и кустам в Линдерхофе…

Дворец в Линдерхофе. Зал, замышлявшийся как Тронный.
Парадный портрет Людовика XV за тем местом, где должен был находиться трон Людвига II. {рустальная люстра на 108 свечей, не зажигавшаяся из боязни пожара. Декор близок к стилю Людовика XV.

«Людвиг преклонялся пред Людовиком XIV и под конец воплотил его в себе. Одетый в костюм этого короля, он разгуливал по комнатам дворца и повторял все то, что считал достойным из жизни короля» — пишет П. И. Ковалевский, досконально изучивший документы эпохи Людвига II — своего современника.

Людвиг видел в образе «Короля-Солнце» совершенное воплощение АБСОЛЮТНОЙ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ и всегда ощущал себя духовным последователем этого короля. Из того, что казнили его потомков — последних «настоящих Бурбонов» — Людвиг не сделал вывода, диктуемого Историей.

Не видел он, что Абсолютная власть —
то, что было и прошло, став мертвым явлением
для текущей и последующих эпох.

Что делал Людвиг II? Отдавал себя во власть зрительных и слуховых галлюцинаций. Бродя по пустым залам дворца в Линдерхофе, он «общался» с любимыми призраками трех Людовиков, Марии Антуанетты, маркизы де Помпадур и выдающихся деятелей ушедшей эпохи…

Дворец в Линдерхофе. Приемный зал.
Декор стен в стиле Людовика XV.

На картине, вставленной в позолоченный картуш, изображена сцена, типичная для версальских будней: столпотворение — страстей кружение — вокруг персоны Короля, который всем что-то должен сказать, приказать, улыбнуться, даже к плечу прикоснуться для доказательства могущества своего правления. Не то в Линдерхофском дворце!

П. И. Ковалевский пишет… «Министрам стоило большого труда добиться свидания и доклада у Людвига, причем король нередко вскакивал и прерывал доклад из-за пустяка, как, например, повторение стиха и проч. Иногда министрами производились доклады и получались приказания короля через прислугу. С величайшим трудом можно было устроить прием посланников иностранных дворов у короля Людвига, причем последним в этот момент для храбрости истреблялось очень много шампанского».

Для себя самого, совсем одного, подобная роскошь не нужна.
Еще как нужна! Ведь она включает воображение
и с легкостью уводит в мир мечтаний, иллюзий и грёз.

Дворец в Линдерхове. Анфилада роскошных зальных пространств.
Первый, так называемый, «Зеркальный зал». Его отличительный признак — голубой цвет в живописном струении золотом.

В уровне дворцового бельэтажа — 10 роскошных залов, соединенных между собой анфиладами. Самые крупные — Приемный (где мы были только что) и Зеркальный (куда мы сейчас направимся). За ними идут Столовая и Спальня Короля, Восточный и западный гобеленовые залы. Их разделяют четыре кабинета — Жёлтый, Лиловый, Розовый и Голубой.

Расхожее мнение утверждает… «В интерьерах Линдерхофа пышное величие барокко (на фасадах) сочетается с интимной изысканностью рококо (в интерьерах) — легкого, игривого стиля, в котором битвы и великие герои уступают место любовным играм пастушков и пастушек. Сказочность и условность такого мира были очень близки Людвигу II — идеалисту и мечтателю».

Верится, но с трудом. Главная «условность», в которую включен «идеалист и мечтатель», заключается в том, что проходы через залы образуют ПЕТЛЮ, попав в которую, можно только кружить, не в силах преодолеть «интимной изысканности».

Представив, как Людвиг кружит и кружит по залам,
каждый из которых роскошнее другого, я понимаю,
дворцовая планиметрия губительна для него.

Дворец в Линдерхове. Так называемый, «Зеркальный зал»
в стиле РОКОКО, доведенном до чрезмерной насыщенности декором.

Архитектурный стиль рококо появился во Франции после смерти Людовика XIV в 1715 году, достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV, архитектура рококо стремилась быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботилась о целесообразности форм, распоряжаясь ими с полным произволом, доходящим до каприза.

Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускалась в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих вычурные изгибы раковин, давших название стилю.

Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем героизм и пафос сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение»…

Нет ничего оригинального в том, что Людвиг II Баварский выбрал стиль Рококо. Во второй половине XIX века в архитектуре буйствовала волна ретроспекций, стилизаций — что нравится в прошлом, то и выбирай. Людвиг именно это и сделал: выбрал театр, игру.

Дворец в Линдерхофе. Так называемый, «Зеркальный зал», «убранство которого напоминает сплетающиеся заросли золотых растений на фоне небесной синевы драпировок и бесконечности зеркальных глубин».

Это — не Версальский дворец Людовика XIV: там чрезмерность монументальной декорировки упорядочена диктатом глубинной оси, заставляющей шествовать по прямой, останавливаясь лишь в той точке, где церемониал велит.

Это — даже не Малый Трианон: любимое жилище боготворимых Людвигом избранников Французской истории — Людовика XV и маркизы де Помпадур, Людовика XVI и Марии Антуанетты. Там всё изысканно и просто — не доведено до головокружения от роскоши, множимой в бесконечности зеркальных перспектив.

Зеркального зала и вовсе не имеет границ. Здесь убранство напоминает сплетающиеся заросли золотых растений на фоне небесной синевы драпировок и бесконечности зеркальных глубин.

Подобный зеркальный апофеоз в золотой орнаментации можно видеть в Большом Царскосельском дворце. Тронный зал Российской императрицы Елизаветы — и таков, и не таков. Зал огромен: в нем все чрезмерности золотого декора гасятся глубиной воздушных перспектив.

Людвиг в Петербурге не был. В Берлине он не мог не быть, а значит, не мог не видеть интерьеров Королевского дворца, построенного для Фридриха II Прусского Андреасом Шлютером — выдающимся мастером Северного Барокко или «Северным Микеланджело», как называли его современники. Но, и там первое различие с тем, что здесь, — масштаб.

То, что хорошо для представительского зала,
для убежища одного — психический кошмар.

Дворец в Линдерхофе. Альков в драпировках небесной синевы
в «Зеркальном зале», убранство которого напоминает заросли
золотых растений, множимых в бесконечности зеркальных глубин».

Царь Петр, увидев Версальский дворец, сказал: «Если замечу что-нибудь подобное в Петербурге, подожгу его с четырех сторон». Он отверг Версальскую роскошь, понимая опасность ее воздействия на умы и Властителей, и подданных. Здесь это роскошь многократно превзойдена.

А Людвиг II в этой нише с зеркалами сидит. Говорят, смотрит на чудесный — им созданный — зеркальный мир, где всё отражается во всём и нет ничего, всё куда-то спешит — летит. Можно подойти к трем окнам, из которых виден южный склон с храмом Венеры. Можно выйти на балкон и вдохнуть прохладу 30-метрового фонтана в Парадном дворе. Можно прикорнуть в нише на специально приспособленной для этого лежанке.

Именно это и делает Людвиг: днем он спит.
Чем занят Ночью? При зажженных свечах
или включенных ночных светильниках
кружит по анфиладе зал, не замечая
ПЕТЛИ, в которую он сам себя загнал…

Дворец в Линдерхофе. Зеркальные пространства,
что создают иллюзии, из-за которых не отличить,
что здесь есть, а чего здесь нет…

Попытайтесь отделить реально существующее от преломленного, отраженного, в общем иллюзорного. Не получилось? И не старайтесь. Поступите наоборот: сосредоточьте внимание на пространственной глубине и немного подождите. При достаточном сосредоточении вы увидите непременно, как из этой глубины начнет что-то выходить, приближаться, расти, шевелиться, чтобы вас захватить, поглотить, не дать вам быть, не дать вам дышать и жить…

Закричали? Хуже, если вы молчите…

Дворец в Линдерхофе. Зеркальный зал, где много разных диковин, например, в множестве ветвей и бутонов трехъярусной люстры из слоновой кости, увенчанной короной Баварского короля.

Виолле-ле-Дюк — современник Людвига II, пути которых пересекались в замке Пьерфон, утверждал, что причина вызолачивания интерьеров лежит в «чрезмерном тщеславии, погубившем двор Французских королей», а потом и на грань погибели поставившем страну.

Тщесла́вие — стремление привлекать к себе внимание и вызывать интерес в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождающаяся желанием слышать от других людей лесть. Близкое по значению слово: гордыня…

Тщеславие считается одним из проявлений гордыни, что есть один из семи смертных грехов. «Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но на самом деле угождает не Богу, а людям» (Иоанн Лествичник).

Баварский король изгнал из своей жизни людей.
Он предпочитает ОДИНОЧЕСТВО любому окружению.
Значит, вызолачивая интерьеры, он проявляет
тщеславие-гордыню, ведущую к САМООБОЖЕСТВЛЕНИЮ,
что есть грех…

Восхищающиеся интерьерами Линдерхофа
даже не подозревают, что во всех деяниях
главное — нравственная сторона…

Дворец в Линдерхофе. Гобеленовый зал. Стиль Рококо
в преломлении свойственного Людвигу воображения.

Очень красиво сочетание холодных плоскостей плафона и настенной росписи. Не менее красиво включение темного камня в декорировку камина и рам. Великолепен рокайльный рисунок золотого орнамента в обрамлении камина. Что за прелесть каминная решетка в виде веера!

Театр — настоящий театр! В котором, как положено,
главные роли в спектакле исполняют пастухи и пастушки, отдыхающие среди пальм, увитых гирляндами роз.

Созерцание идиллии —
благо для измученной души…

Замок в Линдерхофе. Тот же Гобеленовый зал.
Вид с противоположной стороны в большем охвате предметов.
На мраморным камине — скульптурная группа «Три грации»
работы Теобальда Бехлера. На переднем плане — павлин!

Увеличили зрительный охват помещения и всё изменилось: возникло пестрое многоцветье. По отдельности все прекрасно… И настенная живопись, изображающая сцены светской жизни в стиле рококо. Эти картины, напоминающие гобелены, исполнены лучшими художниками Европы. Среди художников, работавших в Линдерхофе — Г. фон Пехманн, А. Квадлио, В. Гаушильд. Обивка мебели с картинами из пастушьей жизни изготовлена лучшими мастерами Парижской гобеленовой фабрики. В целом — пестрота…

Чем вызвана диссонанс? Жаждой коллекционирования
всего лучшего, что в мире есть? Он здесь ОДИН. Он ЭСТЕТ.
Назначение интерьера — услаждать его ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС
вне учета общего мнения, что есть плохо, а что хорошо.

Это — эпатаж. И не первый раз.
Это — средство борьбы за свободу самовыражения.
Так интерьеры заставляют думать меня…

Дворец в Линдерхофе. Гобеленовый зал. Мебель в стиле рококо
(с изящно изогнутыми ножками). Обивка мебели с пасторальными картинами из светской жизни изготовлена лучшими мастерами Парижской гобеленовой фабрики.

На такой диванчик нельзя садиться. На такой пуфик нельзя положить ножку в изящной туфельке. На такую мебель можно лишь смотреть, как на произведение изысканно-утонченного искусства.

Именно это и было нужно владельцу подобной роскоши…

Дворец в Линдерхофе. Гобеленовый зал. Комод, изукрашенный всеми возможными изысками стиля Рококо, вычурного до беспредела.

Можно я не буду повторять, что Рококо не заботится о целесообразности форм, напротив, распоряжается ими с полным произволом?

И не стала бы я стенать по этому поводу, если бы у Людвига II Баварского была бы, как у Людовика XV Французского, своя мадам де Помпадур, или, как у Людовика XVI, своя Мария Антуанетта, и устраивали бы они в этой роскоши приемы с музицированием и беседами на светские темы…

А так, вспомню, опять от слез захожусь:
он здесь ОДИН, он сюда никого не пускает.

Дворец в Линдерхофе. Гобеленовый зал с павлином в натуральную величину, выполненным из Мейсенского фарфора, раскрашенного.

Говорят, эта гордая и пугливая птица была, подобно лебедю, любимым существом короля. Индийский павильон в Мюнхенской резиденции (после смерти короля уничтоженный), Павлиний трон в Мавританском павильоне в Линдерхофе не позволяют остановиться на умильном воспоминании. В Мировой культуре Павлин — очень сложный, объемлющий всё и вся символ… Их с Людвигом — фантастом, мечтателем, идеалистом, романтиком — должны были связывать очень не простые отношения…

Есть сообщения о том, что павлины встречались в садах египетских фараонов, римских императоров и даже легендарного короля Соломона, который имел украшенный павлиньими образами трон.

Когда Александр Македонский вторгся в Индию в III веке до нашей эры, он увез с собой в Македонию несколько индийских павлинов. В раннем христианском искусстве образ двух павлинов, стоявших лицом к лицу, представлял собой души верующих, пивших из фонтана жизни. Существовало также христианское поверье, приписываемое Святому Августину, о том, что павлин является символом бессмертия души, поскольку его плоть не сгнивает.

Дворец в Линдерхофе. Гобеленовый зал с павлином в натуральную величину, выполненным из Мейсенского фарфора, раскрашенного.

Павлин — декоративная птица, происходящая из Индии, чей мифопоэтический образ основан главным образом на её внешних особенностях: форме и характерной расцветке хвоста, походке и пр. Павлин «покрывает широкий спектр астральной символики — от космоса в его полноте и звёздного неба до лунного и солнечного круга». Продолжением солярной темы (характерна прежде всего для Индии и Юго-восточной Азии) являются связанные с павлином в различных традициях мотивы изобилия, плодородия, бессмертия. Образ павлина тесно связан с символикой глаз(а) в его позитивном — созерцание, любование, взгляд; и негативном аспектах — «дурной глаз» («сглаз»), несчастье и т. п.

Дворец в Линдерхофе. Гобеленовый зал с павлином в натуральную величину, выполненным из Мейсенского фарфора, раскрашенного.

Основные образные и смысловые значения Павлина:
Солнце, «естественный символ звезд»;
бессмертие, долголетие, вознесения на Небеса;
величие, королевские полномочия, превосходство,
идеальное создание по внешней форме и духу;
бесконечное разнообразие, пестрое многообразие мира;
«веселость духа, с которым Бог творил эту землю,
развлекаясь как хотел»;
(сияющая) слава, неподкупность, гордость;
чванливость, тщеславие — относительно поздние трактовки.

Что можно сказать в заключение?
Павлин был для Людвига духовно родным существом:
им обоим было о чем подумать,
своем — высшем, бытийном…

Дворец в Линдерхофе. Гобеленовый зал с павлином
в натуральную величину и с богато украшенным музыкальным инструментом – необычной комбинацией рояля и фисгармонии.

Говорят в Линдерхофском дворце был и другой рояль… «Белый рояль, покрытый золотым орнаментом, был заказан специально для Вагнера, но композитор никогда не прикасался к его клавишам. Вся избыточная, вычурная роскошь Линденхофа была рассчитана на одного-единственного человека — Рихарда Вагнера, но тот так ни разу и не побывал в Линденхофе».

И хорошо, что не побывал. Судя по театру и вилле Вагнера в Байройте, дворец Людвига не пришелся бы ему по вкусу, так как Вагнер всей своей творческой мощью был в Будущее устремлен, а Людвиг не жил — прятался от жизни, уходя в Прошлое.

По сути, композитор и его король
в мировых пространствах разошлись.

Дворец в Линдерхофе. Гобеленовый зал, теплотой своей декорировки обволакивающий, ублажающий, от черных мыслей отвлекающий.
Может был замок для короля родным домом? Кто знает?..

<— ЛИНДЕРХОФ — ЛИКИ ДВОРЦА КРУПНЫМ ПЛАНОМ…

ЛИНДЕРХОФ — ИНТЕРЬЕРЫ ДВОРЦА: ВОСТОК — ЗАПАД… —>

Leave a Reply