Лондон: Клод Моне: Портреты города

РАБОТА НАД АЛЬБОМОМ НЕ ЗАВЕРШЕНА

 

В 1899—1901 годах Клод Моне регулярно выезжал в зимние месяцы в Лондон. С балкона его комнаты в гостинице «Савой» открывался вид на Темзу с мостом Ватерлоо, позади которого дымились фабричные трубы.

Позднее Моне продолжал работать над картинами лондонского цикла во Франции, в своей мастерской в Живерни. Беря за основу одни и те же мотивы, Моне все свое внимание концентрировал на свободной разработке красочных отношений.

.

Мост Ватерлоо (англ. Waterloo Bridge) — арочный мост через Темзу в Лондоне, соединяющий Вестминстер и Ламбет. Первый четырехопорный мост, изображенный на картине Моне, был построен в 1817 году в честь победы в битве при Ватерлоо. Современный мост был открыт в 1945 году.

 

На картине мы видим зачаровывающий, необычайно мягкий, воздушно-лёгкий и умиротворяющий вид на Темзу. Диапазон тональности включает в себя цвета от тёмно-синего до ярко пурпурного. Но эти сочетания выполнены настолько мастерски, что при рассмотрении картины с близкого расстояния зритель не видит ничего кроме полотна, на который нанесены частые густые масляные мазки. Вся магия произведения раскрывается, когда мы постепенно начинаем отодвигаться от полотна на большее расстояние. Сначала перед нами проявляются непонятные полуокружности, проходящие через середину картины, затем, мы видим явные очертания лодок и, отойдя на расстояние приблизительно двух метров, мы видим нежно воздушный, дымчатый пейзаж, на котором изображен известный мост Ватерлоо, проплывающие под ним баржи и дымящиеся трубы промышленного района Лондона на заднем плане. Несмотря на общую плавность тональных градаций, каждый конкретный элемент при его рассмотрении очень чётко отделяется от фона. Особенно чарующе смотрятся отражения на воде, отбрасываемые арками моста. Будучи абсолютно неземными, они тем не менее передают вполне реалистичные образы. Такому восприятию так же способствует сама реалистичность движения в картине. Автор чуть размывает продолговатыми мазками контур баржи, создавая таким образом не только эффект тумана, но и течения реки.

 

Джон Констебль, в 1829 году написавший картину «Открытие моста Ватерлоо», с которой так же успел ознакомиться Клод Моне, пребывая в Лондоне. Несмотря на монументальность и можно даже сказать некоторую «тяжесть» в своих работах, он, тем не менее, так же был опорной точкой для импрессионистов для начала своего шествия. И даже сама история создания полотна Констебля имеет, может и не прямое, а скорее символическое значение, но, тем не менее, как бы двигает его в сторону сближения с взглядами импрессионистов. Первоначально художник хотел изобразить в центре композиции королевское судно, причалившее к ступеням Уайт Холла, таким образом, ознаменовав вторую годовщину победы при Ватерлоо и открытие в честь этого события моста. Однако со временем, авторская позиция изменилась и в окончательном варианте мы видим, что парадные корабли ушли на средний план и основное пространство полотна выделено небу и реке, над которой на заднем плане через дым прорисовывает мост Ватерлоо.

Можно сказать, что Тёрнер был человеком, научившим Моне, да и всех импрессионистов в целом, видеть красоту дыма Лондона, недаром ведь они признавали этого английского мастера кисти своим предтечей. Кроме того, «дорожные» пейзажи Тёрнера, которые он писал путешествуя, были удивительно красочны и богаты своей цветовой палитрой, в них отсутствовал тот, не приемлемый для импрессионистов, академизм, что ещё выше превозносило этого творца в глазах юных, только начинавших своё движение, художников «впечатления».

  ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

<—Лондонские динозавры, берегущие память о былом

Лондон: Художник-мистик Уильям Блейк—>

Оставить комментарий: