Увидев подсказку в лекции Паолы Дмитриевны Волковой о «Корабле дураков» в цикле «Мост над бездной», и я провожу параллель между двумя «кораблями»: церковью, «построенной кораблём», и «Кораблём дураков» Иеронима Босха.
Жанр моих комментариев меняется: они становятся более всего похожими на Заметки на полях, потому что моя интуиция намекает, что параллель такого рода должна быть шире и глубже по охвату событий и объектов, длиннее по времени. Возможно, удастся и эту идею осуществить, пока — Заметки на полях.
Согласно археологическим и историческим данным первые христианские храмы как отдельные культовые здания начали появляться с IV века, когда церковь перешла под защиту государственной власти. Во II книге «Апостольских постановлений» описано здание христианской церкви того времени и служение в нем…
«А ты, епископ … Когда же соберешь Церковь Божию, то, как бы КОРМЧИЙ ВЕЛИКОГО КОРАБЛЯ, со всем знанием приказывай составлять собрания, повелевая диаконам, как бы МАТРОСАМ, чтобы назначали места братьям, как бы ПЛОВЦАМ, со всем тщанием и степенностью.
Прежде всего, здание да будет продолговато, обращено на восток, подобное кораблю. Диаконы уподобляются матросам и надсмотрщикам над гребцами по бокам корабля; а по их распоряжению в другой части здания пусть сядет народ со всем безмолвием и благочинием, а женщины — отдельно, и они пусть сядут, соблюдая молчание».
Итак, первый христианский храм представлял собой
МОЛЕЛЬНЫЙ ДОМ, ЧТО БЫЛ ПРОДОЛГОВАТЫМ САРАЕМ,
ОБРАЩЁННЫМ НА ВОСТОК, так как «образ св. Духа
любит восходящий образ Христа».
Следующим этапом в храмостроении было пространственное вычленение отдельных функций в богослужении. История деревянного зодчества сохранила следы расчленения молитвенного дома, что дал ХРАМ, «ПОСТРОЕННЫЙ КОРАБЛЁМ», С АЛТАРЁМ НА ВОСТОК — В СТОРОНУ СВЕТА».
Свидетельством, что речь идёт об истоках Общечеловеческой архитектуры, служит совпадение геометрии зданий и деталей, иначе ничем не объяснимых. Пример: и в жилых домах в Обераммергау, имеющих деревянные вторые этажи, и здесь — на Русском Севере — одинаково устройство крыш, выносы которых имеют «подзоры», «причелины», «полотенца».
К тому же, храмы, «построенные кораблем»,
распространены повсеместно и их не счесть.
На Русском севере можно увидеть немало рубленных, деревянных зданий типа «восьмерик на четверике», что обладают характерной для данного типа продольно-осевой планировкой, или «построенных кораблём», плывущим с Запада на Восток — туда, где Свет.
На Запад обращена высокая Колокольня, здесь трёхъярусная, увенчанная шатром с главкой и крестом. Следующая «клеть» (четвероугольник) — зал ожидания, в монастырях — трапезная. Затем — «клеть» Молельного зала. На Востоке — апсида с престолом.
Для архитектора понятия «восьмерик на четверике»
и «храм, построенный кораблём» — как для верующего
молитва «Отче наш»…
Со временем вместе с деревянными стали строиться каменные храмы подобного же типа. И не только в деревнях, но и в крупных, и даже в столичных городах, Храмов не счесть, видоизменений в пределах единой геометрии не счесть тоже. И в Новгороде, и в Пскове, и в Москве…
Нельзя не отметить, на Руси такой тип храмов не был единственным. С крещением русичей пришёл из Византии КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ТИП ХРАМА по геометрии своей — ЦЕНТРИЧЕСКИЙ.
Дальнейшее развитие храмовой архитектуры на Руси заключалось в том, что два типа храмов — линейный и центрический — начали сочетаться друг с другом, давая конкретные виды, характерные для определённого места и времени.
Здесь показан пример сочетания крестово-купольного храма с апсидой на Востоке и входным притвором на Западе со свободно поставленной звонницей. Результат — та псковская живописность, что так радует глаз.
Стоит отметить, в Средневековой Руси никогда не было Готики, дематериализовавшей стену с помощью стрельчатых арок, контрфорсов, аркбутанов. Средневековые храмы Руси расписывались изнутри, вовне они выглядели сдержанно сурово благодаря охранным, будто крепостным стенам.
В Баварии происходил, по сути, тот же самый процесс развития храмовой архитектуры, в котором церкви, «построенные кораблём», оставались ведущими. И в деревнях, и даже в Мюнхене.
Здесь, на фотографиях, представлены приходские церкви, типичные для Баварских предгорий вне зависимости от сменявших друг друга в Европе стилей. Во всяком случае, в ней тоже не было Готики, дематериализующей стену с помощью стрельчатых арок, контрфорсов, аркбутанов. В ней не было греко-римских базилик. Даже византийских купольных храмов в ней не было.
В пору Реформации подобные церкви назывались протестантскими. Есть мнения, что Реформация боролась с Римским католицизмом, утверждая своё представление о Вере с помощью этих храмов.
В пору Реформации Иероним Босх написал «Корабль дураков». Есть мнения, что в этом произведении он осуждал упадок нравов, от которого не защитил человека Римский католицизмом.
Строим параллель из двух «кораблей»…
Всегда так получается, хочешь начать разговор об одном, вдруг он начинается с другого. Эта картина принадлежит раннему Босху, и в ней, похоже, он утверждает, что глупость неизлечима…
На фоне очень босховского пейзажа изображены четыре фигуры. Операцию проводит хирург, водрузивший себе на голову воронку. У человека, привязанного к стулу, что-то удаляют из головы с помощью трубки. Монах, с оловянным кувшином в руке, кажется, комментирует сцену. Монахиня с книгой на голове беспристрастно наблюдает за происходящим.
То, что хирург удаляет из головы, — не «камень глупости», а тюльпан, что в средневековой символике обозначал глупую доверчивость. Перевернутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости. Кувшин, висящий на поясе хирурга, символизирует ненасытность, жадность. Закрытая книга на голове монахини соответственно символизирует, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью. Значит, перед нами не лечение, а обыкновенное мошенничество уже потому, что ГЛУПОСТЬ НЕИЗЛЕЧИМА.
В «Корабле дураков», принадлежащей позднему Босху, тема глупости развивается полнее, глубже и, по-моему, оптимистичнее. Переходим к рассмотрению…
О «Корабле дураков» написаны многотомья. Цитируй, кого хочешь, или обобщай другими написанное, начиная своё суждение ссылкой — «говорят». Буду пользоваться тем и другим способом…
Говорят, что, судя по дате написания картины, Босх в ней представил те нравы, с которыми боролась Реформация, потому что Римское католичество вместо того, чтобы их победить, само поддалось на их воздействие. Что за нравы?
Говорят, что эта картина — центральная часть триптиха, на котором представлены самые низменные страсти человечества: сцены обжорства и сладострастия дополняют разгул пьянства. Двух других створок, похоже, никто не видел — сосредотачиваю своё внимание на том, что есть.
Вижу композицию, «построенную кораблем»: есть горизонталь — судно, наполненное какими-то бяками, есть вертикаль — мачта корабля, проросшая деревом. Судно подобно Молельному залу, мачта — Колокольне церковной. Различие с церковью, «построенной кораблём», в том, что здесь никто не молится, а предаются самой пагубной из всех страстей.
Что за «бяки» так вольготно расположились в судне? Цитирую описание П. Д, Волковой… «Они — не персоны. Они — персонажи балаганного действия. Они все на одно лицо — из конвейера. Они — выструганные деревянные человечки, полуфабрикаты с антропологическими признаками людей. Они — как-бы народ и не народ: масса человеческая, которая живёт инстинктами».
Какому времени эти человечки принадлежат? Думаю, не мгновению протестантизма, а Вечности, потому что «Корабль» никуда не плывёт: он застыл в пространстве Мирового океана. Значит, в представленной Босхом сцене запечатлено всё, что было, есть и будет…
На столешнице лежат красные вишни. В христианстве вишня — райский плод. Её сладость символизирует мягкость натуры доброго человека. Здесь вишня — воспоминание, или напоминание, или предмет, не удостоенный внимания.
Они могли бы добрыми людьми быть.
Их корабль мог бы в Райские кущи приплыть.
А они — дураки — отдают Светлое будущее
Тёмным порокам на растерзание.
Кто они? Всё человечество, начиная с Адама,
чьё лико в ветвях Мирового древа мерещится.
Когда падение нравов началось? Похоже, оно всегда было… Висели кувшины с вином, висели хлеба, но не кровью и телом Христовым они были — дьявольским искушением. Насельникам «Корабля дураков» оставалось лишь петь Аллилуйю…. В честь Бога или его антипода? Чтобы понять, нужно прекратить петь и задуматься, а они поют, поют, упиваясь единением в пении…
ПОДОБНОЕ ЗАТМЕНИЕ РАЗУМА БЫВАЛО В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕ РАЗ И ЕЩЁ НЕ РАЗ БУДУТ ПЕТЬ «ШАРИКОВЫ» (великолепный временной выстрел сделан Паолой Дмитриевной).
Шут, что роль вперёд смотрящего должен исполнять, отвернулся, в себе замкнулся, и он своё сознание вином заливает. Если спросят, наденет на печальное лицо шутовскую маску. Но никто никогда его ни о чём не спросит: «Кораблём дураков» глупость управляет. Или МОРОК, что всех себе подчиняет…
Какой-то парень (в действенном возрасте ещё находящийся) карабкается по мачте вверх. Движимый Великой целью? Напротив: к мачте привязан жареный поросёнок или кура, снятая с вертела, этот парень хочет ножом столь лакомый дар срезать.
Флагшток, развивающийся над «Кораблём дураков», всё объясняет. Слово П. Д. Волковой… «»Флаг с луной — признак слабоволия, медиативности, свойственной лунатикам, плохо ориентирующимся в дневном сознании, ибо их сознание — галлюцинаторно».
Говорят, Иероним Босх принадлежал к братству Святого Свободного Духа, видящему в настоящем эпоху оболванивания, лжемудрости, начало движения к Концу Света — Апокалипсису. В композиции картины, по-моему, можно разглядеть то, что не даёт Времени схлопнуться…
ЗДЕСЬ ДВА «КОРАБЛЯ»: ОДИН — ВИДИМЫЙ В СВОЕЙ ЯВИ,
ДРУГОЙ — ПОСТИГАЕМЫЙ ДУХОМ, УМОЗРИТЕЛЬНО.
ВТОРОЙ «КОРАБЛЬ» ДЕРЖИТ ПЕРВЫЙ НА ПЛАВУ,
НЕ ПОЗВОЛЯЯ ИСЧЕЗНУТЬ — ИЗБЫТЬ СЕБЯ В ГЛУПОСТИ,
ПЕРЕЙДЯ НЕОБРАТИМЫЙ ПРЕДЕЛ ГРЕХОВНОСТИ.
Второй «корабль» виден в сходстве двух геометрий,
каждая из которых — единство горизонтали и вертикали,
как в церкви «построенной кораблём».
Сейчас я покажу вам одну из них: не ослепните…
История Визкирхе такова… В доме местной крестьянки Марии Лори хранилась деревянная фигура Бичуемого Христа, с которой в прежние времена раз в год на Страстную пятницу в близлежащем монастыре Штайнгаден совершались торжественные процессии. В 1735 году обветшавшую статую «списали». Через три года после этого произошло чудо: в глазах статуи появились слезы.
В короткий срок Виз стал крупнейшим в Европе XVIII столетия паломническим центром. Сюда устремлялись люди со всех концов континента, не говоря уже о паломниках из соседних германских королевств и княжеств. В самой Баварии было воздвигнуто более ста церквей и алтарей, посвященных Бичуемому Спасителю из Виза, и создано около 1500 копий этого удивительного образа.
В 1983 году ЮНЕСКО включила Визкирхе в список
всемирного культурного наследия человечества.
Путеводители пишут… «Церковь Визкирхе – шедевр творческой мысли человека – воплощает собой загадочность религиозного экстаза. Как скромный молящийся, церковь внешне непритязательна и скромна, но ее внутреннее убранство поражает гармонией и великолепием. Именно так, наверное, выглядит экзальтация искренней веры, воплощенная в материальность.
Поразительная игра красок, выдающиеся создания скульпторов, белоснежные стрелы колонн, балкончики и портики, украшенные золотом и росписью, чудесно светлые залы благодаря высоким окнам, — все это делает церковь не только поражающим воображение памятником скульптурного и живописного творчества, но и местом истинного религиозного паломничества».
Духовный центр храма — помещенная в алтаре статуя Бичуемого Спасителя, Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву во имя спасения всего человечества. Бог Отец примиряется с греховным миром, спасенным страданиями Христа. Но милость Божия не бесконечна, и об этом напоминает пустующий пока трон Судии над миром, который в час Страшного суда займет грядущий со славою Христос…
При всём при том, мир образов Визкирхе — светлый, радостный, легкий, полный жизни и надежды. Немецкий писатель Петер Дорфлер назвал его «кусочком неба в этом мире страданий». Архитектура, живопись, скульптурное убранство храма пронизаны глубоким оптимизмом и олицетворяют главную идею христианства — идею страдания, покаяния и искупления.
Двадцать огромных высоких окон и множество разнообразных оконных проемов наполняют храм морем света. В убранстве интерьеров храма преобладают белые и голубые тона. Великолепные рокайльные живопись, скульптура, лепнина столь разнообразны, что приводят едва ли не в замешательство.
Последние годы жизни Доминик Циммерман провёл в своем доме, специально купленном возле построенной им великолепной церкви, где и умер в 1766 году.
На вопрос, как эта церковь соотносится с Баварским барокко, пока не могу ответить достаточно полно. Только одно несомненно: и она придерживается исходной объемно-планировочной схемы церкви, «построенной кораблём».
Приходская церковь Петра и Павла
построена «кораблём» в 1730-1742 годы.
Запомните, пожалуйста, этот факт.
Я хочу совершить полёт в пространстве,
придерживаясь указанного времени.
Я хочу перенести вас в Санкт-Петербург…
Приходская церковь Петра и Павла
построена «кораблём» в 1730-1742 годы.
Автор росписи — Гюнтер Маттеус:
великий мастер эпохи Барокко.
Запомните, пожалуйста, этот факт.
Я хочу совершить полёт в пространстве,
придерживаясь указанного времени.
Я хочу перенести вас в Санкт-Петербург…
Петропавловская крепость (фортификационное сооружение) расположена на Заячьем острове в самом центре Санкт-Петербурга. С крепости, заложенной 16 (27) мая 1703 года и названной — Санкт-Питер-бурх (на голландский манер), начинался город — будущая столица Российской империи — Санкт-Петербург.
Дата основания Петропавловской крепости —
27 мая 1703 года — считается Днем Рождения города.
Петропа́вловский собо́р (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — православный храм, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры Петровского барокко. И сегодня собор, высота которого составляет 122,5 метра, является самым высоким из построенных в Санкт-Петербурге зданий.
По типу Кафедральный храм Новой Российской столицы
собой представляет исконный в истории человечества
храм, «построенный кораблём»…
Пётр ратовал за Новое,
не отказываясь от общечеловеческих истин?
Массивные пилоны расписаны под мрамор, декорированы коринфскими пилястрами.
Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722—1726 году в Москве (архитектор И. П. Зарудный, резьба — Трофим Иванов, Иван Телега; иконы — М. А. Меркурьев, Ф. Артемьев), лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи — Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие.
Иконостас относится к числу наиболее совершенных образцов русской резьбы, с которой удачно сочетается богатство барочной орнаментики. В стиле московского «нарышкинского» барокко исполнена алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами.
В 1725 году внутри недостроенного собора была устроена деревянная церковь, позднее разобранная. В ней отпевали скончавшегося царя Петра I. С этого времени собор стал усыпальницей российских императоров и членов царской фамилии.
Вскоре собор получил и другое значение – памятника русской военной славы. В нем хранились трофейные знамена, дорогое оружие, ключи от крепостей, завоеванных в победоносных войнах с Швецией и Турцией.
Доме́нико Андре́а Трези́ни родился около 1670 года близ Лугано, скончался в 1734 году в Санкт-Петербурге. Трезини заложил основы ЕВРОПЕЙСКОЙ ШКОЛЫ В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов.
С 1766 года до своей кончины в 1771 году в Лугано жил Франческо Бартоломео Растрелли — наиболее яркий представитель РУССКОГО, или так называемого ЕЛИЗАВЕТИНСКОГО БАРОККО.
Неподалёку от этих мест в живописном маленьком селении Рота Фуори, расположенном среди мягких холмов верхней части долины Иманья, входящей в провинцию североитальянского города Бергамо, родился и жил до переезда в Санкт-Петербург Джа́комо Анто́нио Доме́нико Кваре́нги — представитель палладианства в русской архитектуре, ведущий мастер РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА.
Не кажется ли вам, что мы самовольно делим мир на части,
на самом деле он един, во всяком случае, в своих истоках
и художественных проявлениях…
В 1712 — 1714 годах на этом месте была построена деревянная церковь во имя Михаила Архангела в стиле Петровского барокко.
В 1731 — 1734 годы по велению Анны Иоанновны обветшавшая деревянная церковь была заменена ныне существующей — каменной — в стиле АННИНСКОГО БАРОККО. Архитектор М. Г. Земцов, при участии И. Я. Бланка.
Высота колокольни 47-метров. Шпиль сооружён голландским мастером Г. ван Болесом.
В 1718 году для рабочих Партикулярной верфи, устроенной в истоке Фонтанки, против Летнего сада, Петром I была построена часовня во имя св. Пантелеимона (в день его памяти, 27 июля по старому стилю, русский флот в 1714 году одержал победу над шведским флотом при Гангуте и в 1720 году у острова Гренгам).
В 1735—1739 годах был построен новый храм в камне в стиле АННИНСКОГО БАРОККО. До наших дней церковь дошла в перестроенном виде, кораблевидный принцип сохранился.
В 1710 году в честь победы в Полтавской битве 27 июня 1709 года была построена и освящена деревянная Сампсониевская церковь, названная именем Сампсона Странноприимца, в день которого Россия одержала победу в битве. Перестройка церкви в собор велась в 1728—1740 годах, кораблевидный принцип сохранился.
В ограде собора похоронены казнённые 27 июня (8 июля) 1740 года первые русские интеллигенты — А. П. Волынский, А. Ф. Хрущов и архитектор П. М. Еропкин. Сказано «СЛОВО» — сделано «ДЕЛО»: как когда-то началось, так и дальше пошло. Но относится это речение не к церкви, а к «Кораблю дураков», что не стремится к Истине, Добру и Свету и здесь, и там, и везде-везде…