Ах, какой монастырь — настоящий «клостер»: замкнутый — что от мирских забот отрезанный высокими келейными корпусами. Правда, рядом восходят в небо дымы из труб монастырских пивоварен. Не Богу они фимиам курят — человеческому чревоугодию. Хватит злопыхать, уходим в глубину монастырской истории…
Император Священной Римской империи Людвиг IV Баварский серьезно поссорился с Папой Иоханнесом XXII из-за того, что Папа объявил коронацию Людвига в Риме недействительной.
Возвращаясь из Италии в Германию, император остановился в местечке Этталь, и в день святого Виталия торжественно поклялся построить на месте этом monasterium nove consuetudinis et acentus inaudite (лат. «МОНАСТЫРЬ НЕОБЫЧНЫЙ И НЕСЛЫХАННЫЙ»).
28 апреля 1330 года был заложен первый камень
нового монастыря. Нужны уточнения…
Священная Римская империя — государственное образование, существовавшее с 962 по 1806 годы и объединявшее многие территории Европы. Императорский титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов (властителей с правом выбора). Императоры претендовали на высшую власть в христианском мире. Шла непрерывная борьба властителей всех уровней со всеми. Баварские правители участвовали в этой борьбе всегда, иногда добивались успеха.
Вот так: сидели-сидели в деревушке Обераммергау,
4 км. — и вышли на международный уровень.
Согласитесь, основать монастырь — пол дела, необходимо обеспечить его существование. И с этой задачей справился Римский император из Баварии. Возложил на жителей деревни Обераммергау транспортные и строительные обязанности в пользу нового монастыря. При этом не забыл с ними щедро расплатиться: крестьяне получили право свободно наследовать имущество, строить дома по своему усмотрению, стали привилегированными извозчиками по всей округе, получили право торговли. По всем спорным вопросам жители деревни представали перед судом отцов бенедиктинцев из Этталя, а они им покровительствовали.
Вот в каких глубинах временных спрятан источник
благосостояния и боговдохновления жителей
Обераммергау — деревушки умельцев.
Они уже в XIV веке стали свободными в главном:
в обращении со своей недвижимостью.
СВОЕЮ…
полный страданий — физических и душевных,
преодолеть которые не поможет никто,
ибо человек, сам по себе, бесконечно одинок.Печаль раздумий поддерживает мокрый снег
в монастырском дворе и одинокая фигура
старого прихожанина, идущего, опираясь на трость.Бог взял на себя грехи человеческого рода.
Страданий — ни своих, ни людских — он не искупал.
Страдания вечны, они для смертных — удел.Что делать?
В монастырь Этталь входить…
Ссылку на «готический» и «барочный стиль» я списала в Википедии. Потом поняла: никакой информации ссылка эта не содержит, потому что понятие СТИЛЬ придумано для составления мёртвых классификаций, не имеющих отношения к живому — конкретному, реальному, всегда и везде неповторимому явлению.
Можно счесть, что от «готического храма» следов не осталось. Мощные контрфорсы, что поддерживают стены огромного барабана с высокими окнами, — воспоминание о том, не знаю о чём. Можно счесть и другое — Энрико Цукалли бережно сохранил останки «готического храма», определившие его реконструкцию. Можно то, можно другое — можно всё. Попробуем ограничить свою свободу, двигаясь в суждениях от установления связей, а не различий.
Людвиг IV Баварский бросил вызов оскорбившему его Папе,
построив «МОНАСТЫРЬ НЕОБЫЧНЫЙ И НЕСЛЫХАННЫЙ».
Для кого? ДЛЯ БАВАРИИ ИЛИ ИТАЛИИ XIV ВЕКА?
Всё: придётся заглянуть в Италию и разглядеть те храмы,
что могли судьбу монастыря в Эттале определить…
На протяжении всего Средневековья Италия была разобщенным государством, не имевшим одного политического центра. Практически она распадалась на ряд независимых областей и городов, постоянно соперничавших и враждовавших друг с другом.
Итальянская архитектура второй половины XIII и XIV веков характеризуется распространением ГОТИКИ и сразу же зарождением неких принципов, предваряющих архитектуру ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Готический стиль пришёл в архитектуру Италии из Франции в XIII столетии. Но итальянская готика существенно отличается от французской. Для неё характерно возведение КУПОЛОВ над местом пересечения центрального нефа и трансепта, а также преобладание НЕРАСЧЛЕНЁННЫХ СТЕННЫХ ПЛОСКОСТЕЙ, используемых под фресковую живопись.
Средневековье в Италии завершилось на пике возведением купола Брунеллески во Флоренции, который в равной степени можно считать началом Раннего Возрождения.
Во времена Людвига IV Ватикан в Риме ждал Микеланджело. Соперничали друг с другом Сиена и Флоренция, находившиеся на пике славы. Стремление императора сделать церковь лучше, чем у других, вполне соответствовало политической обстановке. Всё началось с иконы, привезённой Людвигом из Сиены — так называемой «Мадонны Этталя», что на какое-то время превратила собор в центр паломничества.
После смерти Людвига IV монастырь переживал сменявшие друг друга периоды упадка и расцвета. Были пожары. Были поновления. Что за план представлен? «Средневековой церкви», имени своего автора не сохранившей? Или его «чертил архитектор Энрико Цукалли», под началом которого проходила реконструкция монастыря в XVIII веке?
Ответ: в XIV веке восьмидольные купола не были новостью для архитектуры Средневековой Италии; диаметр в 42 м. — то, к чему она стремилась. Деление купола на 12 долей, установка 12 контрфорсов, гасящих распор, превращение контрфорсов в опоры для двухэтажных галерей — чрезвычайно эффектное решение. Лучше или хуже других — не говорю.
ГЛАВНОЕ В ТОМ, ЧТО ЭТОТ ПЛАН МОГ ПРИЙТИ
ИЗ XIV ВЕКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИТАЛИИ: ОН НЕ ЧУЖД ЕЙ.
Хотя… Ставить точку в рассуждениях не будем…
Посмотрите, пожалуйста, на фасад церкви теперь уже опытным взглядом — что-то знающим об Итальянском средневековье, устремлённом в небо куполами. Я вижу следующую картину….
Энрико Цукалли перед «готической церковью» выстроил
«барочную ширму» с двумя звонницами — тоже барочными.
Барокко — театр. И в Баварии оно театр тоже.
Что известно про Энрико Цукалли? Был главным архитектором при дворе Баварского курфюрста Фердинанда Марии. Вместе с Борелли и Вискарди строил Театинеркирхе и Нимфенбург в Мюнхене (в своё время увидим). Всё — в стиле ИТАЛЬЯНСКОГО БАРОККО, потому что поклонницей этого стиля была супруга курфюрста — Генриетта Аделаида Савойская, во всех отношениях женщина замечательная. Реконструкция монастыря Этталь — третья из самых значительных работ Цукалли.
Карниз «ширмы» предстаёт во всей своей барочной красоте, что равнозначно изысканной затейливости. Капители колонн — коринфские — ордерные. Рисовка антаблемента свободна от указаний извне, даже свыше. Роскошные розетки, волютообразные кронштейны радуют взгляд.
Выше «ширмы» видны волюты, завершающие контрфорсы, и окна барабана с наличниками — будто картинными рамами, выполненными в технике гризайль. Ау, мастера Обераммергау, не о вашем ли участии в делах Этталя знакомый приём говорит?
В структурном смысле всё согласовано идеально: расстояния между колоннами «ширмы», контрфорсами, ребрами купола сходятся в точке, словно одно вырастает из другого, как древовидный принцип велит.
ЗДЕСЬ XIV И XVIII ВЕКА НЕРАЗДЕЛИМЫ
НА БЛАГО ЦЕЛОМУ…
Завершия двух колоколен на ордерных кубах различны.
Кто-нибудь возражает? Нет: Барокко — театр,
в котором главное — эстетическому вкусу угождать.
Стены «ширмы» обработаны арками, чередующимися с нишами. В нишах стоят евангелисты, апостолы… Они вышли, чтобы объявить о начале Спектакля, посвященного самому любимому сюжету католической церкви: Вознесению Девы Марии на Небеса, где её встречает сын — Иисус Христос.
Входим в Молельный зал…
Что нас там ждёт?!
Пространство полно света, льющегося из огромных окон наверху; стена идёт кругом; Ось направлена к центральному алтарю в апсиде под вторым сферическим куполом; три пристенных алтаря справа от Оси — три пристенных алтаря слева. Стены светлые. Рамы алтарей, детали иззолочены. Хороши алтарные картины и скульптура. Порхающих ангелочков не счесть.
Как уже привычным стало, интерьер и экстерьер
не подчинены друг другу — свободны.
Снаружи — величавое Барокко, изнутри —
прихотливое Рококо или БАВАРСКОЕ БАРОККО…
Я устроилась в центре. За мной расположилась группа туристов с экскурсоводом. Немецкий язык мне не понятен. Я сжалась от огорчения: сейчас он всё расскажет о Готике и Барокко, а я так и останусь непросвещённой. Когда увидела эту фотографию, поняла: экскурсовод говорил, как написано в одной рекламе, «о порхающих ангелах, что заставляют направлять глаза к Богу»…
Декор церкви выполнен в стиле Рококо.
Стиль этот пришел в Италию в начале XVII века,
то есть на 100 лет раньше, чем в Германию.
Причина отставания в развитии — Тридцатилетняя война за гегемонию в «Священной Римской империи немецкой нации» и шедшая за этой войной «Матушка Чума». Только через 100 лет смог восстановиться демографический уровень Земель, составляющих страну Германию. Только через 100 лет, пройдя через все ужасы войн и эпидемий, бесстрастно уносивших множество человеческих жизней, ожила человеческая душа и предалась…
Предалась всем утешениям сладостного Рококо —
фантастически-экстатического выражения
Религиозного порыва туда:
подальше от Земли — в Небеса…
Центральная ось симметрии, пройдя по Молельному залу, останавливается с помощью выразительной архитектуры-скульптуры: парных колонн на высоких подиумах, что на крепованных антаблементах держат удвоенные арки, символизирующие Небо.
В небесной архитектурно-скульптурной аллегории
парит видение чуда — «Вознесение Девы Марии»…
Она вознеслась на Небо?
Ушла из жизни земной?
Она вознеслась: полный света храм
не позволяет сомневаться в присутствии Бога
здесь-сейчас, везде и всегда..
Обратите внимание, сюжет росписи купола повторяет тот, что на картине центрального алтаря. Многофигурное патетически-экспрессивное «Вознесение», несмотря на кажущуюся разбросанность фигур, объединено ритмом вихреобразного движения,
Весь католический мир в ликовании: чудо свершается…
Дева земная, исполнившись Духа Святого, улетает…
Улетает, утрачивая черты земного воплощения…
Сейчас она превратится в Свет, что изливается сверху,
сейчас она в солнечных лучах растает, чтобы быть всегда,
быть везде, с каждым о милости молящим её сочетаясь…
Весь католический мир в смятении — занят истолкованием происходящего, что запечатлено в росписях храма…
Это происходящее недоступно человеческому пониманию, сознанию, опыту, существованию…
На глазах у верующих, что сидят в церковном зале,
происходит явление трансцендентное,
как философы и учёные богословы его называют…
БОГ ДЕВУ МАРИЮ К СЕБЕ ЗАБИРАЕТ.
ДЕВУ МАРИЮ К СЕБЕ ЗАБИРАЕТ БОГ.
Он забирает её отсюда — из ПОСЮСТОРОННЕГО МИРА —
туда — в МИР ПОТУСТОРОННИЙ,
где лишь Божественные сущности пребывают…
А в Молельном зале границы исчезают между ирреальным и реальным. Смотрите: облако под крылатым драконом на балюстраду наплывает. Балюстрада материальна, как пластичный декор в зале? Балюстрада иллюзорна, как живописные произведения, что трансцендентные сюжеты изображают? Ответа никто не знает, потому что не должен знать.
Я сижу на дне Молельного зала и ощущаю,
что и меня вихрь непостижимого, непонятного
вверх поднимает втягивает в себя…
Смотрите, здесь изображен главный момент Вознесения…
Марии уже нет в её земном обличье прекрасной Девы,
какой она предстаёт в иконе Центрального алтаря.
От Девы Марии осталась Звезда в светящемся нимбе.
Она исполнила свой Долг — прошла через Страдания,
пережив смерть Сына. Она преображена….
Священнослужители заняты истолкованием.
Молящиеся — сопереживанием сюжетов Бытия.
Я — созерцанием вихря из облаков и фигур на них,
что в едином порыве устремлены к постижению Света.
Вдруг, подчинившись центростремительному движению,
душой устремляюсь за Ней. Улетаю, таю, горести забываю.
Нет, это безответственно, мне туда нельзя…
Центральная люстра во всём этом движении
вызывает чувство происходящего на глазах
электрического разряда. И это понятно:
столько движений — столько преображений…
Пространство накалено энергиями священнодействия.
Что дальше произойдёт после столь сильного разряда?
«Небесный Иерусалим грядет с Неба»?
Это будет вскоре, но когда именно, никто не знает.
Помолчим, чтобы снять перенапряжение…
Капитель внимание привлекает. Она — не ордерная: она течёт, сползает, тянется, зависает — она энергиями, летающими в зале, оживлена…
Пожалуй, этот снимок, сделанный широкоугольником, какого у нас нет, — самое точное изображение впечатления от Зала. Благодаря ракурсу и переднему плану, идёт глубинная перспектива снизу-вверх.
ДВИЖЕНИЕ ВВЫСЬ — ГЛАВНОЕ В СВЕТЛОМ ЗАЛЕ:
В НЁМ ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ИДЕЯ ВОЗНЕСЕНИЯ ПЕРЕДАНА.
Декор? Сейчас будем разглядывать «фарфоровый» декор…
Картуш справа — как осьминог живой. Ангелочков, детских головок столько, что можно брать на себя обет, обязуясь их всех пересчитать. Но никто не берёт: по-видимому, обет неисполним.
Орган храма с великолепной позолоченной орнаментацией и прекрасным звучанием является одним из крупнейших органов Европы — утверждают путеводители по Баварским достопримечательностям.
Убедились? В Баварском барокко всё слито воедино:
Свет — Цвет, Архитектура — Скульптура, Барокко — Рококо.
Их различать — что убивать целое, единое.
Здесь всё находится в движении: и линии, и формы…
Линии извиваются, превращаясь в формы,
из коих главные — раковины, листья, цветы, маски…
Формы не стоят, не восседают — и они находятся
в движении, позволяющем передать свойственное им
состояние Экстаза: томления, воодушевления,
восхищения, восторга, исступления, порыва высь…
Кто слева изображен? Михаил Архангел? Персей, убивающий четырёхрукую Медузу горгону, лишив её прически из змей? Или порождение ужасов, что не могут присниться и во сне?
Ангелочки не просто так летают, они подпевают,
славя Света торжество…
Ангелочки не просто так летают, они подпевают,
славя Света торжество…
Опять ожившие орнаменты по каменным рамам ползут,
чудовищ морских напоминая. Я их боюсь…
Не знаю, кто они и что делают тут?
Из Средневековья пришли, чтобы рыком своим
украсить ангельский хор?